Философия и история технических наук
1. Специфика философского осмысления техники и технических наук: предмет, сферы, задачи, методология и т.д. 2. Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое». 3. Эволюция технического знания в истории философии: предметно-орудийная, техническая и инженерная, научно – техническая деятельности. 4. Становление «технического эксперимента», природа и техника, «естественное» и «искусственное». 5. Развитие системных и кибернетических представлений в технике. 6. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. 7. Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов. 8. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса. 9. Методологические основания формирования философии техники в XX в. 10. Идея технократии в работах философов XX в. (К. Поппер, Ю. Хабермас, П. Фейерабенд и т.д.). Приложение 4 Примеры тестовых заданий
Вариант № 1 Вопрос №1Направление философии науки, признающее основными факторами развития науки научную традицию, межсубъектные отношения между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, личностное самоутверждение ученого, социальную природу научного познания носит название 1. история философии науки 2. метафизика 3. постнеклассическая философия науки 4. эпистемологический фундаментализм
Вопрос №2Элементами научного знания являются 1. символ 2. теория 3. объект 4. факт
Вопрос №3Функциями, которые выполняет философия по отношению к науке, являются 1. культурно-воспитательная 2. логико-гносеологическая 3. гуманистическая 4. эвристическая
Вопрос №4Философско-мировоззренческий подход, который преувеличивает когнитивные, социальные и практические возможности науки, ее роль в жизни общества, называется 1. сциентизмом 2. волюнтаризмом 3. антисциентизмом 4. провиденциализм
Вопрос №5Ярчайшим представителем агностицизма является 1. Л.Фейербах 2. Г.Гегель 3. Кант 4. К.Маркс
Вопрос №6В рамках научных изысканий в Новое время использовался ….. и эскперимент 1. природный 2. реальный 3. теоретический 4. мысленный
Вопрос №7Укажите логические законы, открытые Аристотелем, имеющие ключевое значение для научного познания 1. закон тождества 2. закон исключенного третьего 3. закон отрицания отрицания 4. закон единства и борьбы противоположностей
Вопрос №8Представителем современной философии науки считающим, что рост научного знания происходит в результате пролиферации (размножения) теорий, гипотез, является 1. И. Лакатос 2. П. Фейерабенд 3. О.Конт 4. К.Поппер Вопрос №9Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название 1. квантово-релятивистской 2. механической 3. натуралистической 4. креационистской
Вопрос №10Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется 1. эмпиризмом 2. анархизмом 3. механицизмом 4. агностицизмом Вариант № 2 Вопрос №1Неполное знание, исключающее ложь и заблуждение, называется 1. относительной истиной 2. верой 3. опытом 4. абсолютной истиной
Вопрос №2Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технический прогресс и выступающее против них, называется 1. фидеизмом 2. технократизмом 3. солипсизмом 4. антисциентизмом
Вопрос №3Отрасль исследования научного знания, изучающая функционирование и развитие науки, структуру и динамику научного знания, взаимодействие науки с другими социальными институтами, называется 1. науковедением 2. этикой 3. социологией 4. наукометрией
Вопрос №4Наука как социальный институт складывается 1. в ХVII–ХVIII вв. 2. в VI–V вв. до н.э. 3. на заре человечества 4. в ХХ в.
Вопрос №5Первой формой классического идеала науки был 1. математический 2. гуманитарный 3. физический 4. технический
Вопрос №6 Эмпирический метод научного познания, характеризуемый как целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования, называется 1. наблюдением 2. умозаключением 3. воображением 4.экспериментом
Вопрос №7Родоначальником французского рационализма и автором известного произведения «Рассуждение о методе» является 1. Р.Декарт 2. Г. Башляр 3. П.Гольбах 4. Т.Гоббс
Вопрос №8Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется 1. индетерминизмом 2. моделированием 3. доказательством 4. наблюдением
Вопрос №9Научное допущение или предположение, истинность которого не доказана с абсолютной достоверностью, но является возможной или весьма вероятной, называется 1. понятием 2. методологией 3. гипотезой 4. истиной
Вопрос №10 Высшим научным учреждением в России является 1. НИИ 2. РАН 3. МГУ 4. РАСХН Вариант № 3 Вопрос №1Впервые ограничить рост населения планеты для решения социально-экономических задач предложил 1. О.Конт 2. Т.Мальтус 3. И.Кант 4. А.Эйнштейн
Вопрос №2Основными принципами, лежавшими в основе научных изысканий в эпоху Средних веков, были 1. креационизм 2. логицизм 3. витализм 4. ревеляционизм
Вопрос №3Основным положением логического позитивизма как философии науки было утверждение о том, что 1. философия и логика несовместимы 2. логика науки есть набор знаний о природе, обществе и человеке 3. научная философия возможна только как логический анализ языка науки 4. логистика аккумулирует знания о природе и обществе, но не о человеке
Вопрос №4Автором знаменитого произведения «Наука логики» является 1. И.Фихте 2. И.Кант 3. К.Маркс 4. Г.Гегель
Вопрос №5Социальная функция науки направлена на 1. разработку планов социального и экономического развития 2. исследование проблемы истины 3. решение глобальных проблем современности 4. формулировку гипотез об общих тенденциях развития общества
Вопрос №6Русским мыслителем, считавшим, что философия дает частным наукам «…форму безусловной необходимости и всеобщности (всеединства), то есть форму истинного знания», был 1. П.Л.Лавров 2. Н.А.Бердяев 3. В.И.Вернадский 4. В.С.Соловьев
Вопрос №7К основным критериям научности относятся 1. спонтанность 2. проверяемость 3. обоснованность 4. уникальность
Вопрос №8Подход к проблеме развития научного знания утверждающий, что наука есть процесс постепенного накопления фактов, теорий, истин, называется 1. интернализм 2. антикумулятивизм 3. кумулятивизм 4. экстернализм
Вопрос №9Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется 1. синкретизмом 2. законом 3. консенсусом 4. следсвием
Вопрос №10Система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания, называется 1. абсолютом 2. методом познания 3. интуицией 4. техникой Вариант № 4 Вопрос №1Метод эмпирического исследования, устанавливающий тождество или различие исследуемых объектов называется 1. сравнением 2. налогией 3. осприятием 4. дедукцией
Вопрос №2Познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение, называется 1. аргументацией 2. индукцией 3. фаллибилизмом 4. дедукцией
Вопрос №3Целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки, называется научным (-ой) 1. потенциалом 2. проблемой 3. картиной мира 4. рациональностью
Вопрос №4Высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется 1. мировоззрением 2. научной теорией 3. мышлением 4. убстратом
Вопрос №5Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является 1. Г.Лейбниц 2. Б.Спиноза 3. Ф.Бэкон 4. Р.Декарт
Вопрос №6Метод эмпирического исследования, позволяющий выявить количественные характеристики изучаемой реальности, называется 1. измерением 2. комбинаторикой 3. аналогией 4. синтез
Вопрос №7Логический путь от общего к частному называется 1. фальсификацией 2. индукцией 3. дедукцией 4. верификацией
Вопрос №8Коллектив исследователей, объединенный общей исследовательской программой, единым стилем мышления и возглавляемый выдающимся ученым, называется 1. стратой 2. научной школой 3. классом 4. нацией
Вопрос №9Тип развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, называется 1. прогрессом 2. синергетикой 3. модернизацией 4. иерархией
Вопрос №10Одним из структурных компонентов концепции этоса науки Р. Мертона, признающим исходным стимулом научной деятельности бескорыстный поиск истины, является 1. организованный скептицизм 2. всеобщность 3. универсализм 4. незаинтересованность
Приложение 6
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1682)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |