Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



2016-01-02 791 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Фискальная политика представляет интерес прежде всего с теоретической точки зрения, для получения ответа на вопрос: как можно использовать инструменты данной политики для стабилизации экономики. Но лишь теоретического описания возможных мероприятий в данной сфере недостаточно, важное значение имеет анализ особенностей реализации стабилизационных мер конкретной национальной экономикой.

В Республике Беларусь бюджетно-налоговая система, ориентирована на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. В период нахождения нашей страны в составе Советского Союза осуществлялись некоторые меры финансового регулирования со стороны государства, но поскольку в социалистической экономике считалось невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие бюджетно-налоговой политики просто исключалось.

Сейчас Республика Беларусь относится к странам с малой, но открытой экономикой, для которых в условиях трансформационного периода характерно усиление бюджетно-налоговых методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития экспортоориентированного производства и импортозамещения.

С 1998 г. система налогообложения в Беларуси находится в состоянии постоянного реформирования, что выражается в апробации видов налогов, их ставок, налоговых льгот, определении структуры республиканских и местных налогов, уточнении их функциональной роли и т.д. конечно, был использован опыт применения форм и методов налогового регулирования и проанализированы модели налоговых систем развитых рыночных экономик, но республика не пошла по пути простого их копирования. Поэтому процесс реформирования налоговой системы и системы государственных расходов занимает столь длительное время.

Анализ бюджетно-налоговой системы свидетельствует, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете; относительно высокая общая налоговая нагрузка на реальный сектор экономики; большое количество взимаемых налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики; высока дотационность бюджетов территорий и доля встречных потоков финансовых ресурсов между бюджетами.

По предварительным данным, в 2014 г. налоговая нагрузка на экономику Республики Беларусь составила 24,3 % к ВВП и по сравнению с 2013 г. снизилась на 1,1 процентного пункта, что связано с более низким темпом роста налоговых доходов (темп роста в сопоставимых ценах 97,1 %) по отношению к росту ВВП (темп роста — 101,6 %). Следует отметить, что проводимая в последние годы налоговая реформа позволила снизить налоговую нагрузку на экономику почти на 12 процентных пунктов и ежегодно оставлять в распоряжении субъектов предпринимательской деятельности в среднем по 2 % ВВП, или почти 73 трлн. руб. в ценах 2014 г. (приложение А).

Очевидно, что такая динамика должна положительно влиять на экономическую эффективность хозяйственной деятельности бизнеса. Вместе с тем при дальнейшем снижении величины налоговой нагрузки может возникнуть напряженность с формированием доходов бюджета страны, необходимых для достижения общенациональных целей и задач.

Значительную роль в системе государственных финансов играет государственный бюджет, посредством которого происходит обеспечение реализации программы социально-экономического развития и бюджетно-налоговой политики республики. На формирование государственного бюджета влияют различные социально-экономические факторы, среди которых можно выделить необходимость финансирования общегосударственных республиканских программ, поддержания финансовой устойчивости государственных предприятий и бюджетной системы в целом, поиска дополнительных источников пополнения доходов бюджета и ряд других. Анализу особенностей возникновения и формирования государственного бюджета Беларуси посвящены многочисленные публикации ведущих экономистов, которые раскрывают факторы и условия развития бюджета, определяют его закономерности формирования. Вместе с тем существуют ряд недостаточно освещенных вопросов, связанные с оценкой влияние институциональных факторов на формирование доходов и расходов государственного бюджета с целью достижения их сбалансированности и снижения бюджетного дефицита [20].

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах», при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего долга, республиканские программы и другие направления, то все поступления от общегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет, а затем по ряду налоговых отчислений осуществляется их долевое использование. Среди налогов, по которым устанавливаются нормы отчислений в республиканский и местные бюджеты, - налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы.

Анализ государственного бюджета за период с 2010 по 2014 гг. показал, что доходы и расходы выросли в 4,5 и 4,9 раз соответственно. Превышения темпов роста доходов над расходами привели к профициту консолидированного бюджета. Профицит направлен на погашение и обслуживание государственного долга и исполнения гарантий Правительства Республики Беларусь (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1. Государственный бюджет Республики Беларусь за 2010-2014гг.

 
Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 48 754 85 608 157 956 189 232 219 281
в процентах к валовому внутреннему продукту 29,6 28,8 29,8 29,2 28,2
Расходы консолидированного бюджета, млрд. руб. 52 980 79 428 155 169 187 751 211 154
в процентах к валовому внутреннему продукту 32,2 26,7 29,3 28,9 27,1
Профицит, дефицит(-) консолидированного бюджета, млрд. руб. -4 226 6 180 2 787 1 481 8 127
в процентах к валовому внутреннему продукту -2,6 2,1 0,5 0,2 1,0
Примечание – Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь за 2015 г.

Из данной таблицы мы видим, что доходы консолидированного бюджета постепенно увеличивались. За последние пять лет доходы консолидированного бюджета составили 219 281 млрд. руб., что на 15,9% больше по сравнению с 2013 годам.

С ростом доходов увеличивались и расходы консолидированного бюджета в 2014 году они составили 211 154 млрд. руб., что на 12,5% больше по сравнению с предыдущим годом.

Так как в 2010 году расходы консолидированного бюджета превысили над расходами, то дефицит госбюджета составил 4 226 млрд. руб. В период с 2011 – 2014 г.г. государству удалось достичь профицита консолидированного бюджета, в 2014 году профицит составил 8 127 млрд. руб., что на 18,2% больше по сравнению с прошлым годом.

По итогам I полугодия 2015 года доходы консолидированного бюджета составили 123,8 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 28,8%.

Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,6%.

Основная доля доходов консолидированного бюджета (84,6%) формируется за счет налоговых поступлений. За I полугодие 2015 года в бюджет поступило 104,8 трлн. руб. налоговых доходов. По

сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления увеличились на 26,4%. Безвозмездные поступления за I полугодие 2015 года составили 0,4 трлн. руб. и уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14,0 %.

Формирование налоговых доходов на 90,4% обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость (33,7%), налоговых доходов от внешне экономической деятельности (19,0%), подоходного налога (16,9%), акцизов (8,5%), налога на прибыль (6,6%), налогов на собственность (5,7%) (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2. Основные доходные источники консолидированного бюджета Республики Беларусь.

Доходы
млрд. рублей в% ВВП млрд. рублей в% ВВП
Налоговые доходы, из них: 96161,3 28,2% 123808,2 30,6%
Подоходный налог 15100,0 4,4% 17693,1 4,4%
Налог на прибыль 6160,1 1,8% 6917,4 1,7%
Налоги на собственность 4644,0 1,4% 5948,0 1,5%
НДС 31341,2 9,2% 35267,2 8,7%
Акцизы 9554,3 2,8% 8933,4 2,2%
Налоговые доходы от внешнеэкономи- ческой деятельности 8715,9 2,6% 19927,1 4,9%
Неналоговые доходы 12727,7 3,7% 18587,2 4,6%
Безвозмездные поступления 516,7 0,2% 444,6 0,1%
Доходы (всего) 96161,3 28,2% 123808,2 30,6%

Примечание – Источник: [11]

 

Структура доходов бюджета в 2014 -2015г.г. позволяет чётко разграничивать налоговые и неналоговые поступления в бюджет, отражать источники формирования целевых бюджетных фондов и по разделам классификации, проводить качественный анализ доходов бюджета и обеспечивать международную сопоставимость показателей бюджета Республики Беларусь. Основными источниками налоговых доходов консолидированного дохода являются: налог на добавленную стоимость – 35267,2 млрд. руб. (8,7% дохода от ВВП), что на 28, 8% больше по сравнению с предыдущим годом; налоги на доходы и прибыль, уплачиваемые организациями в 2015 году составили 6917,4 млрд. руб. (1,7%), по сравнению с прошлым годом увеличились на 12,3%; акцизы – 8933,4 млрд. руб. (2,2%), по сравнению с 2014 годом снизились на 6,5%; подоходный налог – 17693,1 млрд. руб. (4,4%), по сравнению с 2014 годом увеличились на 17,2%; доходы от внешнеэкономической деятельности – 19927,1 млрд. руб. (4,9%),увеличились на 128.6% по сравнению с 2014 годом.

Что касается расходов консолидированного бюджета, то в январе-июне 2015 г. профинансированы в сумме 105,7 трлн. руб. Относительно ВВП расходы бюджета уменьшились на 2% и составили 26,1% ВВП.

Бюджетная политика в области расходов в текущем году направлена на сдерживание и повышение эффективности государственных расходов, обеспечение исполнения социальных обязательств и безусловного и своевременного погашения и обслуживания государственного долга.

Значительную часть расходов консолидированного бюджета (21,4 трлн. руб.) занимали общегосударственные расходы, включающие расходы на государственную и местные инвестиционные программы, финансируемые за счет республиканского и местных бюджетов, которые составили 20,2% общегосударственных расходов. Расходы на реализацию государственной и местной инвестиционной программы сократились на 36%. Около 30% всех расходов на общегосударственную деятельность занимали расходы по обслуживанию государственного долга, которые по сравнению с январем-июнем 2014 года увеличились на 41%.

Доходы республиканского бюджетаЗа I полугодие 2015 года в республи-

канский бюджет поступило 76,7 трлн. руб.,

что на 39,7% больше доходов аналогичного

периода 2014 года в номинальном выраже-

нии (на 21,1% – в реальном выражении).

Налоговые доходы республиканского

бюджета за I полугодие 2015 года состави-

ли 60,8 трлн. руб. По сравнению с анало-

гичным периодом 2014 года поступления

увеличились на 37,1% в номинальном вы-

ражении (на 18,8% – в реальном выраже-

нии).

Неналоговые доходы республиканско-

го бюджета за I полугодие 2015 год сложи-

лись в сумме 13,1 трлн. руб. и по сравнению

с I полугодие 2014 года увеличились на

63,1% в номинальном выражении (на 41,3%

– в реальном выражении).

Безвозмездные поступления за I полу-

годие 2015 года составили 2,8 трлн. рублей

и увеличились по сравнению с аналогич-

ным периодом прошлого года на 11,9% в

номинальном выражении (уменьшились на

3% – в реальном выражении).

Наибольшую долю в структуре дохо-

дов республиканского бюджета занимают

налог на добавленную стоимость (31,8%),

налоговые доходы от внешнеэкономиче-

ской деятельности (26,0%), акцизы (11,6%).

Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков [7, c. 68].

Расходы по бюджету на 2014 г. представлены по новой функциональной классификации, особенностями которой являются сокращение количества разделов и подразделов функциональной классификации расходов с их чёткой привязкой к основным функциям и сферам деятельности государства, а также отражение целевых бюджетных фондов в составе разделов и подразделов функциональной классификации по соответствующим отраслям. (таблица 3.3).

 

Таблица 3.3 Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь

Расходы
млрд. рублей в% ВВП млрд. рублей в% ВВП
Общегосударственные расходы 25219,6 7,4% 25922,3 6,4%
из них государственная инвестиционная программа 2230,4 0,7% 831,9 0,2%
Трансферы бюджетам других уровней 16682,3 4,9% 15314,6 3,8%
Национальная оборона 3220,2 0,9% 3503,7 0,9%
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 5977,8 1,8% 6878,1 1,7%
Национальная экономика 7906,6 2,3% 8414,4 2,1%
Охрана окружающей среды 229,4 0,1% 251,8 0,1%
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство 38,8 0,0% 37,9 0,0%
Здравоохранение 1736,8 0,5% 2365,4 0,6%
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации 970,7 0,3% 1123,6 0,3%
Образование 2903,1 0,9% 3283,0 0,8%
Социальная политика 5745,9 1,7% 7052,2 1,7%
Всего: 54248,8 15,9% 58832,7 14,5%

Примечание – Источник: [11]

Большая часть расходов консолидированного бюджета в 2015г. направлена на трансферы бюджетам других уровней – 15 314,6 млрд. руб., что по сравнению с предыдущим годом снизилась на 8,2%; на национальную экономику направлено 8 414,4 млрд. руб., что на 6,4% больше по сравнению с 2014 г.

Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 51,1 трлн. руб., из них на образование – 21,8 трлн. руб., здравоохранение – 15,8 трлн. руб. Более 53% бюджетных расходов на национальную экономику направлено на поддержку сельского хозяйства. Государственная поддержка организаций реального сектора экономики осуществлялась, главным образом, в виде компенсации (возмещения) процентов по кредитам банков.

Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета – не более 3% ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга – не более 30% объёма доходов бюджета

Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений.

Основными недостатками проводимой в настоящее время в нашей стране фискальной политики являются ее преимущественно фискальный характер, сдерживающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей. Наблюдается слабая координация фискальной политики с другими формами государственного регулирования, прежде с денежно–кредитной политикой.

Сильный налоговый пресс приводит к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулирует уклонения от уплаты налогов; ухудшает финансовое положение хозяйствующих субъектов, уменьшает налогооблагаемую базу и снижает налоговые поступления в бюджет, способствует сдерживанию притока прямых зарубежных инвестиций, утечке отечественного капитала из страны. Недополучение бюджетом средств сопровождалось сокращением бюджетных статей [11].

В Республике Беларусь действует общая и упрошенная система налогообложения. Общая система налогообложения состоит в том, что юридические лица, зарегистрированные на территории РБ уплачивают следующие налоги, сборы и иные обязательные платежи:

· налог на добавленную стоимость - НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;

· налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;

· страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;

· обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда

кроме того если это требует законодательство РБ:

· налог на недвижимость

· земельный налог

· акцизы

· экологический налог

· налог за добычу (изъятие) природных ресурсов

· оффшорный сбор

· гербовый сбор и др. [14, c. 15].

Что касается упрощенные системы налогообложения, то эти системы налогообложения применимы для малого бизнеса. В 2015 году подходы по применению этой системы были ужесточены. С 1 января этого года установлена обязанность ИП уплачивать подоходный налог с физических лиц (вместо упрощенной системы налогообложения) по доходам от коммерческих организаций, если он является одновременно как физическое лицо учредителем (участником), собственником этих коммерческих организаций или состоит в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства с учредителями (участниками), собственниками имущества этих же организаций. Также предусматривается увеличение налога на прибыль с 18% до 25% на банки, страховые организации, упразднение ставки налога при упрощенной системе для розничной торговли в размере 3% без НДС с 1 января 2016 года. Увеличена ставка земельного налога в отношении игорных заведений. Для расширения полномочий местных органов власти предоставлено право увеличивать ставки имущественных налогов с 2 до 2,5 раза [14, c. 69].

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах», при использовании налоговых поступлений применяется способ долевого участия, который закрепляет зависимость развития местной экономики от Центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

Поскольку республиканский бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего долга, республиканские программы и другие направления, то все поступления от общегосударственных налогов зачисляются в общереспубликанский бюджет, а затем по ряду налоговых отчислений осуществляется их долевое использование. Среди налогов, по которым устанавливаются нормы отчислений в республиканский и местные бюджеты, - налог на прибыль и доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы.

Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Вместе с тем есть и отрицательные стороны существующего централизованного порядка распределения налоговых поступлений. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из регионов в Центр, а затем из республиканского бюджета – в местные [20].

Что касается внешнего государственного долга, то его сумма в Беларуси по состоянию на 1 января 2015 года составил 12,6 млрд. долларов, увеличившись с начала 2014 года на 139,34 млн. долларов, или на 1,1% (с учетом курсовых разниц).

В 2014 году Беларусь привлекла внешние государственные займы на сумму 5,2 млрд. долларов: 4,5 млрд. долларов от правительства и банков Российской Федерации, 626,3 млн. долларов — от банков КНР, 47,3 млн. долларов — от МБРР и 0,3 млн. долларов — от ЕБРР.

Погашение внешнего государственного долга с начала 2014 года составило 4,6 млпрдолларов. Так, правительству и банкам Российской Федерации было выплачено 2,7 млрд. долларов, МВФ — 1,3 млрд. долларов, АКФ ЕврАзЭС — 264,8 млн. долларов. Банкам КНР Беларусь перечислила 182,3 млн. долларов, банку Венесуэлы — 107,1 млн. долларов, МБРР — 14,1 млн. долларов, США — 3,7 млн. долларов и 0,2 млн. долларов — банкам Германии [11].

Государственный долг на 1 января 2015 года составил 197,5 трлн. рублей и увеличился по сравнению с началом 2014 года на 43,4 трлн. рублей, или на 28,2%.

Внутренний госдолг на 1 января 2015 года составил 48,4 трлн. рублей, увеличившись с начала 2014 года на 12,7 трлн. рублей, или на 35,5% (с учетом курсовых разниц).

За 2014 год размещено внутренних государственных облигаций для физических лиц и юридических лиц на сумму, эквивалентную 706,8 млн. долларов и 2,4 трлн. рублей. С начала 2014 года погашено государственных облигаций для физических и юридических лиц на сумму 199,6 млн. долларов и 281,8 млрд. рублей.

В основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь указано, что фискальная политика является важнейшим инструментом реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития страны. В дальнейшем предполагается максимально упростить налоговую систему, сведя общее количество республиканских налогов к 7-8 основным. Политику государственных расходов планируется направить на обеспечение гарантий социальной защиты населения, сокращение доли государственных расходов в ВВП, стабилизацию экономики, избирательную поддержку АПК, повышение эффективности финансирования жилищного строительства.

В настоящее время бюджетно-налоговая политика базируется на концепции сбалансированности бюджета на долгосрочной основе, которая основана на идее проведения антициклической политики на основе встроенных стабилизаторов и изменения величины бюджетного дефицита в период подъема и спада. Фискальная политика проводится в русле выбранной модели социально-ориентированной экономики. Основными характеристиками этой политики являются высокий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет, значительный удельный вес социальных расходов в общей структуре бюджетных расходов, возрастающие расходы на поддержку отдельных секторов экономики, в первую очередь, сельского хозяйства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



2016-01-02 791 Обсуждений (0)
ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (791)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)