Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы обучения персонала. Опишем методы профессионального обучения на рабочем мес­те



2016-01-02 1126 Обсуждений (0)
Методы обучения персонала. Опишем методы профессионального обучения на рабочем мес­те 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Опишем методы профессионального обучения на рабочем мес­те. Эта форма подготовки осуществляется с конкретной постанов­кой задачи на рабочем месте (табл. 19.3).

 

Таблица 19.3

Методы обучения персонала на рабочем месте

 

№ п/п Методы обучения Характерные особенности метода
Направленное приобретение опыта   Систематическое планирование обучения на рабочем месте, основу планирования составляет индивидуальный план про­фессионального обучения, в котором изложены цели обучения
Производствен­ный инструктаж Общая информация, введение в специальность, адаптация, ознакомление обучающегося с новой рабочей обстановкой
Смена рабочего места (ротация) Получение знаний и приобретение опыта в результате систе­матической смены рабочего места. В результате этого за оп­ределенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач (специальные программы молодого поколения специалистов)
Использование работников в ка­честве ассистен­тов, стажеров Обучение и ознакомление работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии на себя некоторой доли ответственности  
Наставничество Сотрудничество наставника и обучающегося, когда наставник обеспечивает непрерывную, беспристрастную обратную связь и периодически проверяет уровень исполнения работы на­ставляемых. Применение метода эффективно в тех случаях, когда что-то идет не так или кто-то неправильно что-то дела­ет и возникает необходимость в исправлении такого положе­ния вещей. Метод может практиковаться как систематический
Подготовка в проектных группах Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проект­ных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроком задач
       

 

Методы профессионального обучения вне рабочего места пред­назначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки (табл. 19.4).

Таблица 19.4

Методы обучения персонала вне рабочего места

 

№ п/п Методы обучения Характерные особенности метода
Чтение лекций Пассивный метод обучения, используется для изложе­ния теоретических и методических знаний, практичес­кого опыта
Программированные курсы обучения Более активный метод обучения, эффективен для полу­чения теоретических знаний
Конференции, семи­нары, беседы «за кру­глым столом», экскур­сии, дискуссии, встре­чи с руководством Активный метод обучения, участие в дискуссиях развивает логическое мышление и вырабатывает способы поведения в различных ситуациях
Метод обучения руко­водящих кадров, основанный на само­стоятельном решении конкретных задач из производственной практики Моделирование организационной проблемы, которую должны решить участники (слушатели) группы. Позволя­ет соединить теоретические знания и практические навыки, предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление, развитие твор­чества в процессах принятия решений
Деловые игры Обучение манере вести себя в различных производст­венных ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернатив­ные точки зрения
Тренинг Ежедневное обучение, в ходе которого один инструкти­рует или тренирует другого относительно основ его деятельности путем интенсивного обучения, демонстра­ции и практической работы в целях повышения эффек­тивности деятельности
Самостоятельное обучение Наиболее простой вид обучения, для которого не требу­ется ни инструктор, ни специальное помещение, ни оп­ределенное время: обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно, но для этого нужна сознательность и желание самого обучающегося усваивать новые знания
Методы, решения производственно-экономических проблем с помощью моделей Моделирование процессов, происходящих на конкуриру­ющих предприятиях. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой фиктивных ор­ганизаций. С помощью исходных данных слушатели дол­жны принять соответствующие решения для нескольких стадий производства продукции или услуг (производ­ство, сбыт, финансирование, кадровые вопросы и т.д.)
Кружок качества («вместо учебы»), рабочая группа Молодые специалисты разрабатывают конкретные ре­шения по проблемам управления организацией, объеди­нившись в рабочие группы. Разработанные в рабочих группах предложения передаются руководству органи­зации, которое рассматривает предложения, принимает по ним решения и информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложений

 

Остановимся на подробной характеристике последнего метода обучения вне рабочего места. В последнее время существенно воз­росло значение методов обучения квалифи-цированных кадров, со­гласно которым члены рабочих групп в регулярных встречах (до 10 человек) вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вме­сте занимаются поиском возможностей решения проблемы (речь идет о японском методе «кружка качества», который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется «вместо уче­бы». Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особеннос­тей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производ­ственная иерархия в рабочей группе не имеет никакого значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстан­циям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постанов­кой цели. Кружок качества тенденциозно старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалифицированных кадров, в то время как группа «вмес­то учебы» на передний план выставляет элементы обучения ква­лифицированного работника, ориентированные на личность, т.е. выработку манеры поведения, способов общения.

Кроме обучения на рабочем месте и вне его, возможно со­четание того и другого метода.

 

К таким формам обучения отно­сится:

опытное или эмпирическое обучение - обучение путем само­стоятельной работы, но в некотором логическом порядке;

демонстрация и практика под руководством - обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий даст воз­можность сделать это самому работнику, но под его руковод­ством;

программируемое обучение - книга или машина, которая «ве­дет» читателя и периодически проверяет его знания постанов­кой вопросов;

обучение с помощью компьютера - собственно программиру­емое обучение путем взаимодействия с компьютером, исполь­зование сети Интернет;

обучение действием - обучение в ходе выполнения действий, например участие вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения.

Говоря об экономической и социальной эффективности обуче­ния квалифицирован-ных кадров, необходимо отметить следующее. Обучение квалифицированных кадров явля-ется эффективным в том случае, если связанные с ним издержки будут в перспективе ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет других факторов или издержек, связанных с ошиб­ками в найме рабочей силы. Поскольку определение ре-зультатов, достигаемых с помощью обучения квалифицированных кадров, со­пряжено с определенными трудностями, налицо экономическая эффективность обучения в форме снижения издержек, которые поддаются точному расчету. Обучение квалифицированных кадров затрагивает важные факторы социальной эффективности. Повы­шение профессио-нального мастерства положительно отражается на гарантии сохранения рабочего места, на возможностях повышения в должности, на расширении внешнего рынка труда, на величине доходов организации, на чувстве собственного достоинства и воз­можностях самореализации.

 

Контрольные вопросы

 

  1. Что такое образование, непрерывное образование, профессиональное образование?
  2. Что такое обучение персонала? Какие виды обучения вам известны?
  3. Раскройте содержание важнейших концепций обучения кадров.
  4. Какие методы обучения персонала на рабочем месте вы знаете?
  5. Какие методы обучения персонала вне рабочего места вам известны?
  6. Какие методы, сочетающие обучение на рабочем месте и вне рабочего места применяются на практике?


2016-01-02 1126 Обсуждений (0)
Методы обучения персонала. Опишем методы профессионального обучения на рабочем мес­те 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы обучения персонала. Опишем методы профессионального обучения на рабочем мес­те

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1126)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)