Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация управленческого учета



2016-01-02 868 Обсуждений (0)
Организация управленческого учета 0.00 из 5.00 0 оценок




Построение системы действенного управленческого учёта довольно сложная задача, поскольку он является составной частью системы управления предприятием. Изначально руководство фирмы должно определить круг вопросов, решаемых при условии внедрения управленческого учёта, и осознавать, что успешная деятельность фирмы зависит не только от общей системы управления, но и от достоверной информации, содержащейся в системе управленческого учёта. Каждое предприятие стремится стать более благополучным, чем его конкурент, поэтому тайны организации внутрифирменного управления стараются не раскрывать. В какой-то степени эта область учёта считается секретной, конфиденциальной, что отмечали и видные российские ученые в области управленческого учёта (В.Ф. Палий, С.А. Николаева, М.А. Вахрушина, Н.Д. Врублевский и др.) в своих работах [19].

Можно отметить две главные особенности управленческого учёта: ориентация на пользователя информации и оперативность предоставления данных. Ориентация на пользователя информации – определённого менеджера организации – характеризует сущность управленческого учёта. Потребности менеджеров в информации для принятия решений и контроля будут зависеть, во-первых, от функциональной области, в которой они специализируются, во-вторых, от их положения в организационной структуре предприятия. В связи с этим система управленческого учета в конкретной организации может быть построена различными способами, учитывающими указанную специфику [20, с. 25].

Вторая особенность управленческого учёта – оперативность – обусловлена тем, что информация, необходимая для принятия решений и контроля, будет полезна только в том случае, когда она своевременно передается пользователям.

При построении сложных систем управленческого учета, охватывающих все уровни управления, требование оперативности диктует необходимость автоматизации учётных процедур, поскольку ручная обработка данных не позволяет обеспечить своевременность получения информации.

Проанализировав зарубежный и отечественный опыт, можно выделить три основные цели организации системы управленческого учёта как части информационной системы учёта в современном бизнесе: реализация концепции контроллинга, который дает управленческую информацию для планирования, контроля, оценки и непрерывного усовершенствования организации; проведение финансово-экономических расчётов, формирования базы обоснования эффективных управленческих решений; калькулирование себестоимости услуг, продуктов и прочих объектов затрат для удовлетворения информационных нужд финансового менеджмента как системы управления прибылью предприятия через управление затратами. Каждое предприятие, исходя из перечисленных целей, может выбрать для себя наиболее приоритетное направление и, приняв его за основу, строить свою модель системы управленческого учёта.

Из задач, которые призвана решать система управленческого учёта, можно выделить наиболее важную – помочь менеджменту предприятия управлять бизнесом.

Управленческая информация в отличие от просто собранных данных не является избыточной, она более полезна и ориентирована на конкретного пользователя, способного воспринимать ценность этой информации. Организованная система управленческого учёта трансформирует обычные данные в управленческую информацию.

Есть пять критериев, с помощью которых на практике можно всегда отличить управленческую информацию от обычной: форма подачи информации – сведения должны быть понятны конкретному получателю; периодичность – подача информации должна поставляться регулярно, но по мере необходимости; точность информации – приемлемый компромисс между надёжностью данных и своевременностью их представления; четкое определение ответственности конкретного сотрудника за подготовку управленческой информации в указанной форме с определенной точностью (достоверностью) и её передачу в положенное время получателю; рентабельность – польза от всей цепочки формирования управленческой отчётности (данные – сводки – отчеты – сводный отчет) должна превышать затраты на её осуществление.

В управленческим учёте должен быть реализован не только системный, но и ситуационный подход. Основой ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время. Конкретная специфика условий, в которой работает компания, накладывает отпечаток на выбор тех альтернатив, которые наилучшим образом позволяют достичь ей своих целей в сложившейся ситуации.

Система управленческого учёта специфична для отдельных предприятий, различных видов бизнеса. Эта специфика определяется:

1. технологией бизнеса в целом и конкретного вида деятельности в частности. Например, для непрерывного производства основная классификация затрат для определения финансовых результатов деятельности будет подразумевать их деление на постоянные и переменные издержки. Для позаказного производства основное деление будет на прямые и косвенные по отношению к заказу издержки;

2. нормативной базой конкретного вида бизнеса. Например, в одних случаях есть разработанные нормативы затрат на используемые материалы и сырье, поэтому калькулируется нормативная себестоимость произведенной продукции. В других случаях таких нормативов нет и соответственно осуществляется калькуляция фактической себестоимости произведенной продукции;

3. учетной политикой предприятия и правилами учета затрат на конкретный вид деятельности или объект затрат;

4. организационной структурой предприятия. Есть два принципиальных отличия в технологии бизнеса и организационной структуре компании, которые проявляются в организации двух различных типов систем управленческого учета;

5. ориентацией системы управленческого учета. Данная система при функционально-ориентированном управлении предусматривает максимизацию результатов деятельности всей организации за счет четкой, налаженной работы отдельных ее подразделений – центров ответственности. Модель взаимосвязи составляющих системы управленческого учета Система, управленческого учета не может существовать на предприятии сама собой, без участия человеческого фактора, не занимая определенного места в организационной структуре. Для того чтобы определить точное место управленческого учёта в системе управления предприятия, необходимо первоначально разобраться со структурой управления в целом. А потом в зависимости от организационной структуры, определить место управленческого учёта и анализа в ней, то есть либо изменить выбранную структуру, либо изменить ее тип [21].

Реализация функций управленческого учёта и контроля осуществляется на основе использования управляющими всех уровней специально подготовленной информации. Обычно система управленческого учёта функционирует в рамках существующих организационных структур предприятия: линейно-функциональной, дивизиональной или матричной.

В рамках линейно-функциональной структуры управления главные подразделения предприятия осуществляют основную деятельность по выпуску товарной продукции и услуг, а специализированные функциональные службы, например отдел маркетинга, экономический отдел, служба НИОКР, отдел кадров, бухгалтерия, выполняют функции, обеспечивающие нормальную или обусловленную действующим законодательством работу, без которой невозможно функционирование всей организации. При линейно-функциональной структуре управления управленческий учёт и контроль организуется по вертикали, когда вышестоящий управляющий контролирует деятельность нижестоящего менеджера. Такая система управления существует на большинстве наших предприятий. Она характеризуется высокой степенью централизации контроля всех сторон деятельности организации и во многом унаследована от командной системы управления.

Её достоинство состоит в сравнительной обозримости результатов управленческой деятельности, в коллективной ответственности за упущения, в подотчетности нижестоящих звеньев управления вышестоящим. В системе управленческого учёта в этом случае требуется формирование информации не только о затратах и результатах собственной деятельности менеджера, но и структур и подразделений, находящихся в его подчинении.

Недостаток линейно-функционального управления – в необходимости согласования важнейших решений с более высоким руководством, в сковывании инициативы управляющих низшего звена, в отсутствии их желания брать риск на себя.

В условиях дивизиональной (штатной) структуры менеджер внутризаводского подразделения (центра затрат, прибыли, инвестиций) осуществляет контроль текущей деятельности своего дивизиона на основе данных о величине выручки, затрат, полученной прибыли. Центральные службы управления организацией контролируют лишь конечные или независящие от данного подразделения показатели прибыли, эффективности инвестиций и других целевых источников финансирования. Централизованным остается контроль за осуществлением единой учётной и налоговой политики в рамках компаний, а также за финансовыми вложениями и выполнением стратегических решений по перспективному развитию организации.

Управленческий учёт в рамках дивизиональной структуры замыкается в основном на внутрифирменных подразделениях и подготовке специализированной информации для стратегического менеджмента.

Достоинством такой системы управления является её существенно большая демократичность и ответственность за принимаемые решения. При матричной системе управления функциональные подразделения наделяются максимумом прав и ответственности. Конечные производственные и сбытовые подразделения выступают в качестве центров прибыли, функциональные отделы и промежуточные производственные подразделения рассматриваются как центры затрат, а каждый проект капитальных вложений учитывается как центр инвестиций. Менеджеры соответствующих подразделений осуществляют контроль издержек и качества выполняемых работ, эффективности использования трудовых, материальных и денежных ресурсов и, кроме того, контролируют расходы на содержание собственных отделов и служб. При централизованной организации управленческого учёта и линейно-функциональной системе управления данные учета формируются и поступают прежде всего в службу контроллинга, производственную или управленческую бухгалтерию, которые сообщают функциональным подразделениям лишь об отклонениях от нормального хода выполнения или работы по экономическим критериям, т.е. прежде всего по осуществленным затратам и полученным результатам. Специализированная служба занимается анализом информации управленческого учёта, разрабатывает рекомендации и проекты решения по результатам такого анализа [6]. Одним из важных этапов организации бухгалтерского управленческого учёта на предприятии является выбор варианта ведения учета на предприятии.

Выбор варианта ведения бухгалтерского управленческого учёта зависит от таких факторов, как размер предприятия, степень централизации учёта, организационная и производственная структура предприятия и пр. В настоящее время существует несколько основных способов организации управленческого учёта.

Варианты формирования системы управленческого учёта могут быть самые разнообразные: автономный учёт, интегрированный, вариант дуализма или монизма. Однако базироваться они должны на принципах:

1. согласованность с общими принципами формирования организационно-производственной структуры управления;

2. использование имеющейся информационной базы;

3. соответствие целей и задач управленческого учёта стратегии деятельности предприятия;

4. доходы от внедрения управленческого учёта должны быть значительно выше, чем затраты на организацию учета [19].

Инструкция по применению Плана счетов [17] рекомендует использовать сч. 20 – 29 для группировки расходов по статьям, местам возникновения и другим признакам, а также для исчисления себестоимости продукции (работ, услуг).

Возможные варианты организации управленческого учёта и его взаимодействия с системой финансового учёта рассматривались В.Б. Ивашкевичем, Е.А. Мизиковским, С.А. Николаевой, В.Ф. Палием, Л.З. Шнейдманом и другими авторами.

Интегрированное ведение учёта. Единая система счетов – традиционный вариант для российского бухгалтерского учёта. Он хорошо знаком и применяется на практике. Конечный результат деятельности организации определяется путем вычитания из выручки от продаж (без НДС) расходов на продажу и присоединения к полученному результату разницы прочих доходов и расходов. Для выявления финансового результата в пределах года в этом случае требуется закрытие всех основных счетов бухгалтерского учёта. Интегрированная система обычно функционирует без использования специальных счетов управленческого учёта, а используется единая система счетов и бухгалтерских проводок. Для целей управления она группирует информацию финансового учёта в специальных накопительных регистрах, дополняя её своими данными и результатами расчётов.

Для сохранения коммерческой тайны на счетах бухгалтерского учёта регистрируется лишь сальдо, а обороты, показывающие хозяйственные операции, отражаются в системе управленческого учёта.

Такой вариант учётной технологии предполагает, что счета управленческого и бухгалтерского учёта, отражающие затраты на производство, ведутся в бухгалтерском учёте без обособления калькуляционных счетов в систему управленческого учёта. При этом обеспечивается прямая корреспонденция счетов расходов и доходов управленческой бухгалтерии с контрольными счетами бухгалтерского учёта.

Дальнейшее совершенствование интегрированной системы связано с выделением для каждого элемента затрат специальных счетов управленческого учёта.

Для целей управления учёт расходов организуется по статьям затрат, перечень которых предприятие устанавливает самостоятельно.

В интегрированной системе учёта задача взаимодействия бухгалтерского и управленческого учёта сводится к следующему. Внутренний бухгалтерский учёт реорганизуется в основную информационную базу по формированию альтернативных управленческих решений, основываясь на требованиях утверждённой политики.

Предложенное построение интегрированной системы учёта не потребует значительных дополнительных затрат, так как существующая на предприятии бухгалтерская служба кроме традиционной задачи формирования внешней отчетности расширит востребованность имеющейся бухгалтерской информации для внутрипроизводственных целей. Интегрированная система учёта подходит для внедрения управленческого учёта на предприятиях малого бизнеса.

Развитая интегрированная система обеспечивает динамичность учёта, его приспосабливаемость к производственным условиям. Данная система находит применение в небольших организациях, где ограничены возможности контроля затрат и не допускаются различные оценки.

Автономная система широко используется на крупных и средних фирмах, где необходимость детализированного и обособленного управленческого учёта ощущается особо остро. При варианте автономии каждая система учёта (финансового и управленческого) является замкнутой. В Плане счетов предусмотрена возможность реализации варианта с двумя системами счетов. При двухкруговой (автономной) системе каждый вид учёта имеет самостоятельный план счетов или в общем плане выделяют обособленные счета для управленческого учёта, а все остальные используют в финансовой бухгалтерии. Финансовый и управленческий учёт при этой системе могут вестись независимо друг от друга и иметь разные итоговые данные, так как цель и назначение финансового и управленческого учёта различны. В финансовой бухгалтерии затраты группируются по экономическим элементам, в управленческой – по статьям калькуляции. Связь между финансовой и производственной бухгалтерией рекомендовано организовать с помощью, так называемых отражающих счетов, или счетов-экранов. Отражающие счета предназначены для переноса важной для управленческого учёта информации из финансовой бухгалтерии в управленческую, и наоборот. Для учёта расходов на продажу выбраны свободные коды счетов (счета-экраны). Финансовая бухгалтерия занимается лишь синтетическим учётом издержек, а потому содержит информацию об общей сумме расходов на продажу, не учитывая места их возникновения. Управленческая бухгалтерия детализирует эту информацию на счетах расходов на продажу и доходов, отражаемых в финансовой бухгалтерии в соответствии с потребностями управленческого учёта.

В результате получают обобщенную и детализированную информацию о затратах в калькуляционном разрезе, по структурным единицам и другим параметрам. На счетах расходов на продажу по видам товаров расходы группируют и детализируют в разрезе статей, носителей, с выделением нормативных расходов и отклонений от норм. Аналогичную группировку можно произвести и по центрам ответственности. В большинстве случаев их распределяют по местам возникновения. На счетах перераспределения доходов и расходов учитывают данные о переносе всех или части затрат из системы управленческого учёта в финансовую бухгалтерию и обратно. Аналитический учёт на этих счетах ведут нарастающим итогом с начала отчетного года, а по его окончании все счета закрывают. Использование переходных счетов позволяет определить финансовый результат в пределах года в основном поданным управленческого учёта без закрытия всех счетов финансовой бухгалтерии. Этим создаются условия для эффективного бизнес-планирования.

 



2016-01-02 868 Обсуждений (0)
Организация управленческого учета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация управленческого учета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (868)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)