Культура Древней Руси в IХ – первой половине XIII вв
На развитие культуры Древней Руси влияли несколько факторов: — преемственная связь с обычаями восточных славян; — опора на относительно высокий уровень производительных сил; — взаимодействие с соседними народами: степными кочевниками, финно-угорскими и скандинавскими племенами, но особенно Византии, — элементы культуры которых перерабатывались в соответствии с исконными славянскими представлениями и традициями; — смена язычества на православие, которое как государственная религия стало основой мировоззрения и художественного творчества; — идейное единство — отсутствие противостояния культур разных социальных групп; — осознание этнической общности славян - даже в период политической раздробленности не было утрачено единство русской культуры, что объяснялось сходством социально-экономического уровня русских княжеств, единством национально-политических целей, законодательства и языка.
Один из важных показателей культуры в Средние века — устное народное творчество {фольклор) — устная традиция передачи информации, которая сохранялась и после появления письменности. Многие произведения фольклора легли в основу позднейших письменных памятников, были включены в летописи. Устное творчество складывалось в трех формах: — народный эпос — «были» (былины, старины), исторические и обрядовые песни, сказки, заговоры и заклинания, пословицы и поговорки — передавали духовные ценности народа, его традиции, обычаи и особенности быта, менталитет, представления о реальных исторических событиях. Главный герой — выходец из народа и его защитник — богатырь, наделенный многими положительными чертами. В образе князя Владимира Красное Солнышко в былинах слились обобщенные черты двух реально существовав- ших князей — Владимира Святославича и Владимира Мономаха. Общая благожелательная оценка былинного князя дополнялась незлой иронией и улыбчивой критикой, оттенявшей добродетели богатырей; — дружинный эпос напоминал средневековые рыцарские повествования Западной Европы. Главной темой служили военные походы, подвиги князя и его дружинников; — семейные предания рассказывали об истории и славных делах предков для обоснования древности и благородства происхождения рода (семьи).
Второй показатель культурного уровня — состояние письменности и грамотности. По сведениям источников известно, что древние славяне использовали узелковую и узелково-иероглифическую письменность, но она не имела широкого распространения. Известно также, что в IX в. у славян для письма и счета были некие «черты и резы», но их реальное отображение не сохранилось. В серединеIX в. греческие миссионеры братья Кирилл и Мефодий видели Еванге-лие — главное религиозное сочинение христиан, написанное славянскими буквами. Во второй половине IX в. с целью распространения христианских текстов Кирилл и Мефодий создали новую славянскую азбуку. Первый алфавит — глаголица, в которой использовались греческие, древнееврейские и другие восточные начертания букв, — они вскоре переработали, взяв за основу греческое письмо и добавив для изображения шипящих звуков славянского языка знаки, стилизованные под греческие буквы. Появилась кириллица [в 1708 и 1918 гг кириллица дважды упрощалась, и её обновленной формой до сих пор пользуются русские, украинцы и белоруссы] Древнейшая дошедшая до нас запись на основе этого алфавита датируется первой половиной X в. — «горухща». Она начертана на сосуде, найденном в Гнездове под Смоленском. Историки предлагают два варианта расшифровки слова: или обозначение содержимого сосуда — «горчица», или клеймо мастера — гончара. Договор Олега с Византией 911 г., по сообщению летописца, был написан «на двое харатьи» — в двух экземплярах на русском и греческом языках. Следовательно, славяне имели свою письменность еще до принятия Русью христианства в 988 г. Грамотность была доступна не только привилегированным слоям населения. Об этом свидетельствуют: — граффити — надписи на стенах древних сооружений (молитва «Господи, помози...» или юмореска «Якиме стоя усне»); — надписи на ремесленных изделиях («благодатнейша полна корчага сия»); — почти 1000 берестяных грамот, найденных археологами во многих городах и содержавших информацию по хозяйственным и семейным делам. При Ярославе Мудром в Киеве были открыты школы, в которых обучалось более 300 детей. Его дочь — княжна Анна, ставшая французской королевой, была одной из первых образованных женщин. Ярослав Осмомысл мог говорить на восьми языках. Основная часть школ открывалась при монастырях и церквях. Состоятельная часть населения специально заказывала для себя книги, несмотря на их большую стоимость. Оформление рукописных книг достигло высокого мастерства. Текст писали на пергамене — тщательно выделанной коже животных — и сопровождали рисунками — миниатюрами. В начале строки красными чернилами выписывалась заставка. Сшитые листы заключались в две доски, обтянутые кожаными переплетами с серебряными и золотыми украшениями (сохранилось выражение — «прочесть книгу от доски до доски»). Одна из дошедших до нас книг — «Изборник», составленный для князя Святослава Ярославича в 1073 г., содержит нравоучительные рассказы. Он написан на 266 листах и украшен множеством миниатюр (одна из них изображала князя и его семью). В Киевской Руси распространялась как переводная (с греческого языка), так и оригинальная (отечественная) литература. По содержанию она имела духовный (богословский) или светский характер. Из духовной литературы сохранилось Остромирово Евангелие, написанное в середине XI в. для новгородского посадника Остромира. Переводились также исторические сочинения и хроники: «Александрия», повествовавшая о жизни Александра Македонского; «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др. Для оригинальной (духовной и светской) литературы были характерны несколько жанров: — «слово» или «поучение» представлены: 1) сочинением будущего первого киевского митрополита — «русина» Иллариона «Слово о законе и благодати» (1038 г.) — церковно-политический трактат, проповедовавший христианские добродетели и подчеркивавший высокое международное значение Руси в ряду других христианских государств; 2) нравственно-этическим и автобиографическим «Поучением» Владимира Мономаха, написанным для его детей (начало XII в.), учившим управлению княжеством и хозяйством; — житие (жизнеописание — разновидность агиографической литературы, прославляющей какое-либо канонизированное православной церковью духовное или светское лицо) — одно из первых: «Чтение о житии и погублении князей Бориса и Глеба» — братьях, убитых в 1015 г. по приказу князя Святополка; — «хождения» (путевые записки) рассказывали о достопримечательностях святых для христиан мест, о природе и обычаях народов других стран: «Хождение игумена Даниила» в Палестину; — историческая повесть представлена: 1) поэмой «Слово о полку Игореве» (конец XII в.), повествовавшей о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 г. и имевшей историко-публицистический характер; 2) «Словом о погибели Русской земли» (середина XIII в.), рассказывавшим о славном историческом прошлом Руси, призывавшим князей покончить с усобицами и дать отпор татарам, разоряющим русские земли. Эта идея в первой половине XIII в. имела особую актуальность (позднее «Слово о погибели русской земли» стало введением к житию князя Александра Невского); — летописи появились в конце X — середине XI в. В них сведения о событиях записывались в строгом хронологическом порядке — по годам («по летам»). Первоначальные летописные своды до нас не дошли, однако они послужили основой для создания Повести временных лет — величайшего памятника средневековой историографии, получившего свое название по словам, открывавшим текст. В летописи использовались также устные предания, церковная литература, иностранные хроники, тексты договоров Руси с Византией. Летописец изложил свое понимание вопросов о происхождении славян и Древнерус-ского государства: «откуда есть пошла русская земля, кто первее в Киеве начал княжить и откуда Русская земля стала есть». Он начал от времен Всемирного потопа, рассказал о расселении восточных славян, а затем год за годом проследил деяния киевских князей до начала XII в. Автор первого варианта (редакции) летописи, составленного к 1113 г., — Нестор, монах Киево-Печерского монастыря. Его редакция дошла до нас в списке XV в. — Ипатьевская летопись, названная по месту ее нахождения в Ипатьевском монастыре под Костромой. По приказу Владимира Мономаха текст Нестора к 1117 г. отредактировал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр. Этот вариант летописи известен по рукописной копии XIV в. — Лаврентьевская летопись, названная по имени монаха-переписчика. Традиция составления летописей была продолжена и в период раздробленности. Местные летописи создавались в Киеве, Новгороде, Владимире, Твери, Полоцке, Пскове, Смоленске и других городах. Идея единства русской земли и непрерывности ее истории отразилась в композиции всех летописей периода раздробленности — они начинались с Повести временных лет, к которой как бы «пристраивалась» история местного княжества. По содержанию летописи отдельных княжеств значительно отличаются друг от друга: - новгородская отображала будничную жизнь торгово-ремесленного города; - псковская напоминает военную хронику; галицко-волынская наполнена сведениями о раздорах князей и бояр; - владимиро-суздальская нацелена на доказательство права местных князей стать преемниками киевских великих князей. Все духовные и светские литературные произведения доносят до нас своеобразие и сочность языка, особенности мышления, исторические представления и нравственные нормы Древней Руси.
Особенности архитектуры Киевской Руси: — влияние византийских принципов каменного строительства — восприятие крестово-купольной композиции храмов; — сохранение традиций русского «хоромного» деревянного зодчества — многоглавие храмов. До X в. все постройки были деревянными или деревянно-земляными. Даже первые христианские культовые сооружения: 13-купольный Софийский собор в Новгороде (989 г.), храм Бориса и Глеба (начало XI в.) в Вышгороде — возводились из дерева. Монументальное каменное строительство началось в конце X в. Из камня строились храмы и соборы, княжеские дворцы, боярские палаты и крепостные укрепления. Сельские жители и горожане довольствовались деревянными домами и избами. Крупнейшие каменные сооружения Древней Руси: - в Киеве — 25-главая Десятинная церковь (996 г.), 13-купольный Софийский собор (1037 г.) и Золотые ворота (середина XI в.); - Софийские соборы в Новгороде и Полоцке — середина XI в. - Спасо-Преображенский собор в Чернигове — середина XI в.
Особенности архитектуры периода раздробленности: — сохранение крестово-купольных традиций древнерусского зодчества; — одноглавые храмов; — появление архитектурных школ, учитывавших разницу местных условий и особенности строительного материала. В Киеве, Смоленске, Чернигове и Рязани, как и в предшествующий период, храмы строили из плинфы — обожженного кирпича размером 31 х 31 х 2,5 - 4 см (например, церковь Петра и Павла в Смоленске — XII в.). В Новгороде и Пскове при строительстве зданий и крепостей использовали известковые глыбы, скрепленные раствором. Финансовые средства для постройки храмов поступали от купцов и бояр. Видимо, поэтому культовые сооружения отличались строгостью и простотой форм, скупостью внешней отделки (декора). Наиболее известные новгородские сооружения — двуглавый Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Особенно отличалось зодчество Владимиро-Суздальской земли, князья которой не жалели средств на возведение соборов. Основной строительный материал — блок из белого камня размером 50 х 50 х 50 см. Стена состояла из двух рядов блоков, промежуток между которыми заполняли щебнем и заливали раствором. Для белокаменных построек владимиро-суздальской архитектурной школы были характерны торжественность, пышность и парадность декоративной отделки (ажурная каменная резьба и аркатурно-колончатый пояс по стенам), изящество, гармоничность и изысканность пропорций: - во Владимире были построены Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы; - в селе Боголюбово — дворец со встроенной церковью для князя Андрея Юрьевича; - на реке Нерль (близ Боголюбове) — церковь Покрова; - в Юрьеве-Польском — уникальный Георгиевский собор, стены которого полностью покрыты каменной резьбой. Сохранившиеся и реконструированные памятники архитектуры X — начала XIII в. свидетельствуют о высоком уровне строительной техники, таланте и мастерстве народных умельцев. Интерьер храмов украшали: - фрески (роспись водяными красками по сырой штукатурке); - мозаика (узоры из стекловидного материала — смальты); - иконы (образ, написанный красками на доске). Изображались лики святых и евангельские сюжеты, реальные исторические личности (сыновья и дочери Ярослава Мудрого) или бытовые сценки (охота, выступление скоморохов). Древнерусская живопись развивалась под влиянием византийской школы, для которой характерны плоскостная композиция, обратная перспектива, символика жестов и цвета. В Софийском соборе Киева сохранилась монументальная мозаика, представляющая фигуру молящейся Богоматери. Она изображена в полный рост с повернутыми к зрителям ладонями. Образ Владимирской Богоматери с младенцем на руках, написанный греческим мастером на рубеже XI—XII вв., стал самой почитаемой иконой на Руси. Живописцы XI в.: Алимпий, Олисей, Георгий — не только восприняли каноны византийского искусства, но и творчески перерабатывали их. С XII в. начали складываться местные иконописные школы, различие между которыми определялось разностью цветовых решений и манерой исполнения. Для новгородской школы характерны сдержанность, приглушенность цветовой гаммы и суровость ликов святых, в то время как владимирская отличалась яркостью, праздничностью и утонченностью изображения. Скульптура после принятия христианства не получила распространения на Руси, в отличие от католической Западной Европы, в которой соборы украшались фигурами святых. Православная церковь преследовала попытки скульптурного изображения святых, так как видела в этом наследие язычества. Музыка на Руси развивалась в двух направлениях: — народная музыка имела языческое происхождение. Она складывалась в форме песенного фольклора и обрядового пения. Ее исполняли на народных гуляниях и княжеских пирах скоморохи, игравшие на гуслях, дудках, бубнах, волынках, свирелях, рожках и ложках. Языческие корни их искусства вызывали неприятие со стороны православной церкви, поэтому скоморохи неоднократно подвергались преследованиям со стороны духовенства; — богослужебная музыка развивалась в форме хоровых песнопений, сопровождавших богослужения без использования музыкальных инструментов. Выводы: 1) Древнерусская культура достигла высокого уровня, не уступающего западно-европей-ским странам XI—XIII вв. 2) Историческая особенность культуры этого времени — борьба православной церкви с языческим наследием в духовной сфере и в быту. 3) Общее состояние материального производства, единые законы, язык, религия обусловили формирование в X—XIII вв. древнерусской народности и, несмотря на княжеские усобицы и политическую раздробленность, складывание основ единой национальной культуры.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (666)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |