Современные подходы в специальном образовании 5 страница
3. Младшие классы (itодготовительный, 1—4 классы),, старшие (5—9 классы), углубленная социальная и профессиональная подготовка (10—11 классы). В подготовительный класс принимаются дети в возрасте 7—8 лет в зависимости от когнитивной зрелости. .,.,.....
Образование,обеспечивает адекватную познавательным возможностям общеобразовательную подготовку, коррекцйонную
помощь и поддержку» профессионально-тр.удовоеобучение. Достижение этих задач возможно на основе реализации базового и коррекционного компонентов учебного плана и программ вспомогательной школы. Рекомендуется для детей, с легкой и умеренной степенью умственной отсталости, ■
4,,Нецензованное, абилитационное образование. Срок обучения определяется степенью выраженности нарушения и уровнем обучаемости. Специальное образование обеспечивает общее развитие, коррекцию и компенсацию нарушений, бытовую адаптацию и социализацию. Обучение осуществляется по специально разработанным учебным планам и типовым программам или индивидуальным образовательным программам различных вариантов в зависимости от характера нарушений и уровня обучаемости. Рекомендуется для детей с тяжелой и глубокой формой умственной отсталости, тяжелыми множественными нарушениями.
Противопоказания к приему в специальную школу:
1. Соматические заболевания (ревматизм в активной фазе, бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами, туберкулез, гемофилия, эндокринные нарушения и др.).
2. Неврологические заболевания (миопатия, тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата).
3. Хирургические заболевания (спинномозговая грыжа, не держание мочи, кала).
4. Кожные заболевания (все в стадии обострения).
5. Психоневрологические (тяжелые формы умственной отсталости с выраженной дезадаптацией, отсутствием навыков самообслуживания, Явные психопатоподобные и психические расстройства, органические заболевания головного мозга с дневными или частыми ночными судорожными припадками, выраженные энцефалостенические состояния, синдром двигательной рас-торможенности). ;
В отечественной педагогике долгое время сохранялось понятие «необучаемые дети», которое отсутствовало как в теории, так и, педагогической практике цивилизованных стран. Под необучаемостью у нас понималась неспособность-ребенка освоить школьную программу, в.то время как англичане, например, рассматривали это понятие как неспособность получить пользу от обучения. В этом случае на первый план выходят не интеллектуальные и эмоционально-волевые свойства учащегося, а уровень качества и сложности программных требований, осуществляет-
ся образование, имеющее смысл; образование для ребенка, а не ребенок для образования. Если ребенок не может освоить одну программу, предлагается другая, посильная для него.
, ^утш^фо£^шолуления образования (помимо специального учебного заведения): индивидуальное обучение на дому; интегрированное обучение; обучение в условиях стационарного лечебного учреждения (для часто и длительно болеющих детей). Избранная форма и вариант специального образования могут изменяться в зависимости от познавательных возможностей и учебных успехов ребенка, его физической и психической работоспособности.
Для взрослых людей с ограниченными возможностями для получения или продолжения образования открыты вечерние школы, специальные техникумы, специальные группы в техникумах и колледжах, отделения в вузах, реабилитационные центры, учебные и производственные мастерские от обществ слепых,
глухих и инвалидов.
Проблема профессионального образования лиц с нарушениями психофизического развития стоит остро повсеместно. Данное звено — самое слабое в общей системе образования любой страны. Причины такого положения разные: ограниченные возможности здоровья, низкая физическая и умственная работоспособность, отсутствие преемственности между профессионально-трудовым обучением в школе и после ее окончания, слабая подготовка педагогических кадров и учебно-методической базы профессиональных учебных заведений.
Стратегическим направлением в проектировании специального профессионального образования должно стать создание оптимальных условий для обучения всех категорий инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития в соответствии с реабилитационным потенциалом личности и требованиями рынка труда. По новому Положению в структуре специальной школы может открываться отделение социальной адаптации и реабилитации, которое наряду с консультативными абилитацион-ными задачами, оказывает помощь в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации.
В отношении инвалидов необходимо государственное регулирование вместо диктата свободного рынка. Занятость для этих людей — главная ось жизни, безработица ведет к обесцениванию человека. Во всех педагогических, социально-психологических произведениях на протяжении более 100 лет подчеркивается ог-
рамное значение труда для психического и нравственного развй- тия человека. ■:-'■ - ■ Г>У
Таким образом, в системе специального образования выделу ются три ступени (звена): дошкольная, школьная (общее обра зование) и профессиональная. > .;
В ведении Министерства образования республики насчитывается (данные за 2002/2003 год) 45 специальных' дошкольных учреждений, в 330 массовых учреждениях — 1077 специальных дошкольных групп; 73 специальных школы-интерната и 19 спец'-г. школ (из них для детей с интеллектуальной недостаточностью соответственно 40 и 8, для детей с нарушениями слуха — 12 и 3, с нарушениями зрения — б и 1, с тяжелыми нарушениями речи — 4 и 1, с трудностями в обучении (8ПР)' — 10 и 5), одна, школа'-1 интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (вторая школа для таких детей находится в ведении Министерства труда и социальной защиты), 37 ПТУ различного профиля (ведут подготовку молодых людей с особенностями психофизического развития по 26 специальностям). ^Развитие-сети специальных учреждений в современных ус* ловиях. .
Развитие специального образования в современных условиях идет двумя путями. Первый путь — это дифференциация и совершенствование существующей сети специальных учреждений, а также создание новых реабилитационных служб помощи детям с особенностями психофизического развития. Второй путь связан с интеграцией этих детей в общество и развитием моделей интегрированного обучения. За основу изменения системы специальной помощи необходимо принять воплощение идеи ориентации не на дефект,- а на потенциальные возможности ребенка, как составной части социума.
Главную роль в построении и эволюции коррекционного обучения играют социальные потребности, на основе которых образовательные отношения регулирует государство. Средствами регуляции выступают финансирование, обеспечениематериальной, базы учебных заведений, введение стандартов, подготовка педагогических кадров, контроль и т. д. Для того чтобы не подавлять педагогическую инициативу и не препятствовать новаторским поискам, внешняя регуляция должна основываться на демократических принципах и соблюдать баланс Между стандартизацией и дестаидартизацией, единообразием и разнообразием, адаптацией и индивидуализацией. Вместе с тем эффективность кор-
рекционного обучения зависит не только от внешних факторов, но и'от-меры его соответствия потребностям и интересам, идеалам и ценностям человека с особенностями в развитии. ■ -
В наше время на первый план выходит задача формирования общественно-государственной системы специального образования, поскольку одно государство, без опоры на личность и общество, не в состоянии решить весь комплекс проблем обучения детей с ограниченными возможностями.
Реформирование специального образования в Республике Беларусь проходит по трем основным направлениям:
• организационно-структурные преобразования;
• обновление содержания специального образования;
• совершенствование образовательных технологий и методик обучения.
Структурные изменения предполагают получение специального образования с увеличением срока обучения на,один год; введение подготовительного класса; расширение сети учреждений интегрированного профиля; обеспечение оптимальных условий и возможностей для получения профессионального образования лицам с особенностями в развитии; создание инновационных коррекционно-реабилитационных учреждений; уменьшение числа интернатов и разукрупнение специальных школ-интернатов с целью возвращения учащихся в семью; создание службы кор-рекционной психолого-педагогической помощи, начиная, с первых месяцев жизни ребенка и др.
Намечается создание специальных школ нового типа для незрячих и слабовидящих: гимназии и лицеи; полные средние школы для детей с нарушениями слуха (дневные и вечерние). Здесь можно использовать опыт России, открывшей в ряде регионов муниципальные школы-предприятия — комплексное кор-рекционное учреждение с тремя структурными подразделениями: общеобразовательная школа; психологический консультативный центр; центр социальных услуг для малоимущих слоев населения. На базе специальных (вспомогательных) школ создаются УВК — учебно-воспитательные комплексы, состоящие из детского сада и школы, которые работают по разноуровневым программам, ведут активный поиск новых педагогических, методических и организационно-управленческих форм и методов работы, осуществляют международное сотрудничество.
Н. Н. Малофеев (2001) называет прообразом специальных школ XXI века образовательные учреждения комбинированно-
|11ШШ„||Ш„ш,шш1шшшишиШшшши,шШШ—"
ШИ11ШШ1ШИ11ШИШМИШЯ1Ш го типа (УКТ). Подобное заведение может быть как дошкольным так и школьным, включая в себя подготовительные группы и классы для нормально развивающихся детей и для детей с опг деленным нарушением в развитии. В одном таком ком-плек могут обучаться и воспитываться слышащие дети и дети с нарушением слуха; в другом — с сохранным и нарушенным зрением, в третьем — нормально развивающиеся и дети с задержкой психического развития и т. д. Каждое подобное заведение, по мнению представителей НИИ коррекционной педагогики РАО, предположительно станет специализироваться на интегрированном обучении детей с определенным нарушением в развитии. Таким образом, даже в небольшом населенном пункте, где есть 2—3 школы (УКТ), можно будет организовать обучение всех детей с особыми образовательными потребностями. Одним из подходов к созданию системы помощи «проблемным» детям является дальнейшее развитие систем коррекцион-но-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на наиболее адекватные педагогические условия для детей «группы риска». Это потребует повышенного внимания к вопросам охраны здоровья обучающихся, личностно-ориентированно-го подхода в учебно-воспитательном процессе, активной дифференцированной помощи специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, медиков), комплексного психолого-педагогического и медико-социального изучения развития ребенка (С. Г. Шевченко). В общеобразовательной школе для таких детей утверждают- ■ ся в качестве формы дифференцированного обучения различные типы коррекционных классов: классы выравнивания, компенсирующего обучения, классы адаптации, здоровья, интенсивного развития, педагогической поддержки, классы для детей «группы риска», педагогически запущенных, с трудностями в обучении, соматически ослабленных и т. п. Организация классов коррекционно-развивающего обучения (КРО) в традиционной системе общеобразовательных учреждений началась в Москве с 1994/95 учебного года. Органы управления образованием ежегодно анализируют эффективность внедрения системы КРО, рассматривая на коллегиях вопросы комплектования классов, успешность и качество обучения на I и II ступенях школы, преемственность между дошкольным и начальным школьным обученном и воспитанием. н Республике Пелпруа. е 1992 годи широкое распространение ,,, получил новый тип учреждения — центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Они предназначены для создания комплексной системы социально-педагогической, психологической, медицинской реабилитации детей с особенностями психофизического развития с целью интеграции их в общество. Основными целями центра являются: • реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение своевременной планомерной квалифицированной коррекционно-реабилитационной помощи со стороны государства по месту жительства; * улучшение психологического статуса и социального положения детей с особенностями развития в семье, коллективе, обществе; • информационное обслуживание в области дефектологии, психологии. Центр решает следующие задачи: • своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития, их ранняя диагностика; • уточнение или изменение ранее установленного диагноза; • направление детей при необходимости в научно-исследо • внесение в местные исполнительные и распорядительные органы предложений по созданию рациональной сети, специальных классов, классов интегрированного обучения, пунктов коррекционно-педагогической помощи, специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания; • осуществление коррекционной и реабилитационной работы; • организация учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития;
• прослеживание динамики развития ребенка с особыми «-' координация и методическое руководство деятельности!, • проведение консультативной работы среди педагогов, ро-" Направления деятельности центра', диагностическое, кор- • помощь центрам коррекционно-развйвающего обучения • ироиодение консультативной работы среди учителей, вос- В зависимости от характера нарушения развития на пункте могут быть сформированы группы для детей с,нарушениями речи, слуха, зренияs с задержкой психического развития, с трудностями в обучении (диагностико-коррекциоиные группы), с умственной отсталостью, с комбинированными нарушениями, с другими особенностями психофизического развития. В первую очередь пункт принимает детей, у которых нарушения психофизического развития препятствуют их успешному обучению. В исключительных случаях, при отсутствии на территории района (города) возможности организации специального или интегрированного обучения, могут приниматься дети, с более тяжелой патологией. Количество.детей с артикуляционно-фонетической дислалией должно составлять не более 25 процентов от количества детей с нарушениями речи, которые одновременно получают коррекционно-педагогическую помощь на пункте. Наполняемость групп детей с неглубокими нарушениями речи, слуха, зрения, задержки психического развития — 5—6 человек; глухих, незрячих, умственно отсталых, с комбинированными нарушениями, с тяжелыми нарушениями речи — 2—4 человека. Принимаются дети дошкольного и школьного возраста, которые прошли обследование в центре коррекционно-развйвающего обучения и реабилитации и имеют потребность в коррекции (компенсации) отклонений. Дети, у которых имеется дислалия, принимаются на занятия по заключению учителя-дефектолога пункта. В ряде случаев при специальных школах-интернатах для выпускников могут создаваться группы постинтернатной реабилитации и адаптации подростков. Ориентирами будущего для людей с психическими и физическими недостатками могли бы. быть общины, существующие во многих странах мира как форма социализации личности инвалида. В организации.общин проявляется тенденция к самоизоляции в самостоятельном мире обособленных поселений во имя самовыражения, стремления быть самим собой, а не подстраиваться под нормальное большинство (субкультура глухих и некоторых других категорий). Все общины в мире можно рассматривать как своеобразную форму изоляции с элементами интеграции. И в океане, ив озере, и в бассейне — вода, но мы не везде чувствуем себя одинаково безопасно. Интересный опыт лечебной педагогики можно наблюдать в и, кэмпхил'л-общинах. «Вместе жить, учиться, работать!» — под, таким лозунгом создавалась система таких лагерей. Первый ч4 них был основан в 1940 году австрийским доктором Карлом Кё-нингом (1902—1966) во время его эмиграции в Шотландии (поместье Кэмпхилл в Абердине). В Австрии и в Германии подобные общины стали создаваться с 1959 года. Основной их девиз — «С верой в других людей, в мир с Богом!». Позднее этот опыт был распространен по просьбе родителей детей с ограниченными возможностями по всему миру. Это движение (Camphill movement), объединяющее более 70 таких поселений в 22 странах мира, ориентировано на оказание специальной социально-педагогической поддержки лицам с отклонениями в развитии, для которых жизнь и обучение в обычных условиях затруднительна. На идеях К. Кёнинга возникло 80 блигофренопедагоги-ческих и социотераиевтических направлений. Социальная концепция интегративной формы жилищного объединения выражается в помощи детям, молодым и пожилым людям с ограниченными возможностями. Главную задачу общины доктор Кёнинг видел в организации совместной жизни, где каждый живет и работает для других. Общины создаются и в отдаленной сельской местности, и в небольших городах, и в промышленных регионах. Цели и задачи этого движения находят отражение: • в христианской направленности жизни общин; • в своеобразии отношений «персонал — клиент» (нет четкого деления на две категории); • в финансировании деятельности общины, когда работа и оплата за нее не связаны между собой, заработной платы нет, но материальные потребности каждого человека удовлетворяются. Обслуживание, воспитание и обучение основано на антропософии (греч.— мудрость и человек, здесь — любовь к человеку). Эта система взглядов стала философской основой вальдорфской педагогики Рудольфа Штайнера (1861—1925). В антропософии человек рассматривается не как конкретное историческое существо и не как «совокупность общественных отношений», а как внеисторическое, вневременное и вечно постоянное явление. Человек, с точки зрения антропософии, — совокупность трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, область эмоций) и духа (мозг и нервная система, интел- лектуальная сфера). Ритм учебного времени в вальдорфской школе основан на трех сферах внутренней деятельности человека: мышлении, чувствах, воле. Если обучение воздействует только на интеллект, у учащихся ослабевает сознание,' грубеют чувства, утрачивается воля. Человек только тогда гармонично развивается, когда воспитываются все эти сферы одновременно и равномерно. Здесь» в практическом человековедении, выработана методика развития человека как единого телесно-душевно-духовного целого, возрождается внимание к отдельной личности, к ее внутренней и внешней жизни, сходятся в гармонии общечеловеческие идеалы и ценности отдельного «я». Главное свойство педагогики Р. Штайнера — отрицание прямого воздействия на учащегося. Девиз вальдорфской педагогики «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай с любовью, выпускай свободным!» действует и в кемпхилл-общинах. Общим законом для вальдорфской педагогики и кемпхиллов является гетеанистический метод познания. Буквально это значит — познавать мир, познавая себя, и познавать себя, познавая мир. Понять себя, чтобы понять другого человека, увидеть многогранность и неповторимость его души, чтобы открывать разнообразие и красоту окружающего мира, особым, духовным зрением постигать тайны растительного и животного царства. Воспитание поставлено так, чтобы избежать вмешательства в свободное естественное развитие ребенка, еще погруженного в мечту, и не нарушить его равновесия и сознания. При этом ребенка не предоставляют самому себе, а берут на себя заботливое руководство им с подходящими для этого средствами примера и подражания. Как альтернативные вальдорфские школы функционируют и в интегрированных формах, и дифференцированно, т. е. существуют для разных категорий детей: с интеллектуальной недостаточностью, замедленным темпом развития, с сенсорными нарушениями и др. В них обучению письму и чтению не придается принципиального значения. Ценностью более высокого порядка является утверждение чувства неограниченного доверия к миру и чувство самоуважения. Община поддерживает тесные связи с родителями и родственниками проживающих в ней. Углублению взаимопонимания способствуют регулярно проводимые заседания и встречи родителей н сотрудников. В правление каждого объединения входят председатель, секретарь, казначей, представители родителей. На
б» Цветво, Пасху, Троицу и некоторые другие праздники выхо- Польшую роль в жизнестойкости общин играет благотворительная деятельность. Объединения кемпхиллов активно соби- i... it пожертвования. Спонсорские деньги в первую очередь рас- \ • (дуются на строительство и развитие деревенских общин. Кемпхилл предлагает населению следующие виды обучения-, признанные государством и дающие документы установленного образца: * курсы по антропософии, олигофренопедагогике и соци • куре по подготовке воспитателя душевнобольных. :й- пых объединениях. В Германии это такие центры, как Хермане* В каждой общине люди живут по принципу семьи. Олигофрен Детские сады и школы интегрированного типа. Здесь дети с:. особенностями психофизического развития находятся вместе с братьями и сестрами, детьми сотрудников, где каждый получа-ет'должный уход и внимание. Индивидуальная пейхолого-педа-; гогическая работа и дополнительные лечебные мероприятия рас- :; считаны на все категории. Для детей с двигательными и психомоторными нарушения-: ми проводится психотерапия, иппотерапия, массаж1, плавание; ; со специфическими формами умственной' отсталости — игроте-рапия, музыкотерапия, цвето- и арттерапия; для детей с речевыми нарушениями '—логопедические занятия, ролевая игра. По- ' еле 9 класса (обучение 12 лет) дети переходят в-профессиональ- " ные классы и начинают трудиться в мастерских. По окончании школы учащиеся получают «постоянную прописку» в деревне,., Работая не для выгоды, а для самовыражения и удовлетворения, человек с ограниченными возможностями находит новый существенный, смысл своей жизни. Труд позволяет ему открыть для себя нечто новое, развить свои способности и умения. Учебный смысл работы состоит в том, что область применения своих знаний, умений и навыков не зависит от слабостей человека.. Значительную, роль при этом играет ее практическая направленность. Большая часть трудовой деятельности связана с природой: садоводство, лесоводство и его охрана, обработка древесины, производство, свечей, плетение корзин, ткачество, домоводство. Жители общины сами пекут хлеб, ткут и шьют одежду из натуральных тканей, вяжут, делают тетради, изготавливают простую мебель. Движение «Кэмпхилл» сыграло большую роль в эволюции отношения общества к инвалидам, оказало существенное влияние на формирование государственной социальной политики западноевропейских стран. Большую известность в мире приобрели общины Жана Ванье, в которых находятся люди с умственной отсталостью. В них,воз:-вращают осознание ценности человека в глазах людей и Бога. Жан Ванье родился в 1928 году в семье канадского генерал-губернатора. В 1942 году, в разгар Второй мировой войны, в возрасте 13 лет по собственному решению, прибыл в Европу и поступил на службу в военно-морской флот Великобритании. В 21 год он оставил службу, так как понял, что нельзя решать сложные жизненные проблемы военными методами. В Париже, в Сорбонне, он начинает изучать философию и богословие, затем преподает в университетах Канады и Франции. В годы учебы в Париже знакомится с доминиканским священником отцом Тома Филиппом, который оказал большое влияние на его духовный мир. Именно отец Тома предложил Жану посещать интернаты и приюты для людей с психическими проблемами.. Там он нашел Рафаэля и Филиппа и пригласил их жить вместе с ним.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (425)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |