Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 14. Международный обмен интеллектуальной собственностью



2016-01-02 1243 Обсуждений (0)
Тема 14. Международный обмен интеллектуальной собственностью 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Трансфер технологий и интеллектуальная собственность

2. Правовая защита интеллектуальной собственности.

3. Лицензионные соглашения на передачу знаний в МТ

 

1.

Формирование национальной инновационной системы и активный выход российского бизнеса на международные рынки. Ориентированные на экономику знаний, обусловливают все более значимую роль трансфера технологий во ВЭД предприятий.

Трансфер технологий – это передача инновационных разработок из научной сферы в промышленность. Основной движущей силой, обеспечивающих передачу знаний из исследовательского в промышленный сектор, являются все более возрастающие потребности предприятий в инновациях, обусловленные жесткой конкуренцией в сфере экономки нововведений.

В последние десятилетия сформировался международный рынок интеллектуальной собственности. Он представляет собой сферу деловой активности, в которой происходит передача на коммерческих условиях прав на использование тех или иных объектов интеллектуальной собственности.

Процесс передачи прав в сфере хозяйственных операций относится к сфере услуг, поэтому рынок интеллектуальной собственности входит в состав разнообразного по видам деятельности мирового рынка услуг и развивается в соответствии с его основными тенденциями.

По аналогии с традиционными товарными рынками мировой рынок интеллектуальной собственности представляет собой сложную систему экономических отношений между продавцами и покупателями. Однако на этом рынке мы имеем дело не с вещными товарами, а с уступкой прав на использование НТ достижений..

Поэтому важнейшим элементом трансфера технологий является охрана прав на их использование, т.к. новая технология при условии ее технической исключительности и востребованности рынком приобретает коммерческую ценность в 2 случаях:

- если подтверждены исключительные права на ее использование;

- если технология составляет ноу-хау, что также является объектом правовой охраны.

Это обстоятельство очень ярко прослеживается на развитых конкурентных рынках, в частности, на технологических рынках США и Великобритании. В современных условиях новый продукт или технология могут быть реализованы в виде товара и доведены до конкретного потребителя только в рамках определенного бизнеса, а современный бизнес не воспринимает технологии, не имеющие такого конкурентного преимущества, как исключительные права, обеспеченные, например, патентом на изобретение. В такие технологии просто не вкладывают деньги.

Передача прав собственности от автора (собственника) технологии или другого объекта интеллектуальной собственности субъекту инновационной деятельности происходит на основе взаимного согласия, - фактически взаимного обмена выгодами. Первичный собственник интеллектуального продукта, уступая право собственности, получает соответствующее эквивалентное вознаграждение. Новый собственник интеллектуального продукта получает выгоду при его конечной реализации в ходе инновационной деятельности либо при перепродаже этого продукта.

В соответствии с нормами российского и международного права, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

- литературным, художественным и научным работам;

- исполнительской деятельности, звукозаписи, радио- и телевещанию;

- изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

- научным открытиям;

- промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям;

- защите против недобросовестной конкуренции.

Также это могут быть другие права, связанные с результатами интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях.

Таким образом, сегодня практически любая инновационная деятельность неразрывно связана с исключительными правами на ее использование – правами интеллектуальной собственности. Поэтому юридически трансфер технологий как правило, представляет собой продажу лицензии на ее использование.

Формы обмена объектами интеллектуальной собственностью с юридической точки зрения делятся на 2 группы:

1.Объекты, правовая охрана которых обеспечивается на основе норм внутреннего законодательства и международных соглашений: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, НТ сведения, защищаемые нормами авторского права. Существенными особенностями прав промышленной собственности для таких объектов являются следующие:

- права предоставляются в результате получения от соответствующего государственного органа специального охранного документа;

- порядок приобретения, использования, защиты прав промышленной собственности регламентируется специальными законами по охране отдельных объектов;

- данные права являются территориальными, они действуют только в пределах государства, где они приобретены;

- большая часть этих прав носит временный характер, т.е. действует в течение срока, не превышающего установленного соответствующим хаконом;

- их обладателям предоставляется монополия на использование объекта – изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, фирменного наименования.

2.Научно-технические достижения, не пользующиеся такой правовой охраной. В частности, это ноу-хау. Именно отсутствие правовой охраны в форме охранного документа (патента), а не какие-либо различия в техническом уровне, является основным критерием отличия ноу-хау от охраняемых объектов промышленной собственности, в частности, от изобретения.

Ноу-хау не является объектом исключительного права, и для него характерно следующее:

- отсутствие государственной регистрации, а следовательно, документа (патента, свидетельства), закрепляющего за его обладателем исключительное право на объект;

- отсутствие предоставляемой патентом юридической монополии, обеспечивающей его обладателю исключительную возможность поддерживать экономическую монополию на объекты техники и технологии;

- единственный источник, определяющий содержание ноу-хау, - это договор между продавцом и покупателем;

- отсутствие специального нормативного акта, объединяющего все правила, касающиеся использования ноу-хау, а также сопутствующих производственных и деловых секретов.

В соответствии с этим все объекты интеллектуальной собственности делят на 2 группы: объекты авторского права и объекты промышленной собственности.

Главными основаниями для такой классификации являются:

- предмет охраны и

- условие возникновения права.

Предмет охраны авторского права – форма объекта, а само право возникает в силу создания объекта и не требует официальной регистрации.

Предметом охраны для объектов промышленной собственности является содержание или техническая сущность, а условием возникновения права – обязательная государственная регистрация.

В соответствии с российским и международным законодательством, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право возникает в силу создания произведения и распространяется на произведения обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме. Авторское право дает защиту только от прямого копирования. Содержание произведения, в том числе статьи, монографии, научного доклада, отчета, включающего, например, описание уникальной технологии, авторским правом не охраняется.

Исключительные права на использование произведения могут передаваться только по договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Исключительные права на использование произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежит работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. За нарушение предусмотренных законодательством авторских и смежных прав предусмотрена гражданская, уголовная и административная ответственность.

К объектам промышленной собственности в соответствии со ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, относятся:

- патенты на изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- товарные знаки;

- знаки обслуживания;

-фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения;

- пресечение недобросовестной конкуренции.

Изобретение. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (веществу, устройству, штамму микроорганизма, культуре клеток растений и животных, способу). Срок действия патента РФ – 20 лет при условии ежегодной уплаты пошлин за поддержание его в силе.

Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение признается новым, если оно неизвестно из уровня развития техники, достигнутого на дату его приоритета.

Не признаются изобретениями:

- открытия;

- научные теории и математические методы;

- правила и методы игр;

- правила интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

- программы для ЭВМ;

- решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Содержание прав патентообладателя заключается в монопольном праве использования изобретения. Одним из ограничений монополии владельца патента является право преждепользования. Оно означает, что любое физическое или юридическое лицо, которое до даты приоритета изобретения независимо от автора создали и добросовестно использовали на территории РФ тождественное изобретению техническое решение или сделали необходимые приготовления к его использованию, сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование без расширения его объема.

Полезная модель. В ряде стран и в России полезной моделью принято считать техническое решение, относящееся к устройству. Охраноспособность полезной модели возникает при наличии 2 признаков – новизны и промышленной применимости. Иногда ее называют малым изобретением. Охранным документом является патент на полезную модель. Срок действия – 5 лет с возможностью продления не более чем на 3 года.

Промышленный образец. В его качестве защищается художественно- конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Международный аналог понятия «промышленный образец» – дизайн.

Критерии, определяющие охраноспособность промышленного образца, - новизна и оригинальность. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты его приоритета.

Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер особенностей изделия.

Охранным документом является патент, срок действия которого – 10 лет с возможностью продления не более чем на 5 лет.

Товарный знак. Это обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одних организаций или граждан от однородных товаров других организаций или граждан.

Товарный знак может быть выполнен в виде различных обозначений или символов:

- словесных;

- изобразительных (композиций, линий, пятне, фигур любых форм на плоскости);

- объемных фигур (линий) или их композиций в 3 измерениях;

- комбинированных, представляющих собой комбинацию элементов разного характера;

- других обозначений, например, звуковых, световых и т.д.

Охранным документом для товарного знака является свидетельство, которое выдается на 10 лет с правом неоднократного продления на 10 лет.

Не все обозначения могут быть признаны в качестве товарного знака. В российской и мировой практике принято различать абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации товарного знака.

Абсолютные основания позволяют без сопоставления с другими объектами прав третьих лиц оценить существо заявленного на регистрацию обозначения, его способность выполнять функцию товарного знака, включая основную – функцию средства индивидуализации.

Относительные основания для отказа в регистрации связаны с ответом на вопрос, не будет ли данное обозначение нарушать права третьих лиц, в том числе на охраняемые товарные знаки.

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

Наименование места происхождения товара – как и товарный знак, является обозначением, используемым для различения товара одного производителя и однородных товаров других производителей. В качестве такого обозначения может выступать только название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяется:

- характерными для данного объекта природными условиями (климат, состав воды и т.д.);

- людскими факторами (производственные навыки, традиции и т.д.);

- природными условиями и людскими навыками одновременно.

Охранным документом является свидетельство на право пользования наименованием, которое выдается на 10 лет с правом неоднократного продления на 10 лет. При его продлении необходимо предоставление документа, свидетельствующего о том, что владелец свидетельства не изменил своего местонахождения и выпускает товар, обладающий теми же свойствами.

Право использовать зарегистрированное наименование не является монопольным. Свидетельство может быть выдано неограниченному числу заявителей, находящимся в одном и том же географическом месте и выпускающих товар с теми же свойствами.

Ноу-хау. Ноу-хау относится к группе терминов для обозначения представляющей собой практическую ценность информации, утечка которой может принести вред ее владельцу. Синонимы – коммерческая тайна, торговый секрет, служебная тайна. Владелец ноу-хау имеет право от незаконного ее использования третьими лицами. Программа защиты ноу-хау на предприятии может включать комплекс мер:

- разработку правил и процедур работы с ноу-хау;

- перечень сведений, составляющих коммерческую тайну на данном предприятии;

- доработка контрактов с сотрудниками и т.д.

 

2.

Международное законодательство в сфере ИС основано на ряде соглашений, участницей которых является и Россия.

Парижская конвенция по охране промышленной собственности (от 20 марта 1883 г.) объединяет более 150 государств. Ее основная цель – создание благоприятных условий для патентования изобретений и других объектов промышленной собственности гражданами и организациями одних государств в других государствах.

Важнейшие положения:

- принцип национального режима, обеспечивающий иностранцам равные права с собственными гражданами;

- принцип конвенционного приоритета, позволяющий вести коммерческую проработку изобретения сразу после подачи заявки в своей стране. Позволяет после подачи заявки в национальное патентное ведомство в течение 12 месяцев подавать заявки в патентные ведомства других стран с сохранением даты приоритета изобретения.

Договор о патентной кооперации (РСТ) вступил в силу с 1 июня 1978 г. Он предусматривает облегченную начальную стадию зарубежного патентования изобретений, требующих правовой охраны в ряде стран. Процедура РСТ не предусматривает международного патента, а предполагает лишь дополнительную международную фазу, которая является промежуточной стадией перед ведением дел в национальных патентных ведомствах.

Главное достоинство процедуры РСТ – возможность отсрочки принятия решения о патентовании в конкретно выбранной стране. Это позволяет сэкономить средства и более взвешенно подойти к выбору стран для зарубежного патентования.

Международный патент предусмотрен рядом региональных патентных систем, таких, как, например, Европейская и Евразийская патентные конвенции.

Международные соглашения в области авторского права. Важнейшими из них являются:

- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 9 сентября 1886 г. и

- Всемирная Женевская конвенция об авторском праве, подписанная в Женеве 6 сентября 1952 г.

Соглашение ВТО по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) – свод правил по торговле и инвестициям в идеи и творческую деятельность, в которых оговаривается, как интеллектуальная собственность должна быть защищена в процессе осуществления торговых операций. В соглашении подробно описаны требования к законодательствам участвующих в нем государств по охране прав на объекты ИС, а также унифицированы судебные процедуры, что дает возможность владельцам прав эффективнее бороться за их соблюдение в странах-участницах ВТО. Часть 3 ТРИПС предполагает весьма жесткие меры борьбы с контрафактной продукцией, которая практически приравнивается к контрабанде.

 

3.

Главной формой передачи НТ производственных и управленческих знаний и опыта являются лицензионные соглашения. В настоящее время в мировом хозяйстве уже сформировался рынок лицензий.

Лицензия в дословном переводе означает право, разрешение. В применении к торговле объектами интеллектуальной собственности под лицензией понимается разрешение, в соответствии с которым одно лицо – владелец исключительного права на изобретение, товарный знак и другие объекты ИС – лицензиар (продавец лицензии) предоставляет другому заинтересованному лицу – лицензиату (покупателю лицензии) право пользоваться этими объектами за обусловленное вознаграждение и на определенных условиях. По лицензионным договорам передаются не вещи, а нематериальные категории.

В сфере ИС развита практика заключения соглашений, предшествующих договорам о передаче прав ИС. Они получили название предлицензионных соглашений.

На практике обычно применяются следующие их формы:

- договор о намерениях;

- соглашение о конфиденциальности;

- опционное соглашение.

Договор о намерениях как предлицензионное соглашение несет такую же смысловую нагрузку, как любой протокол о намерениях. При его подписании не возникает никаких обязательств, но стороны письменно фиксируют понимание намерений друг друга. Такой договор может содержать ряд «мягких» обязательств, например, ограничить на определенный период переговоры с третьими лицами о передаче лицензий на технологию.

Также договор о намерениях позволяет получить и письменно зафиксировать определенную информацию о партнере, например, юридический адрес и платежные реквизиты. Эта информация может быть использована для проверки надежности партнера. Сам факт его подписания в целом свидетельствует о серьезности намерений сторон.

Соглашение о конфиденциальности. Основная его цель – защита информации о передаваемой технологии, особенно если по лицензионному соглашению передаются незащищенные патентами секреты производства. Коммерческая ценность конфиденциальной информации сохраняется до тех пор, пока эта информация неизвестна третьим лицам и к ней отсутствует свободный доступ. При разглашении или утечке такой информации ее рыночная стоимость падает до нуля.

Опционное соглашение. Оно, как правило, предшествует договору о передаче ноу-хау. В этом случае конфиденциальный характер информации о технологии создает определенные трудности при ее передаче стороне по договору.

С одной стороны, продавец боится преждевременно раскрыть информацию, с другой – покупатель не может быть уверен в готовности объекта сделки.

Иногда покупателю для принятия решения требуется проверка возможности реализации ноу-хау у себя на производстве, и нередко для этого нужна как раз та информация, которую скрывает продавец. Однако преждевременное раскрытие информации дает возможность потенциальному покупателю воспользоваться ноу-хау без заключения сделки.

Для разрешения этой проблемы перед заключением лицензионного договора часто используется опционное соглашение. Оно позволяет продавцу ноу-хау без риска бесплатного его раскрытия и использования покупателем при формальном отказе от сделки ознакомить партнера с информацией.

От заключения подобного договора выгоды получают обе стороны. Как правило, цена опционного соглашения составляет порядка 20% суммы предполагаемого лицензионного соглашения и не возвращается покупателю даже в случае отказа от лицензии. Покупатель за 20% цены ноу-хау получает возможность оценить экономическую целесообразность приобретения ноу-хау и возможность реализации ее у себя в производстве.

Основными условиями такого договора являются следующие положения.

Продавец:

- раскрывает покупателю ноу-хау;

- может гарантировать, что до истечения срока опционного договора не будет предлагать информацию третьим лицам;

- гарантирует после опытной проверки заключение договора о передаче ноу-хау.

Покупатель:

- получает право в течение определенного срока произвести опытную проверку ноу-хау на своем предприятии;

- обязуется соблюдать конфиденциальность в отношении ноу-хау;

- обязуется после окончания срока действия опционного соглашения не использовать ноу-хау без заключения договора о передаче ноу-хау.

Таким образом, по опционному соглашению вознаграждение выплачивается потенциальному лицензиару за возможность ознакомления с конфиденциальной информацией, за риск, связанный с ее раскрытием, за временную приостановку маркетинговых усилий продавца по реализации технологии.

Лицензионные соглашения несмотря на отличия, обусловленные различной природой результатов интеллектуальной деятельности, имеют ряд общих, обязательных для согласования условий, таких как срок, территория, объем выпускаемой продукции и т.д.

Тем не менее, существует несколько способов классификации лицензионных договоров, основанные на таких признаках, как способ правовой охраны, объем передаваемых прав, взаимоотношения партнеров, характер волеизъявления сторон, возмездность договора и т.д.

В зависимости от обеспечения или отсутствия правовой охраны продуктов или способов, составляющих предмет договора, выделяют патентные и беспатентные договоры.

В соответствии с патентными договорами передача технологий сопровождается передачей права на использование охраняемых законом объектов промышленной собственности – изобретений, промышленных образцов и полезных моделей. При этом передача права является существенным условием использования технологии.

Предметом патентного лицензионного соглашения является передача права на использование ИС, в частности. Прав на использование патента. Однако иметь такое право не достаточно для успешной организации производства нового изделия. Поэтому параллельно с передачей прав покупателю часто передаются технология, ноу-хау, а также соответствующие управленческие знания. Если в середине 70-х гг. ХХ в.в мире около 25% лицензий было основано на передаче патентных прав, 50% сочетало передачу патентных прав и ноу-хау, и лишь порядка 25% базировалось исключительно на передаче ноу-хау, то сейчас доля лицензий на патентные права не изменилась и составляет 15%, а доля лицензий на ноу-хау возросла вдвое и составляет 50%, доля лицензий, сочетающих патентные прав и ноу-хау, соответственно сократилась до 25%.

В соответствии с беспатентными договорами осуществляется поставка оборудования, передача ноу-хау, включая оказание консультационных услуг, передача коммерческой тайны и других объектов ИС, не имеющих патентной защиты. Т.ею эти договоры охватывают весь комплекс, обеспечивающий эффективное использование технологии покупателем, когда такое использование не связано с исключительными правами продавца.

К другим вариантам видов договоров о передаче технологий относятся договоры, включающие чистые и сопутствующие лицензии.

Чистые лицензии – это лицензии, предусматривающие передачу только прав на объекты промышленной собственности, которая не сопровождается поставкой оборудования, передачей технической документации, знаний и соответствующего опыта.

Сопутствующие лицензии – чаще всего применяются при поставке комплектного оборудования. Само название сопутствующей лицензии подчеркивает ее вспомогательный характер: она сопровождает заключение договоров на поставку оборудования и используется как дополнительный инструмент повышения привлекательности основного договора.

В зависимости от объема передаваемых прав различают полные, исключительные и неисключительные лицензии.

Полная лицензия предусматривает предоставление владельцем промышленной собственности лицензиату всех прав на нее, без каких-либо ограничений, на часть срока или весь срок действия лицензии. При этом он отказывается от каких-либо прав на передачу лицензии третьим лицам, а также на самостоятельное ее использование.

В случае исключительной лицензии лицензиату передается исключительное право на использование объекта промышленной собственности в пределах, оговоренных договором. Однако за лицензиаром сохраняются права на его использование в части, не передаваемой лицензиату. Т.е. лицензиар предоставляет лицензиату монопольное право использования объекта соглашения в определенных пределах, включая перепродажу другим лицам, отказываясь от выдачи аналогичных соглашений третьим лицам и от самостоятельной эксплуатации объекта соглашения в установленных для лицензиата границах.

При неисключительной (простой) лицензии лицензиар, предоставляя лицензиату право на использование объекта промышленной собственности, сохраняет за собой все права, подтверждаемые патентом, в том числе и на предоставление лицензии третьим лицам. Простые лицензии характерны для товаров массового спроса. Обычно лицензиар продает ограниченное количество простых лицензий, не допуская нежелательной конкуренции между лицензиатами. Но если продукция реализуется достаточно эффективно, то с целью получения максимальной прибыли вполне целесообразна и продажа большого количества простых лицензий.

В рамках данной классификации могут также использоваться сублицензии, т.е лицензии, выдаваемые непосредственно лицензиатами. Право на предоставление сублицензии не возникает автоматически с приобретением лицензии. Оно оговаривается в2основном» лицензионном договоре. Как правило, это договор о полной или исключительной лицензии. По объему предоставляемых прав сублицензия соответствует неисключительной лицензии. Вознаграждение, получаемое по сублицензии, делится между лицензиаром и лицензиатом основного договора в согласованной ими пропорции.

В зависимости от вида ИС выделяют лицензии на патенты, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и фирменные наименования. Термин «лицензия» часто упоминается по отношению к объектам авторского права, хотя для них чаще используется термин «авторский договор». Авторский договор также предполагает передачу исключительных и неисключительных прав.

В зависимости от места нахождения и взаимоотношений партнеров лицензионные договоры подразделяются на международные и внутрифирменные.

Возвратные лицензии предусматривают встречную передачу лицензиатом лицензиару прав на любые усовершенствования, относящиеся к лицензируемой технологии лицензиара, которые лицензиат может сделать или приобрести.

Перекрестные лицензии означают взаимную передачу прав, имеющихся у каждой из сторон, на объекты интеллектуальной собственности, т.е. взаимное лицензирование. Оно часто используется, когда обмен правами оказывается более привлекательным для владельцев технологий, чем простое денежное вознаграждение.

По характеру волеизъявления лицензионные договоры делятся на добровольные (их большинство) и недобровольные. Последнее отличается от первого тем, что в этом случае лицензиар обязан предоставить лицензию не в силу взаимовыгодного соглашения. А в силу закона или взятых на себя ранее обязательств.

Недобровольные лицензии делятся на следующие виды:

- обязательные, которые выдаются без согласия патентообладателя в интересах национальной безопасности или иных целей правительства;

-принудительные, которые выдаются из-за отсутствия надлежащего использования или злоупотребления патентообладателя своим монопольным положением;

- особой разновидностью принудительной лицензии является лицензия, выдаваемая патентообладателю на право использования охраняемого объекта другого лица, если право этого другого лица препятствует патентообладателю использовать свое изобретение.

 


 



2016-01-02 1243 Обсуждений (0)
Тема 14. Международный обмен интеллектуальной собственностью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 14. Международный обмен интеллектуальной собственностью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)