Тема 10. ОНТОЛОГИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ. МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ
В результате освоения данной темы, бакалавр должен: знать - философский смысл фундаментальных категорий: бытие, ничто, материя, сознание, пространство, время; классический и неклассический подход к осмыслению онтологической проблематики; - подходы к проблеме соотношения материи и сознания; - содержание научных концепций пространства и времени; - происхождение и структуру сознания; уметь - использовать знания о различных формах бытия при решении частых научных и общефилософских проблем; владеть - методологией применения знаний о различных формах материального и духовного бытия при исследовании различных явлений действительности. 1. Философский смысл проблемы бытия (историко-философский аспект). Основные формы бытия. 2. Категория и структура материи, понятия движения, пространства и времени. 3. Картины мира: обыденная, религиозная, научная, философская. 4. Сознание, его происхождение и сущность. Идеальное и материальное.
Философское содержание категории «бытие». Понятие «небытие», «ничто». Классическое и неклассическое понимания бытия. Этапы классического понимания бытия: бытие как Космос и логос в античности, средневековый креационизм, тождество бытия и мышления в классической немецкой философии, материалистическое рассмотрение бытия. Формы бытия. Материя и ее атрибутивные свойства. Движение материи. Пространство и время. Современное представление о материи. Синергетика. Специфика неклассического понимания бытия (хайдеггеровская фундаментальная онтология): бытие-в-мире. Человеческое бытие: «человеческая реальность» (Ж.-П. Сартр) Понятие сознания. Дух и сознание. Материалистическое и идеалистическое объяснение природы сознания. Сознание как высшая форма отражения. Язык, речь и мышление. Общественно-историческая природа сознания. Проблема массового сознания. Сознание, подсознательное, бессознательное. Структура человеческой психики по З. Фрейду. Сублимация. Роль психоанализа. Коллективное бессознательное. Архетип и символ (К.-Г. Юнг) Основные понятия: атрибут, бытие, время, движение, модус, отражение, пространство, материя, формы движения, информация, структура, идеальное, система, картина мира, мышление, интуиция, воображение, память, воля, эмоции.
Контрольные вопросы 1. Почему категория бытия имела такие различные трактовки в истории философии? 2. Почему бытие мира является предпосылкой его единства? 3. В чем выражается диалектика основных элементов бытия? 4. Почему материя и сознание являются предельными основаниями бытия? 5. Что такое микромир, макромир и мегамир? 6. Почему сознание – свойство высокоорганизованной материи? 7. Как развивается представление о формах движения материи в истории философии? 8. Какие сущностные черты материи Вы можете назвать? 9. Что такое идеальное?
Библиографический список Основной 1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014 2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014
Дополнительный 1. Видинеев И.В. Природа интеллектуальных способностей человека/И.В. Видинеев. М., 1989. 2. Губин В.Д. Онтология: проблема бытия в современной европейской философии/В.Д. Губин. М., 1998. 3. Иванов А.В. Сознание и мышление/А.В. Иванов. М., 1994. 4. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление/Ф. Кликс. М., 1985. 5. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм/В.И. Ленин//ПСС Т.18. 6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/А.Н. Леонтьев. М., 1981. 7. Мамардашвили М.К. Сознание как философская категория/М.К. Мамардашвили//Вопросы философии. 1990. № 10. 8. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму/Н.Н. Моисеев. М., 1993. 9. Пригожин И., Стингерс И. Порядок из хаоса/И. Пригожин, И. Стингерс. М., 1986. 10. Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации/В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецов. М., 1994. 11. Тарасов Ю.Н. История естественных и социальных наук до и после классического этапа/Ю.Н. Тарасов. Воронеж, 1997. 12. Курочкина Л.Я., Нечаев А.А. Систематическая философия: ч. 1: Онтология: учеб. пособие (электронный носитель)/Л.Я. Курочкина, А.А. Нечаев. Воронеж, 2003.
Темы докладов и рефератов 1. Проблема бытия: от Парменида до Хайдеггера. 2. Природа мифов о сотворении мира. 3. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона, Канта. 4. Социальное пространство и социальное время. 5. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе. 6. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности во Вселенной. 7. Пространство и время: сущность и свойства. 8. Делает ли разум человека – человеком? 9. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации. 10. Сознание и бессознательное.
Контрольные задания 1. Верны ли суждения о свойствах пространства и времени: А. Изотропность пространства означает отсутствие какого-либо выделенного направления. Б. Одним из свойств времени является многомерность. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны. 2. Верны ли суждения о свойствах пространства и времени: А. Одним из важнейших свойств пространства является трёхмерность. Б. Общим свойством пространства и времени является бесконечность. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны. 3. Верны ли суждения об уровнях сознания: А. Теоретическое сознание опирается на житейскую мудрость и здравый смысл. Б. Обыденное сознание формируется в ходе повседневной житейской практики. а)верно только А; б)верно только Б; в)оба суждения верны; г)оба суждения неверны. 4. Верны ли суждения о времени: А. Время выражает длительность существования и последовательность смены состояний в материальных системах. Б. Время является формой существования материи. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны. 5. Высший уровень общественного сознания, связанный с выявлением объективных закономерностей общественной жизни, называется … а) теоретическое сознание ; б) обыденное сознание; в)здравый смысл; г)общественная идеология. 6. Способом существования (всеобщим атрибутом) материи является… а) время; б) движение; в)покой; г)пространство. 7. Верны ли суждения о сознании: А. Способность обобщённо воспроизводить действительность в идеальной форме является свойством сознания. Б. Сознание неотделимо от языка. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны. 8. Проявление сознания больших масс людей, в том числе классов, наций и целых народов характеризует… а) общественное сознание; б) менталитет народа; в) общественную идеологию; г) индивидуальное сознание. 9. Верны ли суждения о пространстве: А. Пространство является формой бытия материи. Б. Пространство характеризует протяженность, структурность материальных систем. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны. 10. Верны ли суждения о структуре психики и сознании: А. Структура психики включает сознательные и бессознательные элементы. Б. Психические образы составляют содержание сознания. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны. 11. Идея культурного происхождения бессознательного разрабатывалась в … а) неофрейдизме; б) неотомизме; в)неопозитивизме ; г) неомарксизме. 12.Пространство, время, движение являются атрибутами … а) материи; б) бытия; в) субстанции; г) сознания. 13.Пространство и время - это самостоятельно существующие наряду с материей, отдельно и независимо от неё. Чистое вместилище всех вещей, существующее само по себе, некий ящик, в который можно уложить землю, планеты, звезды. Пространство неподвижно. Вещи, материальные объекты являются рядоположенными с пространством и временем. Все они в этой системе выступают в качестве независимых, никак не влияющих друг на друга, составных элементов.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1384)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |