Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Законодательная власть



2016-01-02 548 Обсуждений (0)
Законодательная власть 0.00 из 5.00 0 оценок




Ведущая роль законодательной власти в общей структуре государственной власти обусловлена, тем, что именно она создает ту правовую основу, в рамках которой только и могут действовать другие ветви государственной власти. Законодательная власть в субъектах РК осуществляется их законодательными (представительными) органами, которые имеют разные названия.

СЕНАТ


ПАРЛАМЕНТ РК СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ПАЛАТ: СЕНАТА ПАРЛАМЕНТА РК И МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК, ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ.

Сенат Парламента РК образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Казахстана на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы государства. Пятнадцать депутатов назначаются Президентом РК с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет.
Палату возглавляет Председатель, избираемый Сенатом из числа депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом РК.
Общее количество депутатов Сената Парламента РК – 47 человек.

Исключительные полномочия Сената Парламента РК (Верхней палаты Парламента):

избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда, и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги;
дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики;
лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;
выполнение функций Парламента Республики по принятию конституционных законов и законов в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий;
осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента.


Председатель Сената Парламента Республики Казахстан —Токаев Касым-Жомарт КемелевичКонтакты приемной Сената Парламента РК:+7 (7172) 74 71 11

МАЖИЛИС

Парламент Республики Казахстан состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатский корпус Мажилиса формируетсядепутатами, избранными по пропорциональной и мажоритарной системам.

Мажилис Парламента РК состоит из 107 депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат.
Срок полномочий депутатов Мажилиса Парламента РК — пять лет.

Исключительные полномочия Мажилиса Парламента РК (Нижней палаты Парламента):

принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов;
большинством голосов от общего числа депутатов Палаты дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-Министра Республики;
объявление очередных выборов Президента Республики;
осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента;

Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан — Мухамеджанов Урал БайгунусовичКонтакты приемной Мажилиса Парламента РК:+7 (7172) 74 61 11

МАСЛИХАТЫ

Маслихаты- местные представительные органы — выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц, и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление.

К компетенции маслихатов относится: утверждение планов, экономических и социальных программ развития соответствующей территории, местного бюджета; утверждение программ по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях и расходов по охране, оздоровлению окружающей среды, а также решение иных вопросов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и др.

Исполнительная власть

Значение исполнительной власти состоит в том, что на нее возложено непосредственное управление государственными делами, для чего ей предоставлены широкие распорядительные функции. Исполнительная власть осуществляется сложной соподчиненной структурой государственных органов (управленческий аппарат), возглавляемой Правительством РК.

Премьер-Министр Республики Казахстан:

организует и руководит деятельностью Правительства, персонально отвечает за его работу; в течение месяца после своего назначения представляет Парламенту доклад о Программе Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторный доклад о Программе в течение двух месяцев;
подписывает постановления Правительства; докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях; выполняет другие функции, связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства.

51. Внешняя политика государства – это общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов. Внешняя политика государства зависит его внутренней политики.

Участниками внешней политики государства являются официальные лица, наделенные правом от имени всего народа выражать и защищать его национальные интересы на международной арене.

Внешней политике присущи следующие функции:
1. Охранительная. Связана с защитой прав и интересов страны и ее граждан за рубежом, с предотвращением нападения извне, с мирным решением возникающих споров.

2. Представительно-информационная (прогностическая). Заключается в создании позитивного имиджа государства, изучении внешнеполитических процессов, накоплении и обработке информации о международной обстановке, выработке рекомендаций, создании благоприятных условий для соответствующих действий.

3. Организаторская. Состоит в инициативных действиях, направленных на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий для деятельности государства за рубежом.

4. Идеологическая. Заключается в пропаганде философских оснований, политических, экономических и социальных преимуществ национально-государственной модели развития.

Целями внешней политики являются:

1. Обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности.
2. Реализация задач, обусловленных системой международных связей.
3. Создание благоприятных условий для всестороннего развития страны.

Формы осуществления внешней политики

• Установление и регулирование дипломатических отношений между государствами.
• Налаживание союзнических отношений между государствами.
• Участие в деятельности международных организаций. Средства внешней политики - это орудия, с помощью которых обеспечивается достижение целей внешней политики. При всем своем разнообразии они могут быть сведены к двум типам: насильственным и мирным.

Средства внешней политики бывают:

1. Информационно-пропагандистские (идеологические), предназначенные для продвижения политики через средства массовой коммуникации.

2. Политические, используемые в дипломатических отношениях: переговоры, переписка, личное общение, участие в деятельности международных организаций.

3. Экономические — займы, инвестиции, регулирование и осуществление внешней торговли, экономическая блокада или угроза ее применения, установление, пересмотр или отмена различного рода тарифов и преференций.

4. Военные — армия, оружие, военные базы. Формы военного воздействия могут быть самыми различными, от военных учений на границе сопредельных государств до испытания новых видов оружия.

Цели внешней политики государства определяются национальными (национально-государственными) интересами, т.е. интересами государственно-организованного сообщества как субъекта политики (нации).

Политический интерес означает притязание субъекта (личности, группы или организации), основанное на осознании им своих потребностей.

Национальный интерес — это интерес сообщества (нации), объединенного единым государством.

Национальный интерес вырабатывается посредством механизмов представительной демократии и осуществляется от имени народа государством через систему общих и специализированных органов. В условиях гражданского мира и демократии национальный и государственный интересы совпадают. В остальных случаях национальный интерес подменяется государственным, а по существу — интересом групп, осуществляющих государственную власть.

Национальный интерес содержит два основных элемента: коренной (постоянный, основополагающий) и актуальный (преходящий, промежуточный). Оба элемента национального интереса находятся в основе формулирования целей внешней политики государства.

Коренной интерес включает:

1) интересы национальной безопасности (сохранение территориальной целостности, безопасности страны, государства);

2) национальные экономические интересы (развитие внешней торговли, рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей);

3) интерес в поддержании мирового порядка (упрочение международного авторитета и позиций государства, сохранение мира).

Актуальный интерес отражает наиболее важные проблемы из тех, которые государству предстоит решать в данный момент. Он включает:

1) интерес выживания (предотвращение угрозы существованию государства);

2) жизненные интересы (создание условий, препятствующих нанесению серьезного ущерба безопасности и благосостоянию нации);

3) важные интересы (предотвращение нанесения потенциально серьезного ущерба для страны);

4) периферийные интересы (проблемы преимущественно локального характера, не оказывающие какого-либо существенного воздействия на позиции государства в мире).

52.Содержание категории «субъекты политики» не исчерпывается классами, социальными слоями, группами и другими общностями людей. Она включает в себе и личность, являющуюся «непосредственным субъектов политической практики» (Политология: Курс лекций.— М, 1993, — С. 131).

В политическом процессе участвуют многие люди. Однако, заметную роль в этом процессе выполняют далеко не все участвующие в нем люди, а только отдельные личности. Этих личностей называют политиками, политическими деятелями того или иного масштаба, политическими лидерами. При этом понятия «политик» и «лидер» часто употребляются как тождественные. В действительности эти понятия, хотя их содержание в ряде аспектов совпадает, таковыми не являются.

Лидер — это идущий впереди, это человек, личные качества которого позволяют ему играть ведущую роль в жизнедеятельности какой-то общности людей. «Лидерство как социальное явление вездесуще. Можно смело утверждать: там, где сложилась та или иная человеческая общность, там должны появиться лидеры...» (Тимошенко В. И. Общественно-политическое лидерство //Социально-политические науки. — 1990. — № 11. — С. 49). Лидеры появляются тогда, «когда ситуация, в которую волей обстоятельств вовлечены большие группы людей, требует оценки, чтобы сама группа или кто-либо от ее имени предпринял необходимые действия» (Такер Р. Политическая культура и лидерство Советской России, От Ленина до Горбачева //США: экономика, политика, идеология. — 1990. — № 1. — С. 83).

Лидерство характерно для всех сфер жизнедеятельности людей: производства, быта, досуга и т. д. Лидеры, безусловно, есть и в политике. Все политические лидеры — политики. Однако, далеко не все политики являются политическими лидерами в подлинном значении термина «лидер». В этой связи вполне правомерным является подразделение политиков зарубежными, а вслед за ними и многими отечественными исследователями на несколько типов. Первый тип политиков, по их мнению, представлен государственными деятелями, то есть лицами, которые причастны к управлению странами, второй — лицами, которые действуют в определенных регионах и собирают подавляющее большинство голосов избирателей в этих регионах, что позволяет им профессионально заниматься политической деятельностью, третий — политические лидеры, то сеть лица, способные вести за собой других людей и существенно влиять на политический процесс, четвертый — харизматические личности, то есть лица вождистского типа.

Типы политиков можно выделить и по другим категориям. В частности, среди люден, которые профессионально занимаются политической деятельностью, отчетливо выделяются следующие группы: политиков-актеров, политиков-стратегов, политиков-технологов, политиков-интриганов. Группа политиков-актеров представлена лицами, которые умеют правиться людям, воздействовать на эмоции людей, мобилизовать их па те или иные действия. Эти лица в массе своей обладают поверхностными знаниями. Им, как правило, не присущи умения практического решения каких-то конкретных дел. Политики-стратеги, как правило, способны аналитически мыслить. Они занимаются разработкой политических программ, определяют стратегические задачи и т. д. Политики-технологи — хорошие исполнители. Это в большинстве своем безинициативные, инертные люди. Они занимаются преимущественно реализацией идей политиков первого и установок. распоряжений политиков второго из указанных типов. Политики-интриганы — это лица, которые, как правило, предпочитают скрытые действия, держатся в «тени». Специфическую группу среди политиков составляют лица, которые, по терминологии Ф. М. Достоевского, являются не личностями. Эти политики думают одно, говорят другое, а делают третье.

Вне зависимости от типа, к которому они принадлежат, политики занимаются профессионально политической деятельностью руководствуясь разными мотивами. В соответствии с их мотивационными системами реальные и потенциальные политики подразделяются па две группы. Первую составляют те, кто живет для политики, вторую — те, кто живет «за счет» политики и «политикой» (см.: Вебер М. Политика как призвание и профессия// Вебер М. Избранные произведения. — М„ 1990. — С. 647-706).

53.В современном мире государство является основным гарантом всего комплекса прав и свобод человека - гражданских, политических, экономических, социальных и культурных. Следует учитывать, что в основе международного законодательства в области прав человека лежит принцип неделимости и взаимозависимости гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Таким образом, современное государство демократического типа, складывающееся в условиях постиндустриального общества, одновременно выступает как социальное и правовое.
Социальное государство должно осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного уровня жизни, удовлетворение основных жизненных потребностей всех своих граждан, поддержку социально уязвимых групп населения, на утверждение в обществе принципов социального равенства и социальной справедливости. Как пишет известный немецкий ученый Ральф Дарендорф, в идеале оно обеспечивает всех членов общества всей полнотой гражданских прав.
К основным элементам структуры социального государства можно отнести следующие компоненты:
• конституционные гарантии обеспечения основных гражданских прав личности;
• многоукладная экономика, включающая частную, смешанную и государственную формы собственности;
• сочетание плановых и рыночных механизмов регулирования общественного производства;
• политика властей об обеспечении всеобщей занятости населения;
• общедоступные системы образования, здравоохранения и социального обеспечения;
• государственная поддержку малоимущих слоёв населения.
Понятие «правовое государство» характеризует такую организацию политической власти в стране, которая основана на верховенстве гуманного, справедливого закона, действует строго в определенных законом границах, обеспечивает правовую и социальную защищенность своих граждан. В качестве основных признаков правового государства выделяют:
• суверенитет народа (народ является конечным источником власти);
• верховенство закона (закон должен опираться на Конституцию страны и обладает наивысшей обязательной силой по сравнению с иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами);
• всеобщность права (все органы государства и должностные лица должны действовать строго на основании правовых норм государства);
• взаимная ответственность государства и личности (не только граждане, организации несут ответственность за выполнение своих обязанностей, но и государство несет ответственность за соблюдение прав личности);
• разделение властей (принцип разделения властей предполагает единство органов законодательной, исполнительной и судебной власти);
• незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства (данный принцип является первоосновой правового государства).
Следует подчеркнуть, что принципы правового и социального государства нашли свое юридическое закрепление в официальных документах многих государств мира, в первую очередь, в их конституциях, в основополагающих документах ООН, посвященных правам человека.

54.Приоритеты внешней политики Казахстана остаются неизменными - Назарбаев

 

Астана. 10 декабря. "Казахстан Сегодня" - Приоритеты внешней политики Казахстана остаются неизменными. Об этом сегодня в ходе встречи с представителями дипломатических миссий, аккредитованных в Казахстане, заявил президент РК Нурсултан Назарбаев, передает корреспондент агентства.

"Приоритеты во внешней политике нашей страны остаются неизменными", - сказал президент. "Казахстан был и остается активным участником широкого международного сотрудничества, направленного на ядерное сдерживание, борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркоторговлей и другими современными угрозами", - отметил он. "Сотрудничая с другими странами в решении жизненно важных проблем - от обеспечения энергетической безопасности до борьбы с эпидемиями, экологическими бедствиями, мы будем и далее укреплять свою роль ответственного члена регионального сотрудничества и международного сообщества", - подчеркнул Н. Назарбаев.

Глава государства отметил, что "Казахстан намерен и дальше развивать добрососедские, партнерские, ориентированные на перспективу взаимоотношения с Россией, Китаем, конструктивное стратегическое партнерство с США и странами ЕС".

Он также подчеркнул, что "одним из важнейших приоритетов внешней политики Казахстана является взаимодействие со странами Центральной Азии". "Мы намерены продолжить работу по углублению интеграции в регионе", - сказал он.

Кроме того, президент отметил, что большие возможности и новые перспективы, особенно в экономической сфере, сегодня открываются во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока, Персидского залива, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки.

Н. Назарбаев также подчеркнул неизменность интеграционной политики Казахстана.

"В этом году мы отметили 15-летие со дня вступления Казахстана в ООН. Казахстан выступает за сильную авторитетную организацию и готов оказывать всемерное содействие в продвижении ее целей и принципов", - отметил он.

В отношении Шанхайской организации сотрудничества Н. Назарбаев подчеркнул, что Казахстан рассматривает организацию "в качестве одного из важнейших механизмов обеспечения безопасности в регионе".

"Еще одним эволюционирующим объединением мы считаем Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Мы намерены и впредь продвигать развитие данного объединения на весь Азиатский континент с учетом двух составляющих: безопасности и социально-экономического сотрудничества", - сказал президент.

55.Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — термин, означаю­щий систему агентств или организованных групп при законода­тельных и других органах, оказывающих в интересах представля­емых этими организациями давление на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов. Этот термин и отра­жаемые им явления вошли и в российскую политическую жизнь.

В общественном сознании термин "лоббизм" используется в двух значениях — нейтрально-позитивном и негативном. Во втором зна­чении он близок "протекционизму","подкупу","подкупу голосов"в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб дру­гим интересам, прежде всего общественным. Крайнее выражение не­гативного лоббирования — незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимают­ся решения в интересах определенных групп и лиц. Лоббизм в нейт­рально-позитивном смысле — нормальное жизненное явление, эле­мент демократического процесса. Он представляет собой форму за­конного влияния "групп давления" на управленческие, в том числе законодательные, решения с целью удовлетворения интересов опре­деленных социальных структур и слоев населения.

Как необходимый элемент демократии лоббизм появляется, когда возникают необходимые предпосылки: 1) большое много­образие интересов в обществе, обусловленное его социальной диф­ференциацией; 2) расширение доступа к власти на основе полити­ческого плюрализма, многопартийной системы. Поскольку госу­дарство не может удовлетворить интересы всех и сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации его политики в свою пользу. В послании Прези­дента РФ Федеральному Собранию говорится, что в законода­тельном органе страны "процветает закулисное лоббирование тех или иных законопроектов ведомствами. Некоторые из подобных законопроектов противоречат направлениям политики, определен­ным Президентом, а также позиции Правительства"1.

К "плюсам" лоббизма можно отнести следующее.

Во-первых, он влияет на качество управленческих решений, придает управлению большую динамику и гибкость.

Во-вторых, лоббизм служит своеобразной формой самоорга­низации гражданского общества, с помощью которой мобилизует­ся общественная поддержка или оппозиция тому или иному зако­нопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм с этой точ­ки зрения — своего рода соперник демократии.

В-третьих, лоббизм создает возможность для обеспечения интересов меньшинства, поскольку выступает формой проявления политического плюрализма.

В-четвертых, посредством лоббизма реализуется демократи­ческий принцип свободы негосударственных структур и институ­тов: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т. д. Исполь­зуя лоббирование, они сами пытаются решать свои проблемы. Кроме того, лоббизм играет роль стимулятора активизации поли­тических процессов и явлений.

В-пятых, лоббисты расширяют информационную и организа­ционную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее, чем кто-либо, привлекают общественное внимание к наиболее острым проблемам политической жизни. Они обеспечивают органы госу­дарственной власти необходимой информацией по тому вопросу, который выносится на парламентское слушание, привлекают вни­мание законодателей к тому, что происходит на самых нижних общественных уровнях.

В-шестых, лоббизм выполняет функцию достижения компро­мисса различных интересов, способствует сохранению равновесия различных сил, нахождению точек соприкосновения и достиже­ния консенсуса при принятии управленческих решений.

Однако и минусов у лоббизма немало: 1) он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных инте­ресов в ущерб интересам национальным, что наблюдается в нашей стране; 2) может служить ведомственным, местническим, национа­листическим и другим интересам; 3) способен "размывать" нача­ла народовластия, превращать демократические институты в мощ­ный инструмент отдельных властных структур, чиновничества; 4) деятельность лоббистских групп может обострить проблему со­циальной справедливости, так как богатые слои населения имеют несравненно большие возможности, чем другие группы, использо­вать для лоббирования своих интересов власть денег; 5) лоббизм своими действиями может создавать помехи для функционирова­ния государственной власти, для усиления позиций одной ветви при одновременном ослаблении другой и т. д.

Поскольку лоббизм имеет такой широкий "веер" возможных последствий, он, несомненно, нуждается в упорядочении, юриди­ческой регламентации, с тем чтобы нивелировать его негативные стороны и усилить позитивные.

56.Гражданское общество— это общество с развитыми экономическими, культурными, право­выми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, соз­дающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния об­щества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.

Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как фило­софская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возни­кает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государ­ства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззре­ниям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивиду­альностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества.

Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть.В идее граж­данского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более ци­вилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданст­венности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной вла­сти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором ци­вилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, граждани­ном и обществом.

Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Граж­данское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влия­ния в политической организации общества.

Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, явля­ется построение правового государства.

57.Понятие национальной безопасности.

Становление и развитие человеческого общества всегда было связано с преодолением различных угроз, которые исходили от природы, врагов, технических объектов и пр. Поэтому важнейшим условием функционирования и развития человеческого общества является обеспечение безопасности..

Становление и развитие человеческого общества всегда было связано с преодолением различных угроз, которые исходили от природы, врагов, технических объектов и пр. Поэтому важнейшим условием функционирования и развития человеческого общества является обеспечение безопасности.
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз .
Объектом нашего исследования выступает не безопасность вообще, а - национальная безопасность. Термин “национальная безопасность” впервые был употреблен в послании американского президента Т. Руз-вельта конгрессу США в 1904 г. В этом послании речь шла о присоединении к США зоны Панамского канала, причем эта акция обосновывалась интересами “национальной безопасности” США.
В последующие годы проблема национальной безопасности заняла ведущее место в исследованиях американских политологов. А с 1986 года президент США ежегодно обращается к конгрессу с посланием, которое носит название “Стратегия национальной безопасности США”.
В нашей стране анализ проблем национальной безопасности развернулся недавно. Первые исследова-ния и публикации по этим вопросам появились в начале 90-х годов. Сейчас исследованиями в этой области занимается целый ряд государственных и общественных институтов, создан Совет безопасности РФ, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку проектов решений Президента Рос-сийской Федерации по основным направлениям внутренней, внешней и военной политики в области обеспече-ния безопасности России. В настоящее время завершается процесс разработки концепции национальной безо-пасности России.
Под национальной безопасностью следует понимать защищенность национальных интересов того или иного общества от различных угроз.
В некоторых публикациях правомерность использования термина “национальная безопасность” применительно к российским условиям подвергается сомнению. При этом подчеркивается, что содержание понятия “национальный” содержит признаки, имеющие этнический характер. Поскольку Россия является многонациональным государством, то нет смысла говорить о ее национальной безопасности. В связи с этим предлагается использовать термин “национально-государственная безопасность” .
Однако такой подход, в свою очередь, вызывает возражения. Термин “нация” происходит от латинского “natio”, что в переводе означает “народ”. Поэтому, говоря о национальной безопасности, мы имеем в виду прежде всего безопасность всего народа данной страны. Во-вторых, не следует отождествлять понятия “национальные интересы” и “государственные интересы”. В идеале они должны совпадать, но так бывает не всегда.
Безопасность находится во взаимосвязи со стабильностью. Под стабильностью следует понимать спо-собность системы сохранять свои функции и свойства (или быстро восстанавливать их) под воздействием дест-руктивных факторов. Бельгийский ученый, лауреат Нобелевской премии И. Пригожин, разъясняя понятия “ста-бильности” и “нестабильности”, использовал образ маятника.
Между безопасностью и стабильностью существует прямая зависимость. Чем стабильнее система, тем выше уровень ее безопасности. Следовательно, стабильность выступает одним из показателей, характеризую-щих степень безопасности системы. Поэтому национальная безопасность во многом зависит от стабильности общества, от стабильности экономических, политических, социальных, военных и других отношений.
Обеспечение национальной безопасности не является самоцелью и не сводится только лишь к ликвида-ции угроз. Безопасность - это не только физическое выживание общества, сохранение суверенитета и целостно-сти государства, единого экономического и оборонного пространства, но и создание условий для устойчивого функционирования и развития общества.
Национальная безопасность - это сложная, многоуровневая система. Ее образуют целый ряд подсистем, каждая из которых имеет свою собственную структуру.
Прежде всего, следует различать “безопасность личности”, “безопасность общества” и “безопасность государства”. В законе РФ “О безопасности” сформулировано, что “к основным объектам безопасности отно-сятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность” .
Базовой в этой системе является “безопасность личности”, поэтому главным приоритетом в деятельно-сти по обеспечению национальной безопасности является качество жизни граждан, создание условий для реализации задатков и способностей каждого человека, для всестороннего развития людей, для их адаптации в современном динамичном мире.
“Безопасность общества” складывается как совокупная характеристика безопасности каждого человека. Например, если в обществе большая часть его членов живет не имея достаточных средств к существованию, то такое общество постепенно деградирует, уровень его безопасности низок. В таком обществе вырождается генофонд нации, падает нравственность, растут социальные пороки - преступность, наркомания, алкоголизм.
В связи с этим безопасность общества предполагает создание адекватных условий для развития эконо-мики, науки, техники, культуры, морали, здравоохранения и т.п.

58. Политические элиты как субъекты политики. Причины существования злит
Реально политическая власть существует только тогда, когда имеются в наличии взаимодействия субъектов политики по поводу власти, которые составляют то, что называют пространством политической власти. Напомним, что субъектами политики являются личность, социальная группа, организация, государство, которые прямо или косвенно участвуют в политической жизни, способны оказывать влияние на других. Эта способность влиять на других людей называется политической субъективностью и включает в себя способность и возможность принимать политические решения, наличие средств реализации принятых решений, практическое участие в политической деятельности.
Особое место среди субъектов политики занимают политические элиты, что обусловлено ролью политики как механизма упорядочения и регуляции социальных отношений, реализации общезначимых интересов. Политико-управленческие функции в обществе осуществляет политическая элита путем принятия важнейших политических решений. Без элиты нет политики, поскольку для осуществления политико-управленческих функций необходимы специальные знания, обычно отсутствующие у большинства населения. Кроме того, политические элиты представляют в политике групповые интересы, создают оптимальные условия для их реализации и согласования.
Следовательно, политическая элита — это привилегированная группа, занимающая руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующая в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти.
Существование политических элит в обществе связано с действием ряда причин, прежде всего с потребностью в существовании людей, обладающих специальными знаниями, навыками, опытом, позволяющими им осуществлять управленческие функции. Поскольку сложно организованные социальные системы нуждаются в профессиональном управляющем воздействии, постольку существует разделение труда на управляющих и управляемых. Кроме того, политическое неравенство в обществе вызвано неравенством психических, социальных и иных условий, которые создают различные возможности для занятия политикой социальным группам и индивид



2016-01-02 548 Обсуждений (0)
Законодательная власть 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Законодательная власть

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (548)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)