Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 4. Химическая кинетика



2016-01-02 599 Обсуждений (0)
Тема 4. Химическая кинетика 0.00 из 5.00 0 оценок




Кинетика химических реакций – это учение о скорости химических процессов.

Скоростью химической реакции называют изменение концентрации какого-либо из реагирующих веществ в единицу времени.

Скорость реакции определяется природой реагирующих веществ и зависит от условий протекания процесса, а именно: концентрации реагирующих веществ, температуры, наличия катализаторов и др.

Зависимость скорости реакции от концентрации выражается законом действия масс: при постоянной температуре скорость химической реакции прямо пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях , равных стехиометрическим коэффициентам. Например, для реакции

2NO + O2 → 2NO2 закон действия масс может быть записан

v = k [NO]2[O2],

где v – скорость химической реакции,

k – константа скорости,

[NO], [O2] – концентрации реагирующих веществ.

Реакция в гетерогенной системе, где реагирующие вещества находятся в разных фазах, осуществляется на поверхности раздела между фазами. Поэтому скорость гетерогенной реакции при постоянной температуре зависит от площади поверхности раздела, а не от концентрации твердого вещества. В этом случае для реакции
С (тв) + О2 → СО2 (г)

Закон действия масс может быть записан

v = k [O2]

Пример 1. Как изменится скорость реакции N2+3H2 →2NH3 при увеличении давления в системе в 2 раза?

Так как исходные вещества газообразные, то изменение давления и объема влияют на концентрации этих веществ: увеличение давления пропорционально концентрации этих веществ, а увеличение объема, наоборот, уменьшает концентрацию этих веществ.

Запишем выражение закона действия масс для данной реакции:

v1= k [N2][H2]3,

При увеличении давления в два раза концентрация обоих реагирующих веществ также увеличится в два раза. Тогда

v2 = k [2N2][2H2]3

Следовательно, скорость реакции увеличится в 16 раз.

Зависимость скорости реакции от температуры выражается правилом Вант-Гоффа:

vt2 = vt1∙γ(t2-t1)/10 , где

vt2 и vt1 скорости реакций при t1 и t2;

γ – температурный коэффициент, показывающий во сколько раз увеличивается скорость реакции при повышении температуры на 10°, может принимать значения от 2 до 4.

Причиной роста скорости реакции от температуры является увеличение доли молекул, имеющих энергию активации, т. е. долю активных молекул. Энергия активации это та энергия, которая необходима чтобы произошла химическая реакция, она всегда больше чем средняя энергия молекул данной системы.

Пример 2. Как изменится скорость реакции при повышении температуры реакции с 25° до 75°, если температурный коэффициент равен 2?

vt2/ vt1 = γ(t2-t1)/10 = 2(75-25)/10 = 25 = 32

Скорость реакции возрастет в 32 раза.

Скорость химической реакции возрастает в присутствии катализатора, который снижает энергию активации, благодаря образованию нестабильных промежуточных соединений.

Контрольные вопросы

  1. Как следует изменить температуру, чтобы скорость реакции возрасла в 100 раз, если температурный коэффициент равен 2?
  2. Как изменится скорость реакции 2NO + O2 = 2NO2 при уменьшении давления в 3 раза?
  3. Как изменится скорость реакции при изменении температуры с 70° до 30° С если
    γ = 3?
  4. Как следует изменить давление, чтобы увеличить скорость реакции

С2Н4 + Н2 = С2Н6 в 30 раз?

  1. Как изменится скорость реакции С2Н4 + НBr = C2H5Br при уменьшении объема в 5 раз?
  2. Во сколько раз увеличится скорость прямой реакции 2SO2 + O2 = 2SO3, если концентрацию оксида серы (IV) увеличить в три раза?
  3. Как изменится скорость горения этилена , если концентрацию кислорода увеличить в три раза?
  4. Определите изменение скорости реакции С4Н6 + 2Н2 = С4Н10 при уменьшении давления в системе в три раза?
  5. Как изменится скорость горения метана при уменьшении концентрации кислорода в два раза?
  6. Скорость реакции при 0° С равна 1 моль/л∙с. Вычислите скорость этой реакции при 30°С, если температурный коэффициент равен 3.
  7. Определите изменение скорости гетерогенной реакции 2C(тв) + 3H2(г) = C2H6 (г) при увеличении концентрации водорода в 4 раза.
  8. Во сколько раз изменится (увеличится или уменьшится) скорость прямой реакции 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O при уменьшении давления в два раза.
  9. Реакция идет по уравнению 2NO + O2 = 2NO2. Концентрация исходных веществ соответственно равна 0,02 моль/л и 0,03 моль/л. Как изменится скорость реакции при увеличении концентрации обоих исходных веществ до 0,04 моль/л?
  10. Напишите выражение закона действия масс для реакции 2СО + О2 = 2СО2. Как изменится скорость этой реакции, если объем системы увеличить в 3 раза?
  11. Как изменится скорость прямой реакции 2SO2 + O2 = 2SO3, при увеличении концентрации обоих веществ в два раза?
  12. При увеличении температуры на 30° скорость реакции возросла в 64 раза. Вычислите температурный коэффициент реакции.
  13. Во сколько раз возрастет скорость химической реакции при повышении температуры с 20°С до 50° С, если температурный коэффициент скорости реакции γ = 3?
  14. Во сколько раз уменьшится скорость реакции при понижении температуры от 100° С до 60 °С, если при охлаждении системы на 10°С скорость реакции уменьшается в два раза?
  15. Для реакции А + 2В = С + 2D константа скорости К = 10-6л2/ моль2∙с, концентрации веществ А и В равны соответственно 0,6 моль/л, 1 моль/л. Вычислите скорость этой реакции.
  16. Для реакции А + В = 2С константа скорости равна 1∙10-8 л/моль∙с, концентрации веществ А и В равны соответственно 1,0 моль/л и 0,5 моль/л. Вычислите скорость этой реакции.


2016-01-02 599 Обсуждений (0)
Тема 4. Химическая кинетика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 4. Химическая кинетика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (599)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)