Особенности понятий профессия, специальность, квалификация, должность, должностные обязанности
Психологические особенности овладения профессией Человек и труд Труд - это процесс преобразования человеком окружающей действительности и изменение в ходе этого самого себя с целью удовлетворения общественных и личных, материальных и духовных потребностей. Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творчества. Каждый из этих видов труда вносит свой вклад в общечеловеческий опыт, причем разные виды труда в различной степени развивают самого работника. Труд может стать для человека - или только средством поддержания существования, - или, кроме того, еще и средством самовыражения, Самореализации, поиска и достижения смысла жизни. Для успеха трудовой деятельности абсолютно необходимо: - мастерство, - умение, - знания. В ходе развития общества и появления разделения труда возникли профессии. Разделение труда и его усложнение ведут к закреплению за индивидом определенной профессии, требующей специальных знаний и умений, особой квалификации. Психология профессий «Профессия» от латинского «говорить публично», что понималось в своё время, как «объявлять другим о своём деле, занятии, специальности. «Для чего же мне объявлять?» - зададите вы вопрос. Чтобы кто-то узнал в продукте вашей деятельности: - предмет своей потребности, - чтобы установился некоторый диалог, - состоялся обмен ценностями, - удовлетворение потребностей.
Профессии - это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества. Профессия - это такое занятие, которому надо специально учиться. В обществе очень много профессий и специальностей (десятки тысяч) и они очень разные: - по предметной области труда, - его целям, - орудиям, - средствам и условиям. Мир профессий относительно изменчив, текуч (профессии возникают, дробятся, объединяются, отмирают) и должен быть преднетом постоянного изучения. Типы профессий Для упрощения ориентировки в сложном мире профессий выделено и условно различаютпятькрупных предметных областей профессиональной деятельности: 1) с живыми системами; 2) с техническими и неживыми природными системами; 3) с социальными, включая малые группы и отдельных людей; 4) со знаково-символическими системами; С художественными. В соответствии с различимыми разновидностями объективных систем выделяются пять типов профессий, по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира: 1. «Человек - живая природа» («П»). Представители этого типа имеют дело с - растительными и животными организмами, - микроорганизмами, - и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог, пчеловод, лесовод. 2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»). Работники имеют дело с - неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания, швея, шоферы. 3. «Человек – человек» («Ч»). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются: - социальные системы, - сообщества, - группы населения, - люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инже- нер-организатор производства, врач, медицинская сестра, учитель, воспитатель. 4. «Человек - знаковая система» («З»). Представителей профессий этого типа занимаются: - Естественные и искусственные языки, - условные знаки, символы, цифры, формулы. Примеры: программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед. 5. «Человек - художественный образ» («Х»). Представителей этого типа профессий интерисуют: - Явления, факты художественного отображения действительности. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, маляр, артист балета, актер драматического театра, концертный исполнитель и т.д.
Особенности понятий профессия, специальность, квалификация, должность, должностные обязанности При психологическом рассмотрении труда важно определить, в чем заключается особенность понятий: профессия, специальность, квалификация, должность. Ø Профессия: - С точки зрения общества - это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта. - с точки зрения конкретного человека, профессия - это основной род занятия, деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества. Ø Специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства (СИ. Ожегов, 1995). Специальность - это вид занятий в рамках одной профессии. Ø Квалификация – Степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовки. Ø Должность - служебная обязанность, служебное место (СИ. Ожегов, 1995). Должность является более сложным понятием. Делать что-нибудь по должности (исполнять обязанность). - Иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы. - Чаще должность - это любая фиксированная работа и профессия.
Ø Должностные обязанности - это отображение трудовых функций в нормативных актах, устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы. Примеры для понятий: профессия, специальность должность. - Профессия - средний медицинский работник, - специальность медицинская сестра, - должность - старшая медицинская сестра кардиологического отделения больницы.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4072)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |