Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как Вы считаете, следует ли вести уроки религиозного воспитания в школах?



2016-01-02 1047 Обсуждений (0)
Как Вы считаете, следует ли вести уроки религиозного воспитания в школах? 0.00 из 5.00 0 оценок




Анкета

Уважаемые респонденты!

Мы, студенты-социологи КубГУ, проводим исследование с целью изучить отношение респондентов к религии и представителям других концессий.

Анкетирование проводится анонимно. Заранее благодарим за участие в социологическом исследовании.



Укажите Ваше вероисповедание.


1. Православие;

2. Католицизм;

3. Ислам;

4. Протестантство;

5. Иудаизм;

6. Язычество;

7. Атеизм;

8. Другое__________________


Какую роль в Вашей жизни играет религия?


1. Очень важную;

2. Довольно важную;

3. Не слишком важную;

4. Не играет никакой роли;

5. Затрудняюсь с ответом;


Как, по Вашему мнению, изменилась за последние 5 лет количество людей, верящих в Бога?


1. Существенно усилилась;

2. Несколько усилилась;

3. Осталась неизменной;

4. Несколько ослабилась;

5. Существенно ослабилась;

6. Затрудняюсь ответить.


4.Укажите, пожалуйста, факторы, оказавшие на Вас влияние при выборе вероисповедания (возможен выбор нескольких вариантов ответа).


1. Семья;

2. Школа;

3. Круг общения;

4. Подражание кому-либо;

5. СМИ;

6. Интернет;

7. Распространенность религии;

8. Другое__________________


Считаете ли Вы себя верующим человеком?


1. Да;

2. Нет;

3. Затрудняюсь ответить;


6.Веруете ли Вы в следующие религиозные догмы (возможен выбор нескольких вариантов).


1. В Бога;

2. В понятие греха;

3. В существование Рая;

4. В существование Ада;

5. В жизнь после смерти;

6. В божественные причины появления человека;

7. В перерождение души;

8. Не верю ни в одно из перечисленного;

9. Затрудняюсь ответитью


Проводите ли Вы религиозные обряды?


1. Да, очень часто;

2. Лишь во время важных религиозных дат;

3. Нет;

4. Затрудняюсь ответить.


Посещаете ли Вы религиозные службы?


1. Несколько раз в неделю;

2. Раз в неделю;

3. Раз в месяц;

4. Несколько раз в год;

5. Только во время крупных религиозных праздников

6. Реже, чем раз в год;

7. Не посещаю.


Какое чувство вызывают у Вас люди, не разделяющие Вашего отношения к религии?


1. Я уважаю их выбор;

2. Отношусь терпимо, хоть внутренне и не согласен с их выбором;

3. Считаю, что меня это не касается;

4. Отношусь настороженно;

5. Мне их жалко;

6. Вызывают раздражение;

7. Они не имеют права высказывать свое мнение.


Считаете ли Вы, что представители некоторых религий агрессивны, не проявляют толерантности по отношению к другим?


1. Да (напишите, представители каких религий)_____________________________;

2. Нет;

3. Затрудняюсь с ответом.


Согласны ли Вы с утверждением, что православные христиане в России должны иметь законные преимущества перед атеистами и представителями других конфессий?


1. Согласен;

2. Скорее согласен;


3. Скорее не согласен;

4. Категорически не согласен;

5. Затрудняюсь с ответом.


12.Поддержали бы Вы предложение усилить административную ответственность за оскорбление чувств верующих?


1. Да;

2. Скорее да, чем нет;

3. Скорее нет, чем да;

4. Нет;

5. Затрудняюсь с ответом.


13.Поддержали бы Вы введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих?


1. Да (укажите, в каком объеме?)____________________

______________;

2. Нет;

3. Затрудняюсь ответить.


Какая из точек зрения по поводу критики религии Вам наиболее близка?


1. Каждый имеет право критиковать как свою, так и чужую религию в той форме, которую считает нужной;

2. Религия может подвергаться критике, но в корректной форме;

3. Необходимо штрафовать или заключать под стражу людей, критикующих религию;

4. Критика религий должна быть запрещена;

5. Затрудняюсь с ответом.


Как Вы относитесь к рекламе (к листовкам, рекламирующим религиозную литературу, религиозные объединения и другое), а так же к намеренному завязыванию разговора о религии на улицах?


1. Слушаю, читаю;

2. Уделяю внимание в зависимости от наличия свободного времени;

3. Отношусь нейтрально;

4. Считаю это раздражающим;

5. Активно выступаю против;

6. Затрудняюсь ответить.


Считаете ли Вы, что в средствах массовой информации (телевидение, газеты, журналы, радио) присутствует пропаганда какой-либо религии?


1. Да, постоянно с этим сталкиваюсь;

2. Да, но это происходит крайне редко;

3. Нет;

4. Затрудняюсь ответить.


Как Вы считаете, возросло ли влияние на государственную власть со стороны церкви и религиозных организации?


1. Влияния стало слишком много;

2. Его немного больше, чем необходимо;

3. Ровно столько, сколько должно быть;

4. Влияния немного меньше, чем необходимо;

5. Оказывается недостаточно влияния;

6. Не оказывает никакого влияния;

7. Затрудняюсь ответить.


18.Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации? (возможен выбор нескольких вариантов ответа)


1. Вообще не должна вмешиваться в общественную жизнь;

2. Поддерживать общественную мораль, нравственность;

3. Способствовать поддержанию общественного, политического, национального согласия;

4. Поддерживать семейные традиции;

5. Удовлетворять духовные потребности верующих;

6. Способствовать сохранению культурных традиций;

7. Участвовать в благотворительности;

8. Способствовать развитию искусства;

9. Другое _____;

10. Затрудняюсь с ответом.


Как Вы считаете, следует ли вести уроки религиозного воспитания в школах?


1. Да, во всех общеобразовательных школах;

2. Да, но на базе дополнительных курсов обязательных к посещению;

3. Да, но на базе дополнительных курсов не обязательных к посещению;

4. Нет, считаю это лишним;

5. Затрудняюсь ответить.


20.Укажите, пожалуйста, Ваш пол:


1. Муж.

2. Жен.


21. Укажите Ваше учебное заведение __________

22. Укажите, пожалуйста, Ваш курс обучения: _

23. Укажите, пожалуйста, Ваше место проживания: ____________________________


В ходе исследования было опрошено 30 студентов, среди которых 13 человек мужского пола, 17 человек женского пола, что составляет 43,33% и 56,67% от опрошенных соответственно (см. Рис.1)

Среди опрошенных 40% проживают в г.Новороссийск (12 человек), 60% - в г. Краснодар (18 человек). (см. Рис.2)


Рисунок 1. Распределение респондентов по полу, %.

Рисунок 2. Распределение респондентов по мусту проживания, %.


Респонденты являются учащимися 10 различных высших и средних профессиональных учебных заведений города Краснодара и города Новороссийска (см. Табл.1)

Таблица 1. Распределение респондентов по учебным заведениям, чел.

Учебное заведение Количество представителей, чел.
КубГУ
ГМУ им.Ушакова
КубГУ (Новороссийский филиал)
КубГМУ
КубГТУ
Новороссийский Медицинский Колледж
ДГТУ
МГТУ
КубГАУ
КубГТУ (Новороссийский филиал)

 

Рисунок 3. Учебные заведения, в которых обучаются респонденты, %.

Распределение студентов по курсам показывает, что 16,7% обучаются на 1 курсе(5 человек), 46,7% на 2 курсе (14 человек), 16,7% на 3 курсе (5 человек) , 13,3% на 4 курсе (4 человека) , 3,3% на 5 курсе (1 человек), 3,3% на 6 курсе (1 человек). (см Рис.4)

Рисунок 4. Распределение респондентов по курсу обучения, %.

Из опрошенных респондентов в вопросе «Укажите, пожалуйста, Ваше вероисповедание» 30% указали «православие» (9 респондентов); 26,67% указали графу «другое» (8 респондентов); 20% указали «язычество» (6 респондентов); 16,67% выбрали графу «атеизм» (5 респондентов) , 3,33% (по 1 респонденту) указали «протестантство» и «ислам». (см. Рис.5)

Рисунок 5. Вероисповедание респондентов, %.

Вариант с открытым ответом «Другое» выбрали 9 респондентов. Были указаны варианты ответов «агностик» и «пастафарианство» (2 человека), а так же варианты «буддизм», «асатру», «стоицизм» и «христианин-спирит» (по одному человеку).

На вопрос о роли религии в жизни 40,0% опрошенных указали, что религия играет не слишком важную роль. 26,7% респондентов указали, что религия не играет никакой роли в их жизни. В жизни 16,7% респондентов религия играет довольно важную роль, очень важную – 10,0%. У 6,6% респондентов возникли затруднения с ответом на данный опрос.

Таблица 4. Роль религии в жизни респондентов, %.

Роль религии в жизни Процент опрошенных, %
Очень важная 10,0
Довольно важная 16,7
Не слишком важная 40,0
Не играет роли 26,7
Затрудняются с ответом 6,6

 

В ходе исследования предполагалось, что существует взаимосвязь между вопросами №1 «Укажите Ваше вероисповедание» и №2 « Какую роль в Вашей жизни играет религия?». Нами было выявлено, что взаимосвязи между данными признаками не наблюдается (р-значение = 0,24). Данные представлены в Таблице 5.

 

Таблица 5. Связь вероисповедания респондента и роли религии в его жизни, %

Вероисповедание Роль религии, % Итого
Очень важная Довольно важная Не слишком важная Не играет роли Затрудняюсь с ответом
Православие 11,1 11,1 44,5 22,2 11,1 100,0
Язычество 33,3 16,7 50,0 0,0 0,0 100,0
Атеизм 0,0 0,0 20,0 80,0 0,0 100,0
Другое 0,0 40,0 33,0 25,0 0,0 100,0

 

Среди факторов, оказавших влияние на выбор вероисповедания респондентами, половина опрошенных (50,0%) указывает семью. 16,7% так же указывают такие факторы, как влияние со стороны СМИ и распространенность религии. Круг общения повлиял на 13,3%. 6,7% указали влияние школы. Варианты «Подражание кому-либо» и «Интернет» не были указаны ни одним респондентом.(см.Таб. 6)

Таблица 6. Факторы, оказавшие влияние на выбор вероисповедания, %.

Фактор, оказавший влияние Доля от опрошенных респондентов, %.
Семья 50,0
Школа 6,7
Круг общения 13,3
СМИ 16,7
Распространенность религии 16,7
Другое 40,0

Так же вторым частоте вариантом ответа является вариант «Другое» - 40,0% от опрошенных. В данной графе были указаны «Прочитанная литература» и «Личный выбор» (по 3 человека), а так же варианты «Раздражение от навязывания» (2 человека), а так же «Самоанализ», «Сложная жизненная ситуация» и «Собственные размышления» (по одному ответу). Так же одним респондентом было указано «Не знаю».

При этом респонденты указывают, что роль религии в жизни общества за последние 5 лет несколько усилилась (26,7%); 20,0% указывают, что роль религии никак не изменилась; 16,7% указывают такие варианты, как «роль религии существенно ослабилась» и «роль религии существенно усилилась». 13,3% опрошенных респондентов считают, что роль религии несколько ослабилась; у 2 человек (6,7%) возникли затруднения при ответе на данный вопрос (см. Рис. 6).

Рисунок 6. Изменение роли религии в жизни общества за последние 5 лет, %.

Из числа опрошенных 36,7% респондентов указали, что они веруют; столько же указали, что не являются верующими. У 26,67% опрошенных респондентов ответ на данный вопрос вызвал затруднения. (см. Рис.7)

 

Рисунок 7. Являетесь ли Вы верующим человеком? %.

 

В ходе исследования респонденты указали некоторые религиозные догмы, которых они придерживаются. Так наиболее часто встречающейся является вера в перерождение души (50% от опрошенных). 20% респондентов указали, что не верят ни в одно из описанных понятий. Затруднения в данном вопросе возникли у 3 респондентов (10% от числа опрошенных). (см.Таб. 7)

Таблица 7. Верите ли Вы в данные религиозные догмы? %.

Религиозная догма Число опрошенных, чел. Доля от числа всех опрошенных, %
Вера в Бога 33,3
Понятие греха 16,7
Существование Рая 16,7
Существование Ада 10,0
Жизнь после смерти 30,0
Божественные причины появления человека 13,3
Перерождение души 50,0

 

На вопрос о том, соблюдаются ли религиозные обряды респондентами, более половины опрошенных (56,67%) указали, что религиозные обряды не проводят. 20% соблюдают обряды лишь во время крупнейших религиозных праздников, принадлежащих их вероисповеданию, 10% респондентов постоянно проводят какие-либо действия, предписанные вероисповеданием. У 13,3% респондентов данный вопрос вызвал затруднения на этапе ответа (см. Рис. 8)

В то же время религиозные службы не посещаются 66,67% респондентов. Двое из опрошенных указали, что посещают различные службы постоянно; 10% от опрошенных делают это лишь по крупным праздникам, 16,67% посещают службы реже одного раза в год. (см.Рис.9)


Рисунок 8.Посещение религиозных служб, %.

Рисунок 9. Проведение религиозных обрядов, %.


Перед проведением исследования перед нами была поставлена задача определить, соблюдают ли респонденты, принадлежащие к разным конфесссиям, религиозные предписания. Так же нами была высказана гипотеза, что 14% респондентов постоянно соблюдают религиозные предписания и посещают службы; 35% предписаний религии не выполняют, не посещают различных религиозных служб.
В ходе исследования гипотеза была опровергнута (см. Таб.8).

Таблица 8. Гипотеза №2. Соблюдение религиозных предписаний представителями различных конфессий.

Гипотеза Прогнозируемое значение, %. Полученное значение, %.
Соблюдение религиозных предписаний 14,00% 10%
Посещение религиозных служб 6,67%
Несоблюдение религиозных предписаний 35,00% 56,67%
Непосещение религиозных служб 66,67%

В ходе опроса респондентам был задан вопрос « Какое чувство вызывают у Вас люди, не разделяющие Вашего отношения к религии?». Ответы респондентов распределились следующим образом: 53,33% отмечают, что их не интересует постороннее мнение по данному вопросу; 33,33% уважительно относятся к людям, чьи взгляды отличны от их собственного; 13,33% внутренне не согласны с альтернативной точкой зрения, но относятся терпимо (см. Рис.10). Примечательно, что варианты, предусматривающие негативное отношение или допускающие запрет подобных взглядов выбраны не были.

Рисунок 10. Отношение респондентов к людям, не разделяющим их отношения к религии, %.

Из числа опрошенных 56,7% указали, что в обществе наблюдаются акты агрессии со стороны некоторых представителей различных религий, так же респондентами было указано, каких именно (см. Таблица 9 ); 13,3% считают, что акты агрессивного поведения отсутствуют. Ответ на вопрос вызвал затруднение у 30% от числа опрошенных.

Таблица 9. Религия, представляемая лицами, выказывающими агрессию.

Число респондентов, чел. Религия, представляемая лицами, выказывающими агрессию.
Ислам
Православное христианство
Протестантство
Различные секты
Иеговизм

66,7% респондентов выразили категорическое несогласие в ответ на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что православные христиане в России должны иметь законные преимущества перед атеистами и представителями других концессий?»; 7 человек (23,3%) указали, что они скорее не согласны с данным утверждением. Двое опрошенных (6,7%), согласных с данным утверждением, принадлежат к православию и к асатру. Трудности при ответе возникли у одного респондента(см.Таб.10).

Таблица10. Связь вероисповедания респондента с его отношением к преимуществам православных христиан в России.

Религиозное мировоззрение респондента Общее число представителей, чел. Процент от опрошенных, %. Мнение о преимуществе православных христиан в России
Вариант ответа Число от числа представителей, чел. Процент от числа представителей,%
Православие 30,00 «Согласен» 11,1
«Скорее не согласен» 55,6
«Категорически не согласен» 33,3
Язычество 20,00 «Категорически не согласен» 83,3
«Затрудняюсь ответить» 16,7
Атеизм 16,67 «Категорически не согласен» 100,0
Агностицизм 6,67 «Категорически не согласен» 100,0
Пастафарианство 6,67 «Категорически не    
Асатру 3,33 «Согласен» 100,0
Буддизм 3,33 «Категорически не согласен» 100,0
Ислам 3,33 «Скорее не согласен» 100,0
Протестантство 3,33 «Скорее не согласен» 100,0
Стоицизм 3,33 «Категорически не согласен» 100,0
Христианин-спирит 3,33 «Согласен» 100,0
Итого 100,00 «Согласен» 6,7
«Скорее не согласен» 23,3
«Категорически не согласен» 66,7
«Затрудняюсь ответить» 3,3

Значение хи-квадрат для данной таблицы = 18,61. Это значит, что между критериями «вероисповедание» и «мнение о преимуществах православных христиан в России» не обнаружено.

 

В ходе исследования была сформулирована гипотеза, что 50% опрошенных респондентов благожелательно относятся к людям с альтернативными религиозными взглядами; 33% считают, что данная сторона жизни человека не имеет никакого значения при общении.(см. Таб.11) В ходе исследования гипотеза не подтвердилась.

Таблица 11. Гипотеза №3: Отношение респондентов к представителям различных мировоззренческих взглядов, %

Гипотеза Прогнозируемое значение, % Значение, полученное в ходе исследования, %
Положительное отношение к представителям различных конфессий 50,0 33,3
Нейтральное отношение к представителям различных конфессий 33,0 53,3

 

В ходе опроса было установлено, что 63,3% опрошенных считают абсолютно излишним усиление административной ответственности за оскорбление чувств верующих; 20,0% считают это скорее не нужным; 16,7% выбрали вариант ответа «Скорее да, чем нет». При этом 23 респондента(76,7%) считают ненужным введение уголовного наказание, у 23,3% опрошенных данный вопрос вызвал затруднения (см. Таб.12).


Таблица 12. Мнение респондентов об усилении административной и введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих.

Поставленная проблема Вариант ответа Количество респондентов, чел. Процент от опрошенных, %.
Усиление административной ответственности за оскорбление чувств верующих «Скорее да, чем нет» 16,7
«Скорее нет, чем да» 20,0
«Нет» 63,3
Введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих «Нет» 76,7
«Затрудняюсь ответить» 23,3

Из 30 опрошенных респондентов 10 человек (33,33%), отвечая на вопрос «Какая из точек зрения по поводу критики религии Вам наиболее близка?» ответили, что каждый должен иметь право критиковать любую из религий в той форме, которую считает необходимой. Чуть более половины опрошенных (56,67%) считают, что критика должна быть свободной, но выражаться в корректной форме. 10,00% уверены, что критика по отношению к религии должна быть запрещена. (см. Рис.11)

Рисунок 11. Отношение респондентов к критике религиозных взглядов, %.

Респонденты, отвечая на вопрос о том, каково их отношение к рекламе в виде листовок и газет, а так же информационных сообщений по радио и телевидению, к навязываемым разговорам о религии, выразили следующие мнения: 14 человек (46,7%) считают подобное раздражающим; 23,3% активно выступают против; 20,0% относятся нейтрально; 2 респондента (6,7%) сказали, что они читают данную пропагандистскую литературу и слушают разговоры на данную тему; лишь 1 респондент из 30 опрошенных (3,3%) указал, что изучает данную информацию, если есть свободное время. (см Рис.12)

Рисунок 12. Отношение респондентов к различным способам пропаганды религии, %.

В качестве четвертой гипотезы нашего исследования было спрогнозировано, 58% респондентов придерживаются мнения, что критика религии – естественное явление, допустимое законом о свободе слова. 21% опрошенных считают, что за критику религии должна нестись административная или уголовная ответственность. В ходе исследования гипотеза не подтвердилась.

Таблица 13. Гипотеза №4: Отношение респондентов к критике различных религиозных взглядов и организаций.

Гипотеза Прогнозируемое значение, % Значение, полученное в ходе исследования, %
Критика религии – естественное явление 58,0 90,0
Необходимость введения административной и уголовной ответственности за критику религии 21,0 16,7

53,33% опрошенных респондентов указали, что постоянно сталкиваются с пропагандой религии в СМИ; 26,67% не сталкивались с примерами пропаганды; 16,67% сталкиваются, но редко. Ответ на вопрос вызвал затруднение у одного респондента. (см. Рис.13)

Рисунок 13. Пропаганда религии в СМИ, %.

Из анализа данных, представленных в Таб.14, можно судить, что 15 респондентов (50%) придерживаются мнения, что в школах могут преподаваться основы религий, но лишь на базе дополнительных курсов. 14 респондентов уверены, что подобное образование не должно предоставляться в общеобразовательных школах. У одного респондента возникли трудности с ответом на данный вопрос.

Таблица 14. Введение религиозного воспитания в школах, %.

Религиозное мировоззрение респондента Общее число представителей, чел. Процент от опрошенных, %. Мнение о необходимости религиозного воспитания в школе
Вариант ответа Число от числа представителей, чел. Процент от числа представителей,%
Православие 30,00 «Да, на базе необязательных курсов» 66,7
«Нет» 33,3
Язычество 20,00 «Да, на базе необязательных курсов» 50,0
«Нет» 50,0
Атеизм 16,67 ««Да, на базе необязательных курсов»» 20,0
«Нет» 80,0
Агностицизм 6,67 «Нет» 100,0
Пастафарианство 6,67 «Да, на базе необязательных курсов» 50,0
«Нет» 50,0
Асатру 3,33 «Да, на базе необязательных курсов» 100,0
Буддизм 3,33 «Да, на базе необязательных курсов» 100,0
Ислам 3,33 «Затрудняюсь ответить» 100,0
Протестантство 3,33 «Да, на базе необязательных курсов» 100,0
Стоицизм 3,33 «Нет» 100,0
Христианин-спирит 3,33 «Да, на базе необязательных курсов» 100,0

Взаимосвязи между признаком «вероисповедание» и « мнение о введении уроков религиозного образования» не обнаружено.

По данным анализа вопроса №18 нами был получено мнение респондентов о том, какую роль должны играть религиозные организации в жизни общества. Наибольшее число респондентов считают, что это должно быть удовлетворение духовных ценностей ( 56,7%), участие в благотворительности (45,7%) и сохранение культурных традиций (40%).

Таблица 15. Роль религии в жизни общества, %.

Роль церкви Процент от числа опрошенных респондентов, %
Не должна вмешиваться в общественную жизнь 26,7
Поддерживать общественную мораль, нравственность 23,3
Поддерживать общественное, политическое, национальное согласие 16,7
Поддержка семейных традиций 16,7
Удовлетворение духовных потребностей 56,7
Сохранять культурные традиции 40,0
Участие в благотворительности 46,7
Развитие искусства 13,3
Затрудняюсь с ответом 3,3

 

В ходе исследования нами была высказана гипотеза «65% респондентов негативно относятся к пропаганде каких-либо религиозных взглядов через различные средства передачи информации. 70% от числа опрошенных считают религиозное образование в школах излишним». По данным Таблицы 14, а так же анализа вопросов 15 и 16 можно проследить,что гипотеза №5 не подтвердилась.


[1] http://www.isras.ru/files/File/Socis/2010-6/Kargina.pdf

[2] http://www.isras.ru/files/File/Socis/2015_3/Shirokalova.pdf

[3] http://www.isras.ru/files/File/Socis/2013_1/Ufimtseva.pdf



2016-01-02 1047 Обсуждений (0)
Как Вы считаете, следует ли вести уроки религиозного воспитания в школах? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как Вы считаете, следует ли вести уроки религиозного воспитания в школах?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1047)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)