Формирование структуры товарооборота
Сопоставление совокупного спроса с товарными ресурсами в целом по всей товарной массе не позволяет судить о возможности полного удовлетворения спроса на товары в групповом и внутригрупповом ассортименте. Появляющиеся диспропорции в соотношении спроса и предложения обусловлены чаще всего несоответствием товарных ресурсов покупательскому спросу по ассортименту и качеству товаров. Поэтому необходимо определить спрос на отдельные группы товаров, сопоставить с ресурсами этих товаров и, в конечном итоге, сформировать структуру товарооборота, характеризующую соотношение товарных групп и отдельных товаров в общем объеме розничного товарооборота. Соотношение отдельных товарных групп и товаров связано, во-первых, с их значимостью и, во-вторых, со степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления. Формирование структуры товарооборота осуществляется по этапам. На первом этапе определяется структура товарооборота на основе прогнозов спроса. При разработке прогнозов применяются рассмотренные выше методы прогнозирования спроса
и учитываются важнейшие факторы, влияющие на него, используются материалы торгующих организаций, статистики, научно обоснованные нормы потребления и другая необходимая информация. При формировании структуры спроса следует учитывать конкретную потребность в товарах определенного ассортимента и качества, платежеспособность потребителей, уровень потребительских цен. В процессе разработки прогнозов должен осуществляться анализ тенденций изменения структуры товарооборота за предшествующие периоды, отклонений заказов и заявок торгующих организаций от ресурсов соответствующих товаров. Важное значение при обосновании изменения структуры товарооборота имеет анализ статистических данных и бюджетов семей. Поскольку семьям с различными уровнями доходов соответствует своя структура спроса на товары и услуги, на основе этих данных и данных об изменении уровня денежных доходов на душу населения в прогнозируемом периоде можно определить основные направления изменения платежеспособного спроса населения, а вместе с тем и необходимые изменения в структуре товарооборота. На втором этапе необходимо осуществлять прогноз структуры товарного предложения. Предложение товаров на потребительском рынке формируется из товаров, произведенных в стране (регионе), за ее пределами (импорт товаров) и товарных запасов. Размеры товарного предложения определяются на основе балансов товаров народного потребления. В переходный период объем производства и продаж продукции формируется двумя способами: путем заключения предприятиями-изготовителями прямых договоров на поставку продукции; путем доведения до предприятий заказа на поставку продукции для государственных нужд. Наряду с этим часть продукции, произведенной сверх заказа государства и прямых договоров, предприятия могут реализовывать на свободном рынке. Показатели продаж должны отражать объемы поставок. продукции по согласованным между поставщиками и потребителями ценам. На третьем этапе с целью определения степени соответствия спроса и предложения и формирования окончательной структуры товарооборота должны разрабатываться балансы спроса и предложёния (табл. 13.2).
Балансы спроса и предложения разрабатываются по важнейшим товарам согласно определенной номенклатуре. При разработке прогнозных балансов должны анализироваться данные предшествующих периодов. Объем продаж товаров, спрос на которые удовлетворяется не полностью, определяется их предложениём, а по недефицитным товарам спросом на них с учетом взаимозаменяёмости и сопряженности товаров. Конкретный ассортимент товаров в пределах общих объемов торгующие организации согласовывают с промышленными предприятиями путем прямых договоров. Существенные различия между фактическими и прогнозными показателями спроса и предложения в натуральном выражении, ценами и стоимостью продукции являются основой для формирования предложений о мерах государственного воздействия на потребительский рынок. Могут разрабатываться рекомендации: • по дополнительному производству товаров, увеличению их импорта или сокращению экспорта; • по изменению внерыночного потребления, а также по возможной замене одних товаров другими; • по установлению экономически обоснованного уровня розничных цен на товары. Для выработки мер государственного воздействия на спрос и предложение необходимо осуществлять анализ экономических условий приобретения единицы продукции по различным секторам товарного рынка. Особая значимость должна придаваться анализу соотношения цен спроса и предложения на внутриреспубликанском рынке в предшествующих прогнозируемом периодах, соотношения внутренних и мировых цен, таможенных пошлин по странам ближнего и дальнего зарубежья, транспортных расходов, налогов, наценок торговых посредников, курса валюты и т.д. Должна осуществляться оценка емкости республиканского рынка для поступления товаров из-за рубежа, емкости внешнего рынка для республиканской продукции. Необходимо проводить анализ существующего положения на рынке, спроса и предложения, соотношения государственного и негосударственного секторов экономики в реализации продовольственных и непродовольственных товаров, потребления важнейших товаров и др. На основе результатов анализа должны делаться выводы об экономической целесообразности экспорта или импорта товаров и приниматься решения о размерах производства товаров народного потребления в стране и регионах.
В зарубежных странах проблемы сбалансированности спроса и предложения решаются путем воздействия государства на отдельные отрасли, являющиеся либо стратегическими, либо убыточными, но жизненно важными. К таким отраслям относятся: сельское хозяйство, транспорт, связь и др. По другим отраслям спрос и предложение формируют рынок исходя из реально складывающейся ситуации, налоговой политики государства, доходов потребителей. Комплекс мер, способствующих развитию товарного рынка в стране и обеспечению сбалансированности спроса и предложения, может включать: • стимулирование производства отечественной продукции посредством применения налоговых регуляторов, кредита, инвестирования проектов по производству товаров народного потребления, продовольствия; • регулирование цен; • установление государственного заказа на социально значимые товары; • развитие внешнеэкономических связей; • совершенствование инфраструктуры оптового рынка по основным видам товаров; • регулирование экспорта и импорта; • дотации и социальную защиту малообеспеченных слоев населения; расширение деятельности потребительской кооперации и совершенствование взаимоотношений торговых организаций с предприятиями — производителями продукции. Расширение емкости внутреннего потребительского рынка возможно путем увеличения платежеспособного спроса на отечественные товары и повышения их конкурентоспособности. Этого можно добиться повышением качества товаров и снижением цен на них. Система экономического и организационного воздействия на рынок потребительских товаров по своему содержанию должна включать формы и методы прямого и косвенного государственного регулирования, обеспечивать возможность самостоятельной производственно-коммерческой деятельности всех звеньев производственно-потребительского комплекса, повышения их активности по обновлению товаров (рис. 13.7). Роль государственного регулирования повышается в результате интеграции экономики республики в мирохозяйственные связи.
Следует отметить, что насыщение рынка товарами народного потребления и сбалансированность между спросом и предложением возможны при отработанном механизме взаимодействия макро- и микроуровней.
Раздел 5 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (971)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |