Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Налоговые реформы 90-х годов



2016-01-02 701 Обсуждений (0)
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Налоговые реформы 90-х годов 0.00 из 5.00 0 оценок




XX столетия в России

 

Механизм обязательного изъятия финансовых средств предприятий и граж­дан СССР в основном служил потребностям существовавшей тогда в стране жест­кой административно-командной системы. Кардинальные изменения, проис­шедшие в политической и экономической жизни российского общества в 1990—1991 гг., выявили его непригодность к использованию в новых условиях хо­зяйствования и обусловили необходимость форсированной разработки и скорей­шего введения налоговой системы, построенной на принципиально новых нача­лах.

Самой сложной проблемой при разработке новой налоговой системы была не­обходимость, как минимум, сохранения сложившегося ранее уровня доходов госу­дарства, поскольку объективно нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда социальных расходов, мероприятий по поддержке отдельных регионов и сфер жизнеобеспечения. Решение этой задачи усложнялось, с одной стороны, падением производства и сужением в связи с этим налоговой базы, а с другой — необходимостью для государства нести бремя дополнительных расходов, связанных с компенсацией социальных издержек реформ.

Сохранению минимально необходимого уровня государственных доходов способствовали введение налога на добавленную стоимость с весьма высокой по международным меркам налоговой ставкой, очень жесткий, негибкий режим на­логообложения прибыли, предусматривающий дополнительное налогообложение повышенных расходов на оплату труда, а также отсутствие механизмов компенса­ции потерь налогоплательщиков в связи с проявлением в условиях высокого уров­ня инфляции эффекта так называемого «инфляционного налога».

Блок необходимых законов, сформировавших новую налоговую систему Рос­сийской Федерации, был принят в самом конце 1991 г.; начиная с 1992 г. они всту­пили в действие. С учетом накапливавшегося опыта применения новой налоговой системы, в налоговое законодательство вносилось значительное количество раз­личных изменений и дополнений.

Этот пакет налоговых законов, составивших федеральное налоговое законо­дательство, включает в себя, прежде всего, базовый Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», определяющий общие принципы построения политика государства налоговой системы, ее структуру, организацию сбора налогов и контроля за их взиманием, права и обязанности налогоплательщиков, перечень налогов и сборов и ряд иных основополагающих положений налоговой системы.

Предусмотренные налоговой системой различные формы налоговых изъятий зависят от источников и видов доходов: прибыль, заработная плата, дивиденды и т.п.; объекта налогообложения (различные виды имущества, в том числе земля, другие виды недвижимости; товарно-материальные ценности, движение товаров за границу и т.п.); категорий плательщиков (юридические и физические лица; высо­ко- и низкооплачиваемые работники; резиденты и нерезиденты и т.п.).

Приступая к реформе налоговой системы, правительство учло исключитель­ную болезненность для большинства бывших государственных предприятий про­цесса коренной ломки сложившегося хозяйственного уклада. Кардинально изме­нились вся система экономических приоритетов и стимулов, сопровождающихся падением производства и платежеспособного спроса. Резко уменьшился госу­дарственный заказ, открылись внешние границы для товарной интервенции из-за рубежа. Производители сырья и энергии установили ценовой диктат.

В связи с этим в рамках новой налоговой системы были временно сохранены определенные элементы старого хозяйственного механизма, включая некоторые нерыночные инструменты: налогообложение расходов предприятий, использо­ванных на оплату труда работников сверх законодательно установленного уровня. В качестве базы налогообложения искусственно рассчитывались «рыночные цены». Облагалась НДС так называемая «финансовая помощь» и штрафы. Были сохранены малооправданные с точки зрения создания эффективной конкурентной среды налоговые льготы).

Для действующей в Российской Федерации в 90-е годы налоговой системы характерны были следующие особенности. Весьма высокий удельный вес косвен­ных налогов, в частности, пошлин и акцизных сборов. Относительно небольшая доля прямых налогов и сборов. Ориентация при выборе приоритетов между объ­ектами налогового изъятия, прежде всего на обложение предприятий и организа­ций и в меньшей степени — на физических лиц. Расширялась база налогообложе­ния в результате привлечения к уплате налогов ранее освобожденных юридичес­ких и физических лиц. Введен ряд новых налоговых платежей, вовлекших в орбиту обложения такие объекты, как имущество, наследства, операции с ценными бума­гами, особые виды деятельности, использование престижных наименований и не­которые другие. На федеральном уровне введен широкий перечнь разнообразных налоговых льгот, ориентированных преимущественно на стимулирование произ­водства жизненно важных товаров для населения, и т.п.

Естественно, накопившиеся проблемы потребовали очередных шагов в на­правлении совершенствования российской налоговой системы, которые нашли отражение в Налоговом кодексе РФ. Проблема налогов в России является не толь­ко экономической, но и социально-политической. В современных условиях все промышленные предприятия всех форм собственности должны платить налог на прибыль по единой ставке 24% (до того ставка налога на прибыль составляла 35%). Одновременно отменены многочисленные налоговые льготы. В результате изменения с преобладанием фискальных целей привели к тому, что общее нало­говое давление на прибыль акционерных обществ, крупных предприятий с участи­ем иностранного капитала стало составлять за счет ряда обязательных сборов и налогов до 80—90 коп. с 1 рубля прибыли. Таким образом, у предприятий забира­ется большая часть (около 13%) валового внутреннего продукта страны, что сни­жает инвестиционные возможности предприятий.

 

Введена единая ставка подоходного налога с физических лиц — 13%. Сто­ронники этого подхода считают это большим прогрессом и фактором, который бу­дет сдерживать увод доходов «в тень». Противники утверждают, что вопрос о сни­жении налоговой нагрузки в условиях России не является очевидным. В странах с высокой налоговой нагрузкой на крупные доходы обеспечиваются более высокие социальные стандарты. С этим связаны появившиеся предложения о введении в России корпоративного социального налога, то есть перенесении налоговой на­грузки, связанной с образованием, здравоохранением и т.п. с физических лиц на предпринимательский сектор.

Принципы построения налоговой системы


Налоговый опыт подсказал главный принцип налогообложения: «Нельзя ре­зать курицу, несущую золотые яйца», то есть, как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие государственных расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплатель­щиков в своей хозяйственной деятельности.

Для того чтобы раскрыть суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Качества, с экономической точки зрения желательные в любой системе нало­гообложения, были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» в форме четырех положений, ставших классическими принципами, с ко­торыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, то есть соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Принципы Адама Смита благодаря их простоте и ясности не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих. Они стали аксиомами налоговой политики.

Сегодня эти принципы дополнены в соответствии с требованиями нового времени.

 

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления это­го принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируе­мой к меняющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение со­здаваемого ВВПи быть эффективным инструментов государст­венной экономической политики.

Кривая Лаффера

Сторонниками снижения налогов и сти­мулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно от­казаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производст­ва), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на зара­ботную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестици­онный процесс, желание иметь дополнительную работу и допол­нительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опирают­ся на кривую Лаффера.

При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Вы­сокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государст­венного бюджета.

Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидиру­ются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению

 

 

производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремя­щихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции А. Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попада­нию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку».

Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к сис­теме налогообложения страны характеризует величину сосредото­ченных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налого­плательщиков привлекательной является низкая налоговая на­грузка (на уровне 15%). Однако государство при данном уровне на­грузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стре­мятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уров­ня жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы 8.3.

 

Таблица 8.3. Влияние налоговой нагрузки



2016-01-02 701 Обсуждений (0)
ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Налоговые реформы 90-х годов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИЗ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ: Налоговые реформы 90-х годов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (701)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)