Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 15. НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ



2016-01-02 695 Обсуждений (0)
Тема 15. НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




В результате освоения данной темы, бакалавр должен:

знать

- сущность и специфику науки как особого вида духовного производства;

- способы и критерии классификации наук;

-признаки и принципы научного познания;

- типологию научной рациональности;

- механизмы и динамику развития научного знания;

- характеристики и проблем современного этапа развития науки;

уметь

- оценивать функции науки в общественной жизни, её рольв решении проблем и противоречий современного этапа общественного развития;

владеть

- методологией научного исследования, умением критически воспринимать и оценивать методологические подходы, сопоставлять способы постановки и решения научных вопросов в контексте различных научных парадигм.

 

1. Наука как вид духовного производства. Проблема классификации наук.

2. Системность как фундаментальный принцип научного познания.

3. Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы современной науки.

4. Научные революции и смены типов рациональности.

 

Наука как об особый вид духовного производства. Его характеристики. Сущность рациональности, критерии научности. Основные модели смены типов рациональности.

Условия для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института в эпоху Нового Времени. Проблема классификации наук. Деление наук на науки о духе и науки о природе. Баденская школа неокантианства и философии жизни В. Дильтея. Множество отраслей знания (частных) наук. Науки о природе – естествознание; обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении – логика, гносеология, диалектика. Технические науки.

Проблема рациональности. Рациональность в философии жизни, прагматиз­ме, экзистенциализме, неопозитивизме и постпозитивизме.

Обоснование рациональности. Сциентизм и антисциентизм. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм. Проблема рациональности в философии жизни, экзистенциализме, фило­софской антропологии. Вненаучные формы и способы постижения действительности. Развитие технической рациональности и деструктивные последствия научно-технической революции. Пересмотр представлений о рациональности в современной философии. Проблема развития научного знания. Проблема роста, развития в течениях эволюционной (генетической) эпистемологии и постпозитивизме. К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин.

 

Основные понятия:наука, научная картина мира, научная революция, научный факт, рациональность, проблема, гипотеза, теория, научное предвидение, опыт, эксперимент, наблюдение.

Контрольные вопросы

1. Каково место науки в духовном производстве?

2. Что такое системность? Как она выражается в научном познании?

3. Почему системность – фундаментальный принцип научного познания?

4. В чем выражается общность наук?

5. В чем выражается общность идеалов и норм научности в различных видах научного знания?

6. Каковы логико-гносеологические проблемы современной науки?

7. Каково место теоретизации в современном познании?

8. В чем выражается аксиологическая сущность наук?

9. Сформулируйте философские проблемы естественных, технических и гуманитарных наук.

10. В чем значимость социальной ответственности ученого в современную эпоху?

Библиографический список

Основной

1. Лавриненко В.Н. Философия: учебник для вузов/В.Н. Лавриненко. М.: Юрайт, 2014

2. Пастушкова О.В. Конспект лекций по философии: учеб. пособие. [Электрон. ресурс]. Воронеж.: ФГБОУ ВПО «ВГТУ», 2014

  1. Глотова В.В. Историко-философская мысль: учеб. пособие. Воронеж: ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет», 2010

Дополнительный.

1. Бернал Дж. Наука в истории общества/Дж. Бернал. М., 1956.

2. Бунге М. Интуиция и наука/М. бунге. М., 1967.

3. Борисов И.И. Очерк истории концепций научно-технического мышления/И.И. Борисов, Ю.Н. Малошенко. Воронеж, 2004.

4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой/П.П. Гайденко. М., 2000.

5. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки/В.В. Ильин, А.Т. Калинкин. М., 1985.

6. Кун Т. Структура научных революций/Т. Кун. М., 2001.

7. Леге Ж.-М. Кого страшит развитие науки?/Ж.-М. Леге. М., 1988.

8. Наука и нравственность. М., 1971.

9. Научный прогресс: когнитивный и социокультурный аспекты. М., 1993.

Темы докладов и рефератов

1. Научный прогресс: направленность и противоречия.

2. Наука и специфика социального познания.

3. Суверенность науки: история и современность.

4. Современная наука и уровни организации реальности.

5. Ценности, идеалы и нормы науки.

6. Результаты и методы научных исследований – ответственен ли ученый?

 

Контрольные задания

1. Представление о науке и технике как доминирующем факторе общественного развития характеризует…

а)технологический детерминизм;

б) технологический индетерминизм;

в) антисциентизм;

г)технофобию.

2. Взгляд на развитие научного знания как непрерывное накопление абсолютно достоверных частных истин характерен для…

а)кумулятивизма;

б)акумулятивизма;

в)скептицизма;

г)агностицизма.

3. Обоснование негативной роли науки и техники в развитии общества характерно для…

а) сциентизма;

б) антисциентизма;

в) скептицизма;

г) технократизма.



2016-01-02 695 Обсуждений (0)
Тема 15. НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 15. НАУКА И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (695)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)