Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА



2016-01-02 761 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Планы семинарских занятий

 

 

Красноярск - 2014


Теория государства и права: Планы семинарских занятий. – Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. – С.70.

 

Составили: начальник кафедры государственно-правовых дисциплин д.ю.н., профессор Пономарева В.В., преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Чугаев В.В., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин к.ю.н. Якушев В.А.

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин от «03» декабря 2014 г. Протокол № 6.

 

© СибЮИ ФСКН России, 2014.


Общие методические рекомендации

 

Цель настоящего плана по подготовке к семинарским занятиям дисциплины заключается в том, чтобы оказать помощь обучающимся в организации самостоятельной учебной работы по освоению фундаментальной юридической дисциплины – теории государства и права.

Изучение вопросов, указанных в планах, включает в себя ряд дополнительных заданий:

1) терминологическое – усвоение группы понятий, относящихся к соответствующей теме;

2) практическое – построение схем, отражающих классификацию изучаемых явлений, решение учебных задач, упражнений.

Для обязательного письменного выполнения заданий каждому обучающемуся надлежит иметь рабочую тетрадь, содержащую:

а) словарь основных понятий по темам курса;

б) решения практических задач, а также заданий, вынесенных на самостоятельную подготовку;

в) конспекты научных трудов (монографий, статей и пр.);

г) выдержки из нормативных правовых актов.

Особые требования предъявляются к осознанному усвоению обучающимися основных понятий государственно-правовой действительности, связей юридических явлений с иными социальными феноменами, закономерностей их развития и функционирования.

Наиболее эффективное усвоение учебного материала обеспечивается тщательным изучением, анализом, сравнением и обобщением источников в следующей последовательности: конспект лекции – учебник – правовые акты – рекомендуемая литература и иные материалы.

На основе анализа и обобщения всех изученных материалов необходимо подготовить развернутые ответы на каждый из вопросов плана семинарского занятия, как правило, включающий:

1) понятие государственно-правовых явлений, выявление их сущности;

2) характеристику признаков и свойств этих явлений, их закономерностей;

3) классификацию (типологию) данных явлений;

4) ссылки на изученные источники.

Основная часть ответа должна излагаться самостоятельно. Зачитывать разрешается лишь отдельные выписки и цитаты из научной, публицистической литературы, законодательные тексты и правовые акты. Такая форма ответа наиболее оправдана, поскольку соответствует уровню требований, предъявляемых на семестровом зачёте и курсовом экзамене.

Во время занятий, обучающимся следует активно участвовать в обсуждении сообщений товарищей по группе, проблемно-познавательных ситуаций, когда требуется четко, понятно для других уметь формулировать свою позицию, аргументировать ее, отстаивать перед оппонентами, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы. Навыки ведения полемики, владения словом, формирующиеся в таких дискуссиях, – составная часть профессиональных качеств юриста.

Степень усвоения материала и достижение целей семинарского занятия преподаватель проверяет путем:

- заслушивания и оценки докладов, выступлений и вопросов обучающихся по теме, вынесенной на занятие;

- обсуждения решений учебно-практических заданий, предложенных обучающимся;

- проверки конспектов лекций, конспектов иных материалов, а также выполнения письменных заданий;

- проведения письменных или устных контрольных работ.

Все материалы по изучению теории государства и права, в том числе конспекты специальной литературы, схемы, таблицы могут быть использованы обучающимися при изучении отраслевых или специальных юридических дисциплин, по отношению к которым теория государства и права выступает методологической базой.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общий перечень разделов и тем дисциплины

№ темы Название темы
Раздел 1. Государствоведение
1. Теория государства и права как наука и учебная дисциплина
2. Происхождение, понятие и сущность государства
3. Функции и механизм государства
4. Форма и типология государства
5. Человек, общество и государство
Раздел 3. Правоведение
6. Происхождение, понятие и сущность права
7. Право в системе социального регулирования
8. Правовое регулирование: стадии и элементы
9. Нормы права
10. Формы (источники) права
11. Юридическая техника
  ЗАЧЕТ
12. Правотворчество
13. Систематизация нормативно-правовых актов
14. Система права и система законодательства
15. Толкование права
16. Правовые отношения
17. Реализация права
18. Правоприменительная деятельность
19. Правовое поведение
20. Правонарушение
21. Юридическая ответственность
  ВСЕГО
  ЭКЗАМЕН

Тематика семинаров

Тема 2. Происхождение, понятие и сущность государства

План

1. Основные теории происхождения государства.

2. Многообразие подходов к пониманию государства.

3. Признаки, отличающие государство от родоплеменной организации общественной власти.

 

Методические рекомендации

При раскрытии первого вопроса необходимо обратить внимание в первую очередь на основные теории происхождения государства: теологическая – божественное происхождение государства (А. Августин, Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Мерсье и др.); патриархальная – государство суть продукт развития семьи (Аристотель, Филмер, И.В. Михайловский и др.); договорная – государство есть продукт соглашения между людьми (Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др.); теория насилия – государство возникло в силу военно-политических факторов (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский и др.); органическая – государство есть специфическая разновидность биосоциального организма (Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др.); материалистическая (классовая) – государство есть продукт социально-экономического развития (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, И.В. Сталин и др.).

При рассмотрении второго вопроса следует учитывать, что многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества, объективностью методологических подходов к изучению государства. Следует отметить, что в настоящее время в юридической литературе сформировались различные концепции к пониманию государства: философская, историческая, социологическая, юридическая и другие, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие. После чего необходимо дать определение государства в узком (теоретико-правовом) и широком смыслах. Раскрыть связь государства с правом.

Третий вопрос следует посвятить признакам, отличающим государство от родоплеменной организации общественной власти. Так, государство – это политическая структура, возникающая на определенном этапе общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Кроме признака государственной власти следует выделить такие признаки, как: наличие территории, суверенитет, неразрывная связь с правом, наличие аппарата управления и принуждения, население, казна и др. Следует раскрыть сущность и значение этих признаков.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково соотношение общества и государства?

2. В чем различие причин и путей возникновения государства?

3. В чем сущность, содержание и структура общественной власти в первобытнообщинном строе?

4. Какие факторы выступают главными в процессе происхождения государства с точки зрения представителей материалистической точки зрения?

5. Что значит понятие государства в узком (теоретико-правовом) смысле?

6. В чем состоит сущность и назначение государства?

7. Какие существуют подходы к определению сущности государства?

 



2016-01-02 761 Обсуждений (0)
Методические рекомендации. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (761)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)