Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формы гос-го устройства



2016-01-02 808 Обсуждений (0)
Формы гос-го устройства 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:Унитарные, Федеративные, Конфедерации.

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

существование одноуровневой системы законодательства;

подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

наличие двухуровневой системы государственных органов;

двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

по принципу формирования субъектов:

административно-территориальные;

национально-государственные;

смешанные.

по юридической основе:

договорные;

конституционные;

по равенству статусов:

симметричные;

ассиметричные.

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

межгосударственные союзы;

содружества;

сообщества государств.

9. Формы государственного правления. Подформой государствапонимается способ организации и осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: 1) формы государственного правления; 2) формы государственного устройства; 3) политического ре­жима. При этом форма правления и форма государственного устройства раскрывают структурную сторону государства, а политический режим — его функциональную сторону. Различают две основ­ные формы государственного правления:монархию и республику. Монархия (от греч.monarhia– единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия. Существуютнеограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии.Абсолютная монархияхарактеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Отличительной особенностьюконституционной монархииявляется ограничение власти монарха конституцией. Взависимости от сте­пени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограни­чены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх назначает правительство, которое ответственно перед ним. При парламентской монархиимонарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями. Припарламентской монархии монарх лишь формально признается главой государства, но фактически обладает лишь представительными функциями. У ряда монархий есть определенные особенности. Государство, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью, называюттеократической монархией. Имеют место выборные монархии – объединение нескольких монархий, главы которых из своей среды выдвигают единого правителя (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты). В странах Содружества наций (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Гренада) формально главой государства является британский монарх, но его функции выполняет генерал-губернатор, назначаемый Короной по представлению правительства члена Содружества.Республика (лат. respublica от res – дело и publicus – общественный) — это форма правления, при которой высшие органы государства являются выборными и сменяемыми. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее развитие и рас­пространение получила в эпоху капитализма. Выделяют три основных разновидности республики — президентскую, парламентскую и смешанную. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Классический пример президентской республики — Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления. Впарламентской республике правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Выделяют также "смешанную" республику.Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует во Франции, Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше и ряде других стран.

 

11. Сущн-ть и пр-ки правов.гос-ва

Осн. условия его формирования: Идея правового гос-ва возникла в древности как противовес самовластию и произволу личности правителя. Правовое гос-во – такая полит. организация общ-ва, при кот. осуществляется максимально возможная соц-ая и политико-юридическая защищенность интересов и прав каждого человека, гарантируется и охраняется нормальное функционирование гражд. общ-тва. Главное в прав. гос-ве – верховенство закона во всех сферах общ-ной жизни и связанность гос-ва и его органов законами. Если гос-ное устройство основано на общепринятых либеральных конституционных принципах, то оно рассматривается как правовое государство.

Пр-ки правового гос-ва: 1. Верхов-во закона, “связанность” гос-ва з-ном - все гос. органы, должностн. лица, общ. объед-я, граждане в св. д-ти обязаны подчиняться треб-ям з-на; 2. Соблюд-е и охрана прав и свобод ч-ка – гос-во д-но не только провозгласить приверженность этому пр-пу, но и закрепить фундаментальные права чел. в св. з-нах, гарантировать их и защищать на практике; 3. Последоват-но проведенный пр-п раздел-я властей, созд-е с-мы “сдержек и противовесов”, взаимоограничение и взаимный к-ль всех ветвей власти; 4. Взаимн. ответственность гос-ва и гражд-на - за наруш-е з-на д-на обязат-но последовать предусмотренная законом мера ответств-ти, невзирая при этом на л-ть правонарушителя. Гарантией этого пр-ка выступает независимый суд.

Пр-пы правов.гос-ва:

1. Пр-п приоритета права. а) рассмотрение всех вопросов общественн. и гос. жизни с позиций права, закона; б) необх-ть идеологически-правов. обоснов-я любых реш-й гос. и общественн. органов; в) наличие в гос-ве необх-мых для выраж-я и д-я права форм и процедур (констит-и и з-нов, с-мы матер-ных и процессуальных гарантий и т.д.).

2. Пр-п правов. защищ-ти чел-ка и гражданина.Все взаимоотнош-я индивида с гос-вом д-ны строиться только на правов. основе. Если они выходят за пределы д-я права, со стороны гос-ва это может обернуться произволом, внеправовым насилием.

3. Пр-п единства права и з-на.В правов. гос-ве любой нормативно-правовой акт д-н не только по форме и наименованию, но и по смыслу и сод-ю быть правовым (он должен соответствовать междун.-правовым нормам о правах ч-ка и гражд-на).

4. Пр-п правов. разграничения д-ти разл. ветвей гос. власти.Власть в гос-ве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе. В данн. случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, переворот, по наследству и т.п.). Но для правового гос-ва хар-ным явл-ся демократическ. способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

 

 



2016-01-02 808 Обсуждений (0)
Формы гос-го устройства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формы гос-го устройства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (808)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)