Определение эффективности проделанной работы в формировании познавательной активности учащихся 2 класса
После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментального класса. Наблюдение. В данном классе проводилось повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же параметрам, что и на первом этапе (активность, самостоятельность, отвлекаемость). Данные наблюдения внесены в таблицу. Анализ наблюдения показал следующие результаты: У 8 учащихся активность превышает отвлекаемость. У 15 человек активность и отвлекаемость находятся примерно в равных количествах. В результате наблюдения на данном этапе не выявлено учеников, у которых отвлекаемость превышает активность. Нами было проведено повторное анкетирование обучающихся. Анализ анкет второго этапа показал, что уровень познавательной активности стал выше. Таким образом, процент обучающихся с высоким уровнем познавательной активности повысился на 22,1%, со средним уровнем стало на 10,2% больше. Учащиеся с низким уровнем отсутствуют. Для более наглядного изображения отразим результат эксперимента на диаграмме 2 (рис.2)
Рис.2 Диагностики познавательной активности младших школьников (второй констатирующий эксперимент). На диаграмме 3 (рис.3) сравним данные начального и конечного этапов эксперимента. Рис. 3 Диаграмма диагностики познавательной активности младших школьников на начальном и конечном этапах эксперимента.
Сравнивая результаты контрольного этапа эксперимента, можно сделать выводы, что как мы и предполагали, проведение уроков, на которых присутствует смена видов деятельности, а так же различные интересные и занимательные задания, способствует повышению уровня развития познавательной активности у обучающихся начальных классов. Согласно полученным результатам, можно сделать выводы, что уровень сформированности познавательной активности у младших школьников напрямую зависит от умения учителя организовать работу на уроке, найти подход к каждому ученику, а также от видов заданий, которые необходимо выполнить детям в ходе урока. Все вышесказанное свидетельствует о том, что применяемые нами методы и приёмы (познавательные задания, вопросы, игры, загадки и т.д.) в формирующем эксперименте эффективны для развития и формирования познавательной активности младших школьников. Таким образом, в ходе анализа уровней познавательной активности младших школьников экспериментального класса можно сделать вывод о том, что проведение опытно-экспериментальной работы, которая заключалась в развитии познавательной активности, имеет положительную динамику.
Заключение В процессе работы над темой исследования, на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что для активизации познавательной активности младших школьников очень важную роль играет сам учитель, а так же те приемы и методы, которые он использует на уроках Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактические игры, познавательные задания позволяют не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что указанные приемы и методы могут быть использованы как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Уровень развития познавательной активности у детей зависит от того, насколько правильно учитель сможет: - создавать на уроке атмосферу доброжелательности; - использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету; - концентрировать внимание на главном в учебном материале; направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата; - осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса; - избегать перегрузки учащихся; - принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей. Список литературы 1. Вдовиченко В.М., Ковальчук Т.А. Человек и мир. 1 класс. – Минск: Народная асвета, 2012. 2. Вдовиченко В.М., Ковальчук Т.А., Папкович В.А. Человек и мир. 2 класс. – Минск: НИО, 2011. 3. Вдовиченко В.М., Ковальчук Т.А. Человек и мир. 3 класс. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2012. 4. Образовательный стандарт учебного предмета «Человек и мир» ( I–V классы) Минск: Национальный институт образования, 2009. 5. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глобова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006. С.– 528. 6. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. I – IY классы. Минск: Национальный институт образования, 2009. 7. Бахир, В.К. Развивающее обучение // Начальная школа - 2004.-№ 5.-С.26-30. 8. Буряк, В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К.Буряк // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 71–78. 9. Вайс, В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. - 2005.- С.217. 10. Горенков, Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Л.В. Занкова // Начальная школа. - 2004. - № 2. - С.44. 11. Кайнова, А.Л. Особенности использования игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / А.Л.Кайнова // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся – преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.– Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 80 – 84. 12. Колоцей, М.В. Методы и формы активации познавательной деятельности младших школьников в процессе школьного обучения// Мат.конференции «Полесский регион и наука 21 века». МГПУ, 2006. –С.41-43. 13. Кульбякина, Л.Я., Зотова Т.Н. Вопросы в методике преподавания математике // Начальная школа. - 2004.–С.84;422 14. Метельский, И.В. Как поставить перед учащимися учебную задачу // Начальная школа. - 2004.–С.87. 15. Осипова, М.П., Качановский, Н.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников. Минск, Народная асвета, 1987. -111с. 16. Столяренко, Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д; «Феникс», 2005. –С.75. 17. Тишук, Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся / Я.В.Тишук // Конструирование оптимального образовательного пространства «учащийся – преподаватель»: проблемы и находки: материалы науч. практ. конф., Лида, 14 ноября 2007г / ГрГУ им. Я.Купалы; отв. ред. А.В.Богданович.– Гродно: ГрГУ, 2008. – С. 185-190. 18. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебной деятельности. - М: Просвещение, 1971. –С.123
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2126)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |