Коммуникативные качества речи
Лекция № 1 Культура реи как учебная дисциплина 1. Понятие культуры речи 2. Языковая норма. Вариантность и норма 3. Коммуникативные качества речи.
Понятие культуры речи Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, привлекать внимание своей речью и воздействовать на слушателя – характеристика профессиональной пригодности. Термин «культура речи» был введен лишь в 20 годы 20 века, несмотря на то, что учение о речевой культуре имеет длительную историю. Оно зародилось в Древней Греции в теории и практике ораторского искусства. В России теорию ораторского искусства осмыслил и развил М.В. Ломоносов. С тех пор было создано немало учебных пособий по данной дисциплине. Вопросами культуры речи занимались такие ученые, как В.В. Виноградов, С.И. Ожегов, Л.В. Щерба и др. В настоящее время существует множество определений понятия «культура речи». В качестве рабочего определения возьмем следующее: «владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, позволяющее обеспечить необходимый эффект в достижении задач общения». Понятие «культура речи» включает 3 компоненте: · Нормативный; · Коммуникативный (владение функциональными разновидностями языка, т.е. стилями); · Этический (речевой этикет). Языковая норма. Вариантность и норма Культура речи предполагает правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца. Центральным понятием нормативного аспекта является языковая норма. Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования сложившихся грамматических и стилистических средств в соответствии с коммуникативными задачами. Норма обязательна для письменной и для устной речи. Языковые нормы не придумываются учеными, а отражают процессы, которые происходят в языке и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам языковой нормы относят произведения писателей-классиков, современных писателей, язык СМИ, данные «живых» опросов, научные исследования ученых-языковедов. Языковые нормы не предполагают отбор единиц по принципу «плохой – хороший», главным принципом являются целесообразность, частота использования, благозвучность. Норма помогает литературному языку сохранить свою целостность и понятность, защищает литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечий. В связи с этим существует понятие «кодификация» норм. Кодификация норм – это её официальное признание и описание в словарях, справочниках, грамматиках. Языковая норма изменчива, но в пределах, допустимых языковой системой. То, что было нормой 20 лет назад, сегодня может быть отклонением. Так, например, в начале 20 века слова рельса, санатория, фильма, погона употреблялись в ж.р. Степень устойчивости нормы на разных языковых уровнях неодинакова. Закрепление и изменение нормы происходит в 4 этапа.
Выделяют 2 основных типа норм: · императивные (строго обязательные для использования только в указанном варианте употребления); Например, бало/ванный, краси/вее, аф[е]ра · диспозитивные (предполагающие наличие вариантов). Например, воинствен - воинственен, сахара – сахару. Эволюция языковых норм – это неизбежный процесс, так как языковая система подчиняется двум основным законам: 1. Закон экономии языковых средств (когда из двух вариантов выбирается наиболее экономичный, например: сох, а не сохнул). 2. Закон аналогии или унификации (уподобление одной формы другой). Соблюдение языковой нормы – основное условие хорошей речи. Коммуникативные качества речи Основные качества речи: ü Правильность (соблюдение языковых норм) ü Чистота ü Богатство ü Содержательность ü Точность ü Логичность ü Выразительность ü Уместность Содержательность речи определяется его словарным запасом. Так, например, словарь языка А.С. Пушкина насчитывал чуть более 21 тыс. слов, С.Есенина – 19 тыс. слов. Считается, что современному человеку достаточно 10-12 тыс. слов (из 120 тыс., зафиксированных в «Большом академическом словаре»). Выразительность – особенность речи, которая может поддерживать интерес слушателя. Для выработки этого качества необходимо понимание того, о чем хочешь сказать и знание изобразительно-выразительных возможностей языка. Уместность предполагает выбор и использование лексических единиц в соответствии с ситуацией и по законам жанра (стиля). Наиболее типичное проявление неуместности – это резкое слово, нетактичность. Богатство языка – это разнообразие речи. Например, какие эпитеты можно подобрать к слову «РЕЧЬ»? Яркая, эмоциональная, красивая, точная… В книге И.Д. Далецкого дано 30 определений этому понятию. В русском языке содержится около 70% многозначных слов, которые также делают речь богаче и образнее. Так, например, в Толковом словаре под ред. Д.Н. Ушакова глагол ИДТИ имеет 40 значений. Язык постоянно обогащается новыми словами, причем не только с помощью заимствований, но и с помощью словообразования. Так, с помощью одного корня могут создаваться десятки слов. Например, УЧ- учитель, изучать, выучить, поучать, обучать, переучивать, заучивать, приучить, научить, учение, ученость, ученик, ученичество, ученый, учебный, наука, научный… Точность – качество речи, которое связано с умением четко и ясно мыслить, со знанием предмета и законов русского языка. Точность чаще всего связывают с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, омонимов. При отборе лексических средств рекомендуется учитывать следующие факторы: · значение слова; · его многозначность; · сочетаемость с другими словами; · эмоционально-экспрессивную окраску; · стилистическую характеристику; · сферу употребления. Понятийная точность ведет к чистоте речи, т.е. отсутствию в ней лишних слов, слов-паразитов, варваризмов, канцеляризмов.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |