Уместность, логичность, точность речи
Вариант контрольной работы № 2 Чередующиеся гласные в корне слова Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите корень и объясните написание. Ч_ркать – ч_ркнуть, п_стрый – исп_щрить, тв_рдый – затв_рдеть. Пор_вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур_внение («математическое равенство») – подр_внять кусты («сделать ровными»), разр_внять песок («сделать ровным, гладким»). Р_внина, пор_вну, ур_вень, р_весник. Ь после шипящих в различных частях речи Спишите, вставьте необходимые буквы, выделите окончание в словах, объясните написание. Ударить наотмаш_, сплош_ и рядом, оттолкнуть проч_, сделать точ_ – в – точ_, выйти замуж_, открыть настеж_, невтерпеж_ от холода. О-Е (Ё) после шипящих и Ц Спишите, выделите орфограмму. Общ_, мужич_к, медвеж_нок, плащ_м, холщ_вый, парч_вый, крюч_чек, борщ_м, мальч_нка, луч_м, чесуч_вый, плеч_м, кирпич_м, постриж_шь, ч_тный, жж_ный, испеч_шь, звездоч_т, ж_рнов, поч_т, ж_ваный, ч_ткость. Правописание Ъ и Ь Спишите, выделите орфограмму. Дет_ми, люд_ми, лошад_ми, четыр_мя, еш_те, реж__те, острич_ся, рож_ю. меж_ярусный. Ы-И после Ц Спишите, выделите орфограмму. Ц_новка, ц_ферблат, революц_я, ц_рк, апробац_я, сегментац_я, ц_клон. Приставки на З, С Перепишите, раскрывая скобки. Вставьте недостающую приставку и объясните ее написание. Утреннее солнце блестело в ее волосах, уложенных спереди золотым валом и ни...падавших на шею и на плечи тонкими и, должно быть, тщательно продуманными между двух зеркал кудрями. Приставки ПРЕ-, ПРИ- К данным словам подберите синонимы с приставками пре-, при-, пред-. Выделите приставку и корень слова. Грань, зрелище, измена , правонарушение, склонность, убежище. НЕ или НИ Вставьте не- или ни-, выделите. Ночь проходит, нет дороги н_ вперед и н_ назад. На небе н_ облачка (нет). Шѐл, н_ видя н_ дороги, н_ прохожих. Нет (н...) чего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге. Чем (н...) блестит эта улица - красавица нашей столицы! Я знаю, что (н...) один из бедных чиновных ее жителей (н...) променяет на все блага Невского проспекта. Да и кому же он (н...) приятен? НН-Н в различных частях речи Вставьте пропущенные буквы, выделите суффикс, корень и окончание в слове. Знать всех поимѐн_о, кафе-морожен_ое, не читан_ая книга, невыбран_ый депутат, жѐван_ая бумага. Употребление букв Е-Ё Прочитайте, определите, какая буква должна стоять в слове. Спишите, подчеркните вставленную букву. Составьте с каждым словом словосочетание. М_л, св_кла, т_ща, холл_ный, вруч_н, кр_стный, манн_вры, кл_н, _ж, ор_л, васил_к, кот_нок, коз_л.
Употребление числительных Запишите предложения, заменяя цифры словами. 1) Засеянные овсом поля занимали площадь более 350 га. 2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг. 3) Если к 3/8 прибавить 5/8, то получится 8/8, или 1. 4) Владимир Путин 1 раз был избран президентом России 26 марта 2000 г., за него проголосовало 52, 99 % избирателей. 5) Земля — 3 от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди землеподобных планет; жизнь на Земле появилась 3,5 миллиард_ лет назад. Употребление иностранных слов и фамилий Раскройте скобки, поставьте в нужную форму имена, фамилии, названия. Далеко не полный перечень людей, чьи имена связаны с искусством памяти (так в древности называли мнемонику) включает: (Сенека), (Августин), (Симплиций), (Квинтилиан), (Хармад) и (Метродор) из (Скепсис), (Семонид Кеосский), (Марциан из Карфаген), (Альберт Великий) и (Фома Аквинский), (Джакопо Рагоне), (Ромберх), (Джулио Камилла),
(Раймонд Луллия), (Джордано Бруно) (Тени, Цирцея, Печати, Статуи, Образы), (Пѐтр Рамус), (Перкинс), (Кампанелла), (Ламберт Шенкель), (Адам Бруксия), (Лейбниц), (Бэкон), (Декарт). Работа с текстом Прочитайте внимательно текст. Составьте по нему аннотацию. Напишите свое эссе на эту тему. Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо сорок шестое ПУТЯМИ ДОБРОТЫ Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги. Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта — опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений. Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт — я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели — они со мной беседовали неслышно. Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых. В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне! Паронимы Составьте словарь паронимов (не менее 10 слов), запишите их лексическое значение. С каждым словом составьте предложение. Фразеологизмы Составьте словарик из 10 фразеологизмов, которые вы наиболее часто употребляете в своей речи. Напротив каждого фразеологизма напишите значение. С помощью словаря «Фразеологизмов русского языка» проверьте правильность их употребления. Профессионализмы Составьте словарик (не менее 5 слов) профессионализмов по вашей специальности с указанием правильного ударения и лексического значения (по словарю). Составьте с каждым словом предложение, прочитайте вслух. Запишите в тетрадь. Заимствованные слова С помощью словаря определите лексическое значение слов, запишите. С каждым словом составьте предложение: истеблишмент, вербальный, утилитарный, пресс релиз, ликвидный. Уместность, логичность, точность речи В каких случаях можно использовать слово «достаточно»? Можно ли заменить слово «достаточно» другими словами, например: очень, весьма, исключительно, много, необыкновенно, крайне, почти, фактически ? Выявите лексическое значение этих слов по словарю. Спишите, исправив предложения. Мяч пролетел достаточно близко над перекладиной ворот. Достаточно скверный результат. Достаточно длинная дорога. Достаточно спорное решение. Я сегодня достаточно поработал. Паронимия Выясните лексическое значение слов по словарю. Составьте предложения со словами-паронимами. жѐстко — жестоко одеть — надеть Речевая избыточность Выявите речевую избыточность. Исправьте предложения. При входе в кабинет к врачу нужно снять верхнюю одежду. Русские отступили назад к Москве. Он был в берете, напяленном на правое ухо головы. Канцелярит Найдите в любой периодической печати, художественной литературе, объявлениях и т.д. проявления канцелярита (не менее 5 предложений). Спишите, выделив канцелярит. Отредактируйте, предложив собственный вариант. Ответьте на вопрос письменно: почему канцелярит – это раковая опухоль на теле русского языка? Употребляете ли Вы канцеляризмы?
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (684)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |