Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


УГАСАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА В СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ



2016-01-02 2115 Обсуждений (0)
УГАСАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА В СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Снижение познавательной деятельности может вызываться как прямыми, так и косвенными причинами. К прямым причинам снижения интеллектуального уровня относятся болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга. Но угасание интеллекта не является прямым следствием процесса старения; чаще его можно отнести на счет действия других факторов, например ухудшения здоровья, низкого уровня образования, бедности или низкой мотивации.

Косвенные причины заслуживают не меньшего внима­ния. Деменция — крайнее проявление интеллектуального упадка.

Деменция. Термином деменция (приобретенное слабоумие) обозначают комплекс нарушений, включающий дефекты познания, прогрессирую­щую амнезию и изменения личности, которые иногда связывают со старостью. Многие люди опасаются, что слабоумие в старческом возрасте неизбежно. Для них старость означает потерю эмоционального и интеллектуального контроля. Они боятся стать беспомощными и бесполезными людьми. Не являясь неизбежной, деменция, попадающая в разряд органи­ческих заболеваний мозга, поражает только 3-4 % людей старше 65 лет. К сожалению, недавние обследования обитателей домов престаре­лых показали, что частота этого заболевания резко увеличивается в позднестарческом периоде.

У люден, страдающих старческим слабоумием, ограничена способность к пониманию абстракции. Им недостает воображения. Они могут без конца повторять одно и то же, значительно медленнее соображают и не способны уделять должное внимание тому, что происходит вокруг них. Иногда они плохо помнят недавние события. Человек, страдающий сенильной деменцией, может ясно помнить события его детства, но быть не в состоянии припомнить то, что случилось час назад. Из-этих симптомов умственного распада человек может оказаться не в состоянии следить за собой и справляться с элементарными гигиеническими процедурами.

К сожалению, ярлыком «старческое слабоумие» слишком часто награждают людей, демонстрирующих даже самые незначительные признаки спутанности сознания, провалов в памяти и дезориентации, хотя эти проблемы могут вызываться множеством других причин. Учитывая широкое разнообразие косвенных причин, сложно поставить четкий диагноз. Неправильное питание или хроническое недосыпание, связанное с болезнью, беспокойством, депрессией, горем или раком, могут нарушать мыслительный процесс как у молодых, так и у пожилых людей. Заболевания сердца или почек, вызывающие изменение нормального ритма организма, обмена веществ или накопление токсичных продуктов жизнедеятельности, также могут отражаться на способности ясно мыслить.

Прямые причины снижения интеллектуального уровня. Среди этой группы причин главными являются болезнь Альцгеймера и сосудистые поражения мозга.

Болезнь Альцгеймера. Примерно половина всех пациентов с диагнозом старческое слабоумие» на самом деле страдают одной из форм болезни Альцгеймера. Это, по крайней мере, 10 % людей после 65 лет и почти половина людей после 5 лет). Более того, есть предположения, что болезнь Альцгеймера занимает четвертое место в списке основных причин смерти пожилых людей.

При болезни Альцгеймера происходит прогрессирующее разрушение мозговых клеток, особенно клеток коры головного мозга.

Причины болезни Альцгеймера до сих пор неизвестны, хотя распространен­ность заболевания в некоторых семьях позволяет предположить влияние генети­ческого фактора в ее развитии.

· Первым симптомом обычно становится забывчивость. Вначале человек забывает мелочи; по мере развития болезни перестает помнить места, где он быва­ет, имена и повседневные дела и, наконец, даже только что произошедшие события немедленно оказываются забытыми.

· Прогрессирующее ослабление памяти сопро­вождается постепенной утратой привычных навыков. Становится гораздо сложнее планировать и выполнять даже простейшие повседневные дела; например трудно приготовить себе еду, если не можешь отыскать холодильник. Эта утрата знакомо­го мира и способности вести привычный образ жизни вызывает у пациента сильную дезориентацию, растерянность и тревогу. К этому моменту становится ясно, что пациента нельзя оставлять одного, потому что он может непреднамеренно причи­нить себе вред.

· И наконец, наступает полное слабоумие. Пациент не способен вы­полнять самые простые действия, ПРИМЕР (одеваться или есть). Знакомых он не узнает, даже любящий супруг, ухаживавший за жертвой заболевания в течение нескольких лет, может внезапно показаться незнакомцем.

За несколько лет независимый взрослый человек уподобляется ребенку, нуждающемуся в постоянной заботе. Когда впервые стано­вятся очевидными симптомы болезни, к ним несложно адаптироваться.

Сосудистые поражения мозга. Инсульты, включая микроинсульты, являют­ся еще одной прямой причиной деменции. Когда симптомы деменции развиваются не постепенно, а проявляются внезапно или скачками, скорее всего, их причиной является инсульт или серия микроинсультов. Эту форму интеллектуального сни­жения иногда называют мультиинфарктной

Часто человек даже не замечает этих нарушений мозгового кровообращения.

Причиной, вызывающей микроинсульты и обусловленное ими разрушение мозго­вых тканей, часто является атеросклероз — накопление холестериновых бляшек на внутренних стенках артерий. Особенно велик риск инсульта для людей с атероскле­розом и/или сердечными болезнями, гипертонией или диабетом.

Косвенные причины снижения интеллектуального уровня. На познава­тельную деятельность у пожилых людей влияют психологические ожидания, пси­хическое здоровье и другие факторы.

Психологические ожидания. В любом возрасте нашимнения или суждения о собственных способностях оказывают определенное влияние на эффективность нашей деятельности. Некоторые пожилые люди твердо уверены, что будут не в состоянии делать то, что им удавалось ранее. Они заранее ожидают, что станут беспомощными и зависимыми от других, и частично потеряют контроль над собственной жизнью. Старики нередко воображают, что их судьба отдана на волю случая или находится в чужих руках. Люди, которые так думают, часто утрачивают компетентность и контроль над обстоятельствами. У них меньше самоуважения, они проявляют меньшее упорство и реже пытаются достичь резуль­тата. Этот циклический процесс иногда называют выученной (приобретенной) беспомощностью. Если таких людей удается убедить, что они способны в большей степени управлять ходом своей жизни и что угасание интеллекта не является неиз­бежным, они часто демонстрируют заметное улучшение.

Психическое здоровье. Психическое здоровье человека напрямую влияет на эффективность решения им познавательных задач. Распространенной психологи­ческой реакцией на потерю близкого человека является депрессия, а многим стари­кам приходится не раз переживать потерю близких им людей. Депрессия же вызы­вает снижение внимания и способности сосредоточиваться и, как следствие, сни­жение интеллектуального уровня.

Прочие факторы. Существуют и другие косвенные факторы, вызывающие ос­лабление интеллектуальных функций. Среди хорошо изу­ченных, наиболее важными являются следующие.

1. Физическая форма влияет как на способность человека справляться с физи­ческими задачами, так и на его способность решать умственные задачи. При тестировании познавательных функций, люди, находящиеся в лучшей физи­ческой форме, показали лучшие результаты при выполнении самых разнооб­разных заданий.

2. Пищевая недостаточность, приводящая к анемии, холинодефициту или авитаминозу, может негативно сказываться на умственной работоспособно­сти. Холин, содержащийся в мясе, рыбе и яичных желтках, необходим мозгу для получения ацетилхолина, химического соединения, который использует­ся для передачи нервных импульсов.

3. Употребление алкоголя в течение длительного времени, даже в умеренных дозах, приводит к ухудшению первичной и вторичной памяти. Злоупотребле­ние алкоголем обычно мешает человеку вести активную жизнь и нормально питаться. Употребление алкоголя оказывает негативное — как прямое, так и косвенное, — влияние на умственную деятельность.

4. Лекарственные средства, принимаемые как по назначению врача, так и используемые для самолечения: от снотворных до обезболивающих и пони­жающих артериальное давление препаратов, — имеют побочным действием снижение уровня бодрствования и ослабления внимания. Лекарственные препараты не всегда с легкостью выводятся почками или печенью. С возрас­том нужный эффект у человека может достигаться меньшими дозами препа­рата. Иногда снижение дозировки используемого лекарственного средства может вызвать поразительное улучшение умственной деятельности.

5. Интеллектуальная бездеятельность. После продолжительных периодов болезни, социальной изоляции или депрессии некоторые люди не возвраща­ются к прежнему уровню умственной деятельности. По-видимому, неспрос­та говорят: «Что не используется, то теряется» Психосоциальное развитие в поздней взрослости

Социологи называют перемену роли и положения индивидуума сменой статуса. Изменения статуса происходят на протяжении всей жизни. Задачи развития в юности, например, подготавливают человека к решению задач ранней взрослости; а прибавившиеся роли и обязанности ранней взрослости готовят его к выполнению важных задач средней взрослости. Но изменения статуса, происходящие в поздней взрослости, могут иметь ряд существенных отличий. Переход к жизни пенсионера или вдовца (вдовы), так же как и приспособление к ухудшению здоровья, часто служит сигналом утраты власти, ответственности и автономии.

Таким образом, влияние на жизнь человека многих событий, происходящих поздней взрослости, зависит, от того смысла, который он вкладывает в эти события. Например, кто-то может считать выход на пенсию сигналом конца своей полезности как продуктивного работника или безвозвратной потерей главной части собственной идентичности — как водителя грузовика, дантиста, танцовщицы или руководителя корпорации. Но для человека, ненавидевшего свою работу на фабрике в течение последних тридцати лет, пенсия может означать и не что совершенно иное. Для такого человека выход на пенсию может быть освобождением от скучной и утомительной рутинной работы и необходимости подчиняться начальству. Многие после 60 лет наслаждаются сочетанием свободы (от работы, забот о детях и т. д.) и хорошего здоровья. После 70 и далее те же самые люди точно вовремя переопределяют приоритеты, чтобы сосредоточиться на том, что они могу делать, а не на том, что уже им не по силам.

Изменения касаются личности и связаны приспособлением к новым задачам развития. Они вызваны необходимостью приспособления к выходу на пенсию и возникновением новых отношений в семье - отношений с внуками и правнуками. Часто они включают уход за супругом-инвалидом, приспособление к вдовству и налаживание новых отношений с братьями, сестрами и друзьями.

ЛИЧНОСТЬ И СТАРЕНИЕ

В лонгитюдных исследованиях рассматривалось сохранение основных черт или типов личности на протяжении нескольких десятилетий. Коста и Мак-Крей изучали 3 аспекта личности на одной выборке 2000 взрослых мужчин.

1. Нейротизм –общее выражение тревожности, подавленности, застенчивости. За 10 лет они обнаружили не обнаружили реальных изменений. Мужчины с высокой степенью нейротизма часто жаловались на здоровье, много курили, часто выпивали, в целом испытывали неудовлетворенность жизнью. Люди с высокой степенью нейротизма – единственные, у кого проявляется ипохондрия.

2. Экстраверсия-интроверсия – оценивалось соотношение. Э. Отличались уверенностью в себе и общительностью, искали возможность проявить себя в деятельности. Но многие с возрастом становились более интровертированными.

3. Степень открытости опыту. Мужчины у кото-х была характерна открытость опыту, обычно имели более широкий круг интересов. Они демонстрировали большую удовлетворенность жизнью. Этот аспект личности также оставался неизменным при переходе от средней к поздней взрослости.

Т.о., подобные исследования демонстрируют существенное постоянство в типе личности при переходе от средней к поздней взрослости.



2016-01-02 2115 Обсуждений (0)
УГАСАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА В СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: УГАСАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА В СТАРЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2115)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)