Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЦ при патриархе Никоне (1652-1658 гг.)



2016-01-02 533 Обсуждений (0)
РЦ при патриархе Никоне (1652-1658 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Примерно с середины столетия усилилось светское влияние на духовную жизнь общества. Это связывалось с заметным притоком в Россию украинского духовенства и ученых греческих монахов. На Украине была широко развита сеть православных школ; еще до присоединения Украина стала поставлять в Россию кадры образованного духовенства. Многие выходцы с Украины заняли высокое положение в церковной иерархии, стали митрополитами или писателями-богословами. Пополнение православного клира киевлянами и греками вызвало идейные расхождения в РЦ. Смута XVII в. выразилась и в идеологическом кризисе. Внешне он проявился в попытке восстановить единство церковных книг и обрядов. Спор в итоге развернулся вокруг образцов, по которым необходимо было произвести изменения. Некоторые церковники брали за основу древнерусские книги, другие – греческие образцы. Исправление церковных текстов по греческим образцам вольно или невольно ставило под сомнение канон русских православных святых. Реформа Никона зачеркивала решения Стоглавого собора 1551 года, закрепившего приверженность «старине», бросала тень на традицию школы Сергия Радонежского. Никон после отстранения московских правщиков священных текстов пригласил не только киевлян, но и иностранцев, среди которых выделялись Паисий Лигарид и Арсений Грек. Показательно, что Арсений Грек трижды менял вероисповедание, одно время он был даже мусульманином. Никону удалось привлечь на свою сторону некоторых представителей высшего клира РПЦ: Дмитрия Ростовского, Иллариона Рязанского, Павла Сарского и др. Русская культура объявлялась отсталой, на вооружение брались европейские стандарты.Полемика между староверами и никонианами вылилась в настоящую идеологическую войну. Победа никонианам была фактически гарантирована: за ними стояла государственная власть. Царь Алексей, несмотря на его истовую религиозность, не препятствовал Никону в сломе прежнего церковного уклада. Реформа проводилась с элитарных позиций, сбрасывала со счетов народный дух православия. Никониане ставку делали на «внешнюю мудрость», представляя суть полемики как конфликт между знанием и невежеством. Староверы же старались доказать, что в конфликт вошли интеллект и дух. Для них главным было нравственное совершенство. С элитарностью, избранничеством был связан и отказ от старорусских образцов священных текстов в пользу греческих, что затрудняло для рядовых верующих доступ к истине. Реформа проводилась с помощью насилия. Никон стремился поднять церковь над светской властью и основать в России главенство церкви. Никон — затем был лишен патриаршества. Но к моменту отречения Никон успел внести в проведение реформы дух крайнего радикализма. Сущность дониконовского понимания христианства на Руси заключалась в том, что нельзя силой заставить людей веровать.До раскола Русь была духовно единой.Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем», то есть как поток времени, в котором каждый имеет свое четко обозначенное место и несет ответственность за все им содеянное. Идея Страшного суда для старообрядцев имела не мифологический, а глубоко нравственный смысл. В борьбе против старообрядцев официальная церковь вынуждена была обратиться за содействием к государству, делав шаги в сторону подчинения светской власти. Алексей Михайлович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Петровский абсолютизм на том и строился, что он освободил государственную власть от всех религиозно-нравственных норм. Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами.По мнению Вернадского, изменения были проведены Никоном внезапно и в повелительной форме. Неудивительно, что многие верующие выразили готовность отстаивать свои права на религиозную службу в привычной форме, не подчиняясь приказам церковных и светских властей. Более того, некоторые из противников Никона справедливо указывали, что временами издатели и правщики допускали торопливость и спешку. В ряде случаев они основывались не на старых греческих рукописях, которые должны были служить основой для правки, и допускали ошибки.

Итоги церковной реформы: 1) реформа Никона привела к расколу церкви на господствующую и старообрядческую; 2) церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который отразил тенденции к централизации, дал толчок развитию общественной мысли.

 



2016-01-02 533 Обсуждений (0)
РЦ при патриархе Никоне (1652-1658 гг.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЦ при патриархе Никоне (1652-1658 гг.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (533)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)