Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Закон сравнительных преимуществ Д. Рикардо



2016-01-02 1574 Обсуждений (0)
Закон сравнительных преимуществ Д. Рикардо 0.00 из 5.00 0 оценок




Давид Рикардо развил теорию Адама Смита и объяснил, почему страны торгуют между собой при отсутствии абсолютных преимуществ в про­изводстве тех или иных товаров. В работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1817 г.) он доказал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.

Теория сравнительных преимуществ использует понятие альтерна­тивной цены рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для про­изводства единицы другого товара.

Теория сравнительных (относительных) преимуществ заключается в том, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут производить с относительно более низкими издерж­ками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгод­ной для обеих стран независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.

Рассмотрим следующий пример:

Пример. Допустим, что производство 25 м сукна в Англии требует труда 100 рабочих в течение года. На данное количество сукна Англия приобретает 50 л португальского вина, для собственного производства которого потребовался бы труд 120 рабочих в течение года. Поэтому Англия найдет более выгодным ввозить вино и покупать его посредством вывоза сукна. На производство тех же количеств сукна и вина в Португалии затрачивается труд соответственно 90 и 80 человек в течение года. Поэтому Португалии выгодно ввозить сукно в обмен на вино.

Поясним этот тезис расчетом. Абсолютные издержки в Англии выше, чем в Португалии, и по сукну, и по вину. Однако сравнительные издержки в Португалии по сукну больше, чем в Англии. Они определяются отношением абсолютных издержек на производство единицы сукна к абсолютным издержкам на производство единицы вина. В Португалии они составляют:

90/25:80/50=9/4

В Англии же сравнительные издержки по сукну относительно меньше и составляют

100/25:120/50=5/3.

Следовательно, Англии выгодно экспортировать сукно в Португалию, закупая там вино.

Исчисленные сравнительные издержки по вину составляют 4/9 в Португалии и 3/5 в Англии. Отказ Португалии от производства сукна ей выгоден, хотя оно дешевле, чем в Англии. Это видно из того, что в соответствии с пропорциями обмена между двумя странами, предусмотренными в рассматриваемом примере, на собственное производство 25 м сукна, закупленных в Англии, Португалии пришлось бы затратить труд 90 человек в течение года, в то время как на производство вина, экспортированного в Англию взамен ввезенного сукна, Португалии потребовался бы труд всего 80 человек в течение года.

Таким образом, необходимым условием существования международной торговли выступает производство в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

Д. Рикардо исходил из того, что при полной свободе торговли принцип сравнительных издержек действует автоматически и сам по себе приводит к оптимальной специализации.

2. Допустим, что страны А и В производят только два товара С и D. В стране А для производства одной единицы товара С требуется 2 едини­цы затрат, а для производства одной единицы товара D — 6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 еди­ниц затрат, а для производства одной единицы товара D — 10 единиц.

Страна А имеет абсолютное преимущество при производстве обоих видов товаров. Согласно теории абсолютных преимуществ страна А дол­жна экспортировать эти товары в страну В, а страна В может только им­портировать — для экспорта у нее нет возможности. Если же страна А не может торговать со страной В, то на единицу затрат в стране А будет при­ходиться 1/6 единиц товара D и 1/2 единиц товара С. В стране же В на единицу затрат будет приходиться 1/10 единицы товара D и 1/12единицы товара С.

Таблица 6.2.

Страна Товар А В
С
Д

Относительная цена единицы товара D в стране А, выраженная через стоимость единицы товара С, составляет 6/2 = 3 единицы товара С, а в стране В меньше — 10/12 единицы товара С. Это означает, что произво­дителю товара С страны А покупать товар D на внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицу товара D он будет должен отдать 3 еди­ницы своего товара, в то время как в стране В — только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3 — 10/12 = 26/12 единиц товара С. Поэто­му страна А будет импортировать товар D из страны В, поскольку это относительно дешевле.

Относительная цена единицы товара С в стране В, выраженная через стоимость единицы товара D, составляет 12/10 - 6/5 единицы товара D, а в стране А меньше — 2/6 = 1/3 единицы товара D. Это означает, что произ­водителю товара D страны В покупать товар С на внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицу товара С он будет должен отдать 6/5 еди­ницы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единицы товара D. Выигрыш составит: 6/5 -1/3= 13/15 единиц товара D. Поэтому страна В будет импортировать товар С из страны А, поскольку это относительно дешевле.

 

Таким образом, необходимым условием существования международной торговли выступает производство в различных странах одних и тех же товаров с различными издержками. Каждой стране целесообразно, согласно взглядам Д. Рикардо, специализироваться на производстве таких товаров, по которым она имеет сравнительно более низкие затраты труда и капитала.

Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, рав­ные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равны­ми; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от тор­говли в меньшей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.

Условия внешней торговли — это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам.

Чаще всего, когда речь идет о более широкой номенклатуре товаров, используются индексы экспортных и импортных цен.

1. Индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны:

где, хi — доля i-го товара в суммарном экспорте в базовом году;

рi отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году.

2. Индекс, отражающий движение импортных цен для данной страны:

где mi доля i-го товара в суммарном импорте в базовом году;

рi— отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году.

3. Условия внешней торговли:

Динамика этих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли для данной страны.

Недостатки теории сравнительных преимуществ. Специализация, основанная на использовании принципа сравнительных преимуществ, обеспечивает более, эффективное размещение мировых ресурсов и рост мирового производства соответствующих товаров. Однако следует иметь в виду, что рассматриваемая модель разделения труда основана на ряде упрощений. Она исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; свободной торговли; совершенной мобильности труда (т. е. рабочей силы) внутри каждой страны (при отсутствии его перелива между странами); постоянных издержек производства; полной взаимозаменяемости ресурсов при альтернативном использовании; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами, а также отсутствия транспортных затрат и технических изменений.

Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли. Однако ряд из них нуждается в уточнении.

На практике расширение производства во многих отраслях связано с ростом предельных издержек, поэтому выпуск каждой последующей единицы данного товара требовал отказа от все возрастающего количества всех остальных. Особенно наглядно эта закономерность проявляется в отраслях добывающей промышленности, где по мере истощения богатых и удобно расположенных месторождений приходится переходить к разработке более бедных и труднодоступных месторождений.

Кроме того, далеко не всегда производственные ресурсы взаимозаменяемы при переходе к производству альтернативных товаров. Издержки могут возрастать при перемещении ресурсов из одной отрасли в другую, поскольку производство разных товаров требует разного сочетания затрачиваемых ресурсов. Имеет место и неравномерный рост уровня заработной платы в различных странах.

Рост издержек при увеличении объемов производства товаров ставит границы специализации. В силу всех этих обстоятельств на практике в большинстве случаев отсутствует полная специализация страны на товаре, в производстве которого она обладает сравнительными преимуществами. Так, в промышленно развитых странах не прекращается выпуск для внутреннего рынка товаров, которые частично импортируются.

Современные западные экономисты существенно модифицировали модель развития международной торговли, обоснованную Д. Рикардо. Ведущее место в современной трактовке его взглядов занимает модель альтернативных издержек, автором которой является американский экономист Г. Хаберлер.



2016-01-02 1574 Обсуждений (0)
Закон сравнительных преимуществ Д. Рикардо 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Закон сравнительных преимуществ Д. Рикардо

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1574)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)