Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 12. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Высвобождение персонала



2016-01-02 1775 Обсуждений (0)
Тема 12. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Высвобождение персонала 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели и понятия профессиональной и внутриорганизационной карьеры, служебного продвижения. Принципы организации управления деловой карьерой. Методы управления деловой карьерой. Этапы деловой карьеры, их содержание. Примеры управления деловой карьерой в отечественных и зарубежных организациях. Взаимосвязь планирования и реализации деловой карьеры с мероприятиями по повышению квалификации персонала.

Построение карьерограмм, их применение. Система служебно - профессионального продвижения в организации. Этапы системы служебно - профессионального продвижения. Формирование кадрового резерва.

Работа с кадровым резервом в организации. Стажировка и ее организация. Обязанности стажера и руководителя стажировки.

Значение управления высвобождением персонала. Виды увольнений (по инициативе сотрудника, по инициативе работодателя, выход на пенсию). Причины увольнений. Формы и методы работы служб управления персоналом при различных видах увольнений.

Литература: 3: с.195-229; 7: с. 205-213, 231-237; 8:с.426-454, 382-390; 9.

Вопросы для самостоятельной работы и контроля

1. Что такое деловая карьера? Ее виды.

2. Назовите этапы деловой карьеры и раскройте их содержание.

3. Что такое карьерограмма?

4. Охарактеризуйте систему служебно-профессионального продвижения организации.

5. Дайте отличие понятий “карьера” и “служебное продвижение”.

6. Раскройте сущность понятия “кадровый резерв”. Как организована работа с кадровым резервом в организации?

7. Какой инструмент управления используется при увольнении сотрудника по собственной инициативе? Какие задачи при этом решаются?

8. Опишите систему мероприятий по работе с сотрудниками, увольняемыми по собственному желанию.

9. Что включает в себя система “скользящего пенсионирования”?

Методические указания

Приступая к изучению данной темы, необходимо ясно представлять себе, что такое деловая карьера и служебно-профессиональное продвижение, какова их роль в процессе управления персоналом. При этом следует исходить из того, что управление служебным продвижением должно начинаться сразу после приема нового сотрудника в организацию. То есть, планирование и контроль деловой карьеры состоит в том, что начиная с момента принятия работника в организацию и заканчивая предполагаемым увольнением необходимо организовать планомерное. Горизонтальное и вертикальное его продвижение по системе должностей или рабочих мест.

Различают два вида карьеры: профессиональную и внутриорганизационную. Необходимо знать их сущность, цели, возможности реализации в конкретной организации, условия их взаимодействия, принципы организации управления карьерой; методы (инструментарий) управления карьерой.

Следует знать также сущность основных этапов деловой карьеры: предварительного, этапа становления, продвижения, сохранения, завершения и пенсионного этапов карьеры.

С процессом планирования деловой карьеры тесно связано формирование кадрового резерва, цель которого - спрогнозировать персональные продвижения, перемещения, увольнения конкретных работников и их последовательность. Планы кадрового резерва составляются в виде схем замещения руководящих должностей организации. Иначе говоря, схема замещения - это вариант схемы развития организационной структуры, ориентированной на конкретной личности с различными приоритетами. Они разрабатываются службами управления персоналом. Необходимо обратить внимание на основные этапы формирования кадрового резерва, критерии подбора кандидатов в резерв, источники формирования резерва, стажировку и ее организацию, обязанности стажера и его руководителя.

При изучении проблем высвобождения персонала следует, прежде всего, обратить внимание на то, что работа с увольняемыми сотрудниками в современных организациях является весьма значимой (как с производственной, так и с личностной точек зрения) функцией, подкрепленной хорошо отработанным организационным механизмом ее реализации. Планирование высвобождения персонала рассматривается как составная часть кадрового планирования и наряду с прекращением приема на вакантные рабочие места, своевременными перемещениями и переподготовкой персонала позволяет гибко регулировать внутриорганизационный рынок труда.

Планирование работы с увольняющимися сотрудниками базируется на классификации видов увольнений в зависимости от степени добровольности ухода работников из организации (увольнение по инициативе сотрудника, увольнение по инициативе работодателя, выход на пенсию). Главной задачей служб управления персоналом при работе с увольняемыми сотрудниками является максимально возможное смягчение перехода в иную производственную, социальную, личностную ситуацию, выявление реальных причин увольнения.

При уходе сотрудников по собственной инициативе важным инструментом управления является “заключительное интервью”, в ходе которого уходящему сотруднику предлагается назвать истинные причины увольнения, оценить различные аспекты производственной деятельности (психологический климат, стиль управления, перспективы роста, объективность деловой оценки, оплату труда и пр.). Главными целями “заключительного интервью” являются: анализ “узких мест” в организации, попытка при необходимости повлиять на решение сотрудника об увольнении, снять взаимные претензии.

При увольнении сотрудника по инициативе администрации (вследствие сокращения персонала, закрытия организации и пр.) целесообразна реализация комплекса мероприятий с целью преодоления возникающих при увольнении проблем. Основной акцент при это должен быть сделан на передаче сотруднику сообщений об увольнении и проведении консультаций по новой профессиональной ориентации, поиску нового рабочего места.

Работа с сотрудниками предпенсионного и пенсионного возраста заключается в поведении таких мероприятий как “курсы подготовки к выходу на пенсию” (знакомство с правовыми положениями, связанными с уходом на пенсию, экономическими и медицинскими аспектами и пр.), “скользящее пенсионирование” (организация последовательного перехода от полноценной трудовой деятельности к окончательному уходу на пенсию).

Тема 13. Организация труда управленческого персонала.

Этика деловых отношений

Основные принципы организации собственного труда управленческого персонала. Выполнение общих функций управления (нормирование, планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль, анализ, учет) по отношению к собственному труду руководителя. Методы и техника личной работы, позволяющие находить резервы времени руководителя. Саморазвитие сотрудника управления. Управление личным режимом труда и отдыха персонала организации.

Общие закономерности межличностных отношений. Основы риторики. Правила подготовки и ведения деловой беседы. Правила подготовки и проведения служебных совещаний. Проведение переговоров с деловыми партнерами. Этические нормы телефонного разговора. Правила конструктивной критики и принципы восприятия критики.

Литература: 4; 7: с.202-205, 290-299; 8:с.370-382, 505-514; 9; 10:с.133-177.

Вопросы для самостоятельной работы и контроля

1. Как организован управленческий труд в организации?

2. Раскройте сущность методов личной работы руководителя и специалиста управления.

3. Как организовать личный режим труда и отдыха?

4. Назовите основные закономерности межличностных отношений, влияющие на формирование этических норм делового общения.

5. Назовите практические методы отработки навыков риторики.

6. Основные этапы подготовки и проведения деловой беседы, задачи, решаемые на каждом этапе?

7. Правила конструктивной критики и принципы ее восприятия?

8. Основные правила подготовки и проведения служебных совещаний?

9. Основные правила подготовки и проведения переговоров с деловыми партнерами?

Методические указания

При изучении данной темы следует обратить внимание на понятие и особенности организации труда управленческого персонала. Управленческий труд - это вид трудовой деятельности по выполнению функций управления, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. Необходимо знать, что является объектом, предметом, продуктом, содержанием управленческого труда.

Здесь же следует разобраться и с таким вопросом, как деление всего персонала организации на следующие категории: руководители, специалисты и другие служащие; знать характеристику этих групп, а также отнесение отдельных должностей к каждой из них, особенности их деятельности.

Эффективная организация управленческого труда предполагает научно-обоснованное решение следующих вопросов:

· организация труда в аппарате управления;

· организация личного труда управленческого персонала;

· организация и оснащение рабочих мест;

· организация использования вычислительной техники, средств оргтехники и пр.

Необходимо обратить основное внимание на принципы организации личного труда, методы изучения содержания труда и анализа затрат рабочего времени руководителя, их классификацию; этапы индивидуального планирования рабочего времени руководителя (на день, неделю, год); способы управления личным режимом труда и отдыха персонала организации.

Следует уяснить, что соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом. Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют некоторые отличительные особенности.

Изучение вопросов деловой этики следует начать с рассмотрения закономерностей, определяющих особенности межличностных взаимоотношений (неопределенность отклика, неадекватность отображения человека человеком и неадекватность самооценки, искажение смысла информации, закономерность психологической самозащиты).

Далее необходимо познакомиться с основными правилами риторики (правилами построения и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах) и практическими приемами отработки навыков риторики, изучить правила проведения деловых бесед, служебных совещаний, переговоров с деловыми партнерами (включая и вопросы их подготовки), рассмотреть особенности этических норм телефонного разговора.

Следует обратить особое внимание на правила критики, являющейся неотъемлемой частью делового общения, и принципы ее восприятия. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает “защитный барьер”, обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно.

К числу правил конструктивной критики можно отнести следующие:

· не начинайте разговор при свидетелях;

· сохраняйте ровный тон;

· найдите повод для похвалы;

· не выносите поспешных обвинений;

· признайте собственные ошибки в рассматриваемой ситуации, признайте опыт собственных неудач;

· критикуйте поступки, а не способности и свойства человека;

помогите найти решение по выходу из ситуации.

Основными принципы восприятия критики являются следующие:

· нет бесполезной критики, она является формой помощи в решении возникающих ситуаций;

· необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме;

· центральный принцип восприятия критики – “все, что я делаю, я мог бы делать лучше”;

· наиболее ценная критика направлена на несовершенство того, что кажется нормальным;

· отсутствие критики – это показатель пренебрежения или неверия в способность ее нормального восприятия;

· критика позволяет выяснить отношение критикующего к другой стороне;

· необходимо поддержать попытку критикующего конструктивно разобраться в деле, даже если он ошибается.



2016-01-02 1775 Обсуждений (0)
Тема 12. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Высвобождение персонала 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 12. Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением. Высвобождение персонала

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1775)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)