Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогика античного общества



2016-01-02 1350 Обсуждений (0)
Педагогика античного общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с возникновением человечества. Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытного общества было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени, передача знаний и традиций, обычаев и норм поведения. Первые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон). Наибольшее распространение там получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов – чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников. Наиболее широким и многопредметным было обучение в жреческих школах, где кроме чтения, письма и счета преподавались право, астрология, медицина, цикл религиозных дисциплин. Обучение было долгим и дорогим, доступным лишь для детей привилегированных общественных слоев. В школах царила жесткая дисциплина, практиковались телесные наказания. На одном из найденных археологами древнеегипетских папирусов запечатлено изречение «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию. Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли во времена античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно из Древней Греции ведут свое происхождение термин «педагогика» и многие другие педагогические понятия и термины: «школа» (в буквальном смысле – досуг), «гимназия» (или «гимнасий») – общественная школа физического развития и ряд других. В трудах древнегреческих философов V – IV вв. до н.э. Демокрита, Платона, Аристотеля содержится немало глубоких мыслей по вопросам воспитания. Родоначальником педагогики Древней Греции можно по праву считать Сократа. Как свидетельствует Платон, Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить.

6. ВСЕМИРНЫЙ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС:
ПЕРИОДИЗАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ
СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Всемирный историко-педагогический процесс является одним из аспектов процесса становления и развития человеческого общества. Это утверждение стало, пожалуй, общим местом для историков педагогики. Однако согласие по данному вопросу отнюдь не означает наличия консенсуса относительно этапов социокультурной динамики человечества вообще и этапов развёртывания теории и практики обучения и воспитания (образования), в частности. Ведь выделение этих ступеней напрямую зависит от того, какой объяснительной моделью пользуется историк.

Обычно исследователь прошлого опирается либо на линеарно-стадиальную, либо на плюрально-циклическую схему истории. Историки педагогики, разделявшие ту или иную версию унитарной модели исторического процесса, получали основания писать, скажем, о педагогике дикости или же об античной, феодальной педагогике. Те же авторы, которые полагали, что унитарный подход к всемирной истории упрощает историко-педагогический процесс, взяли "на вооружение" плюрально-циклическую модель социоисторического развития. Сторонники данного подхода, впрочем, сегодня обычно признают наличие общих стадий в развитии человечества, а значит, и в развитии историко-педагогического процесса. Скажем, И. А. Колесникова выделяет три цивилизационные ступени, которым соответствуют природная, репродуктивная и креативная педагогика. В свою очередь, сторонники линеарно-стадиального подхода не отрицают особенностей в развитии отдельных социокультурных организмов. Наличие в науке самых разнообразных позиций побуждает некоторых исследователей к их примирению. Так, А. О. Кравцов полагает, что существующие критерии анализа педагогической действительности ("педагогическая парадигма", "педагогическая цивилизация", "педагогическая культура", "педагогическая формация") являются комплиментарными. И потому исследование педагогической реальности необходимо проводить на основе синтезированного поликритериального подхода. На наш взгляд, данное предложение можно принять с существенной оговоркой. Действительно, описывать, осмыслять и сравнивать историко-педагогические феномены следует с привлечением различных параметров. Но при этом надлежит всё же определиться по следующему вопросу: существует или нет единый вектор социокультурной динамики человечества? Если ответ будет положительным, тогда действительно имеет смысл соотносить образовательные феномены, рождённые различными социоисторическими организмами, выделять стадии в развитии всемирного историко-педагогического процесса. В случае же отрицательного ответа всякий смысл у подобного рода деятельности утрачивается.

Следовательно, историко-педагогическое исследование должно базироваться на совершенно чётких историософских основаниях. В этой связи выскажем собственную позицию. Представляется, что ни плюралистическая цивилизационная, ни линеарная формационная концепции философии истории, сложившиеся в XIX–XX вв., не дают нам адекватной картины социокультурного развития человечества. И лишь синтез обеих моделей истории позволяет сформировать целостный и системный взгляд на динамику человечества вообще и педагогической деятельности, в частности. Наше мнение базируется на убеждённости в том, что история, как выразился К. Маркс, есть не что иное как "деятельность преследующего свои цели человека". Деятельность же эта имеет как общие черты у разных человеческих сообществ, так и особенные и уникальные.

Анализ исторической эмпирики обнаруживает, что первоначально люди занимались исключительно присваивающей деятельностью и лишь со временем стали добывать себе средства к жизни посредством деятельности производящей. А сравнительно недавно отдельные социоисторические общности вновь приступили к присвоению созданного природой, но уже "второй природой" – искусственной биоавтоматической системой. Соответственно, на каждой из этих ступеней развития менялись цели обучения. Если на первой ступени обучение было нацелено на освоение подрастающими поколениями технологий присваивающего хозяйства, то на второй – оно стало направляться на постижение технологий производящего хозяйства. На третьей же ступени обучение начинает фокусироваться на освоении теоретического знания, которое может быть использовано для изучения различных сфер опыта человечества. Происходили изменения и в целях воспитания. Если на стадии присваивающего хозяйства микросоциумы не нацеливали человека на самоизменение, то в условиях производящего хозяйства в людских сообществах вызревает идея воспитания личности, способной задавать себе образцы, поднимающие человека над природным началом.

По нашему мнению, вышесказанное даёт основание вести речь о трёх глобальных стадиях развития человечества (макроформациях), на каждой из которых в разных обществах формируется педагогическая культура со сходными характеристиками (особенно в части программирования ею целевого и содержательного компонентов обучения).

Особенные же и уникальные черты педагогических культур формировались под влиянием природно-климатического, геополитического и геокультурного факторов. Как видим, синтез линеарно-стадиальной и плюрально-циклической историософских концепций позволяет зафиксировать этапность развития всемирного историко-педагогического процесса, его многолинейность и одновременно однонаправленность.

Этапность вытекает из наличия трансформаций в целевом и содержательном компонентах образования, обусловленных качественными изменениями в характере воспроизводственной деятельности, технологиях воспроизводства жизни. Однонаправленность – из обнаруживаемого линеарной историософией процесса восхождения человека от полуживотных форм существования раба собственных инстинктов к свободной личности, что закономерно проявляется в соответствующих воспитательных проектах. Многолинейность же следует из факта инаковости социокультур, а также из несхожести путей их продвижения по ступеням макроформационного развития, что отражается в разнообразии систем ценностей и идеалов, отбираемых и концентрируемых педагогическими культурами.



2016-01-02 1350 Обсуждений (0)
Педагогика античного общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогика античного общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1350)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)