Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Европа - центр мировой социологической мысли



2016-01-02 563 Обсуждений (0)
Европа - центр мировой социологической мысли 0.00 из 5.00 0 оценок




1. О.Конт - основатель социологии.

2. Органическая школа.

3. Концепции «одного фактора»: социальная биология, соци­альная механика, расово-антропологическая и географическая школы.

4. Учение о социальной солидарности Э.Дюркгейма.

5. Понимающая социология.

6. Теории элиты.

Социология в качестве самостоятельной науки об обществе как целостной системе и о развитии и функционировании его элементов - социальных институтов - окончательно сформировалась к середине XIX века. Процесс этот был обусловлен наличием ряда социальных и теоретических предпосылок.

Быстрое развитие капиталистической формации, нарастание динамики социальных конфликтов определили и решающие изменения в социально-философской сфере: формирование основных направле­ний идеологии консерватизма, либерализма и революционного со­циализма и поворот в социальной философии к практическо- при­кладному изучению общества, основанному на достижениях конкрет­ных наук (демографии, социальной антропологии, социальной стати­стики, изучения истории и культуры и т.д.).

Явственно ощущалась необходимость в социальной науке, которая, в отличие от абстрактных метафизических схем социальной фи­лософии, предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, уже собранных более конкретными науками, и на основе этих обобщений дала бы объяснение новым социальным явлениям.

Появление такого объяснения означало для общества формирование нового социального самосознания и тем самым окончательное оформление его как новой капиталистической формации. Новому формирующемуся обществу нужно было зеркало и таким «зеркалом» стала социология.

К моменту возникновения социологии социальная философия уже выработала две теоретические модели, которые стали основани­ем натуралистического и механического подходов в социологии. Во-первых, XIX век дал представление об обществе как развернутой сис­теме и части природы и необходимости построения социальных де­дуктивных конструкций на основе эмпирических наблюдений по типу естественных научных схем.

Во-вторых, XVIII век, век ньютоновской физики, век Просвещения, сравнил общество с машиной («механическая» модель), в кото­рой каждый «винтик» выполняет свою работу (так трактуются разде­ление труда, межличностные связи, обмен).

Таким образом, предпосылки для изучения и теоретического моделирования социальной реальности как самостоятельного предмета были налицо.

1. О.Копт - основатель социологии.

Родоначальником позитивизма в философии и социологии стал французский философ Огюст Конт (1798-1857). Годы его жизни совпали с важным периодом в истории Франции - периодом становления капитализма и социальных потрясений. Социальные конфликты, кри­зис традиционных идеологических систем и напряженные философ­ские искания - все эти события оказали влияние на мировоззрение Конта. Философ, социолог, методолог и популяризатор науки, осно­ватель школы позитивизма и социальный реформатор, предложивший теократическую утопию на основе «позитивной религии человечест­ва», Конт ввел в утопление сам термин «социология». При этом им руководило стремление к научному изучению явлений общественной жизни в историческом и системном аспектах, в отличие от умозри­тельных конструкций традиционной философии, истории, историче­ской фактографии и разрозненных эмпирических обобщений политико-юридической мысли. Главными трудами Конта были шеститомный «Курс позитивной философии» (1830-1842), «Система по­зитивной политики, или Трактат, устанавливающий религию человечества» в четырех томах (1851-1854) и др.

Большое влияние на Конта оказали идеи Сен-Симона, у которого он работал секретарем. Конт выдвинул несколько важных идей. Во-первых, основной его идеей было отделение науки от метафизики и теологии, что стало базой его позитивного метода. Он отрицал фило­софию в старом традиционном смысле этого слова, обвиняя ее в на­учности, т.е. в обращении к таким вопросам, которые в принципе нельзя разрешить, вопросам о сущности вещей. Наука же должна заниматься открытием законов, понимаемых как постоянные, повторяющиеся связи между явлениями.

Право на существование имеет лишь позитивная философия, которая является систематизацией наук, того, что есть «научного» в науках. Она не имеет ни своего предмета, ни своего метода, отличного от методов науки. Чтобы изложить позитивную, нужно изложить всеобъемлющую систему наук, включающую анализ их предметов, методов, законов, сходств и отличий. В этом состояла вторая важ­ная идея Конта. Система наук представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к высшему, от общего к специфическому. Каждая после­дующая ступень в развитии знания - наука более высокого порядка - подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая, однако, недостаточна для объяснения специфического со­держания науки более высокого ранга. Иерархия основных - абст­рактных наук выглядит так: математика - астрономия — физика - химия - биология - социология. Из этой схемы следует, что со­циология основывается на законах биологии и без них невозможна, но имеет сверх того нечто особенное, связанное со спецификой воз­действия индивидов друг на друга. Социология (или первоначально «социальная физика»), по Конту, является теоретической дисципли­ной, занимающейся позитивными (т.е. научными, по Конту) иссле­дованиями фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам. Появление социологии означало победу над схоластикой прежних эпох и наступление позитивной стадии развития человече­ского ума. «Закон грех стадии», исторического развития является еще одной важной идеей Конта. Этот закон является одновременно и логическим и историческим законом. А под стадиями подразумева­ются одновременно и стадии развития человеческого разума (разума индивида и разума человечества) и стадии исторического развития социальной организации. Сначала и человек и общество проходят теологическую стадию, где господствуют фикции, не имеющие до­казательств. Исторически этой стадии соответствует военноавтори- тарный режим родоплеменного общества. Завершение эта стадия по­лучает в «католическом и феодальном режиме». Вторая, метафизи­ческая, стадия означает преобладание абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. Исторически она занимает период 1300- 1800 гг. и является переходной эпохой, для которой характерно раз­рушение старых верований фундамента общественного порядка. Ре­формация, философия Просвещения, Французская революция - тако­вы ее важнейшие события.

Позитивная же - третья - стадия начинается с распространения наук, роста их общественного значения и создания теории позитивизма, причем позитивизм с течением времени становится для Конта чем-то вроде религии, практического мировоззрения, определяющего все существование человека. У позднего Конта возникает культ чело­вечества как единого «Великого существа», в котором должен рас­твориться каждый отдельный человек. Этому новому обществу должно соответствовать появление новой элиты творческих лично­стей, которая будет охранять новый культ, а также целая система но­вых обрядов.

В смене этих исторических стадий заключается, по Конту, общественный прогресс, а позитивная стадия, соответственно, означает высшую ступень этого исторического развития по восходящей линии. Эту позитивную теорию общественного прогресса и развития обще­ства от одной стадии к другой Конт назвал социальной динамикой. Вместе с социальной статистикой она составляет социологическую науку.

Предметом социальной статистики является природа социальной связи, т.е. взаимоотношение сохраняющихся при всех ис­торических условиях элементов социального организма. Социальная статистика - это теория общественного порядка, органи­зации, гармонии социальных элементов. Общество рассматривает­ся Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Это понимание общества у Конта по сути соответствует понятию системы, и Конт, таким обра­зом, стал родоначальником системного подхода в социологии.

Понимание структуры общества носит у Конта консервативный характер. Все общественные институты он рассматривает, прежде всего с точки зрения их общественных функций и их роли в деле социальной интеграции социального «согласия», кооперации. Особенно большую роль в этом он придавал семье и социальной роли женщи­ны.

Все эти положения составляют содержание контовской социологии. К социологическим методам, т.е. методам изучения общества он относил: наблюдение, экспериментальный, сравнительный и истори­ческий методы.

При всем том, что в социологии Конта было много метафизических,- недиалектических идей, все же его представление о социологии как науке, конкретно, фактически и научно изучающей, дали прочный и долговременный импульс развитию социологии.

3. Органическая школа

Органической школой западной социологии конца XIX нача­ла XX в. называется направление, рассматривавшее общество как аналог природного организма и пытавшееся объяснить социальную жизнь посредством прямой проекции биологических закономерно- 100 стей. Органическая школа имела глубокие корни в истории - сравне­ние общества с организмом использовалось многими авторами (Пла­той, Т.Гоббс, О.Конт, Г. Спенсер и др.). В отличие от предшествен­ников, сторонники органической школы утверждали, что общество и есть организм и занимались поиском все новых аналогий между об­ществом и организмом. По мнению П.Ф. Лименфельда, торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в орга­низме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. А.Э. Шеффле анализировал экономическую жизнь общества как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя поня­тие «социальное тело».

Методологической ориентацией органической школы был органицизм, отождествляющий общество с организмом. Придя на смену социальному механизму, рассматривающему общество как агрегат элементов, исследуемых независимо друг от друга, социальный организм рассматривает общество в динамике, как состоящее из раз­нородных элементов, обладающих относительной автономией, но действующих согласованно и управляемых единым принципом. Главным его тезисом является параллель между человеческим орга­низмом и организацией, обеспечивающей функционирование обще­ственного организма.

На рубеже XVI1I-XIX вв. эта идея органического единства общества была подхвачена теми мыслителями, которые стремились к пре­одолению растущей идеологической и социально-политической диф­ференциации общества на основе органической солидарности всех его частей. Среди этих мыслителей были и основатели позитивизма - О.Конт и Г.Спенсер. Так, Спенсер сравнивал социальную систему с организмом, подлежащим закону эволюции. Помимо сходства он подчеркнул и различия: в социальном организме части сосуществуют, оставаясь раздельными, они способны на чувства, мысли и т.п.

Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог-позитивист, вслед за Контом стал одним из основоположников со­циологической наук. Спенсер был виднейшим представителем нату­ралистической ориентации в социологии и рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. В подходе к изуче­нию общества главной для него была идея эволюции, сущность кото­рой он видел в переходе от гетерогенности к гомогенности, возрас­тающей связности и специфической определенности. Эта идея была стержнем главного труда Спенсер «Основание социологии».

По Спенсеру, процесс развития («разрастания») любой единицы сопровождается прогрессирующей дифференциацией их структур и функций: чем более развит организм, тем более он сложен. Далее, как только его части становятся непохожими друг на друга, они начинают взаимозависеть друг от друга. Так, в простых обществах, где составные части однородны, они могут легко взаимоизменяться. В сложных же обществах неудачные действия одной части не могут быть ком­пенсированы другими. Поэтому сложные общества более уязвимы и хрупки по своей структуре, чем их более ранние предшественники. Возрастающая взаимозависимость элементов в сложных обществах и, следовательно, уязвимость, привносимая этой взаимозависимостью, делает необходимым создание некоей регулирующей системы, кото­рая контролировала бы действия составляющих частей и их коорди­нацию. Такая координация аналогична координации в живом орга­низме.

Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Напри­мер, он выделял общества «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и общества «индустриальные», где кон­троль и централизация слабее.

Со временем спенсеровская концепция «однолинейной» эволюции, т.е. непрерывною поступательного движения обществ модифи­цируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, пред­полагающей в отдельных случаях даже возможность социальной де­градации.

Эволюционно-исторический подход в изучении общества соединяется у Спенсера со структурно-функциональным и систем­ным: социальный организм, по Спенсеру, состоит из трех глав­ных «систем»: «регулятивной», «производящей средства для жизни» и «распределительной». В этом отношении социологиче­ская теория Спенсера является предшественницей структурного функционализма. Он первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. Изменения в структуре, по его мнению, не могут происходить без изменения функций: увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает в них прогрес­сирующую дифференциацию социальной активности, естественное разделение труда.

Большое место в его теории общества занимает разработка темы социального контроля и его институтов (государства и церкви).

Всякий социальный институт, по Спенсеру, представляет собой устойчивую структуру социальных действии, которые и изу­чает социология.

Важную социальную роль играет также социальный институт церемоний.

Историческим источником классовых различий Спенсер считает завоевание. Еще одной его идеей была поддержка дарвиновских представлений о естественном отборе наиболее приспособленных. Спенсер перенес это представление на социальную почву, утверждая, что в связи с тем, что увеличение населения стимулирует все боль­шую социальную активность, выживут лишь те, кто превосходит дру­гих в интеллектуальном отношении.

3. Концепции «одного фактора»: социальная биология, социальная механика, расово-антропологическая и географическая школы.

К натуралистическому направлению в социологии принадлежат концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естественных наук. Большинству этих теорий свойственно игнорирование сложной диалектики общественного развития, вульгарно- материалистическое истолкование ее закономерностей, отрицание сознательного и целенаправленного характера человеческой деятель­ности, а позитивной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и строгую систему знания, аналогичную теориям развитых естественных наук. В западной социологии XIX - начала XX века существовали две главные формы натурализма - со­циал-биологизм и социальный механизм. Сторонники механизма пытались объяснить общественную жизнь и поведение человека, рас­пространяя на них закономерности, установленные в физических нау­ках. Представителям этих теорий был присущ антиисторизм, спеку­лятивный и умозрительный характер теоретических построений и общая консервативная направленность. К этому направленно при­надлежала, например, концепция В.Парето. Господствующим же на­правлением в социологии того периода был биологизм. Представите­ли этого направления стремились познать законы функционирования и развития общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией в целом. В биолого-эволюционных школах социальную эволюцию (развитие) стали рас­сматривать как продолжение или составную часть биологической эволюции.

Выдвижение на первый план тех или иных природных факторов или движущих сил социального развития, иногда методологических образцов определенной естественной науки, служит основанием для классификации натуралистических школ. Так, биоорганическая шко­ла особое значение приписывала структуре социально целого, расово антропологическая - влиянию биологической природы человека, его расовых черт и генотипа на общественную жизнь, социальный дарвинизм - борьбе за существование и естественному отбору, географиче­ская школа - географической среде и пространственному размеще­нию людей.

Как уже говорилось, виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Г.Спенсер, для которого эволюция является универсальным процессом, объясняющим все из­менения как природной всеобщности, так и самых частных социаль­ных и личностных феноменов. Он был сторонником так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривал об­щество как единый биологический организм.

Другая натуралистическая школа - социальный дарвинизм - пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора, выживания наиболее приспособ­ленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т.п. Центральной идеей социал-дарвинизма была попытка объяснить все социальные явления и действия указанием на лежащие в их основе природные силы человека и свести (редуцировать) основные движу­щие силы человека к его инстинктам и потребностям. «Борьба за вы­живание» и естественный отбор становились универсальными объяс­нениями социальной эволюции и социальных изменений (JI. Гумпилович).

Однако на уровне социально-политических интерпретаций этих постулатов представители социал-дарвинизма зачастую принадлежали различным и даже противоположным идеологиям. Среди них бы­ли консерваторы (Т.Мальтус), предлагавшие меры для сохране­ния социальной иерархии, и либералы (Г.Спенсер), которые, упо­добляя экономическую конкуренцию естественному отбору, счи­тали ее источником индивидуализма и стихийной конкуренции в обществе. Самые реакционные варианты социал-дарвинизма связаны с расизмом, евгеническими теориями, утверждавшими взаимосвязь расового и классового неравенства, разделение общества на полно­ценных и неполноценных членов, и с концепциями, утверждавшими первичную роль иррациональных факторов в коллективном поведе­нии.

Расово-антроӀЮлогическая школа - реакционное течение в западной социологии второй половины XIX - начала XX века: разновидность натуралистического, биологического направлений в соци­альной мысли.

Основные положения этой школы сводятся к следующим:

1) социальная жизнь и культура являются результатом действия расово-антропологических факторов;

2) расы, т.е. множества людей, объединенных общими наследственными физико-антропологическими признаками, являются ос­новными субъектами социально-исторических процессов;

3) расы не равны между собой в отношении интеллектуальных, творческих и других способностей;

4) расовые смешения вредны с точки зрения социального и культурного развития;

5) социальное поведение человека целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью.

Взгляды этой школы разделяли Ж.А.Гобино, Х.Чемберлен, Т.В.де Лапуж, О.Аммон, Л.Вольтман.

Жозеф Артур Гобино (1816-1882) был активным защитником «чистоты расы», причем единственной цивилизованной расой счи­тал белую. Именно она определяла ход истории. Черная же и желтая расы стоят значительно ниже по рациональности, самоконтролю и героическому духу. Белая раса изначально по своей природе владела монополией на красоту, ум и силу. Но и она внутри себя неоднородна и представлена тремя вариациями: «хамиты», «семиты» и «яфетиды». Первые две оказались менее стойкими и быстро смешались с черной расой, из яфетидов Гобино превозносит «семейство арийцев», с которыми он связывает все лучшее, что есть на Земле. Это прирожденная «раса владык», физически наиболее сильная и привлекатель­ная, ей свойственны исключительная энергия, бесстрашие и созида­тельный гений. Арийцы всегда заботились о сохранении чистоты сво­ей расы. Причем, зачастую Гобино, утверждая это, совершенно не смущался собственной произвольностью в истолковании историче­ских фактов.

В работах О.Аммона и Т.В.де Лапужа, основанных на ложном истолковании антропометрических данных, содержалась попытка установления прямой зависимости между классовой принадлежностью и антропологическими параметрами индивидов. Это направле­ние носило название антропометрии.

Л.Вольтман был одним из ранних идеологов национал-социализма и приписывал все достижения мировой культуры влия­нию «германской расы».

К научной социологии расово-антропологическая школа, безусловно, не принадлежит. Многие идеи ее представителей стали осно­вой идеологии национал-социализма.

 

4. Учение о социальной солидарности Э.Дюркгейма.

Одной из важнейших фигур в становлении социологии как науки в конце XIX- начале XX века является Эмиль Дюркгейм (1858-1917), создатель так называемой французской социологической школы.

Теоретико-методологической концепцией, на базе которой развивалась вся система взглядов Дюркгейма, был социологизм, кото­рый в противоположность индивидуалистическим концепциям ут­верждал принцип специфичности и автономности социальной реальности, более того, ее примата и превосходства над индивидами. В методологическом плане для социологизма характерен принцип объективного научного подхода к социальным явлениям, требование объяснения социального другим социальным и в связи с этим - критика биологического и психологического редукционизма (в частно­сти, взглядов Г. Тарда). Социологизм вел, в конечном итоге, к наде­лению общественного сознания такого рода качествами, которые пре­вращали его в почти самостоятельный феномен, порождающий обще­ственную жизнь как таковую. И, несмотря на то, что социальная жизнь, по Дюркгейму, возникла в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации, Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами.

Признание независимого от субъекта существования социальных фактов и рассмотрение их в качестве «вещей», которые нужно исследовать объективными метолами, означало, по Дюркгейму, следование принципам естественных («позитивных») наук.

Особая социальная реальность, то общее, универсальное, что превращает отдельных индивидов в часть социального целого, безраздельно господствует в обществе и диктует свои установления от­дельному человеку в виде общественных «ожиданий», требований, принципов морали. Индивидуальное сознание, таким образом, выступает как подчиненный, вторичный феномен, находящийся в зависи­мости от первичных объективных социальных фактов, т.е. явлений социальной среды. Социальным фактом является всякий образ дейст­вия, четко определенный или нет, но способный оказывать на инди­вида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, не зависимое от него. При рождении индивид нахо­дит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные ве­рования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие неза­висимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований суще­ствуют самостоятельно, объективно и, как следствие этого, оказыва­ют на индивидов давление, принуждая к определенному действию.

Каждый человек, таким образом, ощущает на себе социальное при­нуждение.

Это особая социальная реальность. Рассмотрение социальных фактов и составляет предмет социологии, которая помогает нам проникнуть в эту реальность через обобщение согласно определенной методике частных явлений и индивидуальных фактов поведения людей. Социальные факты должны быть рассмотрены объективно, на основе объективных данных, например, статистики самоубийств. Социология, по Дюркгейму, занимает центральное место среди общест­венных наук.

Социологизм Дюркгейма давал возможность обосновать идею общественной солидарности, которой было посвящено все его творчество. Вопрос о том, каковы те связи, которые объединяют людей друг с другом, конкретизировался как определение природы и функций социальной солидарности в современном развитом общест­ве, в отличие от примитивных или традиционных обществ, а также как объяснение исторического перехода от одной общественной фор­мы к другой.

По Дюркгейму, главной силой, созидающей общество как це­лое и способствующей его сохранению, является разделение тру­да, т.е. профессиональная специализация. Именно оно создает общественную связь в современном, утратившем силу религиозного сознания обществе.

Дюркгейм строил дихотомию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе и была основана на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций. Органическая солидарность характерна для современных обществ и основана на разделении труда. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависи­мость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них не­совершенен в отдельности, функцией общественного разделения тру­да является интегрирование индивидов, обеспечение единства соци­ального организма, формирование чувства солидарности. Дюркгейм рассматривает солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Отсюда, согласно Дюркгейму, морально и само разделение труда. Антагонизм труда и капитала, моральный и экономический кризисы капитализма социолог считал отклонением от нормы, результатом недостаточной отрегулированности отношений между главными классами. Разделение труда — это тот механизм, который в современном обществе, утратившем силу кол­лективного, общего сознания, создает идею, желаемую обществен­ную связь, общественный порядок, солидарность между классами. Именно поэтому разделение труда морально.

Все те институты, которые распространяют в обществе мораль­ные и солидаристикие ценности, способствуют укреплению солидар­ности. Мораль является основным общественным регулятором, и со­циальные институты воспитания исполняют ведущую роль в функ­ционировании общества тем, что внедряют в жизнь солидаристские ценности.

Моральным пафосом пронизан и такой важный раздел социологии Дюркгейма, как социология религии. Он обожествлял социаль­ную реальность как систему верований и практик, санкционирован­ных обществом, которые должны быть направлены на укрепление солидарности.

Важным условием и средством укрепления социальной солидарности является достижение соответствия выполняемых функций способностям и наклонностям работающих.

Таким образом, свобода, равенство, братство в представле­нии Дюркгейма - основы общественного устройства высшего типа, которому приблизилось современное промышленное обще­ство. Для этого необходимо ликвидировать извращение в разделении труда.

Дюркгейм положил начало разработке в западной социологии понятия функции, что в более поздний период вылилось в существование функционального подхода и структурно-функционалистской теории. Понятие функции он позаимствовал из биологии и у него оно означало, что функция социального явления или института состоит в налаживании соответствия между институтом и некоторой потребно­стью общества как целого. Функция, таким образом, выражает идею связи, отношения.

Основными работами Дюркгейма являются «Правила социологического метода» (1895»), «Самоубийство» (1897) и др.

5. Понимающая социология

Позитивизму и натурализму в социологии конца XIX - начала XX века противостояло такое теоретико-методологическое направле­ние, как понимающая социология, сосредотачивающаяся на анализе значимых, смысловых элементов социальной жизни.

Понимающая социология ведет свое происхождение от идей философии жизни и неравенства, а в ее современной версии отразилось влияние феноменологии и лингвистической философии. Основополагающую идею этого направления сформировал немецкий философ В.Дильтей (1833-1911), разграничивший в своей философии природу и общество как онтологически чуждые друг другу сферы. Общество, полагал он, конституируется индивидами в их духовном бытии. От­сюда делался вывод о необходимости специфического метода позна­ния в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественно­научного цикла. Общество, как человеческое порождение, выступает в качестве объекта наблюдения, должно открываться внутреннему чувству человека. В дальнейшем, несмотря на существенные разли­чия во взглядах представителей этого направления, для каждого из них оказывается в большей или меньшей степени характерно призна­ние специфического метода и специфического объекта познания в социальных науках. Понимание, прямое постижение противопостав­ляется свойственному естественным наукам непрямому, выводному знанию и объяснению.

Близок был к идеям понимающей социологии немецкий социо­лог Георг Зиммель (1858-1918), который также подчеркивал отличие наук об обществе, где применяется социологический метод, и наук о природе. В качестве методологии социальных наук Зиммель также утверждал понимание, т.е. «вчувствование» исследователя в предмет познания.

Целью же социологического метода, по Зиммелю, является то социологическое видение, которое недоступно другим наукам, а именно выявление в совокупном предмете социальных наук чистых форм «социации», или общения, за которым должны последовать систематизация, психологическое обоснование и описание их развития.

В духе понимающей социологии оценивал значение понимания для метода социологии и немецкий социолог М. Вебер. Он призна­вал интерпретирующую функцию социологии, но при этом результат понимания являлся только гипотезой, а для того, чтобы стать науч­ным положением, он должен быть проверен объективными научными методами.

Продолжавшая традиции понимающей социологии феноменологическая социология А.Шюца сделала понимание не столько специфическим методом социальных наук, сколько универсальной предпосылкой всех и всяческих социальных взаимодействий и фор­мирующихся на их основе социальных структур и институтов.

Еще одной чрезвычайно важной фигурой классического периода западной социологии является Макс Вебер (1864-1920). Его основ­ные работы: «О категориях понимающей социологии» (1913), «Протестанская этика и дух капитализма» (1904-1905), «Хозяйство и общество» (1921) и др.

Социолог ия Вебера опирается на методологическую концепцию «понимания» как особого метода общественных наук, не сводимых к наукам естественным. Вебер считал, что суть всех форм социаль­ной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы са­ми же их и наделяем. Соответственно и методом изучения этого субъективного смысла должно быть «понимание» - субъективная процедура «вчувствования» исследователя в предмет исследования. Именно понимание становится методом раскрытия сущности социальной реальности. Однако Вебер утверждал рационалистический характер операции «понимания» - это, скорее, систематическое и точное исследование, чем просто «переживание» текста или социального феномена. Рациональность «понимания» соответствует рацио­нальности социального, а социальные действия соответствуют некое­му образу, который, в свою очередь, выражает суть общественного интереса эпохи, или идеального типа. При этом социология как раз и становится наукой об идеальных типах (т.е. идеальных моделях, образцах), которые реализуют социальные действия людей.

Понятие идеального типа было важным вкладом Вебера в социологию.

Идеальный тип представляет собой искусственно сконструированное понятие; позволяющее выделить основные черты исследуемо­го социального феномена (например, идеально-типическое военное сражение должно включать в себя все основные компоненты, прису­щие реальному сражению и т.п.). Идеальный тип возникает индук­тивно из реального мира социальной истории, а не из абстрактных теоретических построений. Он не должен носить ни слишком общего (например, история религии в целом), ни слишком частного ( индиви­дуальный религиозный опыт) характера. Идеальным типом может быть некоторый промежуточный феномен (в религии - это отдельное направление: кальвинизм, методизм, баптизм). Это преувеличенно выпуклое отображение того основного, что свойственно реальному феномену. По мнению Вебера, чем более преувеличен идеальный тип, тем выше его эвристическая ценность, тем более он полезен для кон­кретного исторического феномена. Причем понятие это не статиче­ское, а динамическое: поскольку общество и интересы его исследова­телей постоянно изменяются, необходимо развивать новые типоло­гии, соответствующие изменившейся реальности. Таким образом, идеальный тип представляет собой теоретическую конструкцию ре­зультата мыслительной деятельности ученого-социолога, который использует его как образ-схему, способ систематизации и упорядоче­ния конкретного материала эмпирического исследования, своеобраз­ное узловое понятие (например, капитализм, город, экономический человек и т.д.)

Основной социологической теорией Вебера является концепция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. Его интересовало действие, включающее мыслительные процессы и осуществляющее посредничество между стимулом и реакцией, т.е. действие имеет место в том случае, когда индивиды субъ­ективно осмысливают свои проступки и присутствует осмысленность человеческого поведения, его ориентированность на ожидания дру­гих.

Социология как раз и признана вскрывать рациональное в индивидуальных и групповых действиях, видеть раскрытие субъективных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальным типам. Социо­логия, разумеется, поднимается до уровня научного обобщения, так как она обобщает индивидуальное, но при этом она никогда не отры­вается от него.

Социальные действия, таким образом, включают в себя два субъективных момента: субъективную, целеполагающую мотивацию индивида или группы и ориентацию на другого (других) - «ожидание».

Еще одной важной идеей Вебера является идея рациональности, рационального поведения, нацеленного на получение предельной экономической эффективности. Эта тенденция проникает во все сфе­ры общественной жизни, а высшим воплощением этой рационально­сти в капиталистическом обществе является бюрократизации общест­ва.

Большую роль в развитии западной социологии сыграла также веберовская социология религии, предметом которой стало изучение роли протестантской хозяйственной этики в становлении западноевропейского капитализма.

6. Теории элиты

Одной из крупнейших фигур в истории современной социологии был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парез о (1848-1923), изложивший свою концепцию в «Трактате всеобщей социо­логии», который был закончен им в 1912г. Пафос его позитивистской социологии состоял в критике априорных метафизических суждений и понятий в социологии, в сведении ее к эмпирически обоснованному знанию об обществе, базирующемуся на описании фактов, и форму­лированию законов, выражающих функциональные зависимости ме­жду фактами. Парето утверждал также необходимость математиче­ского выражения этих зависимостей.

Исходным пунктом социологической теории Парето была концепция нелогического действия. Он подчеркивал иррациональный и алогичный характер человеческого поведения, отчет­ливо проявляющийся в истории. Врожденные психические предис-позиции толкают индивида к определенного рода поведению, истин­ные мотивы которого он маскирует при помощи псевдо-аргументов, составляющих сущность всех без исключения общественных тео



2016-01-02 563 Обсуждений (0)
Европа - центр мировой социологической мысли 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Европа - центр мировой социологической мысли

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (563)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)