Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


НАПРАВЛЕННОСТЬ. ИНТЕРЕСЫ. НАМЕРЕНИЯ



2016-01-02 2103 Обсуждений (0)
НАПРАВЛЕННОСТЬ. ИНТЕРЕСЫ. НАМЕРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




(НИН)

 

 

Цель: Выявление и оценка профессиональной направленности, интересов и намерений учащихся старших классов. Использование этой методики позволяет сконцентрировать основную часть дальнейшего ориентационного исследова­ния личности на ее профессиональной направленности.

Автор: Б. А. Федоришин.

Описание методики: Профессиональная направленность - сложное психологическое явление, характеризующее психологическую готовность учащегося к выбору направления его будущей профессиональной деятельности. В этом смысле профессиональную направленность можно рассматривать как отражение в психологической структуре личности существенных сторон и особенностей профессиональной деятельности. Будучи концентрированным отражением требований профессии в возможностях личности, профессиональная направленность проявляет себя в практической деятельности учащегося. При этом совсем необязательно, чтобы данная практическая дея­тельность имитировала деятельность профессиональную. Ведь далеко не всегда учащемуся можно предоста­вить возможность попробовать свои силы в условиях максимально приближенных к условиям соответствую­щей профессиональной деятельности. Направленность может проявляться в активизации интересов учащегося к определенным явлениям, фактам, процессам, имеющим как непосредственное, так и опосредованное отно­шение к той или иной профессии. В этом случае интересы реализуются в познавательной деятельности учащегося: сбор соответствующей информации (чтение литературы, просмотр фильмов, общение), участие в работе кружков, учебная деятельность (в частности, учебно-производственная).

Активизация интересов, подкрепленных соответствующими способностями, содействует быстрому и осно­вательному вооружению учащихся такой информацией, которая имеет отношение к той или иной профессии. При этом эмоционально-волевая сфера учащегося представляет собой то поле, на котором разворачивается его познавательная деятельность и формируется положительное отношение к объекту и предмету деятельности.

НИН - специальная анкета для старшеклассников, состоящая из 9 основных вопросов. Некоторые из них (вопросы 2, 3, б, 7) - вопросы закрытого типа с определенным диапазоном запрограммированных ответов, остальные (вопросы 1, 4, 5, 8, 9) - открытые вопросы со свободными ответами, но с ограничением их количества.

Первый вопрос является исходным для включения учащегося в анкету, работу над анкетой. По содержанию это вопрос обучающего, познавательного характера. С помощью учителя (консультанта) учащиеся выясняют возможность объединения профессий в определенные группы, а также узнают, что критерием такой группировки, классификации является обобщенный объект деятельности - люди, техника, природа. В отличие от экономических и технологических классификаций этот вид группировки в большей мере позволяет учащимся "примерить" себя к одной из выделенных сфер профессиональной деятельности, "спроектировать" себя в какую-либо из этих сфер. Анализируя этот вопрос, учащиеся выясняют, что в каждую из этих сфер включается полная вертикаль профессий - от профессии квалифицированного рабочего до профессии, которая требует специального высшего образования.

 

Переход ко второму вопросу создает у учащегося установку на "проектирование" себя в ту или иную сферу профессиональной деятельности. Благодаря предыдущей ознакомительной работе они смогли сравнить обобщенные группы профессий и тем самым вычленить наиболее подходящую им группу. На вычленение сферы профессиональной деятельности не влияет престижность конкретных отдельных профессий, поскольку ответ на вопрос не затрагивает непосредственной профессии. Работа со вторым вопросом создает у учащегося игровую проективную ситуацию, что помогает ему выразить свою истинную профессиональную направленность и профессиональные интересы. Иногда это происходит даже вопреки конкретному заключительному решению о выборе профессии, продиктованному посторонними факторами (влияние семьи, популярность профессии и т.п.).

Третий вопрос подводит учащихся к конкретизации их профессиональной направленности и к выражению их притязаний. Четвертым вопросом выясняется степень компетентности учащегося в условиях овладения избранной им либо предполагаемой профессии.

Пятый, шестой и седьмой вопросы стимулируют учащихся к оценке своего решения относительно выбора конкретной профессии и к информированию о возможных влияниях ближайшего социального окружения (семья, друзья, сверстники,) на выбор профессии.

Восьмой вопрос определяет профессиональный выбор. Девятый вопрос направлен на выявление элементов мотивации выбора.

 

Литература: Профконсультационная работа со старшеклассниками. Под ред. Б.А. Федоришина. - Киев: Радяньска школа, 1980. 160с.

 

 

 

Использованию анкетной методики НИН предшествует подготовительная установочная работа с учащимися. Они обязательно должны знать цели анкетирования. Выбор методики определяется двумя условиями: а) оказание помощи учащимся в их подготовке к сознательному профессиональному самоопределению; б) реальные возможности школы в организации профориентационной работы. В любом случае цель анкетирования не должна быть отчуждена от непосредственных интересов учащихся, от их познавательных потребностей и потребностей в самооценке.

 

 

Четкой инструкции не дается. Консультант разъясняет школьнику цели обследования и объясняет при необходимости непонятные вопросы.

Работа учащихся над анкетным материалом начинается с беседы учителя (психолога, консультанта). В доступной форме он выясняет содержание первого вопроса анкеты. В беседе раскрываются следующие узловые моменты: что такое "объект работы", какие бывают конкретные объекты работы, возможность их группировки. Такая группировка профессий помогает человеку выделить для себя наиболее приемлемую сферу профессиональной деятельности. В данной группировке профессий под "объектом работы" понимается такой объект, на который специалист воздействует чтобы получить определенные результаты. Так, например, объект работы учителя - учащиеся, следовательно, профессия учителя относится к сфере "а". К этой же сфере относятся профессии врача, продавца и др. К сфере "б" - различные станочные профессии, водительские, некоторые инженерные и т.д. Профессии сельскохозяйственного профиля в основном относятся к сфере "в", сюда же можно отнести и многие биологические профессии. Под объектами знаковой системы понимаются коды, символы, отражающие в себе какие-то иные реальные процессы и предметы. В сферу "г", таким образом, могут быть отнесены диспетчеры, операторы, программисты, математики, финансовые работники, работники плановых органов, корректоры. К сфере "д" - профессии искусства, многие профессии культуры, науки, строительства, то есть профессии, связанные с работой по созданию или преобразованию различных художественных образов.

Следует учесть, что есть профессии, которые трудно связать только с одним обобщенным объектом. Так, например, в работе по данной методике не будет иметь значения, куда учащийся отнесет профессию тракториста - в сферу техники или природы. Ошибкой будет, если он отнесет эту профессию к любой из остальных сфер.

Усвоив содержание первого вопроса, учащиеся приступают к заполнению анкеты. Консультант, если нужно, дает пояснения к вопросам. Не следует преждевременно знакомить учащихся со всеми вопросами. Давать пояснения к ним, помогать учащимся в формулировке ответов (если это необходимо) надо только по мере перехода учащихся к каждому очередному вопросу. Выполнение указанных требований обусловлено структурой методики.

 

 

Структура вопросов, их содержание и композиция стимулируют учащихся к сохранению проективной установки в своих ответах при работе со многими пунктами анкеты. Поэтому заключительный ответ на вопрос о выборе конкретной профессии (его искренность, мотивированность, обоснованность интересами и общей профессиональной направленностью) можно проверить всем остальным материалом анкеты,. Конечную обработку материалов проводят как по ответам на отдельные вопросы, так и по сопоставлению ответов на разные вопросы.

Кроме индивидуального профконсультирования анкета может применяться для получения информации статистического характера для больших выборок.

Выбор вопросов, порядок их размещения и структурная детализация отдельных вопросов подчинены функциональному назначению методики и определенным психологическим требованиям, которые обеспечивают надежность получаемого материала.

Выявление намерений выбора конкретной профессии отнесено в конец анкеты. Это в значительной мере снимает влияние данного вопроса на аналитическую работу учащегося по другим пунктам анкеты. Учащийся не приспосабливает ответы на другие вопросы к ответу на основной вопрос. Тем самым с большей объективностью выявляется профессиональная направленность и профессиональные намерения учащихся.

Кроме того, такая специфика размещения и построения вопросов дает возможность проверить, не обусловлен ли конечный ответ о выборе профессии факторами, не согласующимися с истинными интересами и профессиональной действительной направленностью учащегося.

Анкета позволяет получить объективную информацию о направленности, интересах и намерениях и активизирует познавательные потребности учащихся и их стремление к самооценке.


 

Фамилия, имя, отчество________________

Год рождения__________________ Школа__________________ Класс______________

Дата___________________

1. Назовите по одной профессии в каждой из следующих сфер:

а) профессия, в которой объектом

работы являются люди___________

б) профессия, в которой объектом

работы является техника_________

в) профессия, в которой объектом

работы является природа________

г) профессия, в которой объектом

работы является знаковая система_

д) профессия, в которой объектом

работы является художественный образ____________________________

2. Представьте себе, что у Вас имеются самые благоприятные условия для выбора профессии в любой из указанных сфер. Какую сферу Вы предпочтете. Обведите кружочком соответствующую букву: а, б, в, г, д.

3. Профессии выделенной Вами сферы деятельности приобретаются в самых разных учебных заведениях. Где бы Вы хотели продолжить образование, чтобы овладеть профессией. (Обведите кружочком соответствующий номер).

1. В профтехучилище.

2. В техникуме (спец. училище, колледже).

3. В ВУЗе (институте, университете, академии и т.п.)

4. Назовите 2-3 учебных предмета, знание которых необходимо для успешного овладения профессией, которую Вы хотели бы избрать:

1.____

2.____

3.____

5. Если у Вас уже есть решение о выборе определенной профессии для себя, то какова степень твердости этого решения, его окончательность. Поставьте оценку по пятибалльной системе:__________

6. Есть ли у Вас родственники или друзья, которые работают по избираемой вами профессии. Напишите "да" или "нет":__________

7. Есть ли у Вас друзья, которые твердо намерены избрать ту же профессию, что и вы. Напишите "да" или "нет":_________

8. Какую профессию Вы решили избрать._____

9. Что привлекает Вас в ней. (Обведите кружочками соответствующие номера или сделайте дополнительную запись):

1. Условия труда.

2. Сам процесс данной трудовой деятельности.

3. Высокая материальная обеспеченность.

4. Подвижная работа, новые впечатления.

5. Спокойная работа.

6. Повышенная ответственность.

7. Самостоятельное принятие решений.

8. Возникновение сложных или даже опасных ситуаций.

9. Контактирование с людьми.

 

10.Возможность творческой деятельности.

11.Частые командировки, поездки.

12.Возможность что-либо создавать своими руками.

13.Работа на свежем воздухе.

14.Романтичная профессия.

15.Полезность продукта (результата) вашей работы.

16.Независимость в работе.

17.Перспективность (профессиональный рост, продвижение).

18.Близость к месту жительства.

19.____________________________

20.____________________________

Мы благодарим Вас за то, что вы ответили на вопросы этой анкеты.

Желаем Вам успехов в учебе и в будущей профессиональной деятельности.


Приложение II



2016-01-02 2103 Обсуждений (0)
НАПРАВЛЕННОСТЬ. ИНТЕРЕСЫ. НАМЕРЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: НАПРАВЛЕННОСТЬ. ИНТЕРЕСЫ. НАМЕРЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2103)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)