Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


инвестиционная деятельность страховых организаций: сущность, принцыпы, правовое регулирование



2016-01-02 1127 Обсуждений (0)
инвестиционная деятельность страховых организаций: сущность, принцыпы, правовое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Инвестиционная деятельность страховых компаний

В соответствии с Законом РФ от 31.12.97 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий).

В Законе РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» сформулированы правовые основы взаимоотношений юридических, физических лиц и государства по вопросам страховых отношений. В соответствии с текстом Закона основа финансовой устойчивости страховщиков - наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования. Страховые резервы, образуемые страховщиками, не подлежат изъятию государством. Страховщики имеют право размещать свои свободные деньги по своему усмотрению, в том числе и на инвестиционные цели.[5, стр.312]

Экономические основы деятельности страховой компании отличаются от других видов деятельности в условиях рынка. Это обусловлено тем, что страхователь фактически авансирует страховщика, а реализация страховой услуги осуществляется спустя продолжительное время или может вообще отсутствовать. Указанная особенность реализации страховой услуги позволяет сделать два вывода.

В распоряжении страховщика в течение некоторого периода оказываются временно свободные от обязательств средства, которые должны быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода.

Во всех развитых странах мира страховые организации, являющиеся неотъемлемой частью национальной финансово-кредитной системы, способны аккумулировать и инвестировать в сферу экономики значительные денежные средства.

На долю страхового сектора в развитых странах приходится более половины всех инвестиций, например, в Великобритании эта цифра достигает 53%. В то же время анализ деятельности российских страховщиков на финансовом рынке свидетельствует об их слабом влиянии на инвестиционный процесс. Тезис о необходимости активизации инвестиционной деятельности и повышении инвестиционных функций страхования, высказанный на Всероссийской конференции финансистов "Роль финансов в стабилизации российской экономики" в 1996 г., в Манифесте Торгово-Промышленной Палаты в 1997 г., а также внесенный в Постановление Правительства РФ "Об основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ в 1998-2000 гг." от 01.10.98 г., не приносит желаемых результатов, вследствие чего страховые организации проигрывают другим инвестиционным институтам по финансовой мощи.

1.1 Принципы инвестиционная деятельность страховых компаний

Принципиальное отличие процесса реализации страховой услуги от аналогичного процесса в других видах предпринимательства состоит в том, что обычное предприятие первоначально осуществляет определенные вложения в организацию производства товаров (услуг) и получает оплату от потребителей после того, как услуга уже фактически оказана или товар стал собственностью покупателя, тогда как в страховании картина обратная. Здесь клиент фактически авансирует страховщика, так как страховой взнос, представляющий для страхователя плату за страховую услугу, уплачивается обычно в начале срока действия договора страхования. Реализация же страховой услуги со стороны страховщика может осуществляться в течение длительного времени.

Указанная особенность реализации страховой услуги позволяет сформулировать два вывода.

Первый: характер движения финансовых ресурсов в страховании ведет к тому, что в распоряжении страховщика в течение некоторого срока оказываются временно свободные от обязательств средства, которые могут быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода.

Второй: инвестирование страховщиком таких временно свободных средств должно достаточно жестко регулироваться со стороны государства, поскольку страхователи объективно лишены возможности контролировать, насколько умело страховая компания распорядится предоставленными ей средствами и не поставит ли она под угрозу выполнение обязательств по договорам страхования.

Право страховщиков инвестировать страховые резервы в другие средства закреплено ст. 26 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Основой для всякой инвестиционной деятельности на территории России является также Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. Согласно последнему, инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в т.ч. и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество и имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения дохода (прибыли) и достижения положительного социального аффекта.

Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» запрещает инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно - гигиенических и других норм, установленных законодательством России, или наносит ущерб правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. Основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

Как уже отмечалось выше, из-за специфики страховой деятельности, помимо норм Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», размещение страховщиками временно свободных средств регулируется также положениями Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно ст. 27 этого Закона: «Размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности».[3] Данные принципы являются общепризнанными в мировой практике. Вместе с тем представляется необходимым более подробно остановиться на них. Это необходимость регулирования инвестиционной деятельности страховщиков, причем регулирование должно учитывать особенности национального страхового рынка и не нарушать действующие правила конкурентной борьбы между компаниями.

Рассмотрим их и последовательности с точки зрения их вклада в обеспечение финансовой устойчивости страховщиков.

Принцип возвратности (или, но принятой за рубежом терминологии, «принцип гарантированности») в полной мере распространяется как на активы, покрывающие страховые резервы, так и на свободные активы. Данный принцип подразумевает максимально надежное размещение активов, обеспечивающее их возврат в полном объеме.

Принцип ликвидности гласит: общая структура вложений должна быть такова, чтобы в любое время были и наличии ликвидные средства или капитальные вложения, без труда обращаемые в ликвидные средства. Иными словами, страховая компания и любой момент времени должна иметь в наличии сумму средств, обеспечивающую выплату страхователям оговоренных договором сумм в пределах установленных сроков.

Принцип диверсификации (или «принцип смешения и рассеивания») вложении служит распределению инвестиционных рисков, которые преследуют каждого инвестора, на различные виды вложении и тем самым большей устойчивости инвестиционного портфеля страховщика. Согласно этому принципу, не должно допускаться превалирования какого-либо вида вложений над другими. Структура вложений капитала не должна быть однобокой, не должна допускаться региональная концентрация капитала, необходимо избегать вложений средств в направлении одного дебитора.

Принцип прибыльности вложений (или «принцип рентабельности») гласит: активы должны размещаться при обеспечении названных выше принципов с учетом ситуации на рынке капиталовложений и при этом приносить постоянный и достаточно высокий доход. Другими словами, страховщики в своей инвестиционной деятельности при управлении средствами страховых резервов должны обеспечивать высокую рентабельность вложений, позволяющую сохранить реальную стоимость вложенных средств в течение времени инвестирования, и в случае необходимости иметь возможность легко и быстро реализовать размещенные активы.

На инвестиционную активность страховщика существенное влияние оказывают размеры и структура страхового портфеля по видам страхования, величина аккумулированных резервов и сроки распоряжения ими. Существенно различается структура инвестиций страховых организаций, занимающихся страхованием жизни, и иными видами страхования.

Под инвестиционной деятельностью принято понимать вложение капитала в какое-либо, обычно приносящее доход, дело. В связи с этим следует различать инвестиции, когда вложение осуществляется в ценные бумаги, например акции, и инвестиции, при которых речь идет о вложе­ниях в строительство, расширение и реконструкцию предприятий, до­рог, аэропортов и прочих полезных объектов. Именно о последних пой­дет речь в настоящей главе.

В силу Федерального закона от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об ин­вестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от 22 августа 2004 г.) под инвес­тициями понимаются денежные средства и иное имущество, вкладывае­мые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях полу­чения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Иными сло­вами, инвестиции — широкое понятие, включающее в себя как деньги, так и любое другое имущество, движимое и недвижимое, которое может быть использовано при создании предприятий или объектов, не предна­значенных для извлечения прибыли, но необходимых по другим осно­ваниям (оборонный объект, музей и т.п.). В роли инвестиций могут вы­ступать и имущественные права: собственник земельного участка, на­пример, разрешает строительство на нем предприятия, а по завершении работ предоставляет ему право пользования участком на льготных усло­виях. Выгода предприятия здесь состоит в том, что оно экономит на пла­тежах за пользование, а сумма такой экономии считается вкладом соб­ственника участка в предприятие, что дает ему возможность получать свою часть прибыли.

Инвестиции, предназначенные для создания объектов, принято име­новать капитальными вложениями, а инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление последующих прак­тических действий для получения искомого результата.
В зависимости от источника происхождения, инвестиции делятся на государственные, муниципальные и частные. Россия, ее субъекты и муниципальные образования инвестируют строительство тех или иных объектов, исходя из своих, законодательно очерченных, задач. Частные лица свободны в выборе объектов инвестиций, за исключением случа­ев, когда присутствие частного капитала в инвестировании недопустимо по той причине, что определенные сферы деятельности для него закры­ты (производство боеприпасов, выпуск государственных денежных зна­ков и т.п.).

Государственное регулирование инвестиций, начиная с федераль­ного уровня, направлено на создание для них благоприятных условий и осуществляется путем совершенствования системы налогов; установле­ния специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального ха­рактера; защиты интересов инвесторов, т.е. лиц, вкладывающих средства в строительство (они в данном случае и являются ключевыми фигурами в инвестиционном процессе); предоставления льготных условий поль­зования землей и другими природными ресурсами; создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регуляр­ное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности; принятия антимонопольных мер и т.п.
Все это свидетельствует об интересе государства к инвестициям и его возможностях по созданию общего благоприятного фона для их вложе­ний. Такой интерес объясняется тем, что инвестирование означает пре­вращение денег в предприятия, жилые комплексы и прочие полезные объекты. И если движение частных средств плохо поддается контролю со стороны государства и они могут легко уйти из страны, то построен­ные за их счет объекты, напротив, вполне контролируемы, в том числе в смысле взимания налогов. Кроме того, создание объектов, особенно производственных, ведет к увеличению национального богатства стра­ны, созданию новых рабочих мест и повышает конкурентные возмож­ности России на мировых рынках. Однако для инвестора как лица, вкла­дывающего средства в строительство, одного интереса государства было бы недостаточно. Необходимы государственные гарантии, и в настоящее время они, независимо от форм собственности на инвестиции, сводят­ся, во-первых, к обеспечению равных прав при осуществлении инве­стиционной деятельности. Иными словами, объем правомочий инвесто­ра не зависит от его субъектных характеристик либо характера возводи­мого объекта.

Обсуждение инвестиционных проектов, во-вторых, строится на на­чалах гласности. Она предполагает как открытость в работе с проектами органов власти и муниципальных образований, так и участие граждан в подобном обсуждении, что в ряде случаев не отвечает интересам инвесто­ра как частного собственника, намеренногоВЛОЖИТЬ СРЕДСТВА в осущест­вление проекта. Тем не менее граждане, равно как их объединения и ор­ганизации, имеют право на получение информации о будущем строитель­стве, если оно затрагивает их интересы в части обеспечения требований благоприятной среды жизнедеятельности. Они могут также, помимо на­правления обращений в органы местного самоуправления и территори­альные органы исполнительной власти, проводить независимую экспер­тизу проектной документации до ее утверждения.
Разногласия и споры по вопросам обеспечения прав граждан и орга­низаций в период строительства решаются путем проведения согласитель­ных процедур, а если это не дает результата — в судебном порядке. Кроме того, органы исполнительной власти вправе вынести предписание о при­остановлении или прекращении работ, ведущихся с нарушением требова­ний по обеспечению благоприятной среды жизнедеятельности.
Следует заметить, что обращенные к судебной власти требования за­интересованных лиц о ликвидации объекта, построенного с теми или ины­ми нарушениями, на практике удовлетворяются редко, за исключением объектов относительно небольшой стоимости.
Инвестору, в-третьих, гарантировано право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления и их должностных лиц.
Он вправе, в-четвертых, рассчитывать на защиту капитальных вложе­ний, которые могут быть национализированы только при условии предва­рительного и равноценного возмещения государством причиненных убыт­ков. Реквизиция допускается по решению государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий и прочих чрезвычайных обстоятельств и выражается в изъятии у собственника имущества в интересах общества с выплатой ему соответствующей стоимости, размер которой он вправе оспорить в суде. С прекращением действия указанных обстоятельств соб­ственник вправе потребовать возврата сохранившегося имущества.

В-пятых, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложе­ний», включает «дедушкину оговорку», суть которой состоит в обеспе­чении стабильности правового регулирования инвестиций. Это достига­ется путем неприменения к инвестиционным отношениям федерально­го нормативного материала в части, ухудшающей положение инвесторов. Эта оговорка в законе, однако, снабжена тремя ограничителями. Один из них связан с тем, что она применима лишь к приоритетным инвестици­онным проектам, т.е. к тем, где размер инвестиций достигает определен­ной суммы и которые включены в перечень таких проектов, утверждае­мый Правительством РФ.
Второе ограничение сводится к многочисленным изъятиям из общего правила о неприменении актов. Так, не распространяются на отношения по реализации приоритетных проектов новые нормативные акты, увели­чивающие размеры ввозных таможенных пошлин (за исключением осо­бых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономи­ческих интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством РФ), федеральных налогов (за исклю­чением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, произво­димые на территории РФ) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ). Режим «де­душкиной оговорки» не распространяется на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ в целях за­щиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопас­ности государства.
Третий ограничитель заключается в том, что стабильность режима для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, гарантирует­ся в течение срока окупаемости проекта, но не более семи лет со дня на­чала его финансирования. К тому же дифференциация сроков окупае­мости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством РФ. И лишь в исключитель­ных случаях, при реализации инвестором приоритетного инвестиционно­го проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Пра­вительство РФ может принять решение о продлении для указанного ин­вестора срока действия оговорки.

Переходя теперь от общих положений непосредственно к инвести­ционному процессу, необходимо констатировать, что его первая стадия, которую иначе именуют предынвестиционной, наступает не раньше, чем инвестор получит представление о том, где именно он намерен постро­ить объект. Но прежде чем перейти к анализу соображений, которые он должен взять в расчет, целесообразно остановиться на вопросе финанси­рования инвестиций. Инвестор может расходовать на реализацию проек­та свои собственные средства или привлечь соинвесторов. В этом случае они приобретут долевую собственность на выстроенный объект. Аккуму­лирование таких средств составляет проблему инвестора, однако приме­нительно, например, к РАО «ЕЭС» данный вопрос решен нормативно: в 2005 г. в абонентную плату за электроэнергию была включена инвес­тиционная составляющая в размере свыше 17 млрд руб., предназначен­ная для финансирования объектов капитального строительства в электроэнергетике.

Инвестор, в принципе, может воспользоваться и кредитными ресурса­ми, но тогда власти при осуществлении крупного проекта могут потребо­вать от него гарантию первоклассного банка, подтверждающую его плате­жеспособность. Такая гарантия необходима для того, чтобы избежать си­туации, когда инвестор окажется не в состоянии погасить кредит и тем самым поставит под вопрос судьбу проекта. Правительством РФ предус­мотрена также возможность предоставления государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной зна-чимости. По общему правилу, государственные гарантии предоставляют­ся коммерческим организациям, участвующим в инвестиционном проек­те, в пользу кредитных организаций.
Гарантии такого рода по существу представляют собой поручитель­ство Правительства РФ за исполнение обязательств инвестора перед кре­дитными организациями. Здесь, следовательно, происходит подмена тер-минов: гарантия, самостоятельный вид обеспечения исполнения обяза­тельств, понимается как поручительство — отдельная от гарантии и столь же самостоятельная разновидность обеспечения.
Дальнейшие действия инвестора, также носящие предварительный по отношению к инвестиционному процессу характер, связаны с выбором места для расположения объекта в соответствии с требованиями Градостро­ительного кодекса РФ и поставленных в нем задач устойчивого развития территорий, обеспечения сбалансированного учета экологических, эко­номических, социальных факторов при осуществлении градостроитель­ной деятельности; соблюдения требований безопасности и охраны окру­жающей среды и т.п.
Суть проблемы при выборе места заключается в том, что строитель­ство на земельных участках, осуществляемое лицами — пользователями, арендаторами или собственниками участков, подчинено определенному, нормативно закрепленному режиму, в основе которого лежит разрешенное использование. Иными словами, каждый участок попадает под действие тех или иных ограничений, которые должны учитываться инвестором.
В нормативном материале закреплено правило о том, что граждане и юридические лица обязаны осуществлять градостроительную деятельность в соответствии с градостроительными актами, в том числе генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки. Градо­строительная деятельность распадается на два основных элемента: пла­нирование развития территорий и определение видов использования зе­мельных участков, чем занимаются органы власти и местного самоуправ­ления с участием заинтересованных лиц, во-первых, и проектирование, а также строительство — во-вторых1.
Основное значение для инвестора имеют генеральные планы посе­лений и правила землепользования и застройки.
Подготовка генеральных планов — важнейших градостроительных до­кументов осуществляется применительно ко всем территориям поселе­ний и городских округов.
Генеральные планы включают данные о размещении объектов капи­тального строительства местного значения, в том числе объектов элект­ро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также иных объектов, которые необходимы для осуществления полномочий органов местно­го самоуправления.
В генеральных планах отображаются границы земель сельскохозяй­ственного назначения, лесного и водного фонда, промышленности, энергетики, транспорта, связи; границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера.

 

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ, в ред. 10.10. 2004 г.

2. Мин.Фин. РФ Приказ от 08.08.2005г. №100н «Об утверждении правила размещения страховщиками страховых резервов» в редакции от 13.07.2009г.

3. Федеральный Закон от 27.11.1992г. №4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" с изменениями и дополнением

4. Закон РСФСР ОТ 26.06.1991г. №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» в редакции от 30.12.2008г.

5. Щербаков В.А. Страхование: учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. - М.: КНОРУС, 2007

6. Страхование: учебник / под ред. Т.А. Федоровой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2006.

7. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Страхование. -СПб, 2002.

8. Федорова Т. А. Основы страховой деятельности: учебник -- М.: Издательство БЕК, 2001

7. Гвозденко А.А. Основы страхования. - М.: Финансы и статистика, 2000.

8. Дюжиков Е.Ф., Сплеухов Ю.А. « Страхование»: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006.

9. Федеральный Закон от 27.11.1992г. №4015-1 "Об организации страхового дела в РФ" с изменениями и дополнением

10. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г.

11. Сплетухов Ю.А. «Место и роль государства в организации страхования в современных условиях». Финансы, №№ 9-10, 2000г.

12. Орлова И.В. Аутсорсинг в управлении активами в страховании // Финанасы. - 2006. - № 6.

13. Оганов С.В. Инвестиционная деятельность страховщиков в банковском секторе // Банковские услуги. - 2008. - №8.

14. Прокопьева Е.Л. Организационно-экономические аспекты регулирования инвестиционной деятельности страховых компаний // Страховое дело. - 2007. - №1.

· Казанцев С. К. Основы страхования: Учебное пособие. Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998 ISBN 5-8096-0006-9

· Гомелля В. Б. Основы страхового дела: Учебное пособие М: СОМИНТЭК, 1998

·
1. Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. - М.: "Волтерс Клувер", 2007

2. Основы страховой деятельности: Учебник / Отв. ред. проф. ГА- Федорова. М.: БЕК. 2002 – 768 с.

3. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 312 с - (Высшее образование).

4. Щербаков В.А. Страхование : учебное пособие / В.А. Щербаков, Е.В. Костяева. - М.: КНОРУС, 2007. - 312 с

· социальных проблем современного общества.

 



2016-01-02 1127 Обсуждений (0)
инвестиционная деятельность страховых организаций: сущность, принцыпы, правовое регулирование 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: инвестиционная деятельность страховых организаций: сущность, принцыпы, правовое регулирование

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1127)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)