Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие сведения о проблеме



2016-01-02 958 Обсуждений (0)
Общие сведения о проблеме 0.00 из 5.00 0 оценок




Знакомство с критериями проверки блока С.

Методика подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения. Композиция и содержание сочинения-рассуждения. Формулировка проблемы и авторской позиции.

Смысловая цельность текста определяется тем, насколько продуман­на композиция работы. Композиция— это построение сочинения, связь его частей в единое целое в соответствии с идеей. Сочинение-рассуждение может строиться по стандартной трёх-частной схеме: вступление — основнаячасть — заключение.

Во вступлении после одного-двух предложений, вводящих читающего в основное содержание сочинения, можно сформулировать проблему (или проблемы) текста (см. критерий К1).

В основной части можно прокомментировать проблему, представить позицию автора, выразить своё собственное к ней отношение и аргумен­тировать его (см. критерии К2, КЗ, К4).

Заключение обычно содержит итог всех рассуждений, вывод, состоя­щий из нескольких или одного предложения, которые могут, кстати, содержать и риторические вопросы.

Возможны различные варианты композиции сочинения. Однако стро­ить работу лучше всего в соответствии с теми критериями, по которым её будут проверять:

1. Проблема

2. Комментарий к проблеме

3. Позиция автора

4. Собственное мнение

Аргумент 1

Аргумент 2

5. Вывод

Все части работы должны быть взаимосвязаны, плавно перетекать одна в другую. Для этого необходимо определить ход развёртывания мысли, продумать логические переходы между частями. Каждую часть следует начинать с новой строки.

Основные средства связи между предложениями в тексте

  Название средства Пример
1.   Слова-заместители: • местоимения • наречия • синонимы • различные оценоч­ные обозначения родовидовые слова • имя собственное — имя нарицательное
  • девушка — она
  • в лесу — там
  • быстро — стремительно
  • храбрец богатырь
  • деревья — берёзы
  • Соболевский — офицер
 
2.   Лексические повторы   Золотая полка — это та, которая заводится ис­ключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом — завести золотую полку (Ю. Олеша).
3.   Соответствие видовременных глагольных форм   Однажды человек берёт в руки книгу. У него открываются глаза на мир — он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность.
4.   Предлоги   Главным и неизменным признаком удачи художест­венного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придаёт жизненные силы (Ф. Искандер).
5.   Анафора (единоначалие) и эпифора (кон­цовка) Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские ко­лонны.
6.   Параллелизм   ...что знаешь в детстве — знаешь на всю жизнь..., чего не знаешь в детстве не знаешь на всю жизнь (М. Цветаева).
7.   Противопоставление   Она громче захохотала, взяла его под руку и потя­нулась вперёд. Он попятился назад (А. Чехов).
8.   Вопросительные предложения Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать.
9.   Союзы   1 . Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим учёным (Д. Гранин). 2. Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетай­пы — всё это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако почему-то нехватка этого времени у человека возрастает (Д. Гранин).
10.   Порядок слов в предложении (прямой, обратный)   Под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя... Нахохлились оба, и чувствует каждый своим крылом крыло соседа... (И. Тургенев)
11.   Последовательность в изложении мыслей встал, умылся, позавтракал  
12.   Слова-организаторы логических связей вот, почему, из этого следует и др.  
13.   Вводные слова, орга­низующие порядок высказывания итак, наконец, в заключение разговора  
       

Типичные ошибки:

Ø нарушена последовательность изложения мыслей;

Ø нарушена смысловая цельность и связность;

Ø не выделены абзацы или нарушено абзацное членение текста;

Ø отсутствуют связки между абзацами.

 

На этапе подготовки к экзамену текст сочинения можно вписывать в следующую таблицу, которая поможет правильно структурировать работу и разделить её на абзацы, не упустив ни одной части сочинения.

 

Проблема      
Комментарий      
Позиция автора      
Моя позиция      
Аргумент 1      
Аргумент 2      
Заключение      

 

Виды и формы вступления

Важно помнить, что основная цель вступления — подвести к форму­лировке проблемы. Это можно сделать различными способами.

Виды и формывступления:

  1. проблемный вопрос;
  2. общие сведения о проблеме;
  3. ссылка на авто­ритетное мнение по вопросу, близко­му к обсуждаемой проблеме;
  4. создание определенногоэмоционального настроя;
  5. описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста;
  6. цитата из исход­ного текста (или другого источника), связанная с рассмат­риваемой пробле­мой;
  7. обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям.

Проблемный вопрос

Самый простой и часто используемый способ зачина.

1. Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И. Ильин.

2. Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев труд­ности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

Общие сведения о проблеме

Постепенно подводя читателя к формулировке проблемы, можно оттолкнуться от типичных фактов, событий, в которых эта проблема прояв­ляется.

Мы уже давно слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу... Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни со­временного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской.

Ссылка на авто­ритетное мнение по вопросу, близко­му к обсуждаемой проблеме

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения — это настоящая болезнь многих членов современного общества. Действи­тельно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телеви­зора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что при­носит телевизор в наш дом — благо или зло? Над этой проблемой задумался В. Солоухин.



2016-01-02 958 Обсуждений (0)
Общие сведения о проблеме 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие сведения о проблеме

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (958)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)