Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Нормативно-правовые основы арт-менеджмента



2016-01-02 1472 Обсуждений (0)
Тема 7. Нормативно-правовые основы арт-менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок





Охрана интеллектуальной собственности как важнейшее направление деятельности арт-менеджера. Развитие законодательства России об исключительных правах.

Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах". Сегодня законодательство России предполагает различные формы объединения творческих работников.

В современной жизни искусства существует множество проблем, связанных как с правами авторов, так и тех, кто, не являясь автором, способствует сохранению и трансляции культурных ценностей. Эти права принято называть смежными. И если история защиты авторских прав насчитывает уже более 200 лет, то смежные права выделены и так или иначе охраняются на протяжении всего нескольких десятилетий.

Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах" раскрывает термин "изготовитель продукта" как "лицо, взявшее на себя ответственность за изготовления продукта" (ст. 4). Поскольку в соответствии с действующим законодательством деятельность по производству продукции не является лицензируемой, любой гражданин может взять на себя инициативу по созданию продукта.

Известно, что некоторые виды искусства, называемые исполнительскими (Performing Arts), могут существовать только при наличии посредника между автором и публикой, то есть - исполнителя, который, не являясь создателем самого произведения, вкладывает в его интерпретацию свое время, труд (интеллектуальный и физический), талант и определенные материальные ресурсы. Разумеется, по законам цивилизованного общества все это должно так или иначе вознаграждаться или компенсироваться. Кроме того, когда речь идет о художественных ценностях, имеющих общечеловеческое значение, правовой и экономический аспект такой деятельности многократно усиливается.

Для оповещения о существовании исключительных авторских прав первоначальный их обладатель (автор или иной законный владелец авторского права) размещает знак охраны авторского права (копирайт), который состоит из латинской буквы "С" в окружности - ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

В целях охраны смежных прав и предотвращения возможности их нарушения на каждом экземпляре располагается знак охраны, предусмотренный Римской конвенцией, состоящий из трех элементов: 1) латинской буквы "R" в окружности - ®; 2) имени (наименования) обладателя прав; 3) года первого опубликования фонограммы.

Взаимоотношения, предусматривающие передачу авторских прав, строятся на условиях договора о передаче прав.

Например, в создании кинофильма участвует автор (сценарист) как субъект авторского права, который передает право на использование своего интеллектуального труда (постановку) фильма продюсеру или кинокомпании. Кинокомпания на основе авторского сценария трансформирует материал сценариста под условия постановки (жанра) с помощью режиссера (режиссерская экспликация), художника-постановщика (раскадровка, эскизы), оператора-постановщика (видеоряд), автора музыки, создавая тем самым новый продукт (объект), становясь обладателем смежных прав и получая право (в виде договора) от автора сценария, режиссера-постановщика, оператора-постановщика, автора музыки (субъектов авторского права) на дальнейшее коммерческое использование продукта.

С развитием индустрии звукозаписи и усовершенствованием технологических процессов, связанных с использованием современного оборудования, возросла роль продюсера, от которого во многом зависит конкурентоспособность продукта. Основная же функция в производстве и выпуске аудиоматериала принадлежит издающим компаниям, которые становятся обладателями смежных прав. В сферу деятельности издателя, как правило, входят популяризация имени автора и самого произведения, съемка видеоклипа, подбор музыкантов, проведение рекламной кампании и финансирование. В зависимости от условий контракта издатель может выполнять лишь часть из указанных функций. Его основная задача - создание и распространение продукта посредством рекламы и дистрибьюции. Именно тот факт, что у издателя имеется широкая сеть дистрибьюторов, позволяет ему быть конкурентоспособным и распространять продукт тех компаний, которые не имеют подобной структуры.

Таким образом, обладатель смежных прав - киностудия (издающая компания) получает исключительное право на прокат (публичную демонстрацию), воспроизведение на материальных носителях (VHS, CD-ROM, DVD, CD, MD), распространение, продажу теле- и радиокомпаниям, издание саундтрека (фильма), продажу копии на международный рынок с правом корректировки для зарубежного зрителя (субтитры, дубляж и т.д.).

Согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" автор является обладателем имущественных и неимущественных прав.

К неимущественным правам относятся: право признаваться автором; право на имя; право на обнародование произведения в любой форме; право на защиту и помимо этого исключительное право на использование данного произведения.

К имущественным правам относятся права на использование, исполнение или постановку в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид исполнения или постановки (передача в эфир, запись исполнения с помощью технических средств, воспроизведение записи, воспроизведение записи исполнения или постановки в эфире, сдача в прокат). Имущественные права могут передаваться по договору организациям эфирного, кабельного вещания, а также лицам, специализирующимся в области коммерческого использования творческих произведений и объектов смежных прав.

Свободное использование объектов смежных прав, т.е. без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации кабельного и эфирного вещания и без выплаты авторского вознаграждения, может быть осуществлено в следующих случаях:

o использование фрагментов исполнения, постановки, воспроизведение фонограммы в информационных программах для включения в обзор о текущих событиях;
o использование небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы для цитирования, при условии, что оно осуществляется в информационных целях, а также:

" для обучения или научного исследования;
" в личных целях (для проведения досуга);
" в судебных процессах.

Таким образом, согласно Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах" автор предоставляет право осуществить издание своего произведения на каком-либо материальном носителе (книга, пленка, компакт-диск и т.д.) для дальнейшего его использования.

Концертные и продюсерские агентства, промоутерские фирмы и другие являются предпринимательскими организациями и в своей деятельности руководствуются Гражданским Кодексом РФ, по которому (ч.2 ст. 50) "систематическое получение прибыли" положено в основу мотивов предпринимательства, а "извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности" относится к коммерческим организациям, в отличии от которых некоммерческие "могут определять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы".

В гл. 4 ст. 48 Гражданского кодекса РФ дано понятие юридического лица, чем по сути и является большинство частных компаний сферы культуры, и перечислены традиционные его признаки: наличие обособленного имущества, самостоятельная ответственность по своим обязательствам этим имуществом, приобретение и осуществление гражданских прав от своего имени, выступление в качестве истца и ответчика в судах (п. 1 ст. 48).

Юридическим лицом признается организация, которая:имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права;нести обязанности;быть истцом и ответчиком в суде.

В соответствии со ст. 50 все юридические лица по целям создания и деятельности подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими считаются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51). Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц. Факт государственной регистрации подтверждается выдачей соответствующего свидетельства.

Упомянутый в п. 1 ст. 51 закон о регистрации юридических лиц - Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", введенный в действие с 1 июля 2002 года. Регистрация юридических лиц возложена на налоговые органы.

Часть вторая ГК РФ посвящена отдельным видам обязательств. Стоит обратить внимание на понятие гражданско-правового договора, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг). Как правило, в сфере культуры заключаются договоры подряда (ст. 702) или возмездного оказания услуг (ст. 779). В ряде случаев, предусмотренных законодательством, организации выгоднее заключить договор гражданско-правового характера, нежели трудовой. Так, в соответствии со ст. 238 Налогового кодекса РФ, на вознаграждения по подобным договорам не производятся отчисления в фонд социального страхования РФ.

Физические и юридические лица. Контрафактные товары. Гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав. Способы обеспечения иска по делам о нарушении авторских и смежных прав.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Продажа, сдача в печать, иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм. Правила продажи отдельных видов товаров.

Постановление Правительства Москвы "О введении защитного идентификационного знака на видео- и аудио-кассеты, компьютерные информационные носители, лазерные и компакт-диски. Порядок присвоения защитного идентификационного знака продукции арт-индустрии.

Виды и содержание договорной документации на использование продукции арт-индустрии.




2016-01-02 1472 Обсуждений (0)
Тема 7. Нормативно-правовые основы арт-менеджмента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Нормативно-правовые основы арт-менеджмента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1472)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)