Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сословн.-предст. Монархия Франции



2016-01-02 535 Обсуждений (0)
Сословн.-предст. Монархия Франции 0.00 из 5.00 0 оценок




В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представителъная монархия. Образование сословно-представительной монархии здесь неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов.

Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии - вести частные войны. Лишь отдельные крупные феодалы сохраняли в XV в. свои независимые армии, которые давали им некоторую политическую автономию (Бургундия Бретань, Арманьяк).

Постепенно исчезло сеньориальное законодательство, а также посредством расширения круга дел, составлявши "королевские случаи", существенно ограничивалась сеньориальная юрисдикция. В XIV в. была предусмотрено возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной.

На пути французских королей, стремившихся к объединению страны и к усилению личной власти, в течение ряда веков было еще одно серьезное политическое препятствие - римско-католическая церковь. Этот конфликт закончился победой светской (королевской) власти над духовной.

Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции. Легисты утверждали, что король сам является верховным законом, а следовательно, может создавать законодательство по своей воле.

Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Именно к началу XIV в. окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения - Генеральные штаты и провинциальные штаты. Генеральные штаты

Создание Генеральных штатов во Франции положило начало изменению формы государства во Франции - превращению его в сословно-представительную монархию.

Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания

королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв.

Причины созыва Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году:

неудачная война во Фландрии;

серьезные экономические трудности;

спор короля с римским папой.

Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена, этот вопрос решался королем в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Сословный состав Генеральных штатов: духовенство (высшее - архиепископы, епископы, аббаты);

дворянство (крупные феодалы; среднее и мелкое дворянство - кроме первых созывов);

городское население (депутаты от церквей, конвентов монастырей и городов - по 2 - 3 депутата; юристы - примерно 1/7 часть Генеральных штатов).

Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества. В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужд короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.

Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносит предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенна: связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряд случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.

Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ei усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь о вынесения угодных ему решений.

Местное управление характеризовалось постепенным переходом функций бальи и сенешалов к ново! администрации. Судебная власть перешла к их заместителям - лейтенантам, военные - к генерал-губернаторам финансовые - к «выборным». При Ришелье в провинциях власть перешла к «интендантам юстиции, полиции i финансов». Низшей территориальной единицей являлся сельский сход во главе с выборным старостой - синдиком. Как территориально Франция делилась на Север и Юг, так она подразделялась и по праву. «Варварские» правды ь королевские капитулярии потеряли свою силу. Решающая роль перешла к местному обычному праву (кутюмам) действия которых распространялись на все сословия. Север считался «страной неписанного права», а Юг-«страно£ писанного права», т.к., кроме кутюмов, в южных городах, основанных Римом, продолжало действовать римское муниципальное право. Феодальное право Франции характеризуется необычной пестротой, т.к. число кутюмо* исчислялось сотнями.

С XIII в. делаются попытки записи кутюмов в виде сборников. Около 1255 г. появляется «Большой сборник обычаев Нормандии». В 1273 г. выходит «Учреждения Святого Людовика», в котором были записаны кутюмы городов Орлеана, Оверни и Анжу, а также ордонансы Людовика IX и отрывки из римского и канонического права. Большой известностью пользовались «Кутюмы Бовези» (1282), автором которых был Бомануар, считающийся первым теоретиком французского права. В 1389 г. бальи Жак д / Аблейг составил «Большой сборник обычаев Франции». Е 1453 г. Карл VII приказал записать кутюмы каждой провинции. Появляется большое количество официальны) сборников кутюмов. Наибольшей известностью из них пользовались кутюмы Парижа. Страна жила по кутюмал/ вплоть до Французской буржуазной революции, во время которой появились общегосударственные законы. С усилением королевской власти возрастает роль ордонансов - королевских указов, имеющих сил\ государственных законов. В период абсолютизма королевские ордонансы заметное влияние оказали на гражданское право, в особенности в области торгового права. Наряду с ними, продолжали существовать v распоряжения крупных сеньоров - ассизы.

В эту кутюмную и оронансную пестроту единство и общность вносило Римское частное право, начавшееся преподаваться в Парижском университете с 1219 г. и ставшее одним из важных источников права Франции. В XVI в. происходит расцвет изучения римского права с появлением «исторической школы». Однако авторитет римского права не устранил деление страны на области обычного и писанного права.

Наряду с римским правом, такое же единство вносило и каноническое (церковное) право, которое, кроме регулирования вопросов организации и деятельности церкви, содержало положения, оказавшие известное влияние на гражданское право (запрет брать проценты) и семейно- брачное право (запрет разводов).



2016-01-02 535 Обсуждений (0)
Сословн.-предст. Монархия Франции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сословн.-предст. Монархия Франции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)