Социально- экономический строй в период расцвета
(X – начало XII вв). Первую версию истории образования государства Русь изложил Нестор в летописи Повесть временных лет (начало XII в.): - в 859 г. новгородцы изгнали варягов, которым платили дань, но освобождение не принесло им пользы (начались междоусобицы); - они снова призвали варягов в 862 г. Власть в Новгороде получил Рюрик, по мнению летописца, основатель княжеской династии. Его братья - Синеус и Трувор — сели на княжение на Белом озере (ныне Белозерск) и в Изборске. Они рано умерли и не оставили потомков. В других городах правили наместники Рюрика из числа варяжских предводи-телей. Так, Аскольд и Дир захватили власть в Киеве и освободили киевлян от уплаты дани Хазарскому каганату. Рюрик умер в 879 г., не оставив наследников. (Поэтому совершенно неправомерно называть династию киевских князей и некоторые дворянские роды Рюриковичами.) Летописное предание о призвании варягов легло в основу так называемой норманнской теории, которую создали в XVIII в. Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер — немецкие ученые, приехавшие работать в Петербургской академии наук. Они отстаивали версию об иноземном происхождении древнерусской государственности. Свой вывод они обосновывали тем, что славяне, якобы находившиеся на низкой, варварской ступени развития, не были способны образовать государство. Противником норманнской теории стал еще в XVIII в. М. В. Ломоносов; затем борьбу продолжили многие русские историки-патриоты. На базе норманнской теории и в современную эпоху делаются далеко идущие политические заключения об извечной и исконной отсталости славянских народов, которые якобы неспособны к самостоятельному историческому творчеству без помощи Запада. Историки давно доказали научную несостоятельность этой теории, так как никакая государственная организация не может быть привнесена извне, если для ее утверждения нет предпосылок и традиций, подготовленных соответствующим внутренним экономическим и социальным развитием. Создание древнерусского государства явилось закономерным итогом предшествующего развития восточного славянства (см. тему 1). Преемник Рюрика — Олег, предводитель варяжского отряда, захватил власть в Новгороде, а затем и Киев, убив Аскольда и Дира. С 882 г. Киев стал центром объединенного государства, которое поэтому часто называют Киевской Русью. В правление Олега (879-912 гг.): — расширилась территория государства — в нее вошли ильменские словене, смоленские и полоцкие кривичи, фино-угорские народности (весь, меря, чудь), древляне, северяне и радимичи; — совершались военные походы на Византию (907, 911 гг.); — складывался аппарат управления — он посылал своих наместников в Новгород, Смоленск, Любеч или опирался на племенных вождей; — сбор дани в завоеванных землях осуществлялся по традиционной системе — «с дыма», т. е. с крестьянского двора. В договоре Руси с Византией упоминался «Закон русский», т. е. свод законов, по которому в Киевской Руси осуществлялось судопроизводство. В создававшемся государстве формировались все его атрибуты как нового социально-политического устройства — единая территория, аппарат управления, налоговая система и законодательство. Территория Древнерусского государства продолжала складываться в результате завоевательных походов следующих поколений киевских князей. Она простиралась: от Финского залива, Онежского и Ладожского озер на севере до устья Днепра и Дуная на юге; от впадения Оки в Волгу на востоке до Немана и почти до Вислы на западе и Карпат на юго-западе. Равной территории не было ни у одного государства в Западной Европе. От киевских князей зависели (платили дань) ясы (осетины) и касоги (черкесы), финно-угорские и балтийские племена: водь, весь, чудь заволочская, эсты, латгалы, земгалы, жемайты и курши. В основе сельского хозяйства лежало пашенное земледелие, хотя в ряде районов широко применялась переложная система, а на севере еще долгое время сохранялась подсечная система. На полях сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес и просо. Возделывали огородные (репа, горох, чечевица) и технические культуры (лен, конопля, стебли которых использовали для выделки тканей). Пахали и сеяли с помощью тягловой силы — лошадей и волов. Разводили и других домашних животных — коров, овец, свиней. Большим подспорьем оставались рыболовство, охота, бортничество и собирание лесных ягод и грибов. Охота обеспечивала крестьянские семьи мясом и позволяла пушниной выплатить дань (оброк) землевладельцу. Сельское хозяйство сохраняло натуральный характер. Ремесло достигло высокого уровня. Русские стальные клинки, мечи, кольчуги, висячие замки, эмалевые и золотые ювелирные изделия славились на Западе и Востоке. Историки установили, что в Киевской Руси было до 60 видов ремесленных специальностей: кузнецы, оружейники, каменщики, кожевники, гончары, стеклодувы, золотых и серебряных дел мастера. Однако ремесло еще не имело товарного характера — это было производство на заказ с целью обмена результата труда на продукты сельского хозяйства. Самые крупные заказы поступали от князей, представителей обогатившейся за счет захвата общинных земель местной знати и заморских купцов. Из ремесленных поселений вокруг укрепленных замков («градов») возникали города — административные и хозяйственные центры, средоточие богатства и запасов всей округи. Историки насчитывают до 224 городов в Древнерусском государстве. Наиболее древние и крупные: Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и Переяславль — последние два имели особое значение как оборонные центры в борьбе с кочевниками, нападавшими на Русь. Для развития внутренней торговли в Древнерусском государстве не было необходимых условий. Однако внешняя торговля процветала. Товаром становились продукты промыслов (меха, воск, мед) и ремесленного производства — оружие, ювелирные изделия. Внешняя торговля сосредотачивалась в руках крупных купцов (часто из варягов) и племенной знати, которая концентрировала богатства, полученные в форме дани или натурального оброка. Участие в торговле становилось дополнительным источником обогащения и, следовательно, еще больше усиливало социальное преимущество верхушки общества. Русь торговала с Волжско-Камской Болгарией, с Западной Европой, Прибалтикой и Северным Кавказом. Торговлю с Византией регулировал договор Руси с греками 911 г. По нему русские купцы получили право беспошлинной торговли на рынках империи. Социальное устройство Древнерусского государства представляло собой раннефеодальную монархию — единоличную форму правления, сложившуюся в период вызревания феодализма. Ее особенность — сохранение некоторых традиций эпохи «военной демократии» — вече и народное ополчение. Еще одна особенность древнерусской монархии — лествич-ный порядок наследования княжеской власти. Престол переходил не от отца к сыну, а по старшинству в роде — от брата к брату. Поэтому в случае смерти какого-либо князя все члены так называемой династии Рюриковичей начинали перемещаться с престола на престол. Во главе государства стоял старший из рода Рюриковичей — великий киевский князь — собиратель и защитник территории, основной законодатель, верховный судья, главный получатель и распределитель налогов (дани). Великий князь был владетелем своего домена — княжеских сел, хозяйство которых имело промысловый (добыча пушнины и других даров леса) и коневодческий характер (для обеспечения военной потребности). Могущество великого князя опиралось на материальные (денежные) успехи экспортных операций (продажа пушнины, полученной в своем домене и в качестве дани), а также на социально-политическую поддержку боярства и дружины. Боярство образовалось из племенной знати, захватившей лучшие общинные земли и превратившей их в вотчины, в которых трудились зависимые земледельцы и ремесленники. Обогащению боярства также способствовало участие в военных походах, дававшее возможность получения определенной доли военной добычи. Боярами назывались и наиболее авторитетные «старшие» дружинники, входившие в постоянный совет князя — думу. Дружина — постоянная вооруженная организация — существовала за счет сбора дани с покоренных племен и военной добычи. В мирное время она сопровождала торговые караваны и помогала князю подавлять народные волнения. Дружина делилась на «старшую» и «молодшую». Из «старшей» формировался высший аппарат управления — члены Боярской думы; посадники и наместники, осуществлявшие власть на местах; послы и военачальники. «Младшая» дружина — гриди, отроки — состояла из рядовых воинов. Основная часть земледельческого и ремесленного населения оставалась свободной. Юридически свободные люди входили в соседскую общину — еще один остаток эпохи «военной демократии». Община распределяла землю между семьями, поддерживала общественный порядок, за провинности своих членов выплачивала штрафы {вира), а также платила дань великому князю за защиту от кочевников и предоставление права пользования землей, так как он в представлениях народа являлся верховным собственником всей земли. По разным причинам часть населения попадала в зависимость. Наиболее зависимая группа — рабы {холопы, челядь). Рабами становились военнопленные, а также продавшие себя в рабство обнищавшие общинники. Женитьба на рабе и служба у господина без специального договора также приводила к рабству. Рабов использовали и для полевых работ (ролейные рабы,), и в качестве управляющих хозяйством {тиуны, огнищане, ключники). Раб был полностью бесправен, хозяин мог его даже убить. За это он должен был лишь заплатить штраф в 5 гривен и понести нестрогое церковное наказание. В такую же сумму оценивалась жизнь убитого смерда, работавшего в княжеских или боярских вотчинах. (Ряд историков полагает, что смерды — это не зависимые, а свободные общинники.) Во временную зависимость от феодалов попадали рядовичи — свободные люди, заключившие ряд (договор) на выполнение каких-либо работ. Закупы — свободные общинники, взявшие купу (ссуду зерном, скотом, деньгами), — тоже попадали в кабалу. Отрабатывая долг на земле господина, закуп сохранял свое хозяйство. Ссуду он был обязан вернуть в двойном размере, что делало выход на свободу почти нереальным. Попытка бегства превращала закупа в холопа. По имущественному и социальному статусу закупы были близки к феодально-зависимым крестьянам более позднего времени. Сосуществование свободных общинников и нескольких категорий зависимого населения свидетельствовало о том, что в социальной структуре Киевской Руси оставались остатки эпохи «военной демократии» и в то же время черты феодального общественного строя. Политическая деятельность князей. Преемник Олега князь Игорь (912—945) военными походами поддерживал территориальное единство государства, расширял его племенной состав (уличи и тиверцы), защищал границы от набегов печенегов. Походы Игоря на Византию, нарушившую принятые ранее соглашения с Киевом, большими успехами не увенчались. В 944 г. был подписан новый договор Руси с Византией, содержавший менее выгодные условия, чем договор 911 г. Стремление иметь «больше имения» и попытка сбора вторичной дани привели к смерти Игоря — Он был убит во время полюдья в земле древлян. Восстание древлян 945 г. — первое упомянутое в летописи проявление народного недовольства княжеской деятельностью. Жена Игоря княгиня Ольга (945—964) жестоко покарала восставших и закрепила вхождение древлян в состав Киевской Руси. Однако на будущее она установила зафиксированные «уставы» — порядок сбора дани, «уроки» — размер дани и «погосты» — место сбора дани, где находился боярин с малой дружиной как представитель княжеской власти. Упорядочение налоговой системы — первая административно-хозяйственная реформа общегосударственного масштаба. Святослав (945-972) - сын Игоря и Ольги - формально стал князем в возрасте трех лет, но фактически правил с 964 г.: - присоединил к Киевской Руси племенной союз вятичей, - разбил войска Волжско-Камской Болгарии, - покорил мордву, разгромил Хазарский каганат, - добился ряда успехов на Северном Кавказе, - на побережье Азовского моря овладел Тмутараканью и - отразил набег печенегов. Однако борьба Святослава с Византией окончилась для него неудачей. В 971 г. его дружину окружило 100-тысячное византийское войско в крепости Доростол. С трудом князю удалось избежать полного разгрома. Он был вынужден заключить с Византией договор о ненападении и вернуть ей завоеванные на Дунае земли. Погиб Святослав с дружиной под ударом печенегов, устроивших засаду в районе днепровских порогов. В междоусобной борьбе сыновей Святослава — Ярополка, Олега и Владимира — победил Владимир (980-1015) - значительно расширил территорию государства, включив: - Карпатские горы (Волынь и Галиция); - земли по р. Западный Буг вплоть до границы с Польшей; - на юге организовал оборонительную систему крепостей для защиты от набегов печенегов. Особая забота князя — укрепление государственного административного аппарата. Во всех крупных центрах управление было передано в руки его сыновей и лично преданных «старших» дружинников. В 988 г. при Владимире было введено христианство как государственная религия. Это стало второй общегосударственной реформой, имевшей идейно-политический характер. Языческая религия многобожия (тем более что каждый племенной союз имел своих богов) не соответствовала новому статусу государства, объединившего всех восточных славян. Принятие монотеистической христианской религии укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси. Повсеместное распространение христианства и изгнание символов языческой религии растянулось на долгие годы, так как население в отдаленных районах не желало расставаться со своими богами и покровителями. Насильственное крещение вызывало восстания (например, в Суздале в 1024 г.). Во главе Русской Православной Церкви был поставлен Киевский митрополит, подчинявшийся Константинопольскому патриарху. Во внутренние области страны посылали епископов, которым подчинялись священники местных приходов. Для обеспечения финансовой стороны была введена церковная десятина — десятая часть дани, отдававшаяся в пользу церкви. Приняв христианство, Русь встала в один ряд с другими христианскими странами Европы, приобщилась к традициям и наследию византийской и античной культуры. Религиозная реформа имела не только внутреннее идеологическое значение, но и международное, способствовавшее укреплению престижа Древнерусского государства. Междоусобица после смерти Владимира закончилась победой его сына Ярослава, получившего за продуманную государственную политику прозвище Мудрый. Правление Ярослава (1019-1054): — разгромил печенегов, набеги которых на Русь прекратились; — закрепил русские позиции в Прибалтике походом на прибалтийскую чудь; — расширил международные связи Киевской Руси (жена Ярослава — шведская принцесса; дочери — замужем за французским, венгерским и норвежским королями; сестра стала польской королевой, а внучка — женой германского императора; сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (в дальнейшем сын Всеволода Владимир получил прозвище Мономах); — укрепил самостоятельность Русской Православной Церкви — поставил Киевским митрополитом Иллариона, русского по происхождению государственного деятеля; — провел третью общегосударственную реформу — начал составление свода законов — «Русской Правды» — важнейшего государственного и юридического документа, отразившего многие нюансы социального устройства Киевской Руси. (При Ярославе были написаны первые 17 статей — «Правда Ярослава», «Древнейшая Правда», остальные приняты после смерти князя.) Составление «Русской Правды» вызывалось сложными социальными процессами периода оформления и укрепления государственности. Требовалось письменное закрепление юридических норм, регулировавших отношения свободных людей. «Русская Правда» опиралась на так называемое обычное право — неписаные правила, неоднократно и традиционно применявшиеся при вынесении судебного решения, основанием которого служил прецедент (случившееся ранее похожее событие) или ссылка на древность. «Правда Ярослава» ограничила существовавший обычай кровной мести. Теперь на нее имел право не весь род убитого, а только ближайшие родственники. Сохранение в законе права на кровную месть свидетельствовало о живучести остатков родоплеменного строя. Ограничение этого права показывало, что государство достаточно окрепло, чтобы вмешиваться в дела родов. Умирая, Ярослав Мудрый призывал сыновей: Изяслава (1054- 1078), Святослава (ум. в 1076 г.) и Всеволода (1078—1093) — жить в мире и во всем слушаться старшего брата. Однако личные амбиции князей, стремление к обогащению, сложность династических расчетов при лествичной системе наследования власти — привели к военным столкновениям. Ремесленное население ряда городов было недовольно междоусобиями и политикой Ярославичей. В конце 60 — начале 70-х гг. XI в. в Киеве, Ростове, Новгороде возникли массовые восстания. В ответ князья и бояре потребовали изменения законодательства для усиления защиты жизни и собственности феодалов. «Правда Ярославичей» отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения: - жизнь старших дружинников, огнищан и княжеских приближенных оценивалась в 80 гривен; - за убийство свободного мужа штраф составлял 40 гривен; - за смерда и за раба — 5 гривен. В XI в. социальное неравенство было законодательно закреплено. Это означало изживание первобытного равенства и свидетельствовало о готовности государства защищать интересы господствующего класса. Внутренняя политика наследника Всеволода Святополка II Изяславича (1093—1113) привела к взрыву народного недовольства в 1113 г. в Киеве. Бояре призвали на помощь Владимира Всеволодовича Мономаха (1113—1125). Он быстро подавил восстание, но был вынужден внести изменения в свод законов, чтобы удовлетворить требования народа. «Устав Владимира Мономаха» — ещё одна часть «Русской Правды»: — упорядочена деятельность ростовщиков — запрещалось взимать с должников запредельные проценты; — улучшено правовое положение купечества; — определены условия, при которых свободный человек мог попасть в холопство; — закупы защищены от превращения в «обельных» (полных) холопов, их не разрешалось подвергать телесным наказаниям (кроме как «за дело»). Владимиру Мономаху удалось приостановить намечавшийся распад Древнерусского государства и укрепить его международный престиж. Внук византийского императора, он был женат на английской принцессе. С его именем связывают появление на Руси шапки Мономаха — короны русских царей и символа идеи преемственности высшей княжеской власти от византийских императоров. Его перу принадлежало нравоучительное «Поучение» своим детям. Он был первым критиком и редактором летописи Нестора «Повесть временных лет»; по его инициативе этот труд был передан игумену Сильвестру для переделки в соответствии с указаниями великого князя. Сын Владимира Мономаха Мстислав I Великий (1125-1132) получил великокняжеский престол по новому принципу наследования — как отчину. Его попытки сохранить единство русских земель большого успеха не имели, так как кровно-родственные связи князей были уже недостаточны для этого. Выводы: Государство Русь являлось раннефеодальной монархией. В его истории выделялись три периода: 1) IX — середина X в. — время первых киевских князей, когда начали складываться территория государства и аппарат управления, а в социальном строе еще сильны были традиции родоплеменного общества. 2) вторая половина X — первая половина XI в. — время расцвета Киевской Руси, когда были защищены ее границы от набегов кочевников, сложились стройная система управления и единое налоговое обложение, была введена единая религия — православие. 3) вторая половина XI — начало XII в. — время, когда обозначились первые признаки перехода к территориально-политическому раздроблению наследия великих киевских князей.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |