Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ



2016-01-02 421 Обсуждений (0)
ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономика постперестроечной России должна была прийти в соответствие с новым политическим строем, что подразумевало переход к рыночной экономике, ее демонополизацию и приватизацию, создание класса частных предпринимателей и собственников, укрепление власти президента. На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ, предусматривающей либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию. Учитывая сложившееся тяжелое экономическое положение, депутаты в целом одобрили программу и даже наделили президента дополнительными полномочиями для ее проведения. Экономическая программа реформ, разработанная вице-премьером правительства России Е.Т. Гайдаром, предусматривала либерализацию цен, а после установления реальных рыночных цен - приватизацию государственного сектора экономики.

Предполагавшийся в 1992 г. трехкратный рост цен (в 1991 г. рост цен составил по отношению к 1990 г. 2,6 раза) планировалось компенсировать на 70% социальными пособиями, ростом заработной платы, пенсий, стипендий. После годового осуществления реформы общество должно было почувствовать первые позитивные итоги.

2 января 1992 г. Россией был сделан первый шаг по пути к рыночной экономике: началась либерализация цен и торговли. По замыслу вице-премьера Е. Гайдара, это должно было вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Однако недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен привело к их неконтролируемому всплеску в начале года. В январе 1992 г. рост цен составил 1000-1200 %, а к концу года они увеличились не менее чем в 26 раз. При этом увеличение зарплаты в 1992 г. произошло лишь в 12 раз. Реформой не была предусмотрена индексация сберегательных вкладов населения, что привело к одномоментному их обесцениванию. Не оправдались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада. В этих условиях правительство Ельцина-Гайдара не смогло выполнить обещанных социальных гарантий при проведении реформы. Главным положительным итогом реформы на начальном этапе ее проведения стало быстрое наполнение магазинов товарами, ликвидация товарного дефицита, очередей.

В феврале 1992 г. правительство опубликовало меморандум об экономической политике на 1992 г. Главной целью была объявлена стабилизация финансовой системы, создание бездефицитного бюджета за счет прекращения дотаций убыточным предприятиям и отраслям, снижения социальных выплат населению. Стабилизация финансов России должна была вызвать, по мысли Е. Гайдара, рост внешних и внутренних инвестиций в российскую экономику и последующий ее рост. В документе также отмечалась целесообразность освобождения цен на энергоносители, которые должны были достичь мирового уровня до конца 1993 г. Освобождение цен при их стабилизации в последующие месяцы, насыщение рынка создавали предпосылки для проведения второго этапа реформ приватизации государственного сектора экономики. Предложенная программа реформ получила поддержку президента России Б.Н. Ельцина.

Сокращение зимой-весной 1992 государственных дотаций

предприятиям (по замыслу Е. Гайдара, это являлось основой для снижения инфляции) встретило отпор со стороны директорского корпуса. В первую очередь позиция производственников была связана с ситуацией в экономике. Несмотря на рост цен на промышленную продукцию, большинство предприятий, включая отрасли нефтяной и газовой промышленности, после либерализации цен стали убыточными. Это было вызвано как повышением роста тарифов на перевозку товаров и энергоносители, так и падением покупательского спроса и целенаправленным снижением государственного заказа. В условиях экономического кризиса обострилась проблема взаимных неплатежей предприятий. К 1 июня 1992 г. сумма взаимных неплатежей достигла около 2 трлн. рублей. Директора предприятий выход из кризиса неплатежей видели в получении льготного государственного кредита с дальнейшим покрытием задолженностей предприятиями по взаиморасчетам. Подобная точка зрения нашла поддержку Верховного Совета и Центрального банка России. 28 июня 1992 г. ЦБ предоставил этот кредит предприятиям. Тем самым в оборот были выпущены новые, не обеспеченные товарами и услугами финансовые средства, усилившие инфляцию. Крах промышленности был предотвращен посредством кредитов и нового витка гиперинфляции. Среднее темпы роста денежной массы во второй половине 1992 г. возросли с 11,4 % до 28 % в месяц.

Выход из сложившейся ситуации правительство Е. Гайдара (с июня 1992 г. он исполнял обязанности премьера) видело в замене государственных дотаций и кредитов зарубежными инвестициями, а также инвестициями частных лиц. Таким образом, ключевым становился вопрос о приватизации государственного сектора. Согласно схеме, разработанной Комитетом Госимущества России во главе с А. Чубайсом, были намечены два основных варианта приватизации предприятий. Первый из них предусматривал льготное приобретение работниками предприятий около 50 % акций своего предприятия. Второй вариант приобретение работниками предприятий контрольного пакета акций в 51 % на более жестких условиях. Но в обоих случаях значительная часть акций сосредоточивалась у руководства предприятий. Оставшиеся акции поступали в открытую продажу для российских граждан в обмен на специальные приватизационные чеки.

19 августа 1992 г. президент РФ Б. Ельцин издал указ «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (ваучерная приватизация). 1 октября 1992 г. началась выдача ваучеров приватизационных чеков населению по номинальной стоимости 10 000 рублей.

В 1992 г. в частную собственность было передано 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств, 15 % торговой сети. В результате массовой децентрализованной приватизации 1992 - 1993 гг. в стране появились 40 млн. номинальных акционеров, при этом большая часть предприятий оказалась под контролем финансовых групп, скупавших ваучеры у населения. Приватизация выполнила свою задачу наполовину: создав слой собственников, она экономически оказалась малоэффективной, не дав предполагавшегося рост инвестиций. Усилилась критика правительства, которое так и не смогло остановить спада производства и обнищания населения (ниже черты прожиточного минимума находились около 44 % жителей России). Спад производства в России за первые 9 месяцев реформ составил около 20 %. В конце 1992 г. по национальному доходу Россия находилась на уровне 1976 г., по структуре потребления - на уровне 1960-х гг. Все это способствовало развитию социального кризиса, вело к падению популярности правительства Е. Гайдара.

В условиях политического кризиса президент пошел на изменение состава правительства, которое с декабря 1993 г. возглавил B.C. Черномырдин. Тем самым официально закончился первый период российских реформ в экономике, получивший название «реформы Гайдара».

В 1993 г. Правительство РФ отошло от прежнего взгляда на степень вмешательства государства в экономику, уже не абсолютизируя роль свободного рынка. Новый курс в экономике определялся B.C. Черномырдиным, представителем нефтегазового комплекса. Правительство в эти годы в большей степени учитывало интересы российской промышленности, особенно экспортных отраслей, пополняющих российский бюджет валютой. Было объявлено о том, что целью кабинета в 1993 г. является финансовая стабилизация, снижение темпов инфляции до 5% в месяц, поддержка отечественных производителей.

8 февраля 1993 г. в России был зарегистрирован «Гражданский союз» - центристское движение, связанное с промышленными кругами и созданное А. Вольским. Одним из программных пунктов «Гражданского союза» было требование к государству по принятию мер, направленных на поддержку отечественной промышленности. Правительство В. Черномырдина пыталось наладить контакты с подобными организациями, демонстрируя готовность вернуться к частичному государственному заказу. Вместе с тем Правительство должно было учитывать гораздо более радикальные (либерально-рыночные на тот момент времени) взгляды Президента России и противостоять давлению парламента, выступавшего за полный возврат к системе госзаказа и госкредитования. Политическое противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти в 1993 г. сужали инициативу правительства, мешая его эффективной работе.

Несмотря на ряд предпринятых мер, в 1993 г. продолжилось падение производства. К положительным итогам года можно отнести только значительное снижение темпов инфляции. По сравнению с 1992 г. она сократилась в 2,8 раза. Между тем преувеличивать итоги борьбы с инфляцией не стоит: за год цены выросли почти в 10 раз. Не удалось правительству В. Черномырдина остановить и продолжавшийся спад в промышленности. Уровень производства в 1993 г. составил 59,8 % от уровня 1990 г. В топливно-энергетическом комплексе он равнялся 81,2 %, в машиностроительном комплексе 58 %, в пищевой промышленности 65, 1 %, в легкой промышленности 46,7 %. Уровень безработицы достиг в 1993 г. 7,8 млн. человек (10,4 % активного населения страны) и продолжал расти.

Президент Б.Н. Ельцин, исходя из итогов парламентских выборов в декабре 1993 г., на которых проправительственные и пропрезидентские движения набрали только около трети голосов, несколько скорректировал экономическую политику правительства В. Черномырдина. В 1994 - 1997 гг. поддержку правительства ощутили некоторые отрасли отечественной, прежде всего добывающей промышленности.

По сравнению с первыми годами реформ за счет усиления государственного регулирования экономическими процессами темпы инфляции были несколько снижены, уменьшились темпы падения производства. В 1994 г. динамика роста цен по сравнению с 1993 г. снизилась в 3,1 раза. Однако финансовой стабилизации так и не удалось добиться, что показало прекращение деятельности АО «МММ», «Чара», «Русский дом Селенга», «Тибет», «Властелина» и других финансовых пирамид, умело использовавших разгул инфляции в мошеннических целях, «черный вторник» 11 октября 1994 г., когда курс доллара в течение дня вырос почти на треть -- с 3081 до 3926 руб.

Экономическая политика Правительства в 1995-1996 гг. была ориентирована прежде всего на экспортные отрасли производства. Положительное сальдо России в торговле составило в 1996 г. около 40 млрд. рублей. В стране стали появляться благополучные в экономическом отношении районы, специализирующиеся на экспортных отраслях промышленности (газ, нефть, металл). На основе топливно-промышленных предприятий сложились крупнейшие в стране финансово-промышленные группы (ФПК). Среди них «Интеррос» («ОНЭКСИМ банк», «Норильский никель», «Новокузнецкий металлургический комбинат»), «Лукойл» (7 нефтедобывающих предприятий, 23 нефтеперерабатывающих завода, 3 финансово-инвестиционные компании) и другие ФПК.

Большинство же областей России, не связанных с нефтегазовым комплексом, производством и вывозом сырья, по-прежнему оставалось в глубоком экономическом кризисе. Спад промышленного производства в целом по России составлял около 4 % в год. Падение производства по сравнению с советским периодом достигло на конец 1996 года уже 60-65 %. В стране не удавалось создать стабильную финансовую систему, задержки выплат долгов бюджетникам по заплате составляли до двух лет.

6 марта 1997 г. в ежегодном послании Федеральному Собранию президента Б.Н. Ельцина было заявлено о начале нового этапа либеральных социально-экономических реформ. Среди приоритетных направлений обновленного состава правительства, в которое вскоре в качестве вице-премьеров вошли Б. Немцов и А. Чубайс, была обозначена разработка программы сокращения бюджетного дефицита и пенсионной реформы, ликвидация задолженности по зарплате к 31 декабря 1997 г., борьба с коррупцией.

Реформационная работа нового состава правительства в основном свелась к регулированию финансовых и налоговых потоков внутри страны. Среди важнейших решений правительства секвестр бюджета 1997 г. в социальной части, вступление России в Парижский клуб стран кредиторов, размещение новых займов еврооблигаций и Государственных краткосрочных обязательств, проведение нового этапа приватизации, прежде всего топливно-сырьевой промышленности. Привлечение новых финансовых средств (6 млрд. долларов иностранных займов против 2 млрд. в 1996 г.), прекращение финансирования военной кампании в Чечне, поступления от продолжения приватизации, политика жесткой социальной экономии позволили, согласно официальным данным, достигнуть прироста валового внутреннего продукта в России на 1 % за первое полугодие 1997 г. При этом следует отметить опережающий рост производства в легкой промышленности, составивший более 9 %. Это был первый успех в новейшей истории российской экономики за весь постперестроечный период. Следует, правда, отметить, что прирост был достигнут за счет массового привлечения инвестиций и займов, что означало рост государственных обязательств перед внешними и внутренними кредиторами.

Серьезной проблемой оставались инфляционные процессы. В августе 1997 г. началась подготовка к осуществлению денежной реформы. Начало ей положил указ президента РФ Б. Ельцина от 5 августа «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». В соответствии с реформой с 1 января 1998 г. проводилась деноминация российского рубля в 1000 раз. Подобная мера способствовала укреплению национальной валюты, стабилизации экономических процессов.

Рейтинг правительства Черномырдина - Чубайса стал расти. Считая важнейшей задачей обеспечение преемственности передачи власти, Б. Ельцин решил использовать ситуацию для подготовки будущих президентских выборов. 23 марта 1998 г. В. Черномырдин и А. Чубайс были отправлены в отставку. Их заменил молодой реформатор С. Кириенко.

Для нового премьера все более очевидным становилось давление внутреннего и внешнего долга на экономику страны. Расходы по обслуживанию внешнего и внутреннего долга государства составляли в 1996 г. 13 % всех федеральных расходов, в 1997 г. 24 %, в 1998 г. 30 %. Новое правительство ввиду финансовой задолженности страны попыталось проводить более жесткую экономическую политику, предусматривающую повышение ставок налогов и торговых пошлин. Подобный подход, осуществляемый в отрыве от прежней политики, наряду с наличием новых ошибок привел первоначально к 10% росту цен, а затем к самому глубокому финансовому обвалу в новейшей истории России. День 17 августа 1998 г. фактически знаменовал собой финансовое банкротство России: обесценивание национальной валюты и, как следствие, невозможность государства платить по внешним и внутренним долгам. Правительство и Центральный банк России заявили о девальвации рубля и начале пересмотра долговых обязательств государства, включая мораторий на выплаты по кредитам. Финансовый кризис перешел в стадию неконтролируемого роста цен, которые за короткое время возросли более чем в 4 раза. Вновь ухудшилось положение подавляющей части населения страны, в том числе и средних слоев общества. В этих условиях отставка правительства С. Кириенко стала неизбежной. 23 августа она стала свершившимся фактом. К 1 сентября рост цен, по сравнению с докризисным состоянием, на отечественные товары превысил 20 %, на импортные - 80 %. По оценке Госкомстата России, численность населения страны с доходами ниже прожиточного уровня в августе 1998 г. достигла 33 млн. человек.

11 сентября Правительство России возглавил Е.М. Примаков. Его главной задачей стала стабилизация экономики России. Правительство заявило об активной поддержке отечественной промышленности и сельского хозяйства. Были повышены ставки подоходного налога с граждан с одновременным снижением налогообложения производственных инвестиций, НДС. Снижение налогового бремени с «реальной экономики» (образное выражение Е. Примакова, подразумевающее производящие отрасли) наряду с сокращением импорта в Россию (вызванного падением национальной валюты) способствовали оживлению отечественной промышленности. Подобный курс правительства получил поддержку парламента, утверждавшего законопроекты правительства в благожелательной обстановке.

Правительством осуществлялись меры, направленные и на повышение стабильности национальной валюты. Так, был введен более жесткий контроль над деятельностью экспортеров; они должны были продавать 75 % валютной выручки на биржи. Вводился более строгий таможенный контроль. Наряду с ростом мировых цен на нефть это способствовало выплате внешних долгов и привлечению средств в экономику страны.

Впервые наметилось реальное снижение государственных расходов на аппарат. В течение первого полугодия 1999 г, экономическое положение России стабилизировалось. Уровень производства за шесть месяцев 1999 г. поднялся на 1,5 %, свидетельствуя о позитивных сдвигах в экономике.

В мае 1999 г. Б. Ельцин назначил С.В. Степашина новым премьером, отправив правительство Е. Примакова в отставку. Это было вызвано приближающимися президентскими выборами и необходимостью иметь подконтрольное президенту правительство. Кабинет С.В. Степашина, как и сменившее его в августе 1999 г. правительство В.В. Путина, был сосредоточен в основном на рассмотрении комплекса политических задач, откладывая серьезные экономические преобразования до окончательного решения вопроса о власти.



2016-01-02 421 Обсуждений (0)
ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПЕРЕХОД К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (421)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)