Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЦ в царствование императора Александра I



2016-01-02 531 Обсуждений (0)
РЦ в царствование императора Александра I 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1801 г. после убийства императора Павла на Российский престол взошел его сын Александр 1. В начале своего царство­вания император мало интересовался церковными делами. Бли­жайшее его окружение составляли иноверцы. Из его сотрудников один М.М. Сперанский, происхо­дивший из духовного сословия и выпускник Петербургской Семи­нарии, хорошо знал церковные дела. Александр 1 поручил ему составить план преобразования всех правительственных и судеб­ных учреждений империи. По Ведомству Православного исповедания решено было назначить в Синод но­вого способного и энергичного обер-прокурора. В 1803 г. обер-прокурором стал друг юности царя князь А.И. Голицын при котором произошло уси­ление обер-прокурорской власти. Голицын поставленный для надзора над Синодом, он основательно разобрался в ходе церковных дел и занялся чтением религиозных книг. В 1807 году, но утвержденному царем докладу Голицына был образован особый комитет из духовных и светских лиц. В него вошли митрополит Амвросий, архиепископ Феосилажт, протопресвитер С. Краснопевков и обер-сзященник И. Державин, а также Голицын и Сперанский. Комитету поручено было составить план реформы духовного образования и изыскать способы лучшего обеспечения духовенства. Через год Комитет с успехом решил свою задачу. В 1808 г. началось проведение важнейшей в истории богословского образования реформы. В ту пору во главе церковного управления стоял Петербург­ский митрополит Амвросий, который имел хорошие административные способности, умел наладить хорошие отношения с собратьями-иерархами и светской властью, умел дипломатично, но твердо защитить Церковь от властного произвола обер-прокурора. В 1812 г. на Россию обрушились бедствия наполеоновского нашествия. Вражеские полчища опустошили и разорили те уезды, по которым они прошли, двигаясь на Москву. В самом начале войны Святейший Синод в особом послании благословил православный народ на “отпор врагу и защиту Оте­чества. В храмах служились молебны о победе русского оружия. Архиепископом Августином (Виноградским) была составлена “Мо­литва об изгнании врагов из Отечества”, Накануне Бородинского сраже­ния Главнокомандующий князь М.И. Кутузов-Смоленский вместе с русскими воинами усердно молился перед Смоленской иконой Божией Матери. По воспоминаниям очевидца, во время этого мо­лебна “духовенство шли в ризах, кадила дымились, свечи теп­лились, воздух оглашался пением, и святая икона шествовала. Сама собою, по велению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле”, а во французском лагере раздавалась веселая музыка — там заранее праздновали “победу”

Митрополит Платон, желая пострадать вместе с паствой, в день Бородинского сражения выехал из Троице-Сергиевой Лав­ры в Москву. Господь судил ему однако дожить до вести об изгнании французов из столицы. Он скончался 2 ноября 1812 г. оставив кафедру своему викарию архиепископу Августину. В ка­нун сдачи столицы 1 сентября в Успенском соборе Кремля архи­епископ Августин, отслужил последнюю Литургию среди общего плача. Он едва успел вывезти из Москвы антиминс собора и вековые святыни — Владимирскую, Смоленскую и Иверскую иконы. Полковые священники на полях битв проявляли бесстрашие. Духовные лица находились и в партизанских отрядах. Синод пожертвовал на военные нужды 1,5 миллиона рублей. На спасение Родины жертвовали свои сбережения архиереи и мо­настыри, священнослужители и миряне. После войны всюду, где побывали французы, надо было восстанавливать монастыри и храмы, оказывать помощь разоренному духовенству. На эти цели Синод выделил еще 3,5 миллиона рублей. Страшные бедствия, перенесенные Россией в Отечествен­ную войну, вызвали глубокие перемены в настроениях общества. В обществе усилились патриотические и религиозные чувства. Душевный перелом пережил и Александр 1. Он говорил “Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил мое сердце теплотой веры, какой я до сих пор не ощущал. Тогда я познал Бога, как Его описывает Священное Пи­сание.”

Сам император, находясь с армией за границей, встречал­ся со всякого рода религиозными мистиками сектантского тол­ка. Мистические настроения захватили и обер-прокурора Го­лицына. Пользуясь столь влиятельным покровительством, про­поведники нецерковного мистицизма с большим размахом развер­нули пропаганду. Мистицизм, заимствованный на Западе, причудливо сливался с доморощенным мистическим хлыстовством. В обстановке этой мистической одержимости возрождались и усиливались масонские ложи. К масонству с благожелательным интересом относился сам Александр 1. В масонской ложе состо­ял его брат Константин. Среди “вольных каменщиков” числились такие влиятельные лица, как князь Репнин, граф Виельгорский, Уваров, А.И. Тургенев, в высшем обществе сложилась тогда по­говорка. “да кто же ныне не масон”. Ложи Коронованного Алек­сандра, Умирающий Сфинкс, Соединенных друзей, Палестины при­обрели огромное влияние на все сферы государственной жизни. Видный масон А. Лабзин возобновил масонское книгоизда­тельство, запрещенное при Екатерине П. Переводились и печа­тались книги западных “мистиков” Лабзин издавал журнал “Сионский вестник”, на страницах которого под видом вселенского, универсального христианства и внутренней церкви проповедовался догматический религиозный синкретизм. Мощным орудием строителей “внутренней церкви” стало ос­нованное в 1813 г. Петербургское библейское общество, пере­именованное через год в Российское. Оно действовало как сек­ция английского Библейского общества, и главными заправи­лами в нем были пасторы Патере он и Пинкертон. Первое собра­ние общества состоялось в доме князя Голицына. Он же стали его президентом. Своей целью общество объявляло распрост­ранение Библии среди иностранцев и инославных, но уже в 1814 году оно получило от государя право издавать Священное Писа­ние и на славянском языке. В члены общества ввели несколько архиереев и других видных лиц, в 1816 году было решено при­ступить к изданию Библии на веском языке. Дела общества шли блестяще. Его отделения появились в самых глухих уголках страны. Имущество этого учреждения во много раз превышало казну Синода. Его покровителем состоял сам император. В общество входили министры, сенаторы, губер­наторы, архиереи. Из общества частного, каким оно представле­но было в уставе, оно превратилось в официальное, правительственное учреждение. Рост влияния общества, ставившего своей целью распространение слова Божия, не вызывал однако востор­га у ревнителей Православия. Библейское общество придержива­лось правила печатать Священные книги “без всяких примечаний и пояснений” чтобы устранить из своих изданий всякие вероисповедные особенности. В 1817 году ревнители “внутренний церкви” усилились еще более в результате важной административной реформы. В состав Министерства народного просвещения была включена канцелярия синодального обер-прокурора и департамент по делам иностран­ных исповеданий; подчинявшийся ранее министру внутренних дел. Новое ведомство получило наименование министерства духовных дел и народного просвещения. Во главе этого “двойного минист­ерства” был поставлен князь Голицын. Все дела, касавшиеся религии, соединялись в департаменте духовных дел, директо­ром которого назначался масон А.И. Тургенев. Одним из четы­рех отделений этого департамента стало отделение по делам греко-российского исповедания. Новым обер-прокурором, те­перь уже представлявшим не лицо государя, а лицо министра, стал князь Мещерский. Реформа означала крайнее унижение Си­нода, поставленного теперь под надзор второстепенного чинов­ника и наравне с такими учреждениями, как евангелическая консистория или духовное управление евреев. А главная беда и опасность заключалась в том, что “двойное министерство” откровенно действовало как орган Библейского общества и как орудие масонских лож. Умножение сект, засилье враж­дебного Церкви синкретического мистицизма шедшего по следам древних ересей; заставили митрополита Амвросия решительно выска­заться против Библейского общества. За этим последовало раз­деление Петербургской и Новгородской епархии на две отдель­ные епархии и удаление митрополита в Новгород. где он скон­чался.На его место был переведен из Чернигова архиепископ Ми­хаил. В прошлом он многие годы служил священником при московском храме святого мученика Иоанна Воина и славился своими сердечными проповедями. В 1796 г. он принял постриг и через 5 лет был хиротонисан во епископа. Митрополит Михаил оказался твердым архипастырем, стояв­шим на страже Православия. Под его покровительством состави­лась “дружина” ревнителей, которые стали открыто выражать свою тревогу и негодование на вредное и опасное направление министра. После смерти митрополита Михаила по совету Аракчеева, соперничавшего с Голициным за влияние на царя, приемником был назначен митрополит Серасфим, переведенный из Москвы. В кругу иерархов он был известен как противник мистического направления. Он сразу после перевода в Петербург высказал­ся против Библейского общества и вступил с ним в борьбу.Передовым бойцом в этой борьбе был выставлен настоятель Новгородского Юрьевского монастыря архимандрит Фотий. Он ринулся на борьбу с Голицыным. Поводом для решительных действий явился русский перевод книги Госнера “О Евангелии от Матерея” — одного из многих из­дававшихся тогда в России мистически-поэтических сочинений. Архимандрит Фотий написал императору письмо, в котором сооб­щил, что в Вербное воскресение к нему был послан Ангел Божий; предстал ему во сне с книгой в руке, а на книге было начер­тано “сия книга составлена для революции и теперь намерение её революция”. Письмо архимандрита заинтересовало царя своим апокалиптическим тоном. Он захотел встретиться с новояв­ленным “пророком”.После аудиенции у Александра 1 архимандрит Фотий открыто на­пал на Голицына в доме Орловой. Голицын просил благословения у ар­химандрита, однако он благословения не дал и сказал — “В книге “Таинство креста” под твоим надзором напечатано — ду­ховенство есть зверь, — а я, Фотий, из числа духовенства есть иерей Божий, то благословить тебя не хочу, да тебе и не нужно оно”. Голицын ушел из дома в бешенстве. Вскоре после этого, по совету Аракчеева и еще одного противника Голицына, адмирала Шишкова, к императору поехал митрополит Серафим, и на аудиенции, сняв с себя белый клобук и положив его к ногам царя, с твердостью заявил, что не при­мет его, пока не услышит царского слова о смене министра и истреблении вредных книг. 15 мая 1824 г. князь Голицын подал в отставку. Министром просвещения назначили А. С. Шишкова. Ведомство Православного исповедания было изъято из подчинения этого министерства. Президентом Библейского общества стал митрополит Серафим, который сразу же начал добиваться его упразднения. В конце 1825 года итератор Александр 1 скончался и вскоре после его смерти Библейское общество было закрыто.Существует предание, согласно которому император Александр не умер, но под видом странника Феодора Кузьмича совершал свой покаянный подвиг в Сибири и скончался значительно позже, будучи известен особым христианских благочестием.



2016-01-02 531 Обсуждений (0)
РЦ в царствование императора Александра I 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЦ в царствование императора Александра I

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (531)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)