Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституция Пруссии. Пути объединения Германии



2016-01-02 725 Обсуждений (0)
Конституция Пруссии. Пути объединения Германии 0.00 из 5.00 0 оценок




Конституция, выработанная Национальным собранием Пруссии (1849 г.), содержала в себе некоторые элементы «либерализма», и потому король Фридрих-Вильгельм IV потребовал ее пересмотра. Было решено созвать новое собрание, избранное по особой системе, двустепенными и открытыми выборами.

Система эта получила название куриальной потому, что избиратели - все мужчины определенного возраста - делятся на три «класса» - курии.

Первые две курии составляют крупные Налогоплательщики. В последнюю зачисляются все остальные избиратели. Каждая курия выбирает одинаковое число выборщиков.

Таким образом, две первые курии - в численном отношении незначительная кучка - избирали две трети выборщиков. На долю последней, многомиллионной курии оставалась всего одна треть.

Выборы дали нужный правительству результат; из 350 членов Собрания 250 были чиновниками. Новая прусская конституция (1850 г.) стала, как и следовало ожидать, конституцией торжествующей контрреволюции. Уступки, сделанные буржуазии, были ничтожными.

Конституция 1850 г. создавала две палаты с законодательной властью. Нижняя из палат была выборной, верхняя составилась (по королевскому указу 1854 г.) из принцев крови, князей, а также из других назначенных короной пэров (ст. 62-68).

В 1852 г. прусский двор надумал превратить ее в полностью назначаемую - пожизненно или наследственно. По требованию короля Бисмарк, как министр, отстаивал этот план и добился его принятия (1853 г.). Законодательная власть палат парализовалась абсолютным вето короля. По мысли последнего, сущность конституции 1850 г. состояла не в том, чтобы в данный момент или когда-либо в дальнейшем создать новую правительственную систему, а в том, чтобы благодаря «трем вето» - обеих палат и решающему королевскому - помешать «произвольным изменениям существующего положения».

Помимо абсолютного вето на постановления палат, конституция предоставляла прусскому королю законодательную инициативу. Он оставался непререкаемым главой исполнительной власти. Королю не возбранялось столько раз распускать парламент (ландтаг), сколько он сочтет нужным и когда он сочтет нужным. Министры правительства не были подотчетны ландтагу, вотум недоверия был им не страшен. Они не знали, что такое коллективная ответственность. Их действительным главой являлся король, он их назначал и смещал (ст. 44). Конституция 1850 г. не лишена некоторых деклараций насчет равенства граждан перед законом, свободы слова, собраний, союзов, неприкосновенности личности. Вместе с тем было сделано все для того, чтобы эти свободы оставались мнимыми.

Право на свободу собираться, например, была ограничено и обставлено условием: только в закрытом помещении (ст. 29). За этим странным требованием скрывалась простая хитрость: помешать тем, у кого недостает денег на то, чтобы нанять помещение. В отмену старого закона, согласно которому никакое учебное заведение не могло быть открыто без разрешения правительства, конституция провозгласила свободу обучения.

Обшитая парламентскими формами, прусская конституция оставалась по своему содержанию конституцией абсолютной монархии.

Таким образом, король, представлявший собою центральную власть в государстве и поддерживаемый многочисленным классом правительственных чиновников, гражданских и военных, имевший к тому же в своем распоряжении армию, мог держать в подчинении буржуазию с помощью дворянства, а дворянство - с помощью буржуазии, угождая интересам то одного, то другого класса и уравновешивая по возможности влияние обоих. Всеобщая воинская повинность (введенная в Пруссии еще в самом начале XIX в.) и огромные траты на армию делали Пруссию единственным серьезным конкурентом Австрии в Германском союзе.

Конфликт между Австрией и Пруссией решился в войне 1866 г., затеянной из-за герцогства Гольштейн. В битве при Садовой (1866 г.) австрийская армия была разгромлена. С этого времени надежды германской буржуазии на воссоединение страны в единое государство стали связываться с Пруссией и ее правительством. Объединение Германии было необходимым условием ее буржуазного развития. Объединение это могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 г. Революционный путь объединения должен был привести к возникновению великогерманской республики. Но он не удался. Развитие пошло по второму пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, контрреволюционно, стремясь, возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы. Разгром Австрии свел в могилу Германский союз, вместо него Пруссия создала Северо-Германский союз государств, принявших ее главенство. В 1867 г. Союз получил конституционное устройство. Управление им осуществлялось «президентом» В лице прусского короля, канцлером и двумя палатами, из которых нижняя- рейхстаг - избиралась всеобщим избирательным правом. Некоторые другие германские государства, вроде Ганновера и Нассау, были попросту присоединены к Пруссии.

За пределами Союза оставались южногерманские государства. На пути к их насильственному объединению в рамках единой империи стояла Франция: появление большого и сильного государства у самых ее границ было для Франции неприемлемым.

Разгромив Францию, Пруссия лишила южногерманские государства свободы выбора. Волей-неволей они должны были заявить о согласии войти в состав единой Германской империи. В 1871 г. Германская империя получила конституцию.

Вышвырнутая из Германии, ослабленная в политическом и военном отношении Австрия оставалась тем не менее крупнейшим европейским государством.

 

Конституция 1871

По конституции 1871 г. в состав империи входили 22 монархии и несколько «вольных городов».

Конституция наделяла их некоторой долей независимости, но в действительности то был союз, в котором не былс

даже формального равенства членов.

Главой империи по положению был король Пруссии, самого большого германского государства. Ему присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил империи. Он назначал всех имперских чиновников, включая главу правительства - союзного канцлера, делегатов Пруссии в верхнюю палату парламента, и мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами.

Верхней палатой Германской империи являлся Союзный совет-бундесрат. Члены его назначались правительствами государств. Председателем Союзного совета был по положению канцлер империи - прусский министр, назначаемый прусским королем.

Для отклонения законопроекта об изменении конституции (в том числе и такого, который мог бы затронуть господствующее положение Пруссии достаточно было противодействия 14 голосов, а Пруссия обладала 17-ю голосами, затем 22-мя. Противодействия Пруссии было достаточно и для отклонения любого законопроекта, касающегося армии, флота, некоторых налогов и сборов.

Нижняя палата германского парламента носила старинное название рейхстага. Он избирался сначала на три, затем (с 1887 г.) на пять лет. Законодательная инициатива рейхстага была незначительной, так же как и его власть. В том случае, когда он отклонял законопроект, правительство могло обойти это препятствие, проведя через бундесрат иначе отредактированный указ с тем же содержанием. Какого-либо контроля над министерствами рейхстаг не имел.

Рейхстаг избирался всеобщим мужским избирательным правом при тайном голосовании сроком на 3 года. Досрочный роспуск рейхстага мог быть произведен простым постановлением Союзного совета, и это не раз делалось.

Имперское правительство было представлено в единственном лице - канцлера (Бисмарка).

Кабинета министров не существовало. Министры, ведающие определенным кругом обязанностей, были не столько коллегами канцлера, сколько его подчиненными, его заместителями.

Реакционная по своему основному строю и духу конституция 1871 г. была наполнена юридическими нелепостями и несообразностями. «Президент» империи был связан контрасигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но, как и прусский король, он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся конституции, финансов и военного дела.

По своему классовому содержанию конституция 1871 г. была выражением установившегося задолго перед тем неписаного союза между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом. Господство в названном союзе находилось без сомнения в руках помещиков и клерикалов (церковников): напуганная пролетарским революционным движением, «увидевшая, что демократическими учреждениями пользуются рабочие для себя и против капиталистов...», германская буржуазия повернула к лакейству перед помещиками.

В борьбе против рабочего движения Бисмарк прибег к мерам уголовной и административной репрессии. Воспользовавшись первым подходящим случаем, Бисмарк провел через парламент так называемый исключительный закон 1878 г.

Тюремное заключение и крупный штраф угрожали всякому за состояние в организации, желающей «свержения существующего государственного или общественного строя путем социал-демократических, социалистических или коммунистических устремлений».



2016-01-02 725 Обсуждений (0)
Конституция Пруссии. Пути объединения Германии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Конституция Пруссии. Пути объединения Германии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (725)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)