Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар № 1. Философия Древнего Китая и Древней Индии: «сравнительный аспект». Философские школы Древней Греции. (2 часа)



2016-01-02 1223 Обсуждений (0)
Семинар № 1. Философия Древнего Китая и Древней Индии: «сравнительный аспект». Философские школы Древней Греции. (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок




ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

ПЕРЕЧЕНЬ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ

Семинар № 1. Философия Древнего Китая и Древней Индии: «сравнительный аспект». Философские школы Древней Греции. (2 часа)

1. «Осевое время» К. Ясперса. Феномен возникновения философии в VII-VI вв. до н.э. в странах классического Востока (Древняя Индия и Древний Китай) и в античном мире (Древняя Греция).

2.Разложение родового общества и формирование древнегреческого полиса, города-государства. Афины и Спарта как основные типы древнегреческого полиса. Социально-экономические предпосылки появления в конце VII- начале VI века до н.э. нового типа мудрости – философии.

3.Возникновение философии в Древней Греции как теории, раскрывающей

отношение человека к природе, к обществу, к познанию и к себе самому. Переход от мифа к логосу и рождение философии и науки как рациональной формы мышления.

4.Ионийская философия. Первая философская школа в Древней Греции – милетская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Постановка проблемы архэ.

5. Сходство и различие в подходах к решению проблемы единства мира в мифологии (например, Гесиода) и философии (например, Анаксимандра).

6. Пифагор и пифагорейцы. Идея порядка (числа) и античный космос.

7. Элейская школа. Ксенофан. Парменид (Проблема бытия и небытия). Рациональность как характеристика бытия. Зенон Элейский: апории (парадоксы) против движения, против множества и против чувственного восприятия «бытия», и их методологический смысл.

8. Гераклит и античная диалектика. Логос.

9. Атомизм Левкиппа-Демокрита. Бытие и небытие как первоначала. Сущность и свойства атомов. Учение о движении атомов.

10. Античная натурфилософия и медицина. Кротонская, сицилийская, кносская и косская школы медицины. Учение Гиппократа.

 

Обязательная литература:

1. Введение в философию. В 2-х ч. М.: Политиздат,1989. Ч.1. Глава 3.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 2001. С.7-14.

3. История философии. Запад – Россия – Восток (книга первая.

Философия древности и средневековья. М.: Греко-латинский кабинет, 1995. С.3-51.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.

Т.1. Античность. С.-Пб.: Петрополис, 1994.

5. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии М.: Русская панорама, 2001.

6. Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2001. С.22-29.

7. Телегина Н.В. Возникновение философии. //Философия – культура – медицина:

история и теория. М.,1999.

8. Фрагменты ранних греческих философов. В 2-х тт. Т. 1. М.: Наука, 1989.

9. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М.: Мир идей 1995.

10. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М.: Высшая школа, 2001.

 

Дополнительная литература:

1. Богомолов А.С. Диалектический логос. Становление античной диалектики. М., 1982. Античная философия.

2. Боннар А. Греческая цивилизация. М.,1992.

3. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. М.: ПЕРСЭ, - СПб.: Университетская книга, 2000.

4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.

5. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994.

6. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.

7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: Ладомир,1994.

8. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.

9. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука. – //Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993.

10. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991. Главы I, II.

11. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. //Ницше Ф. Сочинения. В 2-х тт. Т.1. – М.: Мысль, 1988.

12. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. М.: Миф,1993.

13. Степанянц М.Т. Восточная философия. М.: Восточная литература, 1997.

14. Чанышев А.Н. Начало философии. М.: Изд-во Московского университета, 1982.

15. Досократики. – Мн.: Харвест, 1999.

16. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.: Мысль, 2003 г.

17. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.: Владос, 1997.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Проблема генезиса философии в Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции. В чем заключается сходство и различие возникших в конце VII- нач. VI в. до н. э. философских традиций Востока и Запада.

2. Значение мифов о Прометее и Дионисе в античной культуре.

3. Дионисизм и аполлонизм как два начала в античной культуре, синтез которых, согласно Ф. Ницше, привел к появлению античного театра и античной философии.

4. Философские школы Древней Индии (веданта, йога, санкхья, ньяя, вайшешика, буддизм и др.).

5. Философия и религия Древнего Китая (даосизм, конфуцианство, легизм, буддизм и др.).

6. Правда ли, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, как утверждает Зенон Элейский? В чем заключается сложность и логическая неразрешимость парадоксов Зенона Элейского?

7. Каким образом пифагорейские представления о космосе влияли на древнегреческую медицину, культуру, религию и искусство? В чем пифагореизм и для нас сохраняет свое значение?

8. Решение проблемы единого и многого в философии Эмпедокла и Анаксагора.

9. Что такое «судьба» в представлениях древних греков? Существует ли определенное сходство «судьбы» с «логосом» Гераклита?

10. «Добро и зло – одно и то же. В самом деле, врачи всячески режущие и жгущие, требуют еще сверх этого платы, хотя ее не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни». Как можно истолковать этот фрагмент Гераклита в связи с основными принципами его философии?

11. Демокрит о человеке, его жизни и человеческих ценностях.

Ключевые понятия: бытие, декада, гармония, небытие, апория, парадокс, движение, судьба, логос, архэ, закон, число, космос, количество, качество, атом, детерминизм, причина, противоположности, диалектика,первоначало, полис, эллинизм, классика, философская школа, единство и многообразие мира, космос, буддизм, даосизм, конфуцианство.

Семинар № 2. Основные понятия немецкой классической философии - работа с философским словарем. (2 часа)

1. Культура Германии XVII века. Особенности немецкого Просвещения (Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, Г. Гердер, В. Гете). Эстетические и социально-нравственные идеалы движения “Буря и натиск”, немецкого романтизма (бр. Шлегели, Ф.Гельдерлин, Новалис). Проблемы общественной природы духовной культуры.

2. И. Кант – основоположник немецкого классического идеализма. Предмет и задачи его критической философии.

3. Кант о природе априорных форм познавательной деятельности. Рациональный смысл идеи априоризма. Суть коперниканского переворота Канта в философии.

4. Этика Канта. Априоризм кантовской этики. Категорический императив Канта.. Человек как цель сама по себе.

11.Шишков И.З Кант и критицистская традиция. //Попер К. . Все люди – философы. (3 –е изд.) - М.: УРСС, 2007. C. 45 – 84.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Чем отличается проблематика учения Канта “докритического ”и “критического” периодов?

2. Чем отличается гносеологическая позиция Канта от принципа “гносеологической робинзонады” философии Нового времени?

3. В чем заключается природа априорных форм познавательной деятельности человека? Почему именно они, согласно Канту, обеспечивают всеобщность необходимость и объективность знания?

4. Антиномии теоретического разума. Это показатель его ограниченности или наоборот его творческой природы?

5. Как Кант определяет возможный для человека путь к Богу? Как связаны вера и знание?

6. В чем смысл Кантовского заключения: “ звездное небо надо мной и моральный закон во мне”?

7. Почему Кант считает, что произведения искусства создают только гении?

8. Как вы понимаете суждение Канта: ”во всем сотворенном все, что угодно и для чего угодно может быть употреблено лишь как средство; только человек, а с ним каждое разумное существо есть цель сама по себе”.

9. Что имел в виду Гегель, когда говорил: «В кантовском, фихтевском и шеллинговском философских учениях” революция дана и выражена в форме мысли»?

10. И.Г. Фихте. Философия деятельности. Принцип тождества субъекта и объекта.

11. В. Шеллинг. От философии свободы к философии откровения. Воля как “основа мирового процесса”.

12. Философская система и диалектический метод Г.В. Гегеля. Учение об Абсолютной идее и стадиях ее саморазвития (Логика, природа, дух).

13. Путь Л. Фейербаха от гегельянства к антропологизму.

14. Концепция бытия Л. Фейербаха. Обоснование философского антропологизма.

15. Понятие “родовой” сущности человека (отношение “Я” и ”Ты”).

16. Критика религии. Понятие отчуждения. Фейербах о природе и сущности религии. Новая религия Фейербаха.

Ключевые понятия: романтизм, критический идеализм, априорные формы чувственного опыта и категории рассудка, теоретический разум, антиномии, явление, вещь в себе, феномен, ноумен, категорический императив, трансцендементальное единство апперцепций, агностицизм, вещь-в-себе, вещь-для-нас, трансцендентный.



2016-01-02 1223 Обсуждений (0)
Семинар № 1. Философия Древнего Китая и Древней Индии: «сравнительный аспект». Философские школы Древней Греции. (2 часа) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар № 1. Философия Древнего Китая и Древней Индии: «сравнительный аспект». Философские школы Древней Греции. (2 часа)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1223)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)