Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально- экономический строй в период расцвета



2016-01-02 493 Обсуждений (0)
Социально- экономический строй в период расцвета 0.00 из 5.00 0 оценок




(X – начало XII вв).

Первую версию истории образования государства Русь изло­жил Нестор в летописи Повесть временных лет (начало XII в.):

- в 859 г. новгородцы изгнали варягов, которым платили дань, но освобождение не принесло им пользы (начались междоусоби­цы);

- они снова призвали варягов в 862 г. Власть в Новгороде получил Рюрик, по мнению летописца, основатель княжеской династии. Его братья - Синеус и Трувор — сели на княжение на Белом озере (ныне Белозерск) и в Изборске. Они рано умерли и не оставили потомков. В других городах правили наместники Рюрика из числа варяжских предводи-телей. Так, Аскольд и Дир захватили власть в Киеве и освободили киевлян от уплаты дани Хазарскому каганату. Рюрик умер в 879 г., не оставив наследни­ков. (Поэтому совершенно неправомерно называть династию киевских князей и некоторые дворянские роды Рюриковичами.)

Летописное предание о призвании варягов легло в основу так называемой норманнской теории, которую создали в XVIII в. Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер — немецкие ученые, приехавшие работать в Петербургской академии наук. Они от­стаивали версию об иноземном происхождении древнерусской государственности. Свой вывод они обосновывали тем, что сла­вяне, якобы находившиеся на низкой, варварской ступени раз­вития, не были способны образовать государство. Противником норманнской теории стал еще в XVIII в. М. В. Ломоносов; затем борьбу продолжили многие русские историки-патриоты.

На базе норманнской теории и в современную эпоху делаются далеко идущие политические заключения об извечной и искон­ной отсталости славянских народов, которые якобы неспособны к самостоятельному историческому творчеству без помощи Запада.

Историки давно доказали научную несостоятельность этой теории, так как никакая государственная организация не может быть привнесена извне, если для ее утверждения нет предпосы­лок и традиций, подготовленных соответствующим внутренним экономическим и социальным развитием. Создание древнерус­ского государства явилось закономерным итогом предшествую­щего развития восточного славянства (см. тему 1).

Преемник Рюрика — Олег, предводитель варяжского отряда, захватил власть в Новгороде, а затем и Киев, убив Аскольда и Дира.

С 882 г. Киев стал центром объединенного государства, кото­рое поэтому часто называют Киевской Русью.

В правление Олега (879-912 гг.):

— расширилась территория государства — в нее вошли ильмен­ские словене, смоленские и полоцкие кривичи, фино-угорские народности (весь, меря, чудь), древляне, северяне и радимичи;

— совершались военные походы на Византию (907, 911 гг.);

— складывался аппарат управления — он посылал своих наме­стников в Новгород, Смоленск, Любеч или опирался на племен­ных вождей;

— сбор дани в завоеванных землях осуществлялся по тради­ционной системе — «с дыма», т. е. с крестьянского двора.

В договоре Руси с Византией упоминался «Закон русский», т. е. свод законов, по которому в Киевской Руси осуществлялось судопроизводство.

В создававшемся государстве формировались все его атрибуты как нового социально-политического устройства — единая террито­рия, аппарат управления, налоговая система и законодательство.

Территория Древнерусского государства продолжала склады­ваться в результате завоевательных походов следующих поколе­ний киевских князей. Она простиралась: от Финского залива, Онежского и Ладожского озер на севере до устья Днепра и Дуная на юге; от впадения Оки в Волгу на востоке до Немана и почти до Вислы на западе и Карпат на юго-западе. Равной территории не было ни у одного государства в Западной Европе.

От киевских князей зависели (платили дань) ясы (осетины) и касоги (черкесы), финно-угорские и балтийские племена: водь, весь, чудь заволочская, эсты, латгалы, земгалы, жемайты и курши.

В основе сельского хозяйства лежало пашенное земледелие, хотя в ряде районов широко применялась переложная система, а на севере еще долгое время сохранялась подсечная система. На по­лях сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес и просо. Возделывали огородные (репа, горох, чечевица) и технические культуры (лен, конопля, стебли которых использовали для выделки тканей). Пахали и сеяли с помощью тягловой силы — лошадей и волов. Разводили и других домашних животных — коров, овец, свиней.

Большим подспорьем оставались рыболовство, охота, борт­ничество и собирание лесных ягод и грибов. Охота обеспечивала крестьянские семьи мясом и позволяла пушниной выплатить дань (оброк) землевладельцу.

Сельское хозяйство сохраняло натуральный характер.

Ремесло достигло высокого уровня. Русские стальные клинки, мечи, кольчуги, висячие замки, эмалевые и золотые ювелирные изделия славились на Западе и Востоке. Историки установили, что в Киевской Руси было до 60 видов ремесленных специально­стей: кузнецы, оружейники, каменщики, кожевники, гончары, стеклодувы, золотых и серебряных дел мастера.

Однако ремесло еще не имело товарного характера — это было производство на заказ с целью обмена результата труда на продук­ты сельского хозяйства.

Самые крупные заказы поступали от князей, представителей обогатившейся за счет захвата общинных земель местной знати и заморских купцов. Из ремесленных поселений вокруг укреплен­ных замков («градов») возникали города — административные и хозяйственные центры, средоточие богатства и запасов всей окру­ги. Историки насчитывают до 224 городов в Древнерусском го­сударстве. Наиболее древние и крупные: Киев, Новгород, Смо­ленск, Чернигов и Переяславль — последние два имели особое значение как оборонные центры в борьбе с кочевниками, напа­давшими на Русь.

Для развития внутренней торговли в Древнерусском государ­стве не было необходимых условий. Однако внешняя торговля процветала. Товаром становились продукты промыслов (меха, воск, мед) и ремесленного производства — оружие, ювелирные изделия.

Внешняя торговля сосредотачивалась в руках крупных купцов (часто из варягов) и племенной знати, которая концентрировала богатства, полученные в форме дани или натурального оброка.

Участие в торговле становилось дополнительным источником обогащения и, следовательно, еще больше усиливало социальное преи­мущество верхушки общества.

Русь торговала с Волжско-Камской Болгарией, с Западной Европой, Прибалтикой и Северным Кавказом. Торговлю с Ви­зантией регулировал договор Руси с греками 911 г. По нему рус­ские купцы получили право беспошлинной торговли на рынках империи.

Социальное устройство Древнерусского государства представля­ло собой раннефеодальную монархию — единоличную форму правле­ния, сложившуюся в период вызревания феодализма. Ее особен­ность — сохранение некоторых традиций эпохи «военной демок­ратии» — вече и народное ополчение.

Еще одна особенность древнерусской монархии — лествич-ный порядок наследования княжеской власти. Престол перехо­дил не от отца к сыну, а по старшинству в роде — от брата к брату. Поэтому в случае смерти какого-либо князя все члены так назы­ваемой династии Рюриковичей начинали перемещаться с пре­стола на престол.

Во главе государства стоял старший из рода Рюриковичей — великий киевский князь — собиратель и защитник территории, ос­новной законодатель, верховный судья, главный получатель и распределитель налогов (дани). Великий князь был владетелем своего домена — княжеских сел, хозяйство которых имело про­мысловый (добыча пушнины и других даров леса) и коневодче­ский характер (для обеспечения военной потребности). Могу­щество великого князя опиралось на материальные (денежные) успехи экспортных операций (продажа пушнины, полученной в своем домене и в качестве дани), а также на социально-полити­ческую поддержку боярства и дружины.

Боярство образовалось из племенной знати, захватившей луч­шие общинные земли и превратившей их в вотчины, в которых трудились зависимые земледельцы и ремесленники. Обогаще­нию боярства также способствовало участие в военных походах, дававшее возможность получения определенной доли военной добычи. Боярами назывались и наиболее авторитетные «стар­шие» дружинники, входившие в постоянный совет князя — думу.

Дружина — постоянная вооруженная организация — сущест­вовала за счет сбора дани с покоренных племен и военной добы­чи. В мирное время она сопровождала торговые караваны и по­могала князю подавлять народные волнения. Дружина дели­лась на «старшую» и «молодшую». Из «старшей» формировался высший аппарат управления — члены Боярской думы; посадни­ки и наместники, осуществлявшие власть на местах; послы и во­еначальники. «Младшая» дружина — гриди, отроки — состояла из рядовых воинов.

Основная часть земледельческого и ремесленного населения оста­валась свободной. Юридически свободные люди входили в сосед­скую общину — еще один остаток эпохи «военной демократии». Община распределяла землю между семьями, поддерживала об­щественный порядок, за провинности своих членов выплачивала штрафы {вира), а также платила дань великому князю за защиту от кочевников и предоставление права пользования землей, так как он в представлениях народа являлся верховным собственни­ком всей земли.

По разным причинам часть населения попадала в зависи­мость. Наиболее зависимая группа — рабы {холопы, челядь). Раба­ми становились военнопленные, а также продавшие себя в раб­ство обнищавшие общинники. Женитьба на рабе и служба у гос­подина без специального договора также приводила к рабству. Рабов использовали и для полевых работ (ролейные рабы,), и в ка­честве управляющих хозяйством {тиуны, огнищане, ключники). Раб был полностью бесправен, хозяин мог его даже убить. За это он должен был лишь заплатить штраф в 5 гривен и понести нестро­гое церковное наказание.

В такую же сумму оценивалась жизнь убитого смерда, работав­шего в княжеских или боярских вотчинах. (Ряд историков полага­ет, что смерды — это не зависимые, а свободные общинники.)

Во временную зависимость от феодалов попадали рядовичи — свободные люди, заключившие ряд (договор) на выполнение ка­ких-либо работ.

Закупы — свободные общинники, взявшие купу (ссуду зер­ном, скотом, деньгами), — тоже попадали в кабалу. Отрабатывая долг на земле господина, закуп сохранял свое хозяйство. Ссуду он был обязан вернуть в двойном размере, что делало выход на свободу почти нереальным. Попытка бегства превращала закупа в холопа. По имущественному и социальному статусу закупы были близки к феодально-зависимым крестьянам более поздне­го времени.

Сосуществование свободных общинников и нескольких катего­рий зависимого населения свидетельствовало о том, что в социаль­ной структуре Киевской Руси оставались остатки эпохи «военной демократии» и в то же время черты феодального общественного строя.

Политическая деятельность князей. Преемник Олега князь Игорь (912—945) военными походами поддерживал территориаль­ное единство государства, расширял его племенной состав (ули­чи и тиверцы), защищал границы от набегов печенегов. Походы Игоря на Византию, нарушившую принятые ранее соглашения с Киевом, большими успехами не увенчались. В 944 г. был под­писан новый договор Руси с Византией, содержавший менее вы­годные условия, чем договор 911 г.

Стремление иметь «больше имения» и попытка сбора вторич­ной дани привели к смерти Игоря — Он был убит во время полю­дья в земле древлян. Восстание древлян 945 г. — первое упомяну­тое в летописи проявление народного недовольства княжеской деятельностью.

Жена Игоря княгиня Ольга (945—964) жестоко покарала вос­ставших и закрепила вхождение древлян в состав Киевской Руси. Однако на будущее она установила зафиксированные «уставы» — порядок сбора дани, «уроки» — размер дани и «погосты» — место сбора дани, где находился боярин с малой дружиной как пред­ставитель княжеской власти.

Упорядочение налоговой системы — первая административно-хозяйственная реформа общегосударственного масштаба.

Святослав (945-972) - сын Игоря и Ольги - формально стал князем в возрасте трех лет, но фактически правил с 964 г.:

- присо­единил к Киевской Руси племенной союз вятичей,

- разбил войска Волжско-Камской Болгарии,

- покорил мордву, разгромил Хазарский каганат,

- добился ряда успехов на Северном Кавказе,

- на по­бережье Азовского моря овладел Тмутараканью и

- отразил набег печенегов.

Однако борьба Святослава с Византией окончилась для него неудачей. В 971 г. его дружину окружило 100-тысячное византийское войско в крепости Доростол. С трудом князю уда­лось избежать полного разгрома. Он был вынужден заключить с Византией договор о ненападении и вернуть ей завоеванные на Дунае земли. Погиб Святослав с дружиной под ударом печене­гов, устроивших засаду в районе днепровских порогов.

В междоусобной борьбе сыновей Святослава — Ярополка, Олега и Владимира — победил Владимир (980-1015) - значи­тельно расширил территорию государства, включив:

- Карпатские горы (Волынь и Галиция);

- земли по р. Западный Буг вплоть до границы с Польшей;

- на юге организовал оборонительную систему крепостей для защиты от набегов печенегов.

Особая забота князя — укрепление государственного админист­ративного аппарата. Во всех крупных центрах управление было передано в руки его сыновей и лично преданных «старших» дру­жинников.

В 988 г. при Владимире было введено христианство как госу­дарственная религия. Это стало второй общегосударственной ре­формой, имевшей идейно-политический характер. Языческая ре­лигия многобожия (тем более что каждый племенной союз имел своих богов) не соответствовала новому статусу государства, объединившего всех восточных славян. Принятие монотеисти­ческой христианской религии укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси. Повсеместное распро­странение христианства и изгнание символов языческой рели­гии растянулось на долгие годы, так как население в отдаленных районах не желало расставаться со своими богами и покровите­лями. Насильственное крещение вызывало восстания (напри­мер, в Суздале в 1024 г.).

Во главе Русской Православной Церкви был поставлен Киев­ский митрополит, подчинявшийся Константинопольскому пат­риарху. Во внутренние области страны посылали епископов, ко­торым подчинялись священники местных приходов. Для обеспе­чения финансовой стороны была введена церковная десятина — десятая часть дани, отдававшаяся в пользу церкви.

Приняв христианство, Русь встала в один ряд с другими хрис­тианскими странами Европы, приобщилась к традициям и на­следию византийской и античной культуры.

Религиозная реформа имела не только внутреннее идеологи­ческое значение, но и международное, способствовавшее укреп­лению престижа Древнерусского государства.

Междоусобица после смерти Владимира закончилась победой его сына Ярослава, получившего за продуманную государствен­ную политику прозвище Мудрый.

Правление Ярослава (1019-1054):

— разгромил печенегов, набеги которых на Русь прекратились;

— закрепил русские позиции в Прибалтике походом на прибал­тийскую чудь;

— расширил международные связи Киевской Руси (жена Яро­слава — шведская принцесса; дочери — замужем за французским, венгерским и норвежским королями; сестра стала польской ко­ролевой, а внучка — женой германского императора; сын Всево­лод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (в дальнейшем сын Всеволода Владимир получил прозвище Мономах);

— укрепил самостоятельность Русской Православной Церкви — поставил Киевским митрополитом Иллариона, русского по про­исхождению государственного деятеля;

— провел третью общегосударственную реформу — начал со­ставление свода законов — «Русской Правды» — важнейшего го­сударственного и юридического документа, отразившего многие нюансы социального устройства Киевской Руси. (При Ярославе были написаны первые 17 статей — «Правда Ярослава», «Древ­нейшая Правда», остальные приняты после смерти князя.)

Составление «Русской Правды» вызывалось сложными со­циальными процессами периода оформления и укрепления го­сударственности. Требовалось письменное закрепление юриди­ческих норм, регулировавших отношения свободных людей. «Русская Правда» опиралась на так называемое обычное право — неписаные правила, неоднократно и традиционно применявши­еся при вынесении судебного решения, основанием которого служил прецедент (случившееся ранее похожее событие) или ссылка на древность.

«Правда Ярослава» ограничила существовавший обычай кров­ной мести. Теперь на нее имел право не весь род убитого, а толь­ко ближайшие родственники. Сохранение в законе права на кров­ную месть свидетельствовало о живучести остатков родоплеменного строя. Ограничение этого права показывало, что государство достаточно окрепло, чтобы вмешиваться в дела родов.

Умирая, Ярослав Мудрый призывал сыновей: Изяслава (1054- 1078), Святослава (ум. в 1076 г.) и Всеволода (1078—1093) — жить в мире и во всем слушаться старшего брата. Однако личные ам­биции князей, стремление к обогащению, сложность династи­ческих расчетов при лествичной системе наследования власти — привели к военным столкновениям.

Ремесленное население ряда городов было недовольно междо­усобиями и политикой Ярославичей. В конце 60 — начале 70-х гг. XI в. в Киеве, Ростове, Новгороде возникли массовые восстания. В ответ князья и бояре потребовали изменения законодательства для усиления защиты жизни и собственности феодалов.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения:

- жизнь старших дружинников, огнищан и княжеских приближенных оценивалась в 80 гривен;

- за убийство свободного мужа штраф составлял 40 гривен;

- за смерда и за раба — 5 гривен.

В XI в. со­циальное неравенство было законодательно закреплено. Это озна­чало изживание первобытного равенства и свидетельствовало о готовности государства защищать интересы господствующего класса.

Внутренняя политика наследника Всеволода Святополка II Изяславича (1093—1113) привела к взрыву народного недоволь­ства в 1113 г. в Киеве. Бояре призвали на помощь Владимира Все­володовича Мономаха (1113—1125). Он быстро подавил восста­ние, но был вынужден внести изменения в свод законов, чтобы удовлетворить требования народа.

«Устав Владимира Мономаха» — ещё одна часть «Русской Правды»:

— упорядочена деятельность ростовщиков — запрещалось взи­мать с должников запредельные проценты;

— улучшено правовое положение купечества;

— определены условия, при которых свободный человек мог попасть в холопство;

— закупы защищены от превращения в «обельных» (полных) холопов, их не разрешалось подвергать телесным наказаниям (кроме как «за дело»).

Владимиру Мономаху удалось приостановить намечавшийся распад Древнерусского государства и укрепить его международ­ный престиж. Внук византийского императора, он был женат на английской принцессе. С его именем связывают появление на Руси шапки Мономаха — короны русских царей и символа идеи преемственности высшей княжеской власти от византийских императоров. Его перу принадлежало нравоучительное «Поуче­ние» своим детям. Он был первым критиком и редактором лето­писи Нестора «Повесть временных лет»; по его инициативе этот труд был передан игумену Сильвестру для переделки в соответ­ствии с указаниями великого князя.

Сын Владимира Мономаха Мстислав I Великий (1125-1132) получил великокняжеский престол по новому принципу наследо­вания — как отчину. Его попытки сохранить единство русских зе­мель большого успеха не имели, так как кровно-родственные связи князей были уже недостаточны для этого.

Выводы:

Государство Русь являлось раннефеодальной монархи­ей. В его истории выделялись три периода:

1) IX — середина X в. — время первых киевских князей, когда начали складываться территория государства и аппарат управления, а в социальном строе еще сильны были традиции родоплеменного общества.

2) вторая половина X — первая половина XI в. — время расцвета Киевской Руси, когда были защищены ее границы от набегов кочевников, сложились стройная система управления и единое налоговое обложение, была введена единая религия — православие.

3) вторая половина XI — начало XII в. — время, когда обозначились первые признаки перехода к территориально-по­литическому раздроблению наследия великих киевских князей.

 



2016-01-02 493 Обсуждений (0)
Социально- экономический строй в период расцвета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально- экономический строй в период расцвета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)