Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп



2016-01-02 904 Обсуждений (0)
Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп 0.00 из 5.00 0 оценок




Сорокин П. А. – выдающийся русский и американский социолог. Разработал теорию соц. мобильности. В теории соц. мобильности он объяснил как происходит перемещение из одного слоя в другой.

Соц. мобильность — это передвижение в социальном положении, изменение статуса людей, происходящее в обществе постоянно. Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое положение — главным образом за счет образования, армии, церковь, бизнес. Наибольший вклад в исследования внес Сорокин, считал, что общество огромное соц. пространство, в котором люди перемещаются как физически, реально, так и условно во мнении окружающих и своем собственном. Для фиксации перемещений он ввел ряд понятий, связанных социология шкалой:

· вертикальные и горизонтальные мобильности (горизонтальные — перемещение без изменения статуса, вертикальные — с изменением статуса);

· индивидуальная и групповая мобильность (групповая происходит тогда, когда положение в обществе изменяется у всей группы, т.е. изменяется ее оценка обществом. В 60-е гг. вырос авторитет физиков;

· восходящая и нисходящая динамика. Восходящая когда повышают свой статус, нисходящая — снижают (после революции нисходящая динамика была характерна для дворян, восходящая — для рабочих и крестьян).

Сорокин пришел к выводу, что соц. мобильность является положительным явлением и свойственно демократическим, динамическим обществам. Исключением является ситуация, когда в состоянии динамического движения, резкой мобильности находится все общество. Это означает кризис, неустойчивость нежелательная мобильность для общества однако другая крайность — противоположная ситуация — никакой мобильности, застой, что свойственно тоталитарным обществам.

Основу классической концепции маргинальности заложило изучение особенностей личности, находящейся на границе различных культур Исследования проводились Чикагской социологической школой. В 1928 году её глава Р. Парк впервые употребил понятие "маргинальный человек". Парк связывал концепцию маргинального человека не с личностным типом, а с социальным процессом. Маргинальность выступает результатом интенсивных процессов социальной мобильности. При этом переход из одной социальной позиции в другую представляется индивиду как кризис. Отсюда ассоциации маргинальности с состоянием "промежуточности", "окраинности", "пограничности". Р.Парк отмечал, что периоды перехода и кризиса в жизни большинства людей сравнимы с теми, которые переживает иммигрант, когда он покидает родину, чтобы искать счастье в чужой стране. Правда, в отличие от миграционных переживаний маргинальный кризис является хроническим и непрерывным, в результате он имеет тенденцию превращаться в тип личности.

В целом маргинальность понимается как:

- состояния в процессе перемещения группы или индивида (смена статусов);

- характеристики социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре.

Россия пережила минимум две крупные волны маргинализации. Первая наступила после революции 1917 года. Из социальной структуры насильственно были выбиты два класса - дворянство и буржуазия, входившие в элиту общества. Новая пролетарская элита стала формироваться из низших классов. Красными директорами и министрами в одночасье стали рабочие и крестьяне. Минуя обычную для стабильного общества траекторию социального восхождения через средний класс, они перескочили одну ступеньку и попали туда, куда не могли попасть раньше и не попали бы в будущем. Путь "из грязи в князи" сохранялся вплоть до начала 70-х годов, когда советские социологи впервые установили, что все классы и слои нашего общества теперь воспроизводятся на собственной основе, т.е. только за счёт представителей своего класса. Так продолжалось всего два десятилетия, которые можно считать периодом стабилизации советского общества и отсутствия массовой маргинализации.

Вторая волна наступила в начале 90-х годов и также в результате качественных изменений социальной структуры российского общества.

Возвратное движение общества от социализма к капитализму привело к радикальным изменениям в социальной структуре. Элита общества сформировалась из трёх пополнений: криминалитета, номенклатуры и "разночинцев". Определённая часть элиты пополнилась из представителей низшего класса: бритоголовые прислужники российских мафиози, многочисленные рэкетиры и оргпреступники часто являли собой бывших пэтэушников и недоучек. Эпоха первоначального накопления, ранняя фаза капитализма, вызвала к жизни брожение во всех слоях общества. Путь к обогащению в этот период, как правило, лежит вне правового пространства. Среди первых начали обогащаться и те, кто не имел высокого образования, высокой нравственности, но вполне олицетворял "дикий капитализм".

Таким образом, радикальные изменения социальной структуры российского общества в 90-е годы связаны с поляризацией среднего класса, расслоением его на два полюса, пополнивших верхи и низы общества. В результате численность этого класса существенно сократилась.

Попав в слой "новых бедных", российская интеллигенция оказалась в маргинальной ситуации: от старых культурных ценностей и привычек она отказываться не хотела и не могла, а новые принимать не желала. Таким образом, по своему экономическому положению эти слова принадлежат к низшему классу, а по образу жизни и культуре - к среднему. Точно так же в маргинальной ситуации оказались представители низшего класса, пополнившие ряды "новых русских". Для них характерна старая модель "из грязи в князи": неумение прилично себя вести и говорить, общаться так, как требовал того новый экономический статус. Напротив, нисходящую модель, характеризующую движение бюджетников, можно было бы назвать "из князи в грязи".

Некоторые специалисты полагают, что маргинальность - это однопоколенное явление, временный фантом. Приехавшие из сельской местности в города маргиналы, но их дети лишь наследуют по инерции некие элементы маргинальной субкультуры. А уже во втором-третьем поколении эта проблема исчезает, и, таким образом, маргинальность преодолевается.



2016-01-02 904 Обсуждений (0)
Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная мобильность. Маргинализация индивидов и групп

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (904)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)