Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. ИЗДЕРЖКИ И ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ



2016-01-02 850 Обсуждений (0)
Тема 7. ИЗДЕРЖКИ И ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Понятие, признаки и задачи предприятия в рыночной экономике.

3. Издержки производства.

4. Доходы предприятий. Экономическая эффективность производства.

 

1.Любая экономическая система существует на основе взаимодействия трех хозяйствующих субъектов: предприятий, государства и домашних хозяйств. Ведущим звеном экономики, ее основой являются предприятия, которые производят продукцию и услуги, сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала, определяют деловую активность экономики, обеспечивают занятость населения, формируют бюджет страны.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ главной целью предприятия является достижение большего объема прибыли или большей рентабельности, т. е. превышение результатов над затратами.

Признаки предприятия как юридического лица:

- предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

- предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;

- предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;

- предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде;

- предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;

- предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В экономической теории и практике существуют различные классификации, в соответствии с которыми предприятия подразделяются на типы. Основными признаками классификации предприятий являются:

• отраслевая принадлежность;

• структура производства;

• используемые ресурсы;

• назначение готовой продукции;

• размеры;

• форма собственности;

• организационно-правовая форма;

• технологическая и техническая общность;

• время работы в течение года.

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества и общества:

- полное товарищество;

- товарищество на вере (коммандитное товарищество);

- общество с ограниченной ответственностью,

- общество с дополнительной ответственностью;

- акционерное общество (открытое и закрытое).

Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества.

Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.

Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции.

Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. Для государственной регистрации предприятия учредители предъявляют следующие документы:

- заявление о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного учредителями предприятия;

- учредительный договор о создании предприятия;

- устав предприятия, утвержденный учредителями;

- документы, подтверждающие внесение не менее 50% уставного капитала предприятия на счет;

- свидетельство об уплате государственной пошлины;

- документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия.

Государственная регистрация осуществляется в течении трех дней с момента представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об оплате учредительных документов. Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде.

Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в следующих случаях:

- по решению учредителей;

- в связи с истечением срока, на которое создано предприятие;

- в связи с достижением цели, ради которой было создано предприятие;

- в случае признания судом недействительной регистрации предприятия, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов;

- в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Важным моментом при создании и ликвидации предприятий является также информирование Федеральной налоговой службы по месту регистрации предприятия, а также предоставление в налоговую службу информации об открытии или закрытии расчетного счета. Взаимодействие с ФНС вообще обязательно на любом этапе бизнеса и забывать об этом не следует, т.к. за непредоставление тех или иных сведений и отчетов предусмотрены штрафы.

 

2. Обстоятельное исследование издержек было начато классиками политической экономии. Опираясь на теорию трудовой стоимости, А. Смит и Д. Рикардо отмечали, что издержки – это средние общественные затраты на единицу продукции (стоимость единицы продукции на среднем предприятии, или средние отраслевые затраты). Издержки производства определялись ими как цена производства с учетом рентных платежей. Марксистская концепция издержек производства основывается на трудовой теории стоимости. В процессе анализа К. Маркс делит издержки на два вида: издержки производства и издержки обращения.

Издержки производства подразделяются на: издержки производства предприятия в виде затрат капитала (капиталистические издержки производства) и издержки производства общества (действительные издержки производства товара).

Издержки производства предприятия представляют собой затраты капитала на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. Издержки производства предприятия складываются из затрат на средства производства, или издержек на постоянный капитал (С), и затрат на рабочую силу, или издержек на переменный капитал (V). Следовательно, издержки производства на уровне предприятия выступают в виде затрат капитала (К):

К = С + V.

Издержки производства общества – общая сумма затрат живого (необходимого и прибавочного) и овеществленного труда, выраженного в стоимости сырья, машин, оборудования и т. д. Эти затраты труда образуют стоимость товара

(T = C + + V + M).

После реализации товара капиталист возмещает затраты на средства производства (C) и оплату необходимого труда (V) и присваивает в виде прибыли прибавочную стоимость (M).

Кроме издержек производства К. Маркс выделяет издержки обращения. Однако в образовании стоимости участвуют не все издержки обращения, а лишь те, которые представляют собой продолжение процесса производства (затраты на транспортировку товаров, их хранение, расфасовку, упаковку). Издержки обращения, связанные с торговлей, К. Маркс определяет как непроизводительные. В последнее время издержки обращения получили новую трактовку. Американский экономист Р. Коуз ввел понятие трансакционных издержек, к которым относятся главным образом затраты в сфере обращения (расходы на рекламу, получение и обработку информации, содержание рынка и т. д.). Главное назначение рынка заключается в экономии трансакционных издержек.

Распространенные в западных странах современные концепции основываются на неоклассической теории издержек производства, базирующейся на использовании теории предельной полезности и существенно отличающейся от марксистской.

Издержки производства представляют собой сумму затрат на приобретение факторов производства. В 1923 г. американский экономист Дж. Кларк ввел деление издержек на постоянные и переменные. К постоянным относятся те затраты, которые не зависят от объема произведенной продукции. К переменнымиздержкам относятся затраты, величина которых непосредственно зависит от количества произведенной продукции (затраты на сырье, материалы, зарплату).

Валовые издержки – это совокупность постоянных и переменных издержек в виде денежных расходов на производство определенного объема продукции.

Для измерения издержек, приходящихся на единицу продукции, используются показатели средних издержек, средних постоянных и средних переменных издержек.

Средниеиздержки образуются путем деления валовых издержек на количество произведенной продукции. Средние постоянные получаются путем деления постоянных издержек на количество созданной продукции. Средние переменные определяются путем деления переменных издержек на количество изготовленной продукции.

В западной экономике по методу оценки затрат издержки подразделяются на бухгалтерские (явные) и экономические (вмененные). Бухгалтерские (явные) издержки представляют собой фактические (явные) затраты производства в денежной форме, которые расходуются на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий; на амортизационные отчисления; на выплаты в виде заработной платы; отчисления на социальное страхование и т. д.

Бухгалтерские издержки, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные. Прямые издержки включают расходы, которые непосредственно связаны с созданием продукции. Косвенныеиздержки включают расходы, которые необходимы для общего функционирования предприятия и его организационных основ.

Экономические (вмененные) издержки. Экономические, или вмененные, издержки любого ресурса для производства товара равны стоимости этого ресурса при наилучшем из всех возможных вариантов его использования. Поэтому экономические издержки рассматривают как «издержки упущенных возможностей». Они основываются на ограниченности ресурсов и альтернативном их использовании. Ограниченность ресурсов предполагает их использование для производства определенных товаров и услуг. Речь идет о том, что выбор ресурсов для производства какого-то товара означает невозможность производства из этих ресурсов другого товара.

Вмененные издержки делятся на внешние и внутренние. Внешние(«явные») издержки – это денежные выплаты, которые совершает фирма, приобретая сырье, материалы, оборудование «со стороны», т. е. у поставщиков, не входящих в состав фирмы. Внутренние («неявные»)издержки – это неоплаченные издержки за ресурсы, принадлежащие фирме. Они равны денежным платежам, которые могли бы быть получены при передаче их другим предпринимателям для самостоятельного использования. К внутренним издержкам относятся: заработная плата предпринимателя, которую он мог бы получать при выполнении обязанностей менеджера в другой фирме; неполученные денежные средства в виде ренты, которую можно получить при сдаче помещения в аренду; неполученные денежные средства в виде процента за капитал, которые могла бы получить фирма при помещении их на банковский депозит.

При определении стратегии поведения фирмы важное значение приобретают дополнительные издержки, связанные с увеличением количества выпускаемой продукции. Такие издержки называют предельными издержками. Предельныеиздержки – это дополнительные, добавочные издержки, которые вызваны выпуском дополнительной единицы продукта. Предельные издержки иногда называют дифференциальнымииздержками (т. е. разностными). Предельные издержки определяются как разность между последующими и предыдущими валовыми издержками.

В России применяется показатель себестоимости, отражающий марксисткий поход к трактовке издержек. Под себестоимостью понимаются пораженные в денежной форме текущие затраты предприятия на изготовление и реализацию продукции и денежное выражение стоимости израсходованных средств производства, части стоимости воспроизводства рабочей силы и части стоимости (при расширенном воспроизводстве) прибавочного продукта. В себестоимость входят лишь те затраты, которые носят постоянный характер (в нее не входят, например, единовременные, постоянные затраты и затраты, не связанные с производством продукции.

В себестоимость работ и услуг включаются материальные затраты (сырье и основные материалы без стоимости возвратных отходом, покупные изделия, вспомогательные материалы, топливо, энергия и др.и др.), амортизация, отчисления на государственное социальное страхование, медицинское, имущественное страхование, плата за краткосрочный кредит и др.

Суть себестоимости заключается в том, что благодаря ей можно определить результативность производства любого готового продукта на любой стадии производства, в любой отрасли.

 

3. В рыночной экономике, представленной движением товарно-денежных потоков, доход всегда выступает в виде определенной суммы денег.Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год. Он отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы.

Доход фирмы состоит из двух частей:

1) из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и неосновной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги (выполненные работы), оплаченные покупателем или заказчиком;

2) извнереализационныхдоходов, являющихся побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками служат: дивиденды на вложенные паи или приобретенные акции и другие ценные бумаги; штрафы, полученные от контрагентов; пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств в банке и другие доходы.

Принято выделять общий, средний и предельный доходы.

Общий (совокупный) доход (TR) это совокупная денежная сумма, полученная от продажи определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на количество проданных его единиц:

TR = Р× Q,

где TRtotal revenue (рэвенью) – общий доход;

Р – цена единицы товара; Q – количество проданных единиц товара.

Средний доход (AR) это выручка от реализации единицы продукции, т.е. валовой доход, приходящийся на единицу проданной продукции. Он выступает какцена за единицу продукции дляпокупателя и как доход от единицы продукции дляпродавца.

Средний доход равен частному от деления общего дохода на количество реализованной продукции и исчисляется по формуле

AR = TR : Q,

где AR – средний доход; TR – общий доход; Q – количество проданных единиц продукции.

Предельный (дополнительный) доход(MR) этодобавочный доход к общему доходу фирмы, полученный от производства и продажи однойдополнительный единицы товара. Он дает возможность судить об эффективности производства, так как показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции на дополнительную единицу выпускаемой продукции.

Предельный доход (MR) позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительный единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможности и целесообразности расширения объема производства данной фирмы.

В отечественной хозяйственной практике используют показатели валового дохода и чистого дохода

Валовой доходотражает результат не только производственной, но и всей хозяйственной деятельности предприятия, так как учитывает конечные результаты его деятельности по мере завершения кругооборота средств и расчетов с потребителями. Он представляет собой выручку от реализации продукции за вычетом материальных затрат (затраты на материалы, сырье) и амортизацию.

Чистый доходэто разница между суммой выручки от реализации и всеми издержками предприятия. Основной формой чистого дохода является прибыль.

Почти во всех странах валовая прибыль (прибыль текущего периода)определяется как разница между выручкой и совокупными издержками. В последние включаются: заработная плата, затраты на материалы, топливо, комплектующие изделия, амортизация, процент по ссудам, налоги, резервы и т.д. В условиях рыночной экономики прибыль является основным показателем, характеризующим результаты деятельности предприятий. Стремление к получению большей прибыли ориентирует товаропроизводителей на расширение объемов производства и реализации продукции, снижение затрат.

Сущность прибыли наиболее полно проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей и распределительной. Суть учетной функции прибыли состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности предпринимательской деятельности фирмы. Основные показатели, раскрывающие эту функцию, – масса и норма прибыли (рентабельность).

Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что она (прибыль) является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли лежит в основе большинства нововведений. На величину прибыли влияют количество произведенной продукции, уровень производственных издержек, скорость оборота капитала, уровень производительности труда, уровень цен и некоторые другие факторы.

Суть распределительной функции прибыли состоит в том, что она служит: а) источником накопления и развития производства, б) источником потребления, материального поощрения работников. В рыночной экономике прибыль – основа развития предпринимательской фирмы.

В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой (общим доходом) и издержками, но если существуют два подхода к определению и измерению издержек, то и содержание понятия «прибыль» следует рассматривать в двух аспектах – бухгалтерском и экономическом.

Бухгалтерская прибыль– это разница между валовыми доходами фирмы и внешними издержками (т. е. выплатами за сырье, материалы, оборудование, приобретаемые у поставщиков, не входящих в состав фирмы).

Экономическая прибыль– это общая выручка за вычетом всех внешних и внутренних издержек (последние включают нормальную прибыль предпринимателя). Экономическая прибыль может быть как положительной, так и отрицательной (потери). «Отрицательная прибыль» имеет место в том случае, если вмененные издержки превосходят доход.

Экономическая прибыль может быть и нулевой (валовые доходы фирмы равны ее издержкам). Теоретически такой вариант может наблюдаться в условиях статичной экономики, т. е. такой экономики, в которой все ее основные факторы – предложение ресурсов, технический уровень производства, потребности потребителей – постоянны. Вследствие этого все показатели затрат и данные о предложении, с одной стороны, а также данные о спросе и доход– с другой, являются постоянными.

Различают такжебалансовую прибыльразницу между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Иногда балансовую прибыль называют общей прибылью, поскольку именно она является источником распределения и использования средств предприятия.

Нормальная прибыль– это часть предпринимательского дохода; минимальная плата (доход), которая должна вознаграждать предпринимательские способности, чтобы стимулировать предпринимателя к деятельности в определенной сфере производства; составная часть вмененных издержек.

Важным источником дохода для фирмы является учредительская прибыль. Учредительская прибыль– это разница между суммой, полученной от продажи акций по открытой подписке, и помещенным в предприятие реальным капиталом.

Прибыль– это обобщенный показатель результатов деятельности предприятия, поскольку ее размер зависит от эффективности использования всех факторов производства.

Для предприятия важен вопрос размера прибыли. Существуют абсолютный и относительный показатели прибыли. Абсолютная величина прибыли выражается понятием «масса прибыли». Сама по себе масса прибыли еще ни о чем не говорит, поэтому данная величина всегда должна сопоставляться с годовым оборотом фирмы или величиной ее капитала. Важен при этом и показатель динамики прибыли, сравнение ее величины в данном году с соответствующей величиной предыдущих лет.

Относительным показателем прибыли является норма прибыли (рентабельность), демонстрирующая степень отдачи производственных факторов, применяемых в производстве.

Различают рентабельность производства и рентабельность конкретного вида продукции.

Рентабельность производства отражает отдачу авансированных в него средств и исчисляется как отношение прибыли текущего периода (Пб)квеличине основных производственных фондов (Оф) и собственных оборотных средств(Ос):

RП = ПБ/(ОФС)х100%,

где Rп – рентабельность производства, %; Пб –прибыль текущего периода, руб.; Оф – среднегодовая стоимость основных фондов, руб.; Ос – величина оборотных средств, руб.

Рентабельность продукции показывает степень выгодности производства того или иного вида изделия. Она рассчитывается путем соотношения прибыли текущего периода к текущим затратам на производство и реализацию продукции в форме полной себестоимости (Сn):

Rпр = Пб /Сn х100% ,

где Rпр – рентабельность реализуемой продукции, %; Пб – прибыль текущего периода, руб.; Сn – себестоимость реализованной продукции (полная себестоимость), руб.

Уровень рентабельности может достоверно характеризовать эффективность работы предприятия лишь в том случае, если цены на его продукцию соответствуют рыночному механизму ценообразования. Монополизм, например, порождает дополнительную прибыль, а значит, и монопольную рентабельность.

В настоящее время для определения эффективности работы предприятия (фирмы) рекомендуется использование ряда показателей, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой:

а) общая рентабельность продаж

,

где Rо – общая рентабельность продаж, %; П –прибыль текущего периода, руб.; – объем продаж, руб;

б) чистая рентабельность продаж

,

где – чистая рентабельность продаж, %; – чистая прибыль, руб.; – объем продаж, руб.

Соотношение данных общей и чистой рентабельности по одному предприятию с данными других предприятий позволяет определить конкурентоспособность предприятия;

в) рентабельность собственного капитала

RСК = ПЧ / КСРх100%,

где RСК – рентабельность собственного капитала, %; ПЧ – чистая прибыль, руб.; КСР –капитал – средняя его величина на начало и конец периода, руб.

Этот коэффициент рентабельности показывает степень возмещения собственного капитала и характеризует необходимое условие существования и развития предприятия;

г) рентабельность инвестированного капитала

RИК = Р/ ИКх100%,

где RИК – рентабельность инвестированного капитала, %; Р – результат прироста производства от инвестиций, руб.; ИК – инвестированный капитал, руб.

Этот коэффициент выражает в процентном соотношении среднюю ставку прибыльности инвестированного капитала независимо от формы использования финансовых вложений предприятия.

Следует отметить, что на массу прибыли и величину рентабельности влияют объем производства, уровень цен, размер издержек, методы конкурентной борьбы, уровень техники, технологии, организации труда и производства, степень государственного регулирования цен, налогов и нормы амортизации.

Поэтому основными путями повышения рентабельности являются удешевление элементов авансированного капитала, снижение текущих затрат на производство продукции. В конечном счете, условием того и другого является широкое применение в производстве результатов научно-технического прогресса, ведущее к росту производительности общественного труда и снижению на этой основе стоимости единицы ресурсов, используемых в производстве.

 



2016-01-02 850 Обсуждений (0)
Тема 7. ИЗДЕРЖКИ И ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. ИЗДЕРЖКИ И ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (850)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)