Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11. МЕНЕДЖМЕНТ В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ



2016-01-02 2728 Обсуждений (0)
Тема 11. МЕНЕДЖМЕНТ В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Процесс целенаправленного воздействия на объект с целью достижения желаемого состояния или приобретения им новых качеств и свойств в науке называется управлением (менеджментом). Потребность управления всей социальной сферой, к которой, без сомнения, относится и молодежная политика, вызвана необходимостью противодействия как внешним вызовам, так и необходимостью разрешения противоречий в развитии молодежной политики. В данной главе под молодежной политикой мы понимаем прежде всего государственную молодежную политику (далее — ГМП).

Ниже перечислены внешние вызовы, стоящие сегодня перед государством.

Первый вызов — нестабильность мировой экономики, колебания мировых финансовых рынков, цен на энергоносители и продовольствие.

Второй вызов — значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях развития экономики и общества. Квалифицированный профессионал, носитель знаний становится главным источником инноваций, определяющих в конечном счете глобальную конкурентоспособность социальноэкономической системы. Отсюда возрастает роль социальных структур, определяющих качество человеческого потенциала и среды жизнедеятельности человека, — здравоохранения, образования, жилищнокоммунального хозяйства и др.

Третий вызов — ускорение технологических изменений. В ведущих странах мира назревает переход к качественному обновлению технологической базы на основе нанотехнологий, биотехнологий, энергосбережения, информационных и коммуникационных технологий. Возрастают экологические требования к технологическим системам и организации производства.

Четвертый вызов — усиление роли экономических институтов в глобальной конкурентной борьбе за привлечение стратегических инвестиций.

Национальные экономики соревнуются в привлечении инвестиций с глобальных рынков капитала, создавая благоприятную конкурентную среду для инвесторов и предпринимателей. Существенным фактором формирования такой среды является ускоренное развитие малого и среднего бизнеса.

Пятый вызов — ужесточение целого ряда ограничений экономического роста. Важнейшим из них является снижение предложения трудовых ресурсов и дефицит квалифицированной рабочей силы. Другое ограничение — недостаточное развитие необходимой для ведения бизнеса инфраструктуры, в том числе транспортной и энергетической.

Как видно из характера вызовов, все они имеют глобальный характер и требуют решений на идейном или идеологическом уровне, в том числе с помощью внешней политики. В отличие от внешних вызовов, внутренние противоречия имеют локальный характер и могут быть успешно преодолены с помощью комплекса мероприятий ГМП.

Сегодня в молодежной среде наблюдаются следующие тенденции. В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10-25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, а их трудовая деятельность— источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения.

От позиции молодежи в общественнополитической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Результаты исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33% молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. Только 2,7% молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35% молодых людей в возрасте 18—35 лет испытывают раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15—24 лет (6,4%).

Начиная с 90х гг. прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 млн, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.

Одной из наиболее острых проблем, которая встает перед молодежью и обществом, является жилищное обеспечение. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жилье в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей.

Очевидно, что молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Проведенный анализ и прогноз условий развития России, а также проблемы молодежи в ближайшие десятилетия выдвигают требования по выработке нового подхода к ГМП.

Сегодня для успешного решения задач в молодежной политике необходимо в центр всей социально-экономической политики государства поставить интерес молодого человека в улучшении жизни и в развитии его личности. Необходимо сформировать мотивации и одновременно создать соответствующие условия для социокультурной интеграции молодежи. Свободный, образованный, здоровый, активный молодой человек — будущая основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни молодежи, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

Молодежная и экономическая политика в будущем должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты — развиваться в соответствии с потребностями различных молодежных групп. Важнейшими механизмами формирования новой социальной модели станут общественный диалог и социальное партнерство.

Сегодня молодежная политика, проводимая органами государственной власти, должна создавать условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития страны. Практика последних лет убедительно показывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь. Для этого предстоит решить три первостепенные задачи.

Задача 1. Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи. Решение этой задачи будет достигаться за счет:

- развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья международные отношения, жизнь молодежи в других странах и т. д.);

- модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети, модернизации системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;

- оказания информационно-консалтинговой помощи молодежи, разработки специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающих в сельских и удаленных районах, при осуществлении поиска, применения и распространения актуальной информации, обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;

- развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов;

- поддержки межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участия в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;

- реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.

Задача 2. Формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи:

- «обеспечение многократного увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора; «создание и развитие системы «социальных лифтов» (поддержки и сопровождения) лауреатов премий и талантливой молодежи из малых городов и сельской местности, адресная государственная поддержка учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;

- развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;

- повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников, активная пропаганда и популяризация достижений талантливой молодежи в России и в мире, организация стажировок в лучших отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах мира;

- распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления;

- вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.

Задача 3. Гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи:

- развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;

- развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;

- популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;

- поддержка программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитание толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;

- стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников.

Реализация поставленных задач на практике должна воплотиться в стратегию ГМП — последовательные действия органов государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и политических партий в области молодежной политики.

Стратегия ГМП является системой формирования приоритетов и практических мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.

Целью реализации стратегии ГМП является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Стратегия ГМП должна разрабатываться и реализовываться в Российской Федерации с учетом социально-экономического развития страны на основе следующих принципов:

■ выделение приоритетных направлений;

■ учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

■ участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений ГМП;

■ взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

■ информационная открытость;

■ независимость оценки результатов стратегии ГМП.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, стратегия ГМП в Российской Федерации должна быть реализована по следующим приоритетным направлениям:

■ вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

■ развитие созидательной активности молодежи;

■ интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Такая система приоритетных направлений ГМП обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

Для достижения целей стратегии ГМП требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде.

На федеральном уровне за реализацию приоритетных направлений стратегии ГМП отвечает Министерство образования и науки Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества и научной общественностью. На региональном уровне — уполномоченный орган по работе с молодежью субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу управление государственной молодежной политикой должно стать инструментом развития и преобразования страны.

Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.

Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.

Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.



2016-01-02 2728 Обсуждений (0)
Тема 11. МЕНЕДЖМЕНТ В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11. МЕНЕДЖМЕНТ В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2728)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)