Формирование структуры экономики
Структура экономики отражает соотношение отраслей, регионов, производства средств производства и предметов потребления, стоимостных элементов воспроизводства (фондов возмещения, потребления и накопления). Формирование структуры общественного производства является одним из важнейших этапов прогнозирования и планирования развития экономики. На этом этапе должна осуществляться увязка темпов экономического развития с планами-прогнозами развития отраслей, регионов страны, стоимостными пропорциями. Изменения в экономике происходят под воздействием разнообразных факторов. На отраслевую структуру существенное влияние оказывают: структура потребностей общества; темпы экономического развития; наличие естественноприродных ресурсов (полезных ископаемых, земли и др.); развитие интеграционных процессов, характер и темпы НТП. К факторам, определяющим региональную структуру, относятся: распределение платежеспособного спроса населения по территории страны; необходимость выравнивания уровня жизни населения различных экономических районов и обеспечения их комплексного развития; размещение источников сырья, топлива, энергии; распределение рабочей силы по территории страны и решение проблемы ее занятости с учетом возможной миграции населения. Стоимостная структура экономики формируется под влиянием отраслевых структурных изменений, необходимости решения проблем повышения эффективности общественного производства (снижение материало-, энерго- и фондоемкости). Усиление ресурсосбережения и совершенствование организации производства способствует росту национального дохода. Снижение удельного веса материало- и энергоемких производств обеспечивает уменьшение доли фонда возмещения. Структуру экономики можно считать эффективной при условии
максимального удовлетворения спроса населения и предприятий с учетом возможностей внешней торговли и эффективного использования имеющихся ресурсов. Однако трудно назвать то набор отраслей и производств, который в наибольшей степени отвечал бы этим условиям. Перестройка структуры экономики является одной из сложных задач даже для развитых зарубежных стран. Мировой опыт регулирования экономики свидетельствует о постоянном поиске механизмов, обеспечивающих непрерывные и гибкие изменения отраслевой и внутриотраслевой структуры производства в соответствии с критериями спроса и эффективности. На микроуровне структура производства продукции совершенствуется путем улучшения потребительских свойств выпускаемых изделий и освоения новых, пользующихся спросом и соответствующих мировым стандартам, т.е. конкурентоспособной продукции. Это требует постоянного изучения и прогнозирования спроса и формирования структуры ассортиментного выпуска с использованием методов оптимизации. В современных условиях при прогнозировании и планировании структуры экономики на макроуровне особая значимость придается формированию отраслевой структуры. Сначала обосновываются приоритеты экономики, а затем с применением межотраслевого баланса, исходя из конечного использования ВВП, определяются масштабы развития экономики, межотраслевые связи и поставки, уровень развития отраслей и отраслевая структура экономики (более подробно см. 7.6). Краткосрочные структурные прогнозы осуществляются на основе статических моделей МОБа, при прогнозировании структуры экономики на средне- и долгосрочную перспективу используются динамические модели. С применением оптимизационных моделей межотраслевого баланса создается возможность формирования оптимальной структуры экономики. По приоритетным отраслям следует устанавливать требуемый уровень их развития, а увязка с другими отраслями и определение оптимального уровня их развития должна осуществляться на основе межотраслевого баланса. Широкое распространение в процессе формирования структуры экономики находят программно-целевой метод и методы экспертных оценок. Программно-целевой метод, как правило, используется при решении крупных общенациональных
проблем, а методы экспертных оценок при прогнозировании и планировании структуры экономики на долгосрочную перспективу и в условиях неопределенности экономического развития, а также при прогнозировании негосударственного сектора. С учетом конкретно складывающихся условий, наличия необходимой информации на практике возможно применение и других методов. Для реализации основных направлений структурной перестройки экономики страны предусматривается осуществление системы мер правового, организационного, экономического, научно-технического и социального характера. Региональные аспекты структурной перестройки экономики: развитие в каждом регионе отраслей и производств, обеспечивающих рациональное использование местных условий и ресурсов; обеспечение рациональной специализации хозяйства каждого региона; повышение обеспеченности регионов потребительскими товарами; снижение экологической нагрузки в крупных индустриальных центрах; уменьшение зависимости крупных промышленных предприятий от ввоза топливно-сырьевых ресурсов из других государств при одновременном проведении мероприятий ресурсо- и энергосбережения. Критерием структурных сдвигов в социальной сфере является приближение к принятым нормативам обеспеченности населения важнейшими видами услуг. Территориальные сдвиги в сельскохозяйственном производстве определяются с учетом особенностей природно-экономических условий каждого региона.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (840)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |