Законодательная власть
Ведущая роль законодательной власти в общей структуре государственной власти обусловлена, тем, что именно она создает ту правовую основу, в рамках которой только и могут действовать другие ветви государственной власти. Законодательная власть в субъектах РК осуществляется их законодательными (представительными) органами, которые имеют разные названия. СЕНАТ
Сенат Парламента РК образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Казахстана на совместном заседании депутатов всех представительных органов соответственно области, города республиканского значения и столицы государства. Пятнадцать депутатов назначаются Президентом РК с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Половина избираемых депутатов Сената переизбирается каждые три года. Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет. Исключительные полномочия Сената Парламента РК (Верхней палаты Парламента): избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда, и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги;
МАЖИЛИС Парламент Республики Казахстан состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатский корпус Мажилиса формируетсядепутатами, избранными по пропорциональной и мажоритарной системам. Мажилис Парламента РК состоит из 107 депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат. Исключительные полномочия Мажилиса Парламента РК (Нижней палаты Парламента): принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов; Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан — Мухамеджанов Урал БайгунусовичКонтакты приемной Мажилиса Парламента РК:+7 (7172) 74 61 11 МАСЛИХАТЫ Маслихаты- местные представительные органы — выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц, и с учетом общегосударственных интересов определяют меры, необходимые для ее реализации, контролируют их осуществление. К компетенции маслихатов относится: утверждение планов, экономических и социальных программ развития соответствующей территории, местного бюджета; утверждение программ по охране окружающей среды и природопользованию на соответствующих территориях и расходов по охране, оздоровлению окружающей среды, а также решение иных вопросов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и др. Исполнительная власть Значение исполнительной власти состоит в том, что на нее возложено непосредственное управление государственными делами, для чего ей предоставлены широкие распорядительные функции. Исполнительная власть осуществляется сложной соподчиненной структурой государственных органов (управленческий аппарат), возглавляемой Правительством РК. Премьер-Министр Республики Казахстан: организует и руководит деятельностью Правительства, персонально отвечает за его работу; в течение месяца после своего назначения представляет Парламенту доклад о Программе Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторный доклад о Программе в течение двух месяцев; 51. Внешняя политика государства – это общий курс государства за пределами его территории, направленный на реализацию национальных интересов. Внешняя политика государства зависит его внутренней политики. Участниками внешней политики государства являются официальные лица, наделенные правом от имени всего народа выражать и защищать его национальные интересы на международной арене. Внешней политике присущи следующие функции: 2. Представительно-информационная (прогностическая). Заключается в создании позитивного имиджа государства, изучении внешнеполитических процессов, накоплении и обработке информации о международной обстановке, выработке рекомендаций, создании благоприятных условий для соответствующих действий. 3. Организаторская. Состоит в инициативных действиях, направленных на поиск выгодных контактов и создание благоприятных условий для деятельности государства за рубежом. 4. Идеологическая. Заключается в пропаганде философских оснований, политических, экономических и социальных преимуществ национально-государственной модели развития. Целями внешней политики являются: 1. Обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности. Формы осуществления внешней политики • Установление и регулирование дипломатических отношений между государствами. Средства внешней политики бывают: 1. Информационно-пропагандистские (идеологические), предназначенные для продвижения политики через средства массовой коммуникации. 2. Политические, используемые в дипломатических отношениях: переговоры, переписка, личное общение, участие в деятельности международных организаций. 3. Экономические — займы, инвестиции, регулирование и осуществление внешней торговли, экономическая блокада или угроза ее применения, установление, пересмотр или отмена различного рода тарифов и преференций. 4. Военные — армия, оружие, военные базы. Формы военного воздействия могут быть самыми различными, от военных учений на границе сопредельных государств до испытания новых видов оружия. Цели внешней политики государства определяются национальными (национально-государственными) интересами, т.е. интересами государственно-организованного сообщества как субъекта политики (нации). Политический интерес означает притязание субъекта (личности, группы или организации), основанное на осознании им своих потребностей. Национальный интерес — это интерес сообщества (нации), объединенного единым государством. Национальный интерес вырабатывается посредством механизмов представительной демократии и осуществляется от имени народа государством через систему общих и специализированных органов. В условиях гражданского мира и демократии национальный и государственный интересы совпадают. В остальных случаях национальный интерес подменяется государственным, а по существу — интересом групп, осуществляющих государственную власть. Национальный интерес содержит два основных элемента: коренной (постоянный, основополагающий) и актуальный (преходящий, промежуточный). Оба элемента национального интереса находятся в основе формулирования целей внешней политики государства. Коренной интерес включает: 1) интересы национальной безопасности (сохранение территориальной целостности, безопасности страны, государства); 2) национальные экономические интересы (развитие внешней торговли, рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей); 3) интерес в поддержании мирового порядка (упрочение международного авторитета и позиций государства, сохранение мира). Актуальный интерес отражает наиболее важные проблемы из тех, которые государству предстоит решать в данный момент. Он включает: 1) интерес выживания (предотвращение угрозы существованию государства); 2) жизненные интересы (создание условий, препятствующих нанесению серьезного ущерба безопасности и благосостоянию нации); 3) важные интересы (предотвращение нанесения потенциально серьезного ущерба для страны); 4) периферийные интересы (проблемы преимущественно локального характера, не оказывающие какого-либо существенного воздействия на позиции государства в мире). 52.Содержание категории «субъекты политики» не исчерпывается классами, социальными слоями, группами и другими общностями людей. Она включает в себе и личность, являющуюся «непосредственным субъектов политической практики» (Политология: Курс лекций.— М, 1993, — С. 131). В политическом процессе участвуют многие люди. Однако, заметную роль в этом процессе выполняют далеко не все участвующие в нем люди, а только отдельные личности. Этих личностей называют политиками, политическими деятелями того или иного масштаба, политическими лидерами. При этом понятия «политик» и «лидер» часто употребляются как тождественные. В действительности эти понятия, хотя их содержание в ряде аспектов совпадает, таковыми не являются. Лидер — это идущий впереди, это человек, личные качества которого позволяют ему играть ведущую роль в жизнедеятельности какой-то общности людей. «Лидерство как социальное явление вездесуще. Можно смело утверждать: там, где сложилась та или иная человеческая общность, там должны появиться лидеры...» (Тимошенко В. И. Общественно-политическое лидерство //Социально-политические науки. — 1990. — № 11. — С. 49). Лидеры появляются тогда, «когда ситуация, в которую волей обстоятельств вовлечены большие группы людей, требует оценки, чтобы сама группа или кто-либо от ее имени предпринял необходимые действия» (Такер Р. Политическая культура и лидерство Советской России, От Ленина до Горбачева //США: экономика, политика, идеология. — 1990. — № 1. — С. 83). Лидерство характерно для всех сфер жизнедеятельности людей: производства, быта, досуга и т. д. Лидеры, безусловно, есть и в политике. Все политические лидеры — политики. Однако, далеко не все политики являются политическими лидерами в подлинном значении термина «лидер». В этой связи вполне правомерным является подразделение политиков зарубежными, а вслед за ними и многими отечественными исследователями на несколько типов. Первый тип политиков, по их мнению, представлен государственными деятелями, то есть лицами, которые причастны к управлению странами, второй — лицами, которые действуют в определенных регионах и собирают подавляющее большинство голосов избирателей в этих регионах, что позволяет им профессионально заниматься политической деятельностью, третий — политические лидеры, то сеть лица, способные вести за собой других людей и существенно влиять на политический процесс, четвертый — харизматические личности, то есть лица вождистского типа. Типы политиков можно выделить и по другим категориям. В частности, среди люден, которые профессионально занимаются политической деятельностью, отчетливо выделяются следующие группы: политиков-актеров, политиков-стратегов, политиков-технологов, политиков-интриганов. Группа политиков-актеров представлена лицами, которые умеют правиться людям, воздействовать на эмоции людей, мобилизовать их па те или иные действия. Эти лица в массе своей обладают поверхностными знаниями. Им, как правило, не присущи умения практического решения каких-то конкретных дел. Политики-стратеги, как правило, способны аналитически мыслить. Они занимаются разработкой политических программ, определяют стратегические задачи и т. д. Политики-технологи — хорошие исполнители. Это в большинстве своем безинициативные, инертные люди. Они занимаются преимущественно реализацией идей политиков первого и установок. распоряжений политиков второго из указанных типов. Политики-интриганы — это лица, которые, как правило, предпочитают скрытые действия, держатся в «тени». Специфическую группу среди политиков составляют лица, которые, по терминологии Ф. М. Достоевского, являются не личностями. Эти политики думают одно, говорят другое, а делают третье. Вне зависимости от типа, к которому они принадлежат, политики занимаются профессионально политической деятельностью руководствуясь разными мотивами. В соответствии с их мотивационными системами реальные и потенциальные политики подразделяются па две группы. Первую составляют те, кто живет для политики, вторую — те, кто живет «за счет» политики и «политикой» (см.: Вебер М. Политика как призвание и профессия// Вебер М. Избранные произведения. — М„ 1990. — С. 647-706). 53.В современном мире государство является основным гарантом всего комплекса прав и свобод человека - гражданских, политических, экономических, социальных и культурных. Следует учитывать, что в основе международного законодательства в области прав человека лежит принцип неделимости и взаимозависимости гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав. Таким образом, современное государство демократического типа, складывающееся в условиях постиндустриального общества, одновременно выступает как социальное и правовое. 54.Приоритеты внешней политики Казахстана остаются неизменными - Назарбаев
Астана. 10 декабря. "Казахстан Сегодня" - Приоритеты внешней политики Казахстана остаются неизменными. Об этом сегодня в ходе встречи с представителями дипломатических миссий, аккредитованных в Казахстане, заявил президент РК Нурсултан Назарбаев, передает корреспондент агентства. "Приоритеты во внешней политике нашей страны остаются неизменными", - сказал президент. "Казахстан был и остается активным участником широкого международного сотрудничества, направленного на ядерное сдерживание, борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркоторговлей и другими современными угрозами", - отметил он. "Сотрудничая с другими странами в решении жизненно важных проблем - от обеспечения энергетической безопасности до борьбы с эпидемиями, экологическими бедствиями, мы будем и далее укреплять свою роль ответственного члена регионального сотрудничества и международного сообщества", - подчеркнул Н. Назарбаев. Глава государства отметил, что "Казахстан намерен и дальше развивать добрососедские, партнерские, ориентированные на перспективу взаимоотношения с Россией, Китаем, конструктивное стратегическое партнерство с США и странами ЕС". Он также подчеркнул, что "одним из важнейших приоритетов внешней политики Казахстана является взаимодействие со странами Центральной Азии". "Мы намерены продолжить работу по углублению интеграции в регионе", - сказал он. Кроме того, президент отметил, что большие возможности и новые перспективы, особенно в экономической сфере, сегодня открываются во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока, Персидского залива, Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки. Н. Назарбаев также подчеркнул неизменность интеграционной политики Казахстана. "В этом году мы отметили 15-летие со дня вступления Казахстана в ООН. Казахстан выступает за сильную авторитетную организацию и готов оказывать всемерное содействие в продвижении ее целей и принципов", - отметил он. В отношении Шанхайской организации сотрудничества Н. Назарбаев подчеркнул, что Казахстан рассматривает организацию "в качестве одного из важнейших механизмов обеспечения безопасности в регионе". "Еще одним эволюционирующим объединением мы считаем Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Мы намерены и впредь продвигать развитие данного объединения на весь Азиатский континент с учетом двух составляющих: безопасности и социально-экономического сотрудничества", - сказал президент. 55.Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — термин, означающий систему агентств или организованных групп при законодательных и других органах, оказывающих в интересах представляемых этими организациями давление на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов. Этот термин и отражаемые им явления вошли и в российскую политическую жизнь. В общественном сознании термин "лоббизм" используется в двух значениях — нейтрально-позитивном и негативном. Во втором значении он близок "протекционизму","подкупу","подкупу голосов"в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб другим интересам, прежде всего общественным. Крайнее выражение негативного лоббирования — незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются решения в интересах определенных групп и лиц. Лоббизм в нейтрально-позитивном смысле — нормальное жизненное явление, элемент демократического процесса. Он представляет собой форму законного влияния "групп давления" на управленческие, в том числе законодательные, решения с целью удовлетворения интересов определенных социальных структур и слоев населения. Как необходимый элемент демократии лоббизм появляется, когда возникают необходимые предпосылки: 1) большое многообразие интересов в обществе, обусловленное его социальной дифференциацией; 2) расширение доступа к власти на основе политического плюрализма, многопартийной системы. Поскольку государство не может удовлетворить интересы всех и сразу, возникает проблема очередности, приоритета осуществления тех или иных интересов. Отсюда закономерно стремление различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства с целью переориентации его политики в свою пользу. В послании Президента РФ Федеральному Собранию говорится, что в законодательном органе страны "процветает закулисное лоббирование тех или иных законопроектов ведомствами. Некоторые из подобных законопроектов противоречат направлениям политики, определенным Президентом, а также позиции Правительства"1. К "плюсам" лоббизма можно отнести следующее. Во-первых, он влияет на качество управленческих решений, придает управлению большую динамику и гибкость. Во-вторых, лоббизм служит своеобразной формой самоорганизации гражданского общества, с помощью которой мобилизуется общественная поддержка или оппозиция тому или иному законопроекту, оказывается влияние на политику. Лоббизм с этой точки зрения — своего рода соперник демократии. В-третьих, лоббизм создает возможность для обеспечения интересов меньшинства, поскольку выступает формой проявления политического плюрализма. В-четвертых, посредством лоббизма реализуется демократический принцип свободы негосударственных структур и институтов: ассоциаций, общественных организаций, слоев и т. д. Используя лоббирование, они сами пытаются решать свои проблемы. Кроме того, лоббизм играет роль стимулятора активизации политических процессов и явлений. В-пятых, лоббисты расширяют информационную и организационную базу принимаемых решений и гораздо убедительнее, чем кто-либо, привлекают общественное внимание к наиболее острым проблемам политической жизни. Они обеспечивают органы государственной власти необходимой информацией по тому вопросу, который выносится на парламентское слушание, привлекают внимание законодателей к тому, что происходит на самых нижних общественных уровнях. В-шестых, лоббизм выполняет функцию достижения компромисса различных интересов, способствует сохранению равновесия различных сил, нахождению точек соприкосновения и достижения консенсуса при принятии управленческих решений. Однако и минусов у лоббизма немало: 1) он может стать инструментом приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб интересам национальным, что наблюдается в нашей стране; 2) может служить ведомственным, местническим, националистическим и другим интересам; 3) способен "размывать" начала народовластия, превращать демократические институты в мощный инструмент отдельных властных структур, чиновничества; 4) деятельность лоббистских групп может обострить проблему социальной справедливости, так как богатые слои населения имеют несравненно большие возможности, чем другие группы, использовать для лоббирования своих интересов власть денег; 5) лоббизм своими действиями может создавать помехи для функционирования государственной власти, для усиления позиций одной ветви при одновременном ослаблении другой и т. д. Поскольку лоббизм имеет такой широкий "веер" возможных последствий, он, несомненно, нуждается в упорядочении, юридической регламентации, с тем чтобы нивелировать его негативные стороны и усилить позитивные. 56.Гражданское общество— это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни. Идея гражданского общества (термин введен Аристотелем) возникла первоначально как философская концепция. В XVII в. английский философ Т. Гоббс в двух своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил принципиально новую концепцию гражданского общества, которое возникает при переходе от естественного природного состояния всеобщей вражды и страха смерти к упорядоченному культурному обществу, граждане которого дисциплинированы властью государства, водворяющего в стране мир и порядок. Решающим образом меняется и сам человек, который становится развитой, целостной и активной личностью. Гражданское общество, согласно воззрениям виднейших философов Нового времени (Дж. Локка, И. Канта и др.) — это «союз индивидуальностей», коллектив, в котором его члены обретают высокие человеческие качества. Три начала формируют гражданское общество — человек, коллектив и власть.В идее гражданского общества заложено непрерывное движение: постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и более цивилизованному. Ж.Ж. Руссо так сформулировал критерии этого развития: движение к гражданственности, естественности (разумности) и цивилизованности, что означает формирование все более развитой личности, совершенных гражданских отношений и рациональной цивилизованной власти. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором цивилизуются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, гражданином и обществом. Особой проблемой является взаимоотношение гражданского общества и государства. Гражданское общество — это социально-организованная структура, в основном складывающаяся за пределами государственных структур, но охватывает и их, так как они образованы гражданами, то есть членами гражданского общества. Такие элементы государственной власти, как разделение властей, наличие легальной оппозиции, многопартийность и т.д. сами по себе не представляют структуру гражданского общества, но порождены им и являются формами закрепления его влияния в политической организации общества. Одной из самых важных проблем, стоящих перед современным российским обществом, является построение правового государства. 57.Понятие национальной безопасности. Становление и развитие человеческого общества всегда было связано с преодолением различных угроз, которые исходили от природы, врагов, технических объектов и пр. Поэтому важнейшим условием функционирования и развития человеческого общества является обеспечение безопасности.. Становление и развитие человеческого общества всегда было связано с преодолением различных угроз, которые исходили от природы, врагов, технических объектов и пр. Поэтому важнейшим условием функционирования и развития человеческого общества является обеспечение безопасности. 58. Политические элиты как субъекты политики. Причины существования злит
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (548)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |