Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА И ЕГО РАЗВИТИЯ



2016-01-02 493 Обсуждений (0)
Тема 2. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА И ЕГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия. Единство и многообразие мира. Проблема субстанции.

2. Материальное и духовное бытие. Философские категории материи и сознания, их роль в понимании мира и человека.

3. Понятие движения, пространства и времени. Их основные свойства.

4. Диалектика и ее исторические формы. Основные идеи и принципы диалектики. Альтернативы диалектики.

5. Основные категории диалектики. Универсальные законы развития.

Основное содержание темы

Понятие бытия. Проблема бытия в истории философии. Принципы классификации форм и видов бытия. Картина мира и ее типы (обыденная, религиозная, научная, философская). Проблема единства мира и его системной организации. Поиск первоосновы бытия. Представления о субстанции в истории философской мысли.

Взаимосвязь различных форм бытия. Категория материи и ее фундаментальная роль в понимании мира и человека. Системная организация материи. Естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи. Понятие сознания. Происхождение сознания, его психофизиологические и социальные основы. Структура сознания.

Понятие движения, его свойства. Основные формы движения, их специфика и взаимосвязь. Развитие. Пространство и время, их свойства. Сущность субстанциальной и релятивистской концепций пространства и времени. Специфика пространственно-временных отношений в природе и обществе.

Происхождение диалектики, ее основные формы (стихийная, идеалистическая, материалистическая). Принципы диалектики (принцип всеобщей связи, принцип развития, принцип детерминизма и др.). Философские учения и подходы, альтернативные диалектике (метафизика, негативная диалектика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др.).

Отражение связей бытия в категориях причины и следствия, случайности и необходимости, возможности и действительности, части и целого, формы и содержания, элементов и структуры, единичного и общего, явления и сущности. Понятие закона и закономерности, классификация законов. Универсальные законы развития: закон взаимного перехода количественных изменений в качественные, закон единства и взаимоисключения (борьбы) противоположностей, закон отрицания отрицания.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Когда и почему в философии появилась проблема бытия?

2. Верно ли утверждение о том, что единство мира в его бытии?

3. Каковы основные формы и виды бытия?

4. Как соотносятся понятия «бытие» и «субстанция»?

5. В чем сущность материалистического и идеалистического монизма?

6. Тождественны ли понятия «материя» и «вещество», «материя» и «реальность»?

7. Раскройте систему атрибутов материи.

8. В чем сущность сознания и какие предпосылки необходимы для его возникновения?

9. Как соотносятся понятия «сознание» и «отражение»?

10. В чем, по Вашему мнению, состоит взаимосвязь материального и идеального? Каковы наиболее важные характеристики идеального?

11. Какие компоненты входят в структуру сознания?

12. Тождественны ли понятия «движение» и «перемещение»?

13. В чем проявляется противоречивость движения?

14. Какими признаками характеризуется пространство и время?

15. Какие концепции пространства и времени Вам известны?

16. В чем заключается специфика отдельных видов пространства и времени?

17. Что такое диалектика? Как изменялось содержание этого понятия в истории философии?

18. Каковы основные принципы диалектики?

19. В чем специфика объективной и субъективной, материалистической и идеалистической диалектики?

20. В чем состоит отличие философских категорий от специально-научных понятий?

21. Что такое закон? В чем состоит отличие философских законов от специально-научных?

 

Учебная литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби: Проспект, 2007. – С. 234-260, 422-564.

2. Бессонов, Б.Н. Философия. История и современные задачи: учебник для вузов / Б.Н. Бессонов. – М., 2009. – С. 332-396.

3. Бучило, Н.Ф. Философия: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – М., 2008. – С. 53-160.

4. Введение в философию: учеб. пособие / отв. ред.: В.Н. Асташов, Н.С. Оботурова. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – С.87-113.

5. Кармин, А.С. Философия: учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – 2-е изд. – СПб., 2009. – С. 479-548.

6. Карпенков, С.Х. Концепции современного естествознания: практикум: учебное пособие / С.Х. Карпенков. – Изд. 4-е, испр. – М.: Высш. шк., 2007 – 325 с.

7. Кузнецов, В.Г. Философия: учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 152-226.

8. Миронов, В.В. Онтология и теория познания: учебник / В.В. Миронов, А.В. Иванов. – М., 2005. – С.117-140, 192-209.

9. Налетов, И.З. Философия: учебник / И.З. Налетов. – М., 2007. – С. 162-241.

10. Островский, Э.В. Философия: учебник для вузов / Э.В. Островский. – М., 2009. – С.156-186.

11. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – М., 2011. – С.203-389, 422-466.

12. Философия: учебник / под общей ред. В.В. Миронова. – М., 2009. –С.435-554.

13. Философия: учебник для вузов / под. ред. В.Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. — М., 2011. – С. 248-328.

14. Философия: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров: учебник / под ред. Ф.Д. Демидова РАГС. – М., 2010. – Ч.1. – С.157-194, 321-342, 393-408.

 

Дополнительная литература

1. Ажимов, Ф.Е. Онтолого-метафизические проекты современной западноевропейской философии / Ф.Е. Ажимов // Вопросы философии. – 2007. – № 9. – С.145-153.

2. Асадуллаев, И.К. Что творится за пределами основного вопроса философии: Бытие полагания и бытие восприятия / И.К. Асадуллаев // Вопросы философии. – 2011. – № 5. – С. 172-178.

3. Аршинов, В.И. Синергетика конвергирует со сложностью / В.И. Аршинов // Вопросы философии. – 2011. – № 4. – С.74-83.

4. Баранов, В.Е. Диалектика как высшая форма рациональности / В.Е. Баранов // Философия и общество. – 2006. – № 2. – С. 21-32.

5. Бузгалин, А.В. Диалектика: реактуализация в мире глобальных трансформаций / А.В. Бузгалин // Вопросы философии. – 2009. – № 5. – С. 20-35.

6. Дубровский, Д.И. Основные категориальные планы проблемы сознания / Д.И. Дубровский // Вопросы философии. – 2008. – № 12. – С. 59-75.

7. Зеленов, Л.А. Диалектический метод / Л.А. Зеленов // Философия и общество. – 2007. – № 1. – С. 5-13.

8. Иванов, Д.В. Сознание как объект метафизических исследований / Д.В. Иванов // Вопросы философии. – 2009. – № 2. – С. 86-96.

9. Коршунов, А.М. Онтология устойчивого развития: диалектика и синергетика / А.М. Коршунов, В.В. Мантатов // Вестник Московского университета, Сер.7: Философия. – 2010. – № 6 – С. 54-65.

10. Липский, Б.И. Что такое философия? Гл.3. Что значит быть. п.6. Модусы бытия / Б.И. Липский // Философские науки. – 2010. – № 9. – С. 129-137.

11. Лобастов, Г.В. Язык: смысл и генезис / Г.В. Лобастов // Вопросы философии. – 2011. – № 5. – С. 52-62.

12. Маркова, Л.А. Физика мозга и мышление человека / Л.А. Маркова // Вопросы философии. – 2010. – № 3. – С. 161-171.

13. Москалев, И.Е. Наблюдатель времени / И.Е. Москалев // Философские науки. – 2007. – № 6. – С. 50-68.

14. Редько, В.Г. Проблема происхождения интеллекта / В.Г. Редько // Вопросы философии. – 2008. – № 12. – С. 76-83.

15. Юлина, Н.С. Физикализм: дивергентные векторы исследования сознания / Н.С. Юлина // Вопросы философии . – 2011. – № 9 . – С. 153-166.

16. Яковлев, А.И. Диалектика материального и духовного / А.И. Яковлев // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – №1. – С. 68-84.

 

 



2016-01-02 493 Обсуждений (0)
Тема 2. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА И ЕГО РАЗВИТИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА И ЕГО РАЗВИТИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (493)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)