Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ «НЕОХАЛИФАТЫ »



2016-01-02 282 Обсуждений (0)
СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ «НЕОХАЛИФАТЫ » 0.00 из 5.00 0 оценок




ПОЛИТИКА КУЛЬТА НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: ПОСТСОВЕТСКОЕ КЛИШЕ

Многие считают, что все творящиеся идеологические, культурные и религиозные процессы в России уникальны, и происходят лишь из-за «своеобразных» взглядов, правящей в стране верхушки. На деле же, весь этот комплекс идеологем весьма типичен для всего постсоветского пространства. Какой бы регион бывшего Советского Союза мы не взяли, везде увидим примерно похожие картины. Этнологи, касаясь подобной тематики, применяют термин «национальное строительство». Я же предпочитаю пользоваться именно названием с присутствием слова «культ», дабы подчеркнуть идеологическую особенность политики большинства постсоветских государств.

Безусловно, каждый регион на всём пространстве бывшего союза различен и каждый пример подобной политики имеет свои отличия, но при точном рассмотрении можно выделить общие закономерности и сформировать классификацию. Так что же представляет собой политика культа национальной культуры? Давайте же узнаем!

 

 

СУЩНОСТЬ «КУЛЬТА»: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Зачатки подобной политики можно обнаружить ещё в конце восьмидесятых годов, на фоне политического кризиса КПСС. На тот момент правые настроения в самой правящей партии уже не просто существовали, а были популярны. Доказательством этому служит то, что большинство будущих основателей культов национальных культур в своих странах это бывшие первые секретари республиканских компартий или же люди, так или иначе связанные с КПСС.

Идеологией продвижения национальных культов, конечно же, стал национал-консерватизм. Если мы и сейчас обратим внимание на политическую окраску стран СНГ, то увидим присутствие большинства политических сил именно национал-консервативного направления, декларируемого, как патриотизм.

Как уже было сказано, обобщение всех примеров политики культа национальной культуры неприемлемо, однако, не смотря на различия, выделить общие закономерности можно:

1) Отрицательное отношение к советскому строю и трактовка этого периода истории как поворот назад (или же оккупация)

2) Иллюстрация «преемственности» нового государства от старого дореволюционного, досоветского или же вообще древнего царства или княжества

3) Создание культов личности неких национальных или религиозных деятелей прошлого: Пётр Столыпин, Мирзо Улугбек, Кайхосро Чолокашвили и тд. Воспевание также и борцов с советской властью

4) Массовый всплеск религиозности и мракобесия, осуждение «гонений на религию» в СССР и в ряде случаев, процессы клерикализации

5) Рассвет любви к традиционализму и идеализация древности (духовные скрепы, бороды, свечки, лапти и вышиванки)

 

В большинстве постсоветских стран данная политика проводилась и проводится сейчас. Однако в качестве исключения можно выделить Республику Беларусь, которая в принципе и не проходила через подобное в силу взглядов действующего президента Лукашенко. Но всё-таки это не отменяет возможности её проведения в стране в случаи его ухода с политической арены. В остальных же странах бывшего СССР политика национального культа приобретала разные формы реализации и, рассматривая большинство подобных стран, можно сформировать следующую классификацию:

Неизменно-постоянный тип (Узбекистан и Казахстан)

Переменчивый тип (Россия)

Прерывающийся тип (Украина и Грузия)

Сразу скажу, что в силу небольшой статьи я не смогу охватить всё постсоветское пространство. Поэтому ограничусь данными странами в рамках предлагаемой классификации.

 

СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ «НЕОХАЛИФАТЫ »

Классическими примерами неизменно-постоянного типа являются Узбекистан и Казахстан. Роднит эти два государства сейчас очень многое. Особенно то, что и по сей день возглавляют их бывшие первые секретари республиканских компартий: Нурсултан Назарбаев и Ислам Каримов. Страны данного типа характерны отсутствием изменений в рамках политики культа национальной культуры. Вероятно, это связано с откровенно диктаторским характером обоих стран, включая несменяемость глав государств.

В Узбекистане власть с самого начала носила подобный характер, что характеризовалось запретом даже маленькой коммунистической партии Узбекистана, которая и мест то в парламенте не имела. Власти этой страны вообще считают своим долгом искоренить всякое упоминание о советском периоде. Довольно иронично, что при этом, сам глава этой республики состоял в Коммунистической партии большую часть своей жизни. Да и, в общем, то до советской власти, в этом регионе Средней Азии ничего кроме бесконечных полей практически не было.

Кстати, декоммунизация в Узбекистане многократно выше, чем даже, на Украине, учитывая, что переименовывают объекты, названные даже не в честь революционеров или политических деятелей советской эпохи, а просто, учёных и деятелей культуры, живших в то время. http://politobzor.net/show-57357-uzbekistan-absurd-antisovetizma.html?utm_

Нельзя обойти вниманием и тотальную исламизацию всего узбекского общества. И хотя республика по законодательству светская, клерикализацию это не останавливает. На телевидении и в СМИ идёт открытая религиозная пропаганда, а в университетах закрывают факультеты и кафедры, оправдываясь «разрушением духовных и национальных традиций» http://www.gazeta.ru/science/2015/09/02_a_7733699.shtml

Исламизация также коснулась и вопроса равноправия полов, вопроса который и во все времена раздражал исламистов. Что тут сказать, сексизм и патриархат в Узбекистане процветают, особенно это касается вопроса выезда за рубеж молодых девушек. http://www.rosbalt.ru/main/2011/05/06/846219.html

 

В Назарбаевском Казахстане национальный культ, конечно, не такой тёмный и варварский, но, тем не менее, общих черт с узбекским предостаточно.

Например, казахская исламизация уже давно стала обыденным делом. Так, например, духовное управление мусульман разработало концепцию религиозного образования до 2020 года. Образование будет отчасти религиозным, и это не один урок вроде «Основ православной культуры», а именно религиозная пропаганда, промывание мозгов с ранних лет. Власти считают, что это неплохая профилактика экстремизма – пропаганда исламизма.

Зам муфтия республики Серикбай Ораз отметил, что уже сегодня 3 медресе получили статус колледжей:

"Теперь, помимо основных религиозных предметов, включены еще и светские предметы в соответствии с современными требованиями. Таким образом, студент, окончивший медресе-колледж, будет получать диплом государственного стандарта, с которым в дальнейшем он сможет работать в госучреждениях, а не так, как раньше, когда они получали лицензию имама и могли работать только в системе ДУМК. Это большое достижение, хорошая возможность для будущих религиозных работников".

Измениться ли политика культа национальной культуры или же данные страны вырвутся из неё вовсе, покажет лишь время, ну а мы переходим к нашей же любимой родине.

 



2016-01-02 282 Обсуждений (0)
СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ «НЕОХАЛИФАТЫ » 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ «НЕОХАЛИФАТЫ »

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.03 сек.)