Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Бразование независимых государств после 2 мировой



2016-01-02 584 Обсуждений (0)
Бразование независимых государств после 2 мировой 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из отличительных черт двадцатого столетия являются ликвидация колониальной системы и возникновение ( десятков новых независимых государств. Система колониальных владений в том виде, как она сложилась в XIX в. i захватила половину двадцатого, перестала существовать. Создание на месте бывших колоний новых государств является результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер Их главным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в рук1 национальных сил бывших колоний.

Кризис колониальной системы начался после первой мировой войны. Уже в 1918-1923 гг. в ряде стран Азии Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления, большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия, иногда и немногочисленная интеллигенция, создавшие свои политические организации, которые возглавил борьбу за политическую самостоятельность. Так, в Индии еще в 1885 г. была образована партия Национальны конгресс, в Индонезии в 1927 г. возникла Национальная партия, в Тунисе в 1934 г. была создан левонационалистическая партия Новый Дустур.

Национально-освободительное движение заставило правящие круги метрополий внести некоторые изменения формы и методы колониального управления. Однако на данном этапе они ограничились, по существу, лип расширением представительства местных жителей в органах колниальной администрации. Колониальны конституции Индии 1919 и 1935 гг., Бирмы 1935 г. и Цейлона 1931 г. предусматривали, в частности, создани центральных и провинциальных советов. В 20-х гг. были

созданы Народный совет (Фольксраат) в Голландской Индонезии и консультативные ассамблеи в стране Французского Индокитая. Все эти местные представительные органы не обладали реальной властью, а выполняя совещательные функции при губернаторам, возглавлявших колониальную администрацию.

Наиболее отчетливо кризисные явления проявились на данном этапе внутри самой обширной колониальной империи - Британской. Англо-афганский договор 1921 г. закрепил независимость Афганистана, были формально декларированы суверенитет Египта (1922 г.) и Ирака (1930 г.). В результате войны за независимость 1919-1921 г статус доминиона завоевала Ирландия. Однако почти вся террито-рия ирландской провинции Ольстер пс названием Северная Ирландия осталась в составе британского государства. Что касается доминионов (Канад| Австралии, Новой Зеландии и др.), то на протяжении 20-х гг. они постепенно добились признания в полне внешнеполитической самостоятельности. Имперская конференция 1926 г. декларировала, что Англия и доминион представляют собой "автономные государственные единицы внутри Британской империи, равные по статусу, ни каком отношении не подчиненные одна другой в каком бы то ни было смысле в их внутренних и иностранных делах, хотя и объединенные общим подданством и свободно объединившиеся в качестве членов Британское содружества наций".

В 1931 г. был принят Вестминстерский статут, закрепивший права доминионов и явившийся своеобразие конституцией Британского содружества. Статут провозглашал свободный союз членов Британского содружеств наций, объединенных "общей верностью короне". Отныне действие законов, принятых британским парламентом не могло распространяться на доминионы иначе как с их согласия. Никакие законы, принятые парламентам доминионов, не могли считаться недействительными под предлогом противоречия английского законодательству. Парламенты доминионов на своей территории могли отменять и изменять любой британских закон, указ или постановление в той мере, в какой они являлись частью права доминиона. В статусе провозглашалось также, что парламенты доминионов могут са-мостоятельно решать вопросы внешней политики Генерал-губернатор в доминионах отныне назначался короной по совету правительства доминиона и стал играть системе высших органов доминионов такую же роль, какую играет монарх в самой Великобритании. Новый подъем национально-освободительного движения произошел после второй мировой войны. Именно послевоенный период кризис колониальной системы перерос в ее окончательный распад. Распад колониальных империй сопровождался как ве-дением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезк Индо-китае, Малайе) колониальных войн, так и попытками сохранить политическую зависимость колоний в нов юридических формах. Великобритания использовала в этих целях форму содружества, значительно видоизмения его. Членами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старым доминионами могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республик. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла ста! доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само понятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканской конституции в 50-х гг., остались в Содружестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содружество и настоящее время объединяет почти 50 государств.

Внешние изменения в структуре французской колониальной империи получили отражение в Конституции Франции 1946 г. В ней провозглашалось образование Французского союза. В этот союз входили, с одной сторон сама метрополия, ее "заморские департаменты" и "заморские территории", а с другой сторон "присоединившиеся тер-ритории и государства". "Заморские департаменты" (3 департамента Алжира, Реюньо Гвиана, Гваделупа, Марти-ника) формально управлялись аналогично департаментам самой метрополии, одна1 префекты здесь имели еще бо-лее широкие полномочия. Управление "заморскими территориями" (Французск; Западная Африка, Новая Каледония, Мадагаскар и др.) сосредоточивалось в руках назначаемого французским правительством губернатора, который имел право досрочного роспуска местной ассамблеи (совета) и право вето отношении ее решений. "Присоединившимися территориями и государствами" являлись фран-цузскь протектораты.

Конституция Франции 1958 г. предусматривала новый вариант объединения - так называемое Сообщество, куда вошли 17 африканских колоний, получивших местную ав-тономию. Остальные территории сохранили прежний статус. Статья 77 Конституции провозглашала самоуправление и "свободное распоряжение собственными делами государств, входящих в Сообщество. Вместе с тем, согласно ст. 78, из компетенции отдельных членов Сообщества были изъяты внешняя политика, оборона, денежная система и некоторые другие важнейшие области государственной жизни. Президент Франции, являвшийся и президентом Сообщества, был представлен в каждом государстве Сообщества верховным комиссаром, наблюдавшим за деятельностью местной администрации. Конституции предусматривалась возможность изменения статуса государства - члена Сообщества на основании решения законодательного собрания этого государства с последующим подтверждением такого решения ь местном референдуме. С соблюдением этих условий государство - член Сообщества могло стать независимым выйти из объединения. Однако в 1958 г. только в Гвинее удалось на референдуме добиться отклонении Конституции 1958 г. и завоевания независимости мирным путем.

На протяжении двух десятилетий после второй мировой войны распад колониальных империй в основно завершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость крупнейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50 гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы Африке. Последние крупные колонии в Африке, принадлежавшие Португалии, освободились в 70-х гг. XX в., а в 199 г. был реализован план ООН по предоставлению независимо-сти Намибии.

Вопрос о путях развития, типологии освободившихся государств является одним из самых сложных как политическом, так и научном плане. В условиях раскола мира на две социально-политические систем освободившиеся или "развивающиеся" страны обычно зачислялись в так назы-ваемый "третий мир", который стоя перед выбором двух альтернативных путей развития - капиталистического или некапиталистического. Следует отметить, что этот выбор в гораздо большей степени определялся идеологической и внешнеполитической ориентациями правящих группировок этих стран, нежели объективными условиями их развития. В странах "третьего мира" наука выделяла в основном три группы государств. В некоторых из них, где капиталистический уклад стал господствующим (Индия, отдельные государства Персидского залива, Тунис и др. государство в целом относилось к тому же историческому типу, что и в развитых странах мира. В ряде других, мене развитых стран, где традиционные докапиталистические отношения еще превалируют, государство было отнесено типу "капитали-стической ориентации". Наконец, некоторые страны, где капиталистические отношения, ка правило, вообще отсутствовали, заявили в разное время о некапиталистическом пути развития, "социалистическо ориентации". В 1970-х гг. их насчитывалось более 10.

В моделях государственной организации страны "капиталистической ориентации" подражали прежниг метрополиям, копируя зачастую даже внешнюю атрибутику деятельности государственных органов (символики связанную с заседаниями парламента, и т. п.). На деле же заказные конституции, привнесенные на чужую почву, н утвердились в политической жизни этих стран, начались систематические военные перевороты. Правовые систем! этих стран также имели во многом искусственный характер: продолжали действовать старые акты метрополики новые законы почти дословно повторяли ее законодательство, но большинство населения продолжало жить по нормам обычного права. Во многих из этих стран частично действовало и мусульманское право. Правящая группировка стран "социалистической ориентации" в создании государственной структуры подражал странам тоталитарного социализма (руководящая роль единственной разрешенной партии, советь демократический централизм и т. п.), в ряде случаев придав государственным институтам еще более одиозны!

характер (предусмотренное законом создание слитных партийно-государ-ствеиных структур и др.). Право этих стран

характеризовалось сочетанием институтов различных эпох, зачастую противоречащих друг другу ("социалистические" нормы, акты прежней метрополии, нормы обычного, мусульманского права).

Таким образом, в подавляющем большинстве стран не-зависимо от "ориентации" сложились, как правил автори-тарные политические режимы с характерной концентраци-ей власти в руках главы государства, особс ролью армии, слиянием партийного и государственного аппарата, сверх-централизацией государственнс структуры, отсутствием единой системы представительных органов власти и пр.

Всем развивающимся странам было присуще также выдвижение государства на ведущую роль в общественно жизни, усиление его регулирующих функций, которые ох-ватывали все сферы жизни общества. Тотальное вмешательство государства в общественную жизнь как средство модернизации общества тем не мене не смогло решить важных проблем социально-экономиче-ского развития новых, освободившихся стран. В конце X в. продолжала возрастать их зависимость от мирового капи-талистического хозяйства, а внешняя задолженност веду-щим западным странам превратилась в одну из глобальных проблем современности. Углубляете неравномерность развития освободившихся стран. Если "новые индустриальные" и некоторые нефтедобывающи страны Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Саудовская Аравия, Кувейт) набрали темпы экономической роста, то ряд других государств Азии и Африки переживает стагнацию и даже деградацию своей экономики. I последнее время многие развивающиеся страны заявили об отказе от авторитарных моделей развития, начала вводить в экономическую струк-туру и политическую надстройку различные элементы, до-казавшие свок эффективность и общечеловеческую значи-мость (равноправие форм собственности, рыночные отно-шения многопартийность, парламентаризм и т. п.).

Ликвидирован режим апартеида в ЮАР, в 1994 г. там была принята временная Конституция. В начале 90-х гг. е странах Африки принято более 30 новых конституций, пре-дусматривающих разделение властей, существование не-скольких партий, юридические гарантии прав человека. Однако ситуация во многих странах продолжает оставаться нестабильной, новые институты не могут укрепиться, дей-ствуют зачастую неэффективно. В меньшей степени ука-занные перемены затронули страны Азии, хотя в некото-рых из них были ликвидированы авторитарные режимы (Филиппины, Южная Корея и др.).



2016-01-02 584 Обсуждений (0)
Бразование независимых государств после 2 мировой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Бразование независимых государств после 2 мировой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (584)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)