Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и сущность власти и влияния



2016-01-02 1817 Обсуждений (0)
Понятие и сущность власти и влияния 0.00 из 5.00 0 оценок




РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 35 страницы, 11 источников.

 

ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ, ФОРМЫ ВЛАСТИ, ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ, МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ

Объект исследования: туристическое предприятие «Артель Тур».

Предмет исследования: использование власти и влияния.

Цель работы: анализ использование форм власти и методов влияния менеджером и разработка предложений по их совершенствованию в УП «Артель Тур».

Исследования и разработки: определено понятие и сущность власти и влияния в туристической компании, проведен анализ использования власти и влияния примере УП «Артель Тур».

 

________________

(подпись студента)


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РЕФЕРАТ.. 2

СОДЕРЖАНИЕ.. 3

ВВЕДЕНИЕ.. 4

1 Теоретические основы власти и влияния. 6

1.1 Понятие и сущность власти и влияния. 6

1.2 Источники власти. 8

1.3 Формы власти. 11

1.4 Методы (средства) влияния руководителя на подчинённого. 12

2 Анализ формы власти и методов влияния, используемые менеджером предприятия УП «Артел Тур». 17

2.1 Общая характеристика предприятия. 17

2.2 Анализ власти и методы влияния, используемые в целях управления персоналом.. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ А.. 31

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.. 33

 


ВВЕДЕНИЕ

Наблюдая за предприятиями и организациями, которые добиваются успеха в современное время, убеждаешься, что в реальном управлении фигура ученого эксперта не так важна, как фигура руководителя, пусть не столь образованного, но владеющего таинствами управления как искусства в силу своих личных качеств, таланта, опыта, навыков и здравых суждений. Соединение таланта и научного знания в этой области дает синергетический эффект, умножая способности добиваться нужных результатов на практике. Большую роль в руководстве организацией играют отношения власти между начальником и подчиненным.

Понятие власти в организации неразрывно связано с влиянием поведения одного индивидуума на поведение другого. В общем случае власть определяет потенциальную способность индивида влиять на поведение других людей. Применительно к управлению организацией властные полномочия определяют официальное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых результатов деятельности организации. При этом власть необходима в управлении в дополнение к формальным полномочиям руководителя.

Помимо власти, огромное значение в менеджменте организации имеет личное влияние менеджера, то, с помощью каких управленческих воздействий менеджер добивается от подчиненных необходимого результата.

Таким образом, власть и влияние менеджера оказывает огромное воздействие на эффективность работы всей организации, что обуславливает актуальность исследования данной темы.

Предметом исследования представленной курсовой работы является власть и влияние менеджера.

Объект исследования – деятельность туристской организации УП «Артел Тур»

Целью курсовой работы является анализ власти и влияния менеджеров в УП «Артел Тур» и разработка рекомендаций по более совершенному их использованию.

Задачами курсовой работы являются:

– исследование сущности и значения власти и личного влияния менеджера;

– анализ использования власти и личного влияния менеджеров в практике менеджмента УП «Артел Тур»

– разработка рекомендаций по совершенствованию использования власти и влияния менеджеров в УП «Артел Тур»


 

Теоретические основы власти и влияния

Понятие и сущность власти и влияния

Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведения и отношение человека или группы людей[1].

Согласно высказыванию Джона П. Коттера "потому что руководители всегда зависят от некоторых людей, которые им не подчинены, и, во-вторых, потому что практически никто в современных организациях не примет и не будет полностью подчиняться непрерывному потоку его или ее приказов только потому, что он или она - начальник"[2], помимо полномочий руководитель должен обладать властью и развивать её.

Как утверждает социолог Роберт Бирстед, «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру. Без власти нет организации и нет порядка» [2].

Классическим в западной политологии является определение власти, данное в 1922 году Максом Вебером: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана».

Тема власти давно волнует философов, политологов и социологов. Классика философии по-разному трактовала понятие власти, акцентируя свое внимание на отдельных аспектах. Платон и Аристотель пытались создать такую модель власти, которая бы была самой полезной для общества, придавая при этом большое значение личности. Н. Макиавелли пытался найти условия для самого эффективного управления государством личностью. Т. Гобсс, Дж. Локк, Ш. Монтескье искали механизм народовластия в демократии, а К. Маркс рассматривал власть с классовых позиций.

М. Вебер считал, что эффективность власти определяется ее рациональностью. Вебер не считал необходимым различать власть и влияние, рассматривал их как определенную сумму прав, которая двигается сверху книзу в пределах определенной организационной структуры. Развивая идеи Вебера, М. Фоллетт считала, что на место власти, насколько это возможно, должны прийти подробные инструкции и профессиональная учеба персонала, который даст возможность лучше использовать приобретенные достижения, понимать содержание и необходимость распоряжений сверху. В противовес Фоллет, Д. Мак Грегор утверждал, что формальной власти и правам, которые выплывают из служебного положения стоит уделять меньше внимания. Большее же значение стоит придавать "интеграции", то есть созданию условий, которые позволили бы членам организации достигать собственных целей, одновременно работая на благосостояние своего работодателя.

Ч. Бернард считал, что руководителя наделяют властью люди, которые хотят, чтобы ими управляли. Тому, по его мнению, настоящим владельцем власти является сам персонал, потому что именно он решает, выполнять или не выполнять распоряжение сверху. Герберт А. Саймон, работая над алгоритмом принятия решения, определил власть как "возможность принимать решения, которые направляют действия другого человека". Саймон был твердо убежден в том, что власть порождает иерархические отношения между двумя или несколькими людьми: один из которых - руководитель, другой - подчиненный. Дискуссия о сущности власти в организации длится доныне [3].

Влияние определяют как поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения другого индивида. Конкретные средства, с помощью которых одно лицо может влиять на другое, разнообразны. Человек может также влиять на другого и с помощью одних лишь идей — примером может служить коммунистическая идея.

Руководители должны оказывать влияние таким способом, который легко предсказать и который ведет не просто к принятию данной идеи, а к действию — работе, необходимой для достижения целей организации. Для того чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективными, руководитель должен развивать и применять власть [4].

Способность руководителя оказывать влияние на подчиненных может определяться как личностными качествами менеджера, так и ситуационными факторами, а также объемом властных полномочий руководителя [5].

 

Источники власти

Природа и источники власти в организационном контексте были детализированы в работах американского специалиста Э. Донелона. На основании анализа результатов ряда исследований он выделил шесть источников власти, позволяющих достаточно оперативно оценить реальный властный ресурс, складывающийся из формальной и неформальной власти того или иного члена сообщества, а именно: позицию, ресурсы, информацию, знание предмета, успешность и личную привлекательность. При этом первые три источника обусловлены главным образом положением субъекта в официальной иерархии, а другие — его личностными качествами, т.е. в большей степени связаны с неформальным статусом индивида в контактном сообществе.

По мнению Э. Донелона, "официальная позиция (или должность) в организационной структуре определяет набор обязанностей человека, круг людей, с которыми он взаимодействует, чтобы выполнять свои обязанности, и полномочия действовать и направлять действия других людей. Позиция часто дает доступ к таким источникам власти и влияния, как ресурсы и информация. Например, позиция руководителя обычно предусматривает такие ресурсы, как возможность продвигать сотрудников по службе, увеличивать их зарплаты, распределять задания. Позиции рядовых сотрудников также предоставляют возможность распоряжаться ресурсами и информацией. Так, работники отдела закупок порой располагают очень важной информацией о том, какие материальные ресурсы нужны людям и в какое время они доступны. У них есть и возможность выбирать источники поставок — это может помочь или, наоборот, помешать сотруднику, который использует их в работе. Сотрудники, которые управляют распределением помещений, имеют право решать, кому какие из них предоставить и как их использовать. Секретари влиятельных боссов контролируют их расписание и решают, кого из посетителей к ним пропустить. Даже временные работники — те, например, кто нанят по контракту для выполнения разовой работы, или секретари комитетов — могут предоставить информацию и доступ к тем, кто обладает более широкими полномочиями". При анализе позиции в ее взаимосвязи с доступом к ресурсам и информации Э. Донелон рекомендует обращать особое внимание на следующие ее характеристики: характер, значимость, заметность и гибкость.

• Характер позиции (Э. Донелон использует термин "ключевой характер") определяется ее местом в системе организационных отношений и структуре совместной деятельности. Иными словами, тем, насколько функциональность других сотрудников зависит от данной позиции, является ли она уникальной или одной из ряда аналогичных позиций, наконец, степенью реального влияния, обеспечиваемого данной позицией па деятельность организации и систему отношений в пей. Так, характер позиции упомянутых выше секретарей "больших боссов" часто позволяет им оказывать влияние, далеко выходящее за рамки их официальных должностных полномочий.

• Значимость позиции определяется ее местом в официальной организационной иерархии. По сути речь идет о степени наделения сотрудника формальными властными полномочиями в зависимости от занимаемой позиции.

• Заметность позиции — это то, в какой степени люди внутри организации и вне ее обращают внимание на данную позицию. Так, позиция руководителя отдела по связям с общественностью, как правило, не носит выражено ключевой характер и не является высоко значимой в смысле наделения официальными властными полномочиями. Однак1о то, что занимающий такую позицию индивид выступает "лицом компании" и часто вступает в прямой контакт с первыми лицами организации, обеспечивает ему достаточно серьезный властный ресурс.

• Гибкость позиции — это "степень свободы действий, которую представляет данная позиция занимающему ее человеку. Если позиция обладает гибкостью и, следовательно, дает возможность предлагать новое и проявлять инициативу, это усиливает ее ключевой характер, значимость и заметность".

Несмотря на весьма распространенный стереотип о том, что именно перечисленные, напрямую связанные со статусом источники власти являются наиболее значимыми, определенные личностные качества индивида не только могут значительно усилить его персональную власть, но и в ряде случаев компенсировать слабость позиции, ограниченный доступ к ресурсам и информации.

Согласно определению Э. Донелона "знание предмета — это то, что человек приобретает благодаря учебе в высших учебных заведениях и опыту работы по специальности. Это особенно важный источник влияния в тех организациях, где знания в сфере основного бизнеса играют большую роль". Высокий уровень знания предмета, напрямую связанного с деятельностью компании, является очень важным источником власти. Так, достаточно часто сотрудник, заслуженно считающийся экспертом в соответствующей области и занимающий при этом достаточно скромную позицию (например, из-за отсутствия карьерных амбиций, нежелания участвовать в политических играх, избыточного нонконформизма и т.п.), играет по сути решающую роль при принятии важнейших решений. И, напротив, руководитель, занимающий сильную с точки зрения перечисленных характеристик позицию, но при этом критично некомпетентный в предметной области деятельности, утрачивает реальный властный ресурс. Подчиненные, если и не вступают в открытую конфронтацию именно вследствие силы его позиции, начинают попросту тихо игнорировать и саботировать указания. Тотальная неэффективность советской системы управления во многом была обусловлена незыблемой установкой, согласно которой номенклатурный чиновник может управлять всем -от общественной бани до академического института. К сожалению, такой подход во многом сохраняется и в современных реалиях.

Успешность, как считает Э. Донелон, "может быть важным источником влияния опытных профессионалов". Успешность в профессиональной деятельности подкрепляет знание предмета как источник неформальной власти в организации. Именно успешность в сочетании со знанием создает завершенный образ и репутацию того самого эксперта, с которым следует безусловно считаться вне зависимости от занимаемой им позиции.

Наконец, личная привлекательность, как совершенно справедливо считает Э. Донелон, "это не только приятная внешность. Это понятие включает и привлекательные личностные качества и располагающее к себе поведение. Исследователи обнаружили ряд особенностей поведения и личностных черт, которые повышают привлекательность индивида. Среди них такие качества, как честность, способность понимать и поддерживать других людей, способность вызывать восхищение, сходство ценностей и интересов, умение преодолевать трудности и решать проблемы так, чтобы сохранять позитивные взаимоотношения. Люди, которых считают привлекательными, умеют хорошо говорить, и, как правило, если возникают сомнения в успешности их действий, эти сомнения трактуются в их пользу, да и начальники чаще склонны их поощрять, чем наказывать"[7].

 


 

Формы власти

Власть может принимать разнообразные формы. Френч и Рэйвен, исследователи в области власти и лидерства (руководства), разработали удобную классификацию основ власти. Согласно их классификации, имеется пять основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3.Экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера, харизма). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг - подчиняться им. Or или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной кластью. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять другими людьми. Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого руководитель может заставить подчиненных выполнять работу, направленную на достижение целей организации. Они также являются средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации[2].

 

 



2016-01-02 1817 Обсуждений (0)
Понятие и сущность власти и влияния 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и сущность власти и влияния

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1817)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.047 сек.)