Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ответ на ситуационную (практическую) задачу №2



2015-12-13 3063 Обсуждений (0)
Ответ на ситуационную (практическую) задачу №2 4.00 из 5.00 1 оценка




Ситуационная (практическая) часть

 

Ситуационная задача №1

На уровне здравого смысла мы делим факты на:

а) биологические (сон, еда, дыхание),

б) психологические (любовь, наслаждение, ненависть),

в) социологические.

Приведите 5 примеров социологических фактов. Ответ аргументируйте, используя социологические теории.

Ответ на ситуационную (практическую) задачу №1

 

Социологический факт - единичное, общественно значимое событие или совокупность однородных событий, типичных для той или иной сферы социальной жизни или характерных для определенных социальных процессов.

1) Социальная катастрофа на Донбассе. Блокада Донбасса (вид: действия, поступки людей). Создание условий для подчинения.

2)террористические акты - японские камикадзе (действия, психологическая атака; продукт деятельности человечества)

3) забастовочные явления шахтеров 1988-1991 гг. (вид: действия поступки людей, продукт деятельности человека)

4) панк-молебен в Храме Христа Спасителя участниц группы Pussy Riot (вид: действие, поступки людей);

5) «Пришел, увидел, победил» – оценка Цезарем своего успеха в одном из сражений (вид: словесные действия, мнения, суждения).


Ситуационная задача №2

В макросоциологии существует теория конфликта. Проанализируйте, почему теория конфликта не объясняет, каким образом общество сохраняет свою целостность и функционирует, несмотря на постоянные изменения. Ответ аргументируйте.

Ответ на ситуационную (практическую) задачу №2

 

Теория конфликта - одно из основных направлений в макросоциологии, которое ставит в центр анализа социальных процессов конфликт как явление, присущее природе человеческого общества.

Теория конфликта сформировалась главным образом на основе произведений Карла Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе.

С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие.

Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой [3, c.12].

Маркс предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет и революция преобразует общество. Согласно теории Маркса, классовый конфликт является движущей силой истории. Одной из наиболее значительных современных теорий является концепция немецкого социолога Ральфа Дарендорфа.

Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе - это классы, образованные по экономическому признаку.

По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт, что одни люди имеют власть над другими. Основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.

Социальная теория проявляла интерес к конфликту в обществе в XIX и начале XX в. В широком плане к данной проблеме обращались в своем творчестве Г. В. Гегель, К. Маркс, Г. Спенсер, М. Вебер, Г. Зиммель, Ф. Теннис и др. Г. Спенсер, рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития. М. Вебер проблему конфликта включает во все три главные направления своего творчества: социологию политики, социологию религии и социологию экономической жизни. Его исходная позиция в рассмотрении конфликта состоит в том, что общество является совокупностью позитивно и негативно привилегированных статусных групп, идеи и интересы которых в какой-то части расходятся, а в какой-то совпадают. Их противостояние в плане интересов, ценностей, осуществления власти - источник конфликтов.

Т. Парсонс первым в полный голос сказал о конфликте как патологии, определил следующие основы стабильности: удовлетворение потребностей, социальный контроль, совпадение социальных мотиваций с общественными установками. Э. Мэйо выдвинул идею «мира в промышленности», охарактеризовав конфликт как «опасную социальную болезнь», выступающую антитезой сотрудничеству и равновесию. Сторонники этой концепции - среди них, прежде всего X. Бродаль (Швеция) и немецкий социолог Ф. Гласл) - представляют конфликт как болезнь, вызываемую «микробами лжи и зла». При этом они исходят из того, что в историческом процессе проявляют себя две противоположные тенденции.

Первая - эмансипация, стремление высвободиться, вторая - возрастающая взаимная зависимость, содержащая в себе тенденцию к коллективизму. Болезнь имеет широкий спектр, захватывая индивида, социальные организмы, группы, организации, сообщества, нации, целые народы. В самой болезни уже есть вся информация, необходимая для выздоровления, есть там и сила, чтобы эту болезнь преодолеть. Поражая разных людей и разные социальные группы, это заболевание, как и всякое другое, имеет свои характерные черты и протекает всюду примерно одинаково. X. Бродаль и Ф. Гласл выделяют три основные фазы конфликта [6, c.654].

1. От надежды к страху.

2. От страха к потере облика.

3. Потеря воли - путь к насилию.

В любом конфликте наблюдается борьба тенденций эгоизма и «коллективизма». Найти равновесие между ними - значит найти путь к разрешению конфликта и вырасти в своей человеческой сущности.

Теория конфликта Козера является наиболее обширной, рассматривающей комплекс вопросов, а именно: причины конфликтам остроту конфликтам длительность конфликтам функции конфликта.

Козер определяет конфликт как процесс, который при определенных условиях может «функционировать», чтобы сохранить «социальный организм». Основные подходы к конфликту Козера:

1) в любой социальной системе обнаруживаются отсутствие равновесиям напряженностью конфликтные отношения;

2) многие процессы, которые, как обычно считается, разрушают систему (например, насилием разногласия, конфликт) при определенных условиях укрепляют интеграцию системы, а также ее «приспособляемость» к окружающим условиям.

На основе сформированных подходов к конфликту Козер развил целое теоретическое направление о функциях конфликта. Козер подверг критике Дарендорфа за то, что тот не придавал должного значения позитивным функциям конфликта. Согласно Козеру, конфликт выполняет интегративные и адаптивные функции в социальной системе. Также как и Зиммель, Козер считает, что конфликт содействует сохранению устойчивости и жизненности организации. Конфликт может содействовать более четкому разграничению между группами, способствовать централизации принятия решениям укреплять единство группы, усиливать социальный контроль.

Козер выделяет «причинные цепи», описывающие каким образом конфликт сохраняет или восстанавливает интеграцию системы и ее приспособляемость. Этот ряд причинных зависимостей выглядит следующим образом:

1) нарушение интеграции составных частей социальной системы-

2) приводит к вспышкам конфликтов между составными частями, что в свою очередь-

3) вызывает временную дезинтеграцию системы это-

4) делает социальную структуру более гибкой, что в свою очередь-

5) усиливает способность системы избавляться при помощи конфликта от грозящих ей в будущем нарушений равновесия, а это приводит к тому что-

6) система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям [8, c.426].

Общество обладает такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать свою целостность, упорядочивать отношения между институтами и общностями, интегрировать социальные новообразования и подчинять своей логике поведение основной массы населения, побуждая людей, живущих на соответствующей территории, воспроизводить в своих действия единую ткань многообразных социальных взаимодействий.

Теория конфликта не может ответить на вопросы целостности общества, так как целостность общества состоит из множества мелких элементов. Конфликт возникает постоянно и складывается из различных мелочей.

Кроме прочего конфликт не имеет общего образца развития и можно создать только обобщающую теорию конфликта, которая будет контролировать появление конфликта, но у каждого конфликта будет разное решение.

Целостность общества - это система процессов взаимодействия отдельных субъектов общества, объединенных общими целями, направленными на достижение общих интересов внутри данной системы.

Соответственно из выше сказанного теория конфликта не может предусмотреть мотив и развитие конфликта, который нарушает целостность общества.


Тестовая часть

1. Найдите правильный вариант ответа из четырех предложенных.

Кому из социологов принадлежит идея, что предмет социологии составляют социальные факты:

А) П. А. Сорокину.

Б) М. Веберу.

В) К. Марксу.

Г) Э. Дюркгейму.

2. Отношения какого типа образуют, согласно теории К. Маркса, “базис” общества:

А) политические

Б) производственные

В) правовые

Г) классовые

3. Кто развивал концепцию “понимающей социологии”:

А) М.Вебер.

Б) Э.Дюркгейм

В). К. Маркс.

Г) Г.Спенсер.

4. Социолог изучает роль образования и религии в интеграции общества. К какой парадигме относится его теория:

А) конфликтной;

Б) структурному функционализму;

В) символическому интеракционизму;

Г) феноменологии?

5. Установите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

1) социализация, 2) ресоциализация, 3) роль, 4) статус.

Определения:

А) процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения;

Б) позиция индивида или группы в рамках социальной структуры;

В) процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества;

Г) ожидаемые от человека действия (права и обязанности), определяющие поведение, соответствующее определенному статусу.



2015-12-13 3063 Обсуждений (0)
Ответ на ситуационную (практическую) задачу №2 4.00 из 5.00 1 оценка









Обсуждение в статье: Ответ на ситуационную (практическую) задачу №2

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3063)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)