Как Вы считаете, следует ли вести уроки религиозного воспитания в школах?
Анкета Уважаемые респонденты! Мы, студенты-социологи КубГУ, проводим исследование с целью изучить отношение респондентов к религии и представителям других концессий. Анкетирование проводится анонимно. Заранее благодарим за участие в социологическом исследовании. Укажите Ваше вероисповедание. 1. Православие; 2. Католицизм; 3. Ислам; 4. Протестантство; 5. Иудаизм; 6. Язычество; 7. Атеизм; 8. Другое__________________ Какую роль в Вашей жизни играет религия? 1. Очень важную; 2. Довольно важную; 3. Не слишком важную; 4. Не играет никакой роли; 5. Затрудняюсь с ответом; Как, по Вашему мнению, изменилась за последние 5 лет количество людей, верящих в Бога? 1. Существенно усилилась; 2. Несколько усилилась; 3. Осталась неизменной; 4. Несколько ослабилась; 5. Существенно ослабилась; 6. Затрудняюсь ответить. 4.Укажите, пожалуйста, факторы, оказавшие на Вас влияние при выборе вероисповедания (возможен выбор нескольких вариантов ответа). 1. Семья; 2. Школа; 3. Круг общения; 4. Подражание кому-либо; 5. СМИ; 6. Интернет; 7. Распространенность религии; 8. Другое__________________ Считаете ли Вы себя верующим человеком? 1. Да; 2. Нет; 3. Затрудняюсь ответить; 6.Веруете ли Вы в следующие религиозные догмы (возможен выбор нескольких вариантов). 1. В Бога; 2. В понятие греха; 3. В существование Рая; 4. В существование Ада; 5. В жизнь после смерти; 6. В божественные причины появления человека; 7. В перерождение души; 8. Не верю ни в одно из перечисленного; 9. Затрудняюсь ответитью Проводите ли Вы религиозные обряды? 1. Да, очень часто; 2. Лишь во время важных религиозных дат; 3. Нет; 4. Затрудняюсь ответить. Посещаете ли Вы религиозные службы? 1. Несколько раз в неделю; 2. Раз в неделю; 3. Раз в месяц; 4. Несколько раз в год; 5. Только во время крупных религиозных праздников 6. Реже, чем раз в год; 7. Не посещаю. Какое чувство вызывают у Вас люди, не разделяющие Вашего отношения к религии? 1. Я уважаю их выбор; 2. Отношусь терпимо, хоть внутренне и не согласен с их выбором; 3. Считаю, что меня это не касается; 4. Отношусь настороженно; 5. Мне их жалко; 6. Вызывают раздражение; 7. Они не имеют права высказывать свое мнение. Считаете ли Вы, что представители некоторых религий агрессивны, не проявляют толерантности по отношению к другим? 1. Да (напишите, представители каких религий)_____________________________; 2. Нет; 3. Затрудняюсь с ответом. Согласны ли Вы с утверждением, что православные христиане в России должны иметь законные преимущества перед атеистами и представителями других конфессий? 1. Согласен; 2. Скорее согласен; 3. Скорее не согласен; 4. Категорически не согласен; 5. Затрудняюсь с ответом. 12.Поддержали бы Вы предложение усилить административную ответственность за оскорбление чувств верующих? 1. Да; 2. Скорее да, чем нет; 3. Скорее нет, чем да; 4. Нет; 5. Затрудняюсь с ответом. 13.Поддержали бы Вы введение уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих? 1. Да (укажите, в каком объеме?)____________________ ______________; 2. Нет; 3. Затрудняюсь ответить. Какая из точек зрения по поводу критики религии Вам наиболее близка? 1. Каждый имеет право критиковать как свою, так и чужую религию в той форме, которую считает нужной; 2. Религия может подвергаться критике, но в корректной форме; 3. Необходимо штрафовать или заключать под стражу людей, критикующих религию; 4. Критика религий должна быть запрещена; 5. Затрудняюсь с ответом. Как Вы относитесь к рекламе (к листовкам, рекламирующим религиозную литературу, религиозные объединения и другое), а так же к намеренному завязыванию разговора о религии на улицах? 1. Слушаю, читаю; 2. Уделяю внимание в зависимости от наличия свободного времени; 3. Отношусь нейтрально; 4. Считаю это раздражающим; 5. Активно выступаю против; 6. Затрудняюсь ответить. Считаете ли Вы, что в средствах массовой информации (телевидение, газеты, журналы, радио) присутствует пропаганда какой-либо религии? 1. Да, постоянно с этим сталкиваюсь; 2. Да, но это происходит крайне редко; 3. Нет; 4. Затрудняюсь ответить. Как Вы считаете, возросло ли влияние на государственную власть со стороны церкви и религиозных организации? 1. Влияния стало слишком много; 2. Его немного больше, чем необходимо; 3. Ровно столько, сколько должно быть; 4. Влияния немного меньше, чем необходимо; 5. Оказывается недостаточно влияния; 6. Не оказывает никакого влияния; 7. Затрудняюсь ответить. 18.Какую роль, по Вашему мнению, должны играть религиозные организации? (возможен выбор нескольких вариантов ответа) 1. Вообще не должна вмешиваться в общественную жизнь; 2. Поддерживать общественную мораль, нравственность; 3. Способствовать поддержанию общественного, политического, национального согласия; 4. Поддерживать семейные традиции; 5. Удовлетворять духовные потребности верующих; 6. Способствовать сохранению культурных традиций; 7. Участвовать в благотворительности; 8. Способствовать развитию искусства; 9. Другое _____; 10. Затрудняюсь с ответом. Как Вы считаете, следует ли вести уроки религиозного воспитания в школах? 1. Да, во всех общеобразовательных школах; 2. Да, но на базе дополнительных курсов обязательных к посещению; 3. Да, но на базе дополнительных курсов не обязательных к посещению; 4. Нет, считаю это лишним; 5. Затрудняюсь ответить. 20.Укажите, пожалуйста, Ваш пол: 1. Муж. 2. Жен. 21. Укажите Ваше учебное заведение __________ 22. Укажите, пожалуйста, Ваш курс обучения: _ 23. Укажите, пожалуйста, Ваше место проживания: ____________________________ В ходе исследования было опрошено 30 студентов, среди которых 13 человек мужского пола, 17 человек женского пола, что составляет 43,33% и 56,67% от опрошенных соответственно (см. Рис.1) Среди опрошенных 40% проживают в г.Новороссийск (12 человек), 60% - в г. Краснодар (18 человек). (см. Рис.2)
Рисунок 1. Распределение респондентов по полу, %. Рисунок 2. Распределение респондентов по мусту проживания, %. Респонденты являются учащимися 10 различных высших и средних профессиональных учебных заведений города Краснодара и города Новороссийска (см. Табл.1) Таблица 1. Распределение респондентов по учебным заведениям, чел.
Рисунок 3. Учебные заведения, в которых обучаются респонденты, %. Распределение студентов по курсам показывает, что 16,7% обучаются на 1 курсе(5 человек), 46,7% на 2 курсе (14 человек), 16,7% на 3 курсе (5 человек) , 13,3% на 4 курсе (4 человека) , 3,3% на 5 курсе (1 человек), 3,3% на 6 курсе (1 человек). (см Рис.4) Рисунок 4. Распределение респондентов по курсу обучения, %. Из опрошенных респондентов в вопросе «Укажите, пожалуйста, Ваше вероисповедание» 30% указали «православие» (9 респондентов); 26,67% указали графу «другое» (8 респондентов); 20% указали «язычество» (6 респондентов); 16,67% выбрали графу «атеизм» (5 респондентов) , 3,33% (по 1 респонденту) указали «протестантство» и «ислам». (см. Рис.5) Рисунок 5. Вероисповедание респондентов, %. Вариант с открытым ответом «Другое» выбрали 9 респондентов. Были указаны варианты ответов «агностик» и «пастафарианство» (2 человека), а так же варианты «буддизм», «асатру», «стоицизм» и «христианин-спирит» (по одному человеку). На вопрос о роли религии в жизни 40,0% опрошенных указали, что религия играет не слишком важную роль. 26,7% респондентов указали, что религия не играет никакой роли в их жизни. В жизни 16,7% респондентов религия играет довольно важную роль, очень важную – 10,0%. У 6,6% респондентов возникли затруднения с ответом на данный опрос. Таблица 4. Роль религии в жизни респондентов, %.
В ходе исследования предполагалось, что существует взаимосвязь между вопросами №1 «Укажите Ваше вероисповедание» и №2 « Какую роль в Вашей жизни играет религия?». Нами было выявлено, что взаимосвязи между данными признаками не наблюдается (р-значение = 0,24). Данные представлены в Таблице 5.
Таблица 5. Связь вероисповедания респондента и роли религии в его жизни, %
Среди факторов, оказавших влияние на выбор вероисповедания респондентами, половина опрошенных (50,0%) указывает семью. 16,7% так же указывают такие факторы, как влияние со стороны СМИ и распространенность религии. Круг общения повлиял на 13,3%. 6,7% указали влияние школы. Варианты «Подражание кому-либо» и «Интернет» не были указаны ни одним респондентом.(см.Таб. 6) Таблица 6. Факторы, оказавшие влияние на выбор вероисповедания, %.
Так же вторым частоте вариантом ответа является вариант «Другое» - 40,0% от опрошенных. В данной графе были указаны «Прочитанная литература» и «Личный выбор» (по 3 человека), а так же варианты «Раздражение от навязывания» (2 человека), а так же «Самоанализ», «Сложная жизненная ситуация» и «Собственные размышления» (по одному ответу). Так же одним респондентом было указано «Не знаю». При этом респонденты указывают, что роль религии в жизни общества за последние 5 лет несколько усилилась (26,7%); 20,0% указывают, что роль религии никак не изменилась; 16,7% указывают такие варианты, как «роль религии существенно ослабилась» и «роль религии существенно усилилась». 13,3% опрошенных респондентов считают, что роль религии несколько ослабилась; у 2 человек (6,7%) возникли затруднения при ответе на данный вопрос (см. Рис. 6). Рисунок 6. Изменение роли религии в жизни общества за последние 5 лет, %. Из числа опрошенных 36,7% респондентов указали, что они веруют; столько же указали, что не являются верующими. У 26,67% опрошенных респондентов ответ на данный вопрос вызвал затруднения. (см. Рис.7)
Рисунок 7. Являетесь ли Вы верующим человеком? %.
В ходе исследования респонденты указали некоторые религиозные догмы, которых они придерживаются. Так наиболее часто встречающейся является вера в перерождение души (50% от опрошенных). 20% респондентов указали, что не верят ни в одно из описанных понятий. Затруднения в данном вопросе возникли у 3 респондентов (10% от числа опрошенных). (см.Таб. 7) Таблица 7. Верите ли Вы в данные религиозные догмы? %.
На вопрос о том, соблюдаются ли религиозные обряды респондентами, более половины опрошенных (56,67%) указали, что религиозные обряды не проводят. 20% соблюдают обряды лишь во время крупнейших религиозных праздников, принадлежащих их вероисповеданию, 10% респондентов постоянно проводят какие-либо действия, предписанные вероисповеданием. У 13,3% респондентов данный вопрос вызвал затруднения на этапе ответа (см. Рис. 8) В то же время религиозные службы не посещаются 66,67% респондентов. Двое из опрошенных указали, что посещают различные службы постоянно; 10% от опрошенных делают это лишь по крупным праздникам, 16,67% посещают службы реже одного раза в год. (см.Рис.9)
Рисунок 8.Посещение религиозных служб, %. Рисунок 9. Проведение религиозных обрядов, %. Перед проведением исследования перед нами была поставлена задача определить, соблюдают ли респонденты, принадлежащие к разным конфесссиям, религиозные предписания. Так же нами была высказана гипотеза, что 14% респондентов постоянно соблюдают религиозные предписания и посещают службы; 35% предписаний религии не выполняют, не посещают различных религиозных служб. Таблица 8. Гипотеза №2. Соблюдение религиозных предписаний представителями различных конфессий.
В ходе опроса респондентам был задан вопрос « Какое чувство вызывают у Вас люди, не разделяющие Вашего отношения к религии?». Ответы респондентов распределились следующим образом: 53,33% отмечают, что их не интересует постороннее мнение по данному вопросу; 33,33% уважительно относятся к людям, чьи взгляды отличны от их собственного; 13,33% внутренне не согласны с альтернативной точкой зрения, но относятся терпимо (см. Рис.10). Примечательно, что варианты, предусматривающие негативное отношение или допускающие запрет подобных взглядов выбраны не были.
Рисунок 10. Отношение респондентов к людям, не разделяющим их отношения к религии, %. Из числа опрошенных 56,7% указали, что в обществе наблюдаются акты агрессии со стороны некоторых представителей различных религий, так же респондентами было указано, каких именно (см. Таблица 9 ); 13,3% считают, что акты агрессивного поведения отсутствуют. Ответ на вопрос вызвал затруднение у 30% от числа опрошенных. Таблица 9. Религия, представляемая лицами, выказывающими агрессию.
66,7% респондентов выразили категорическое несогласие в ответ на вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что православные христиане в России должны иметь законные преимущества перед атеистами и представителями других концессий?»; 7 человек (23,3%) указали, что они скорее не согласны с данным утверждением. Двое опрошенных (6,7%), согласных с данным утверждением, принадлежат к православию и к асатру. Трудности при ответе возникли у одного респондента(см.Таб.10). Таблица10. Связь вероисповедания респондента с его отношением к преимуществам православных христиан в России.
Значение хи-квадрат для данной таблицы = 18,61. Это значит, что между критериями «вероисповедание» и «мнение о преимуществах православных христиан в России» не обнаружено.
В ходе исследования была сформулирована гипотеза, что 50% опрошенных респондентов благожелательно относятся к людям с альтернативными религиозными взглядами; 33% считают, что данная сторона жизни человека не имеет никакого значения при общении.(см. Таб.11) В ходе исследования гипотеза не подтвердилась. Таблица 11. Гипотеза №3: Отношение респондентов к представителям различных мировоззренческих взглядов, %
В ходе опроса было установлено, что 63,3% опрошенных считают абсолютно излишним усиление административной ответственности за оскорбление чувств верующих; 20,0% считают это скорее не нужным; 16,7% выбрали вариант ответа «Скорее да, чем нет». При этом 23 респондента(76,7%) считают ненужным введение уголовного наказание, у 23,3% опрошенных данный вопрос вызвал затруднения (см. Таб.12). Таблица 12. Мнение респондентов об усилении административной и введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих.
Из 30 опрошенных респондентов 10 человек (33,33%), отвечая на вопрос «Какая из точек зрения по поводу критики религии Вам наиболее близка?» ответили, что каждый должен иметь право критиковать любую из религий в той форме, которую считает необходимой. Чуть более половины опрошенных (56,67%) считают, что критика должна быть свободной, но выражаться в корректной форме. 10,00% уверены, что критика по отношению к религии должна быть запрещена. (см. Рис.11) Рисунок 11. Отношение респондентов к критике религиозных взглядов, %. Респонденты, отвечая на вопрос о том, каково их отношение к рекламе в виде листовок и газет, а так же информационных сообщений по радио и телевидению, к навязываемым разговорам о религии, выразили следующие мнения: 14 человек (46,7%) считают подобное раздражающим; 23,3% активно выступают против; 20,0% относятся нейтрально; 2 респондента (6,7%) сказали, что они читают данную пропагандистскую литературу и слушают разговоры на данную тему; лишь 1 респондент из 30 опрошенных (3,3%) указал, что изучает данную информацию, если есть свободное время. (см Рис.12)
Рисунок 12. Отношение респондентов к различным способам пропаганды религии, %. В качестве четвертой гипотезы нашего исследования было спрогнозировано, 58% респондентов придерживаются мнения, что критика религии – естественное явление, допустимое законом о свободе слова. 21% опрошенных считают, что за критику религии должна нестись административная или уголовная ответственность. В ходе исследования гипотеза не подтвердилась. Таблица 13. Гипотеза №4: Отношение респондентов к критике различных религиозных взглядов и организаций.
53,33% опрошенных респондентов указали, что постоянно сталкиваются с пропагандой религии в СМИ; 26,67% не сталкивались с примерами пропаганды; 16,67% сталкиваются, но редко. Ответ на вопрос вызвал затруднение у одного респондента. (см. Рис.13) Рисунок 13. Пропаганда религии в СМИ, %. Из анализа данных, представленных в Таб.14, можно судить, что 15 респондентов (50%) придерживаются мнения, что в школах могут преподаваться основы религий, но лишь на базе дополнительных курсов. 14 респондентов уверены, что подобное образование не должно предоставляться в общеобразовательных школах. У одного респондента возникли трудности с ответом на данный вопрос. Таблица 14. Введение религиозного воспитания в школах, %.
Взаимосвязи между признаком «вероисповедание» и « мнение о введении уроков религиозного образования» не обнаружено. По данным анализа вопроса №18 нами был получено мнение респондентов о том, какую роль должны играть религиозные организации в жизни общества. Наибольшее число респондентов считают, что это должно быть удовлетворение духовных ценностей ( 56,7%), участие в благотворительности (45,7%) и сохранение культурных традиций (40%). Таблица 15. Роль религии в жизни общества, %.
В ходе исследования нами была высказана гипотеза «65% респондентов негативно относятся к пропаганде каких-либо религиозных взглядов через различные средства передачи информации. 70% от числа опрошенных считают религиозное образование в школах излишним». По данным Таблицы 14, а так же анализа вопросов 15 и 16 можно проследить,что гипотеза №5 не подтвердилась. [1] http://www.isras.ru/files/File/Socis/2010-6/Kargina.pdf [2] http://www.isras.ru/files/File/Socis/2015_3/Shirokalova.pdf [3] http://www.isras.ru/files/File/Socis/2013_1/Ufimtseva.pdf
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1047)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |