Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема диверсификации предприятий



2016-01-02 475 Обсуждений (0)
Проблема диверсификации предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Диверсификация производства как форма организации производительных сил привлекла внимание, прежде всего практических работников в связи с демонополизацией российской экономики, конверсией ВПК, расширением конкуренции. Являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, диверсификация производства и предпринимательской деятельности преследует различные цели и определяет направления реструктуризации экономики.

Следует отметить, что после мирового финансового кризиса на уровне государства остро встал вопрос о диверсификации экономики.

В регионах России диверсификация имеет свою специфику. Особенность российских рынков, интересная в данном контексте, — их кризисность. Состояние большинства отечественных предприятий реального сектора и значительного числа компаний сферы услуг по многим показателям можно считать предбанкротным. По многим обстоятельствам предприятие, берущее на себя кредитные обязательства, автоматически переходит в разряд кризисных.

В условиях повышенной рискованности на первый план выходит проблема привлеченных инвестиций — основного двигателя диверсификации компаний. Недаром многие специалисты считают, что лучший способ повысить прибыльность организации — отсечение (продажа в различных формах, полное расформирование или передача в залог с последующей утратой) дочерних структур, чья деятельность находится вне магистрального направления движения материнской компании. В результате чем меньше организация, равно как и целая отрасль, нуждается в привлеченных средствах, тем успешнее проходит и шире распространяется диверсификация.

По данным статистики, за последние два года процесс диверсификации затронул 44% от общего числа обследованных фирм. Интенсивность его в регионах различна.

В Тульской области более половины предприятий не меняли направление деятельности. В Республике Удмуртия сменили специализацию 83% обследованных предприятий, что может свидетельствовать о неустойчивости экономической конъюнктуры в данном регионе. Однако такая цифра говорит и о благоприятных возможностях для диверсификации бизнеса: наличии свободных рыночных ниш, беспрепятственном перераспределении ресурсов между отраслями.

В большинстве случаев (88%) предприятия увеличивали число видов деятельности. На рисунке 4 представлены основные направления диверсификации деятельности.

 

 

Рисунок 2 – Сферы диверсификации предприятий в регионах России

 

 

осРоссии

Новой сферой деятельности предприятий стали главным образом услуги (41%) и торговля (27°%). В сторону производства обернулись 16% предприятий. Чаще, чем торговые, меняли виды деятельности производственные участники бизнеса. Так, в Удмуртии из 23 производственных фирм только 3 не изменили специализацию.

Таким образом, экспансия бизнеса в непроизводственную сферу подтверждает ее большую по сравнению с производственной привлекательность для деятельности.

Все регионы России по критерию их потенциала к диверсификации можно разделить на 4 группы: благополучные регионы; регионы, имеющие сырьевую специализацию; депрессивные регионы; регионы, не вошедшие в предыдущие группы.

Такое деление дает возможность формировать политику диверсификации в соответствии с определенным типом региона. Также должны быть взяты во внимание особенности развития каждого региона.

Доказано, что диверсификация экономики регионов положительно влияет на развитие экономики страны в целом: она создает конкуренцию, позволяет насыщать рынок товарами, услугами, увеличивать спрос на товары и услуги различных социальных групп населения и т.д. Механизм диверсификации, как правило, нейтрализует негативные финансовые последствия несистематических рисков. Принцип действия механизма диверсификации основан на разделении рисков.

Как свидетельствуют результаты исследования, объективные возможности изменения направлений деятельности широки. И внутрирегиональный рынок, и рынки других регионов не насыщены, включают множество незаполненных ниш. Основное направление диверсификации - из сферы производства в непроизводственную сферу. Финансирование диверсификации осуществляется главным образом за счет собственных средств предприятий.

Следует отметить, что существуют два варианта диверсификации, различающиеся как по целям, так и по механизму реализации. В первом случае диверсификация - путь развития бизнеса. Она планируется на перспективу для упрочения положения предприятия и осуществляется в комплексе с мерами по анализу рынка, продвижению продукции на рынок и другими тактическими задачами. Во втором случае к диверсификации прибегают, когда фирма уже столкнулась с необходимостью искать способы выживания. Диверсификация как путь развития улучшает финансово-экономическое положение, а как способ выживания не дает ощутимых положительных результатов, по крайней мере в краткосрочной перспективе.

Вопрос диверсификации деятельности имеет ряд проблем. Изучая опыт регионов было выявлено, что при диверсификации деятельности крупным предприятиям не хватает поддержки со стороны органом регионального (муниципального) управления, в результате чего диверсификация деятельности часто становится малоэффективна.

Таким образом, при проведении диверсификации остро встает вопрос о выборе рыночной ниши, в которую осуществляется диверсификация. Решение данного вопроса заключается в проведении маркетинговых исследований рынка, потребителей и конкурентов, результатами которого станет определение сферы диверсификации деятельности.

 



2016-01-02 475 Обсуждений (0)
Проблема диверсификации предприятий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема диверсификации предприятий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)