ФИКСАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
МИНСК, 2002 Введение
Профориентация как система мероприятий по оказанию помощи молодому человеку, выбирающему профессию, и как психолого-педагогическое руководство профессиональным самоопределением учащихся является важной составляющей учебно-воспитательной работы школы. Успешность профессионального самоопределения в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной с формированием профессиональной направленности личности, адекватной самооценкой способностей, реалистичным уровнем притязаний, устойчивыми профессиональными намерениями и достаточной информированностью. Профессиональное самоопределение - длительный и многоступенчатый процесс выбора профессии личностью, отражающийся в ее профессиональных планах; это один из главных компонентов социализации личности. Поэтому в школе необходимо проводить систематическую работу по изучению и формированию профессиональной направленности личности учащегося. Такая работа побуждает школьника задуматься о себе, о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует профессиональному самоопределению личности. Планомерное и долговременное изучение профессиональной направленности позволяет не только изучить, но и развить интересы и склонности каждого школьника. Полученная информация может быть использована для проведения с учащимися профориентационной работы по профессиональному просвещению и консультированию. Рекомендуемая профкарта, которую, предлагается будут вести классные руководители на каждого ученика под руководством школьного психолога, позволит систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося. Карта позволит выявить не определившихся учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следит за результативностью профконсультационного процесса. Диагностика профессиональной направленности учащихся, их интересов и склонностей, наличия и обоснованности профессиональных планов в период обучения в 7-11 классах предлагается проводить с помощью опросников и анкет, широко апробированных и достаточно информационных. Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи предлагает два варианта профкарты: 1. Бланковый вариант. 2.Компьютерный вариант, позволяющий значительно облегчить и ускорить процесс внедрения профкарты на каждого ученика, а также предлагающий профинструментарий для школьного психолога, который будет незаменим при проведении профконсультаций: 7 классДДО, Карта интересов (78 вопросов) 8 классОПГШ, Карта интересов (78 вопросов) 9 классОПГ, Карта интересов (144 вопрос), НИН, анкета для учащегося 10 классОПГ, Карта интересов (144 вопроса) 11 классОПГ, Карта интересов (174 вопроса), НИН, анкета для учащегося
Наиболее важную характеристику профессиональной направленности - склонности человека к работе в различных видах профессиональной деятельности выявляют дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А. Климова и различные варианты опросника профессиональной готовности (ОПГ, ОПГШ) Л.Н.Кабардовой. Предлагаемые карты интересов дают возможность выявить познавательные и профессиональные интересы учащихся. Девятые и одиннадцатые классы являются итоговыми в профессиональном самоопределении, принятии решения о выборе профессии. Для анализа профориентационной ситуации в это время предлагается дополнительно использовать методику "Направленность. Интересы. Намерения." (НИН), позволяющую оценить степень сформированности, обоснованности и устойчивости профессиональных намерений. Целесообразно классным руководителям (школьным психологам, социальным педагогам, профконсультантам) при обосновании профессионального выбора учащихся 9-х и 11-х классов провести в выпускных классах профориентационное анкетирование учащихся и их родителей по анкетам Приложений I-IV. Использование рекомендуемых методик не требует специальной подготовки и может быть осуществлено классным руководителем самостоятельно или под руководством школьного психолога. Полученные результаты являются основанием для профориентационных рекомендаций, причем следует обращать больше внимания на устойчивость профессиональных намерений и их соответствие профессиональной направленности личности, а также на мотивацию профессионального выбора.
ФИКСАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ. Профориентационные карты заводятся на каждого учащегося и хранятся на правах личных дел учащегося в кабинете зам. директора по воспитательной работе. Контроль за ведением профориентационных карт и их хранением осуществляется зам. директора по воспитательной работе школы. Профориентационная карта составлена таким образом, что для ее заполнения требуется минимальное количество времени, вся работа сводится к следующему: I раздел: "Общие данные об ученике". Заполняется самим учащимся под руководством классного руководителя в течении I полугодия учебного года. II раздел: "Изучение профессиональной направленности личности учащегося". Ответственный за заполнение - школьный психолог. Заполняется ежегодно по результатам диагностического исследования школьным психологом или классным руководителем под руководством школьного психолога. Результаты во II раздел вносятся следующим образом: Вписываются количественные результаты, полученные при использовании методик ДДО, ОПГШ, ОПГ. Например, ДДО: Ч - Ч 5 ОПГШ:Ч-Ч 5 - 7 ОПГ: Ч-Ч 8 - 6 - 3 Ч - Т 7 Ч-Т 9 - 13 Ч-Т 18 - 17 - 16 Ч - З 6 Ч-З 7 - 10 Ч-З 15 - 8 - 12 ч - П 3 Ч-П 5 - 2 Ч-П 10 - 11 - 3 Ч - Х 0 Ч-Х 3 - 2 Ч-Х 8 - 7 - 4 2. По карте интересов (78, 144, 174 вопроса) записываются профессиональные интересы, по которым учащийся набрал наибольшее и наименьшее количество баллов. Например: Биология и с/х +12 Военное дело +6 История и общественная деятельность +1 Математика -12 3. В случае выявленного у школьника рассогласования результатов диагностики профессиональной направленности и данных анкетирования продолжение психодиагностической работы осуществляется школьным психологом или профконсультантом, который может использовать наряду с анкетами (см. Приложения I-IV) и другие опросники из методического пособия "Профориентация в процессе профессионального самоопределения учащихся" - Минск: МГЦПОМ, 1998 или "Унифицированного банка психодиагностических методик" (МГЦЗН, МГЦПОМ).
ОБРАЗЕЦ II. Изучение профессиональной направленности личности учащегося (ответственный за заполнение - школьный психолог)
III раздел: "Обращение в специализированные профориентационные службы". Заполняется классным руководителем после посещения мероприятий, консультаций МГЦЗН, МГЦПОМ, ПТУ, ССУЗов, ВУЗов, Городского подросткового кабинета и других специализированных служб города ежегодно. IV раздел: "Обоснованность профессионального выбора" (заполняется в 9 и 11 классах). Ответственный за заполнение - школьный психолог. 1. Кем хочет быть - заполняется во втором полугодии учащимися выпускных классов. 2. Заключение мед. работника (противопоказания) - заполняется медсестрой школы. В случае необходимости вносятся рекомендации подросткового врача. 3. Рекомендации родителей - заполняется в случае их отсутствия попечителем ребенка. 4. Рекомендации классного руководителя (психолога, социального педагога, профконсультанта).
Следует учитывать, что изучение психологических особенностей личности учащегося предусматривает соблюдение этического требования - неразглашение информации посторонним лицам. Поэтому процедура заполнения, хранения и доведения до сведения учащихся результатов диагностики должна соответствовать этому требованию. Объяснение результатов анкетирования, диагностики профессиональной направленности личности и профориентационные рекомендации учащемуся должны проводиться в индивидуальном порядке с соблюдением норм педагогической этики. Выпускники школы получают профориентационную карту на руки за подписью зам. директора по воспитательной работе. По требованию профориентационная карта предоставляется в Минский городской центр занятости при обращении выпускников для получения профессионального обучения.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (817)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |