Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вспомогательные виды деятельности



2016-01-02 1618 Обсуждений (0)
Вспомогательные виды деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




В состав Группы «Газпром» входят подразделения, выполняющие вспомогательные функции по отношению к основному бизнесу. Такая деятельность включает в себя строительство, ремонт, реконструкцию и технический контроль Единой системы газоснабжения; обеспечение технологической связи; производство электроэнергии; проведение НИОКР.

Таблица 1.

Производственные показатели 2007г. 2008г. Изменение,%
Прирост запасов газа за счет геолого-разведочных работ, млрд м3 592,1 583,4 -1,5
Добыча газа, млрд м3 548,6 549,7 0,2
Добыча конденсата, млн т 11,3 10,9 -3,5
Добыча нефти, млн т 34,0 32,0 -5,9
Отбор газа из ПХГ России, млрд м3 41,7 36,1 -13,4
Закачка газа в ПХГ России, млрд м3 43,0 51,6 20,0
Переработка нефти и газового конденсата, млн т 38,2 40,1 5,0
Переработка природного и попутного газа, млрд м3 44,0 38,4 -12,7
Продажи газа в России, млрд м3 307,0 287,0 -6,5
Продажи газа в дальнее зарубежье, млрд м3 168,5 184,4 9,4
Продажи газа в страны СНГ и Балтии, млрд м3 100,9 96,5 -4,4
Ввод в эксплуатацию газопроводов и отводов, км 1 156,5 1 381,0 19,4
 
Финансовые показатели ОАО «Газпром» 2007г. 2008г. Изменение, %
Чистые активы, млн руб. 4 663 467 4 773 521 2,4
Краткосрочные обязательства, млн руб. 379 671 479 335 26,3
Долгосрочные обязательства, млн руб. 886 225 928 679 4,8
Объем капитальных вложений, млн руб. 201 924 264 630 31,1
Чистые активы на 1 акцию, руб. 196,99 201,64 2,4
Прибыль на 1 акцию, руб. 15,23 7,31 -52,0
Дивиденды на 1 акцию, руб. 2,66 0,36 -86,5
 
Финансовые коэффициенты и рыночные индикаторы 2007г. 2008 г . Отклонение, +/-
Коэффициент текущей ликвидности 2,80 2,72 -0,08
Коэффициент быстрой ликвидности 2,34 2,26 -0,08
Коэффициент автономии собственных средств, % 78,65 77,22 -1,43
Соотношение заемного и собственного капитала, % 19,84 21,54 1,7
Коэффициент цена/прибыль на акцию P/E (внутренний рынок акций ОАО «Газпром») 22,51 14,86 -7,65
Средняя рыночная капитализация, млрд долл. 259,0 241,1 -17,9

В целом из таблицы видно, что 2008 год стал сложным этапом для компании, поскольку наметилась тенденция снижения по многим показателям (объемы реализации на внутреннем рынке и в страны СНГ и Балтии; коэффициентов быстрой и текущей ликвидности и др.). При этом значительно возросли обязательства компании, особенно это касается краткосрочных обязательств (увеличение составило 26,3%). Так же можно сказать об активной инвестиционной деятельности ОАО «Газпром», увеличившего капитальные вложения на 31,1%. Для инвесторов существенным негативным фактором стало значительное падение размеров дивидендов на 1 акцию (более чем в 7 раз), в то время как в предыдущие периоды наблюдался неуклонный рост этого показателя, с 0,4 в 2002 году до 2,66 – в 2007.

ОАО «Газпром» реализует свою продукцию по трем основным направлениям: на внутреннем рынке, в страны бывшего Советского Союза, а так же в европейские страны. На внутреннем рынке группа реализует более 50 % продаваемого газа. Российский рынок газа разделен на регулируемый и нерегулируемый сектора. Доминирующее положение занимает регулируемый сегмент рынка. Государство осуществляет регулирование оптовых цен на газ, по которым ОАО «Газпром» и его аффилированные лица реализуют газ на внутреннем рынке; тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, оказываемые независимым производителям, и транспортировке газа по газораспределительным сетям; платы за снабженческо-сбытовые услуги, а также розничных цен на газ. При этом начиная с 2006 г. Правительством Российской Федерации предпринимаются меры по развитию российского рынка газа в соответствии с рыночными принципами. В частности, определена динамика изменения регулируемых оптовых цен на газ и предусмотрено выведение их на уровень, обеспечивающий равную доходность поставок газа на экспорт и внутренний рынок с применением рыночной формулы цены.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2007 г. № 851 в 2008 г. продолжен эксперимент по реализации газа через электронную торговую площадку (ЭТП) по свободным рыночным ценам по схеме «7,5+7,5» млрд м3. По результатам 2008 г. через ЭТП всего реализовано 6,09 млрд м3, в том числе 3,11 млрд м3 (51 %) – газ Группы Газпром и 2,99 млрд м3 (49 %) – газ независимых продавцов (производителей газа и трейдеров). Основной объем газа (86 %) приобретен организациями электроэнергетики.

Работа Группы на зарубежных рынках газа осуществляется в соответствии с положениями маркетинговой стратегии ОАО «Газпром» на внешних рынках и специального комплекса мер по повышению эффективности экспортной деятельности. Страны Европы являются важнейшим экспортным рынком Группы (65,5 % объема продаж газа за рубеж в 2008 г.). Газпромом реализуется комплекс мер по повышению надежности поставок газа европейским потребителям, предусматривающий систематическую работу по контрактации газотранспортных мощностей, оптимизации и перераспределению заказанных мощностей, осуществлению разменных операций, минимизации последствий остановок работы газопроводов и других нештатных ситуаций. С целью повышения надежности поставок Газпром является инициатором реализации новых газотранспортных проектов «Северный поток» и «Южный поток», которые позволят не только диверсифицировать маршруты экспорта российского газа, в том числе снизив риски транзитных государств, но и обеспечить дополнительные возможности для увеличения экспорта газа. Использование подземных хранилищ газа (ПХГ) на территории европейских стран также позволяет значительно повысить надежность экспортных поставок и обеспечить увеличение объема продаж российского газа. Сохранение доли на европейском газовом рынке – одна из основных задач маркетинговой стратегии. Важнейшими инструментами сохранения и увеличения объемов экспорта является продление долгосрочных контрактов, а также увеличение объемов газа, поставляемых на условиях «бери или плати».

Либерализация газового рынка в Европе открывает дополнительные возможности для Группы Газпром по увеличению эффективности экспорта российского газа вследствие получения дополнительной прибыли от реализации газа конечным потребителям: в 2008 г. объемы продаж газа конечным потребителям Великобритании и Франции составили 1,0 млрд м3 .

В 2008 г. Газпром продолжил последовательную корректировку действующих соглашений со странами СНГ с целью перехода в полном объеме начиная с 2011 г. на контрактные условия и ценовые механизмы, аналогичные применяемым в европейских странах. Формула цены газа, согласованная странами Балтии и применяемая в 2008–2010 гг. при расчетах за поставляемый в этот регион газ, обеспечивает Газпрому доходность поставок, соответствующую европейскому уровню.

Газпром в своей деятельности руководствуется принципом строгого соблюдения норм международного и российского природоохранного законодательства. В 2008 г. в результате государственных инспекционных проверок не выявлено значительных нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации со стороны обществ Группы Газпром. Иски и штрафные санкции в связи с нарушением Газпромом природоохранного законодательства составили 4,3 млн руб. В 2008 г. сняты претензии, предъявленные ранее Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в отношении реализации проекта «СахалинE2». План природоохранных мероприятий

выполнен. Существенных штрафных санкций со стороны государственных природоохранных органов по проекту в 2008 г. не применялось. Утверждены новая Экологическая политика ОАО «Газпром» и Перечень первоочередных мероприятий по охране окружающей среды на период до 2010 г. Результатами практической реализации Экологической политики должны стать снижение издержек и повышение эффективности использования ресурсов, минимизация удельных показателей негативного воздействия на окружающую среду, оптимизация корпоративной системы управления охраной окружающей среды, обеспечение сбалансированного инновационного развития ОАО «Газпром», сочетающего в себе расширение производства с современными и эффективными подходами по охране окружающей среды.

Газпромом разрабатываются механизмы организации инновационной деятельности, задача которых – обеспечение эффективной реализации научно-технических разработок на основе взаимодействия и баланса интересов всех участников инновационного процесса (ОАО «Газпром», научных организаций, производителей оборудования, финансовых институтов). Одной из основных составляющих такого механизма является инфраструктура венчурного финансирования инновационных проектов, базовым элементом которой является венчурный фонд. Группа Газпром финансирует научные исследования и разработки, направленные на решение следующих задач:

- экономически эффективное вовлечение в разработку месторождений в новых газодобывающих регионах (Обская и Тазовская губы, полуостров Ямал, шельф Баренцева и Карского морей, Восточная Сибирь, Дальний Восток), характеризующихся сложными природно-климатическими и геологическими условиями;

- обеспечение эффективной эксплуатации действующих месторождений;

- создание технологий для эффективной разработки малых месторождений газа и нетрадиционных ресурсов, в частности метана угольных месторождений;

- разработка технических средств и диагностических систем нового поколения для поддержания надежности и эффективности объектов ЕСГ;

- создание и вывод на рынок новых видов продукции на основе глубокой переработки углеводородного сырья, расширение производства и транспорта сжиженного и сжатого природного газа;

- диверсификация рынков продукции, в том числе освоение рынков стран АТР;

- создание энергосберегающих технологий и оборудования.

По заказу Группы Газпром в 2008 г. выполнены НИОКР на сумму 4,94 млрд руб., что на 14 % превышает уровень 2007 г. Рост расходов Группы на НИОКР обусловлен необходимостью решения задач, стоящих при освоении новых стратегических районов газодобычи: на полуострове Ямал, шельфе Баренцева моря, в акваториях Обской и Тазовской губ, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Также увеличение расходов на НИОКР в Группе Газпром зависит от изменения темпов инфляции в России.

 

 

Таблица 2.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 2007-2008 гг.

Показатель 2007 год Данные 2006 года, пересчитанные на объем продаж 2007 года 2008 год
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В), млрд.руб 2031,22 2997,42
Полная себестоимость реализованной продукции (З), млрд.руб 399,08 399,89 514,75
Прибыль (П) 1632,14 1753,11 2482,67

То есть если бы величины других факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы возрасти на 0,2% и составить 1635,4 млрд. руб (1632,14∙1,002).

Пусл2 = 2153 – 399,89 = 1753,11 млрд. руб

Пусл3 = 2997,42 – 399,89 = 2597,53 млрд. руб.

Тогда изменение величины прибыли за счет каждого фактора составит:

За счет изменения объема реализации:

млрд. руб;

структуры товарной продукции

млрд. руб;

отпускных цен

млрд. руб;

себестоимости реализованной продукции

млрд. руб.

Итого: млрд. руб

3.Факторный анализ прибыли организации ОАО «Газпром»

Рассмотрим более детально влияние различных факторов на формирование прибыли. Для начала изучим прибыль от реализации товаров и услуг (в курсовой работе остановимся на реализации 2 позиций: газа и нефти и газового конденсата). Для начала рассмотрим динамику прибыли от реализации продукции за 2006-2007 года, далее определим изменение прибыли в 2008 году, по сравнению с 2007 годом и выявим факторы, которые оказали наиболее сильное влияние на прибыль за исследуемые периоды. Исходные данные для расчетов по 2006-2007 годам представлены в таблице.

Таблица 3.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции за 2006-2007 гг.

Показатель 2006 год Данные 2006 года, пересчитанные на объем продаж 2007 года год
Выручка (нетто) от реализации продукции, товаров, услуг (В), млрд.руб   1904,64   1947,45   2031,22
  Полная себестоимость Реализованной продукции(3),млрд.руб   313,37   312,46     399,08
  Прибыль(П)   1591,27   1634,99   1632.14

Найдем по формуле 2 индекс объема продаж, сопоставляя фактические показатели реализации за 2007 и 2006 года в стоимостном выражении:

То есть если бы величины других факторов не изменилась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,3% и составить 1586,496 млрд. руб (1591,27∙0,997).

Теперь определим сумму прибыли при объеме и структуре реализованной продукции за 2007 год, но при уровне цен и себестоимости 2006 года. Для чего согласно формуле 3 из условной выручки вычтем условные издержки:

Пусл2 = 1947,45 – 312,46 = 1634,99 млрд. руб

Теперь рассчитаем условную прибыль, которую предприятие могло бы получить при объемах реализации, структуре и ценах 2007 года, но при себестоимости продукции 2006 года:

Пусл3 = 2031,22 – 312,46 = 1718,76 млрд. руб.

Теперь можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора и общее изменение суммы прибыли (по формулам 5-9):

За счет изменения объема реализации:

млрд. руб;

структуры товарной продукции

млрд. руб;

отпускных цен

млрд. руб;

себестоимости реализованной продукции

млрд. руб.

Итого: млрд. руб

Таким образом, мы видим, что в целом величина прибыли за 2007 году увеличилась по сравнению с 2006 годом на 40,87 млрд.руб. Наибольшее влияние оказало изменение двух факторов: себестоимости и цены, причем рост себестоимости продукции способствовал уменьшению прибыли в большей степени, нежели увеличение отпускных цен ее росту. Немаловажным оказалось и изменение структуры товарной продукции, что так же привело к увеличению общей прибыли на 48,494 млрд. руб, в свою очередь общее снижение величины реализованной продукции снизило финансовый результат компании на 4,774 млрд. руб.

Как показывает проведенный анализ, за последние 3 года наблюдается устойчивая тенденция к увеличению суммы прибыли от реализации газа и конденсата. Однако немаловажным является тот факт, что основным фактором роста прибыли является рост реализационной цены. Рассчитаем перспективное возможное увеличение величины прибыли от реализации рассматриваемой продукции за счет иных факторов: снижения себестоимости продукции и увеличения объемов реализации. Резерв увеличения прибыли за счет повышения объемов реализуемой продукции найдем по формуле 52, результаты оценки сведем в таблицу 28.

Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции (газ и конденсат)

Таблица 4.

Вид продукции Резерв увеличения объема продаж, млрд.м3 (млн.т) Фактическая прибыль на единицу продукции,руб/1000м3 (т) Резерв увеличения суммы прибыли, млрд.руб.
Газ 35,4 3885,5 137,55
Конденсат 15,1 8044,78 121,48
Итого - - 259,03

 

Таким образом, за счет возможного роста объема реализации газа на 35,4 млрд. м3 компании ОАО «Газпром» удастся повысить сумму прибыли на 137,55 млрд. руб, то время как увеличение объема продаж газового конденсата на 15,1 млн.т способно привести к повышению уровня прибыли на 121,48 млрд. руб. В совокупности общий рост реализуемой продукции увеличит прибыль на 259,03 млрд. руб, что составляет 10,43% от полученной в 2008 году прибыли.

Теперь рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости каждой из реализуемой продукции, воспользовавшись формулой 53. Результаты расчетов занесем в таблицу 29. Причем планируемый объем реализации указан с учетом найденного резерва роста объема реализации исследуемой продукции.

Таблица 5.

Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции

Вид продукции Резерв снижения себестоимости единицы продукции, руб/1000м3 (т) Планируемый объем реализации продукции, млрд.м3 (млн.т) Резерв увеличения прибыли, млрд. руб
газ 92,2 608,5 56,1
конденсат 23,47 46,9 1,1
Итого - - 57,2

 

Снижение себестоимости реализуемого компанией газа на 92,2 рубля в расчете на 1000 м3 газа при запланированном объеме продаж может привести к увеличению прибыли на 56,1 млрд. руб, резерв снижения себестоимости конденсата ниже и составляет всего 23,47 рубля на тонну. С учетом того, что и объем реализации его меньше, планируемый рост прибыли за счет этого фактора составит всего лишь 1,1 млрд.руб. В целом прибыль по предприятию за счет снижения себестоимости может увеличиться на 57,2 млрд. руб, что составляет 2,3% от прибыли, полученной за 2008 год.

Итак, ОАО «Газпром» может увеличить свою прибыль от реализации газа и конденсата за счет изменения двух факторов: снижения себестоимости каждого вида продукции и увеличением объемов продаж так же по каждому виду. Суммарное увеличение прибыли может составить 316,23 млрд.руб. (или 12,73% от величины текущей прибыли).

И наконец выявим резерв повышения уровня рентабельности продукции, с учетом полученных в предыдущих расчетах результатах. Расчет проводится по формуле 55:

То есть предпринятые мероприятия по повышению общей суммы прибыли и снижению затрат (себестоимости продукции) обеспечат прирост рентабельности на 83% по сравнению с показателем 2008 года.



2016-01-02 1618 Обсуждений (0)
Вспомогательные виды деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вспомогательные виды деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1618)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)