Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современные подходы в специальном образовании 18 страница



2016-01-02 846 Обсуждений (0)
Современные подходы в специальном образовании 18 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




Учебная программа имеет пояснительную записку, краткие методические указания по: основным разделам курса и распре­деление материала, как правило, по четвертям. Ее структура со-   .233 ,^<1П1ШШ1шш«1<11Г1!|[|/»1»!1Ш1мтт111»^       i.''   стоит из основного (образовательного) компонента и -операцион­ного- или ■практического. Помимо этих блоков, в образовательном Может быть расширяющий и сужающий компонент, а также про­блемный, ситуационный, корректирующий и блок самоконтро­ля. Главное требование к отбору учебного материала — его соот­ветствие основным дидактическим принципам: и познавательным возможностям контингента определенного типа специальной школы. Программы могут быть разноуровневыми и индивиду­альными, рассчитанными на учащихся с разными возможностя­ми усвоения материала. Учебная литература (учебники и учебные пособия) должна создаваться как инструмент процесса обучения и обладать опре­деленными качествами и характеристиками, призванными по­мочь учащимся более полно усвоить содержание образования. Общие функции учебника: • образовательная, реализуемая через усвоение учащими­ ся фактологических сведений и знаний про методологичес­ кие принципы, которые используются в учебно-познава- тельной деятельности; а воспитательная, заключающаяся в формировании миро­ воззрения; "" ■ ' ■ • коррекционно-развивающая, выражающаяся в стимуля­ ции развития познавательной деятельности. Основные требования к текстовой части учебника сводят­ся к следующим: 1. Соответствие программе. 2. Структурная простота построения текста. 3. Объяснительный характер, материал в виде размышлений, а не описаний. 4. Широкое использование сравнительного метода. 5. Наличие в заключительных главах, параграфах итоговых материалов и кратких выводов. - ' - "6. Дидактически дозированный объем учебного материала, его пошаговое поступательное развертывание. " '•'■■ 7. Содержание материала учебника должно отвечать принци­пам научности, доступности, наглядности. Примерно 80 % его ■' объема занимает стандартная модель (общечеловеческое знание),. 20 % — национальный аспект.: . 8:. Важно выдерживать внешний графический рисунок текс-та, использование различных шрифтов для выделения особо зна*,.. чимой учебной информации (выделение заголовков и подзаголов- ков, количество-абзацных отступов, размеры абзацев, длина вхо­ дящих .в него фраз и пунктуация).,Все это создает ритмический каркас текста.. Внутренняя образная наглядность обычно служит одним из факторов, организующих и, в определенной мере, упо­ рядочивающих мысли обучаемого при восприятии им новой на-- учлой информации.. >■ . ;.>.;■ Выдающийся французский математик Влез Паскаль (1623— 1662) называл искусством убеждать проведение «методичны* и совершенных доказательств», которое состоит в понимании и соблюдений условий или правил для определений,, аксиом идо* казательств. Среди восьми его правил пять, по нашему мнению, являются ценными рекомендациями при составлении учебников и учебных пособий для учащихся. Правила, необходимые, для определений: -'■--,■ • не признавать неясные или двусмысленные термины; - .,-. * в определениях использовать только известные или объ­ ясненные термины. Правила, необходимые для аксиом: • признавать аксиомами только сами по себе очевидные по­ ложения. ,'1 V .Г".,-."/...... <- Правила, необходимые для доказательств: . : *. доказывать все, хоть и немного, неясные положения, пользуясь аксиомами или ранее доказанными положения­ми; ... j ... - • избегать двусмысленности терминов, ставя на место оп­ ределяемого термина нужное определение. С 1996 года Научно-методический центр учебной книги и средств обучения вместе с издательствами «Народная асвета» и «Полымя» впервые начал в Республике Беларусь создавать учеб­ ную литературу для всех категорий детей с особенностями пси­ хического и физического развития на белорусском и русском языках. Содержание и художественное ее оформление обеспечи­ вает коммуникативную компетенцию, дичноетно-ориентирован- ный подход и содействует интеграции такого ребенка в обществ.. во. Проблема обеспечения.отечественной учебной литературой учреждений образования для детей с особенностями психофизи­ ческого развития постоянно находится в центре.внимания науч­ но-педагогической общественности республики. !: .. ■ Согласно Концепции реформирования специального образо­ваниям республике выделяются три вида образования: цензовое* нецензовое и абилитационное. Учитывая, что многие-дети е.да--   2.35 желыми умственными или' физическими недостатками не обла­дают познавательными умениями и навыками, которые требует традиционная школа, перед педагогами стоит серьезная задача-разработки образовательных программ, которые отвечали бы уровню работоспособности таких учащихся. Таким образом:, проблема содержания специального образо­вания заключается в решении следующих задач: 1. Приблизить его к требованиям современного общества с учетом изменяющихся социально-экономических условий (зна­ния для будущего, а не морально устаревшие). 2. Обеспечить учащихся знаниями, выполняющими развива­ющую' функцию, способствующими не предметной подготовке, а становлению социального опыта и коррекции личности на ос­нове индивидуальных и возрастных особенностей детей на всех этапах обучения. 3. Ввести интегрированные предметы, направленные на более комплексное решение коррекционных задач. 4. Разработать содержание новых специальных курсов, наце­ленных на усвоение практических знаний о себе как о человеке и личности в системе «Я — общество». 5. Оптимизировать содержание трудового обучения. Определение понятия «содержание образования» может зави­ сеть от того, что принимать за источник содержания. Это либо: • реальный мир (окружающая действительность, живая и неживая природа), либо * внутренний мир ребенка, его потребности и способности, требующие развития в организованном процессе обучения. Рассмотренный выше материал в основном отражает первый подход. Однако в НИШ коррекционной педагогики РАО предло­ жено новое содержание специального обучения, смьхелообразу- ющим центром которого выступает социально-эмоциональное развитие ребенка, развитие его самосознания. Исходя из основ­ ной идеи, предлагается превратить в объекты познавательной деятельности учащихся такие сложные явления, как отношение к событиям жизни, настроения, эмоциональное отношение к людям, чувства, мотивы И последствия своих й чужих поступ­ ков, взаимосвязь между внутренним миром человека и его судь­ бой, т. е. целенаправленно, последовательно и гораздо раныне, чем в традиционной педагогике, сделать предметом анализа ре­ бенка не только бытийную сторону жизни, но и внутренний мир человека. . . ОтПраВНОЙ ТОЧКОЙ 1фОЛЛОЖСШМ>{1 .1П1ЧИоеТшм>|ШеП'Ш|ШНШ1ПОЙ технологии обучения является ведение «Дневники событий жил ни ребенка». Работа с дневником убеждает в необходимости до­полнять содержание специального образования программами, которые помогали бы ребенку делать то, что ему труднее всего — налаживать взаимодействие с окружающим миром людей, учиться понимать себя и других. Такой подход к построению содержания обучения опирается на философскую антропологию (Макс Шеллер), согласно кото­рой сущностью человека является его способность строить само­го себя, а также имеет тесную связь с философией и педагогикой экзистенциализма, в основе которых лежит понятие «существо­вание » в субъективном смысле — « Чем я являюсь сам для себя? ». Экзистенциалисты видят задачи воспитания в том, чтобы побуж­дать ребенка быть самим собой, помогать его самовыражению. Один из самых ярких представителей философии экзистенци­ализма известный французский писатель Жан-Поль Сартр (1905—1980) оценивал влияние внешних факторов на ребенка как крайне незначительное и наиболее эффективным считал са­мовоспитание: «Человек создает себя сам. Он не сотворен изна­чально, он творит себя, выбирая мораль; а давление обстоя­тельств таково, что он не может не выбрать какой-нибудь опре­деленной морали». Проблему содержания образования можно рассматривать не только в рамках концепции предметной деятельности, но также с позиций концепции освобождения от деятельности (П. Г. Ще-дровицкий), суть которой состоит в'следующем: человек обреме­нен быстро устаревающими и нефункциональными знаниями, умениями и навыками, чем больше он знает и умеет, тем он сла­бее по отношению к постоянно меняющемуся миру. Наиболее гибким, мобильным и сильным является тот, кто умеет превра­щать пространство своего интеллекта в «чистый лист бумаги». Вопросы и задания ' 1. Какие существуют подходы к разработке содержания образования? 2. В каких документах опредмечивается содержание образования? 3. Чем отличается базовый учебный план от типового? 4. По учебным планам нескольких типов специальных общеобразова­тельных школ проследите содержание коррекционногсшомвонента.     [5. Проанализируйте структуру учебной программы яда специальной щколы (предмет и тип школы по выбору)-, б* Выберите в-унебнике материал-, основная цель изучения которого . обозначается категорией <<оценка%, «знание»,, «понимание», «при­менение?.. Литература для самообразования Вгажнокова Й. М. Стандарт образования и система измерителей зна­ний в школе для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1996. Mb 3. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И, Внутренний мир человека как пред­мет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения //.Дефектология. 1998. № з.. Государственный специальный,образовательный стандарт школ для глухих детей // Дефектология» 1995. № 5. Крайко Б. М. Сучасны школьны падручшк // Адукацыя i выхаванне. 2001. №5. Солнцева Л. И. К вопросу о стандартах начального образования для де­тей с нарушением зрения // Дефектология. 1995. Ш 6. 3.4. Новые информационные технологии в специальном образовании Нововведения подобны. новорожденным: на первых порах они необычайно нехороши собой. Ф. Бэкон Понятие «информационные технологии» означает'технологии на базе ЭВМ, компьютерной основе, которые дают возможность обеспечивать различные категории пользователей услугами по получению и восприятию информации. Новые информационные технологии (НИТ) — это новые способы передачи и обработки материала. Система НИТ включает в себя тесты и диагностичес­кие, контролирующие и обучающие программы, словари, спра­вочники, тренажеры для отработки контрольных навыков, ла­бораторные практикумы, моделирование л проектирование. ... Применение технических средртв,и коммуникационных тех-' нологий развивается в соответствии с-концепцией, образования,' основанной на самостоятельности самого учащегося. Педагоги­ческая суть НИТ состоит в том, чтобы уходить от того, что уча­щиеся знают, и идти к тому, что они умеют. Использование НИТ требует учить не на уровнефактов, а на уровне концепций. Боль­шое значение в этом процессе призвана сыграть электронная учебная литература, разрабатываемая на основе идеи гиперссы­лок, когда учащиеся могут самостоятельно определять объем материала в зависимости от исходного уровня своей компетент­ности. Главные сферы применения компьютерных технологий, ко­торые могут оказать значительное воздействие на систему спе­циального обучения: 1. Производство учебного материала. Бесспорное преимуще­ ство электронного способа подготовки и хранения информации состоит в ускорении и упрощении процесса ее переработки и об­ новления. . ■ . 2» Хранение и быстрый поиск информации независимо о^-ше- ста ее хранения — на, жестких, гибких, видеодисках или в базе данных.- " ._.,, 8. Создание на базе компьютерной техники систем связи (эле­ктронной почты-, телеконференцсвязи), позволяющих учащим­ся, педагогам .общаться между собой на расстояний & даже про­водить групповые семинары и дискуссии со своих терминалов. ,К гибким, формулам распространений знаний можно отнести и такие, как ответы на вопросы и;просьбы учащихся, связанные с содержанием учебного курса; советы с целью ориентировки учащихся в, программном материале; помощь в разрешении труд-i ностей в понимании какого-либо предмета; пересылка заданий и контрольных работ; переписка по электронной почте; совмест­ ная разработка проектов, организация групп взаимопомощи и др. Это особенно, важно для категории учащихся, которые в силу определенных причин, например, нарушение опорно-двигатель­ ного аппарата, вынуждены оставаться в четырех стенах своего дома. . - ■ , л..-. Психолого-педагогическая целесообразность-использования компьютеров в обучении детей с недостатками психического и физического развития заключается в создании у ребенка перво­начальной модели взаимодействия с ЭВМ. Формирование-и раз­витие умения общаться с компьютерной программой посредст* вом клавиатуры или «мыши» дает возможность расширить круг специальностей для профессионально-трудовой подготовки а'но-   Hi .. ii ■..... ии i иллектуалиаироватьтрадиционные про­ фили Помимо явного образовательного смысла, новые информаци­онные технологии несут в себе широкие возможности для прове­дения коррекционной работы в специальных школах. Это новый стимул для активизации всех психических процессов и особен­но для операциональных компонентов мышления, наиболее бла­гоприятная среда для формирования навыков переноса и усло­вие перехода с наглядных уровней мышления на абстрактные. Однако компьютер не заменяет традиционного обучения, а дол­жен органически входить в систему учебно-воспитательной ра­боты. В этих условиях процесс обучения сочетает в себе две взаимо­связанные и взаимодополняющие функции компьютера: средст­во формализации знаний о предметном мире и активный элемент этого мира, инструмент измерения, отображения и воздействия на него. Традиционный подход в обучении, как правило, огра­ничивается работой с условными изображениями. Действия ре­бенка с символической предметностью компьютера должны быть построены таким образом, чтобы они исходно содержали в себе возможность возврата по мере необходимости к предметно-прак­тическим действиям с натуральной наглядностью и составляли с ней единое целое. В качестве средства обучения, воспитания и развития учащих­ся специальных школ компьютеры применимы практически во всех формах учебно-воспитательного процесса: науроках.круж-ковых, факультативных занятиях, для самостоятельной работы как сильных, так и слабых-учащихся. Они служат активизации учебной деятельности, индивидуализации обучения, экономии времени, контролю знаний и другим целям. Особенностью использования компьютерных программ в спе­циальных школах является взаимодействие учащихся с маши­ной через учителя. Складывается своеобразный дидактический треугольник: компьютер — учитель — ученик. В первую очередь это характерно для вспомогательной школы. Учителю приходит­ся уточнять у учащихся понимание задания, оказывать по мере необходимости помощь в его выполнении, следить за целенаправ­ленностью действий, подводить к правильным обобщениям, опи­раясь не только на содержание программы, но и на весь имею­щийся опыт ребенка. Однако это не означает, что диалог умст­венно отсталого ребенка с компьютером исключается вообще. Все зависит от степени сложности компьютеризированного матери­ала, способа управления программой и психологической готов­ности ребенка. - Для лиц с тяжелыми ограничениями в развитии компьютер используется как средство стимуляции нервно-психической ак­тивности. Программно педагогические средства (ППС) в форме компьютерных игр пониженной сложности служат формирова­нию и коррекции как отдельных сторон познавательной деятель­ности, так и целостных процессов. Например, для коррекции зрительного, слухового восприятия, отработки ориентировочно-поисковых движений глаз, коррекции пространственных нару­шений. С помощью компьютера можно максимально индивиду­ализировать объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость. Компьютерные программы пред­полагают тщательно выверенную поэтапность, невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего, занима­тельность, разнообразные комбинации упражнений. Идея использования компьютера как средства упрощения процесса обучения лежит в основе современной методики специ­ального образования. С этой целью была создана комплексная компьютерная система (США, штат Конектикут), которая на­правлена на развитие двигательных и познавательных действий. Эта мультисенсорная система включает в себя компьютерную рабочую станцию, рабочий стол, специально разработанное про­граммное обеспечение, цветные пластинчатые матрицы, кубики, карты, слайды, объемные клавиши управления и специально сконструированную клавиатуру. Все это составляет единое целое с различными видами ручной деятельности. Система ориентирована на детей с недостатками зрения, слу^ ха, речи, концентрации внимания и памяти, синдромом гипер­активности с дефицитом внимания, неполноценности общей ко­ординации движений и координации «глаз рука». При этом особо учитываются требования пользователей с ДЦП, мышечной атрофией и другими подобными болезнями. Высота стола управ­ления может варьироваться в зависимости от потребностей поль­зователя, что дает возможность активной деятельности даже больному, находящемуся в инвалидном кресле. Расположение инвалида в центре системы придает ему чувство, уверенности и силы, а значит позитивно воздействует на его самоощущение, самосознание и самовосприятие. Клавиатура, размеченная в соответствии с функцией каждой клавиши, состоит из шести больших кнопок: 4 клавиши, указы­вающие направления пространства, и 2 клавиши для ввода и пробела. Конструкция клавиатуры уменьшает возможность не­правильных ответов. Пользователю предлагается меньшее чис­ло возможностей выбора, чем на стандартной клавиатуре ком­пьютера, что, способствует большей концентрации внимания на предмете деятельности. Кроме того, функции клавиш варьиру­ются в соответствии с различными направлениями деятельнос­ти и задаются непосредственно педагогом. Учащиеся могут воз­действовать на них не только пальцами, но и по мере необходи­мости (вынужденности), ладонью, тыльной частью кисти или локтем. Виды деятельности зависят от уровня умственных идвига- тельных навыков ученика. В некоторых заданиях, выполняемых . с помощью функционально размеченной клавиатуры, устная обратная связь реализуется через компьютерную программу до­ полнительного сенсорного канала, который улучшает усвоение предмета пользователем. Обучение включает манипулирование реальными предметами и усиление обучающего воздействия ра- " боты с компьютером, а также живым звуком. ; Результат обучения повышается такими педагогическими приемами, как поощрение обучаемого в случае активного исполь- ,; зования им всех органов чувств во время занятий. Так, обучае- '} мый может одновременно осязать предметы и манипулировать ■' ими, следить за экраном компьютера и слушать аудио-ответ, вое- ," производимый машиной, выполняя при этом задания руководи­теля. Система помогает развивать познавательные навыки и расши­ряет знания обучаемых в следующих основных областях; визу­альное восприятие и память; слуховая,намять; пространствен­ная ориентировка; координация; аналитико-синтетическая де­ятельность; категоризация; сравнение, суждение; результат, причина, взаимосвязь; последовательность; арифметические дей-ствия; планирование; понимание знаков и символов; речевые & социальные навыки; независимость. Основные изучаемые пред­меты: цвета, геометрические формы, целое и часть, размеры, направления, арифметические понятия, симметрия; язык: наи­менования, понятия, ассоциации, предлоги; эстетика. При этом обеспечивается -гибкость в выборе использования различных ком­понентов системы. Можно утверждать, что это уникальная, принципиально новая среда обучения. Эффективный путь использования информационных техно'ло-1 гай в дошкольном-и специальном, обучении- открываеттехноло-гия «сенсорный экран». Для диалога с машиной достаточно вла-* деть простыми указательными жестами, которые значительно упрощают и заменяют работу со специальными манипулятора­ми типа мыши, джойстика, рекбола. Касание экрана указкой, ручкой, пальцем или рукой позволяет просматривать детские интерактивные энциклопедии, управлять действиями персона­жей интерактивных мультфильмов, развивающих игр. Основан­ный на суперсовременных технологиях магнитно-резистивных поверхностей сенсорный экран абсолютно безопасен и Соответст­вует жестким стандартам экологии европейских стран. В связи с началом осуществления в 1990 году совместного проекта Гособразования СССР и корпорации IBM «Нетрудоспо­собные дети и инвалиды» (проект охватил 7 центров на базе де­фектологических факультетов в гг. Москва, Ленинград, Минск, Ташкент, Алма-Ата, Свердловск, Киев) в странах СНГ стали из­вестны две сугубо специальные коррекционные программы: «Ви­димая речь» и «Экранный чтец». Обе они постоянно развивают­ся и совершенствуются. Программа «Видимая речь» является средством формирова­ ния и коррекции произношения, позволяет также работать над высотой голоса, громкостью, темпом речи, интонацией. Первая ее версия была создана на основе десятилетнего эксперименталь­ ного исследования, проведенного специалистами 29 стран мира. «Видимая речь» позволяет работать как с нормально слышащи­ ми детьми, так и с лицами, имеющими нарушения слуха, слабо­ слышащими и глухими, при этом невозможность пользоваться слуховым контролем речи заменяется зрительным контролем, о чем весьма красноречиво свидетельствует название программно­ го обеспечения. " Программа «Экранный чтец» предназначена для незрячих и слабовидящих. Она позволяет компенсировать утраченное зре­ние озвучиванием той информации, которая обычно выводится на монитор (н"аличие его необязательно), либо распечаткой текс­та на принтере с брайлевской строкой, Проект «Нетрудоспособные дети и инвалиды» позволил от­крыть ранее неизвестную эмоционально-нравственную роль ком­пьютера в жизни человека. Об этом свидетельствуют отрывки из сочинений учащихся 6 класса'школы № 101 для глухих-детей г. Москвы: «Компьютер — это1 нужная вещь. Компьютер иомо-   2047088��8378268165776�15��686166137 t'tioT мин, кик aiiii'i'i. .цинк. Я думаю, что компьютер ум,нее, лучше ihmix. В компьютерном; классе у меня настроение лучше всего. В компьютерном классе я чувствую себя, как король. Когда про­ шу компьютер помочь, он помогает, а когда прошу учителя, учи:' тель говорит: «Думай сам!» Компьютер всегда добрый, а учите­ ля— иногда...». • Учащиеся с особенностями психофизического развития отме­чали также «милосердие» компьютера, когда в каждой игре у тебя есть несколько жизней, а в реальности, «если человека уби­ли, то он уже никогда не воскреснет». Осуществление проекта стимулировало активизацию поисков в данном направлении: в институтах стали открываться лабора­тории, ведущие тематические разработки, в журнале «Дефекто­логия» появилась постоянная рубрика «Компьютер в руках де-фектолога». Наиболее известные в практике разработки: «Рече­вой калейдоскоп» (НПО «Каскад», Санкт-Петербург; «Филипок» (КУДИЦ, Москва); «КОСПР» (Минск). Практически все они ис­пользовали нестандартные внешние устройства обработки речи, заменяющие современные дорогостоящие звуковые платы. На базе компьютерных технологий создаются слухоречевые комплексы. Так,.комплекс «Коммуникация» подготовлен в со­ответствии с традиционной методикой произношения и предус­матривает возможность работы с различными категориями обу­чаемых, начиная с раннего возраста. Аппаратно-программные возможности позволяют комплексу выполнять все функции, ха­рактерные для персонального компьютера; озвучивать конфе­ренц-зал; использоваться в качестве индивидуального слухоре-чевого тренажера; совместно с «индукционной петлей» высту­пать в качестве музыкального центра для озвучивания занятий ритмикой, проведения дискотек; исполнять роль, библиотеки учебников, методических рекомендаций и указаний. Важнейшая часть комплекса — цикл программ «Речевая, коммуникация», включающий в себя специально подготовленный набор обучаю­щих, развивающих и коррекционных программ, предназначен­ных для формирования и коррекции устной речи у детей и взрос­лых (нарушение звукопроизношения, устранение фальцета и

ДР-)-.

Это —■ аудиометр, база данных, программные циклы «Живой

звук», «Голоса животных», «Голоса птиц», «Звуки и.буквы», «Ритмико-интонационная структура речи.» (htip:// surdosevis.narod.ru/corr.Jh-tm)>


В последнее время компьютерные технологии находят широ­кое применение во всех областях дефектологии, но особенно в логопедии. Так, для восстановления и модификации голосовой функции, при лечении заикания и логоневрозов используется специальное программное обеспечение типа BreaihMaker. Суть методики состоит в создании и закреплении стереотипа плавно­го произношения слов и фраз без спастических движений благо­даря изменению речевого цикла. В процессе тренинга происхо­дят следующие изменения; разрыв патологических связей меж­ду восприятием и произношением собственной речи, образование новых компенсирующих, условных связей. Человек с той или иной речевой патологией говорит в микрофон и затем слышит себя в наушниках после видоизменения своей речи компьютер­ной программой. Программа обеспечивает такое изменение речи, при котором естественным образом устраняется перевозбужде­ние речевых центров, происходит автоматическая установка пра­вильного дыхания. Человек вынужден подстраиваться под свою исправленную речь, которую он слышит в наушниках, и говорить неправильно ему становится уже неудобно.

Определенный вклад в развитие компьютерных технологий в специальном образовании внесли разработки лаборатории авто­матического распознавания и синтеза речи Института техничес­кой кибернетики Национальной академии наук РВ и Региональ­ного компьютерного центра, на базе которого был создан пакет компьютерных программ «Рабочее место дефектолога».

Компьютерный мир меняется стремительно быстро, здесь от­счет времени ведется не годами, а порой даже и не месяцами. Отрадно отмечать, что он служит не только интересам бизнеса но и находит все более широкое применение в специальном об­разовании, значительно расширяя горизонты коррекционной деятельности педагога.

Вопросы и практические задания

1. В чем педагогическая суть новых информационны^ технологий?

2. Какие функции может выполнять компьютерная техника в специ­альном образовании?

3. Перечислите недостатки и нарушения, которые могли бы быть ском­пенсированы с помощью компьютерных технологий. ■ - - ■

4. Разработайте фрагмент занятия по обучению грамоте с применени­ем компьютера, используя различные шрифты.


 




9999999�


Пии|пну||.1 дли самообразования к-

.■Ui.<cn.6etpi В. И., Юдилееич А. Л:,.Белоножко О. П. Диагностические и коррекциоиные аспекты использования компьютеров в работе с де­тьми»,имеющими нарушение познавательной деятельности //Дефек­тология. 1991. № 6. .

Варенова Т. В. Особенности использования компьютерных технологий в специальном образовании..// Интеграция аномального ребенка в современной системе социальных отношений/ Материалы Всёукра-инской науч.-йр'йкт. конф; Киев, 1994. '■

ВЫрэнава Т. Б. Новая шфармацыйная тэхнаяопя у спецыяльнай аду-
кацы!. У Кн. 1нтэграцыйнаЯ тэндэнцыя ва удасканалейш падрых-
тоуга студэнтау-дэфектолагау ва умовах нацыянальнага адрадгкэн-
на, MIhck,J.993. ..... - ■*;■•,- -

Кукушкина О. И. Компьютеры. в специальном; обучении. Проблемы,
поиски,.подходы.// Дефектология.1994. Щ№ 5,.fi. ..,

Новые.информационные технологии в дошкольном образовании / Под,
ред.'Ю.М. Горница. М., 1998. '"■' ".; """

Смирнова Т. IT. Использование компьютерной программы «Видимая
речь II» в коррекции речи детей с ринолалией // Дефектология.
2001. №5. ' -:

3.5. Формы организации учебного процесса

Знание, различно переданное, будет иметь совершенно различное действие на учащихся.'

. . - ;, ■ . ■-. ' П.Ф.Каптперев

Организационные формы обучения — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляе­мой в- определенном порядке и режиме (И. П. Подласый). Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенству­ются в связи с развитием дидактических систем. Формы органи­зации обучения классифицируются до разЛйчнвШ критериями количеству учащихся, месту 'учебы, продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, кол­лективные, групповые, микрогрупповые щ индивидуальные фор* мы обучения. По месту учебы различают школьные,» внешколь­ные формы.


Классно-урочная система-обучения-,; элементы которой воз­никли еще в XVI веке в братских школах Белоруссии и Украи­ны?, до сих пор остается наиболее распространенной в мире. Особенности и признаки классно-урочной системы обучения: в основной единицей дидактического цикла и формой ор­ганизации обучения является урок;

• урок, как правило, посвящен одному учебному предме­ту, и все учащиеся работают под руководством учителя;

• ведущая роль учителя состоит в том, что он не только ор­ганизует процесс передачи и усвоения учебного материала,: но и оценивает результаты учебы учащихся и уровень обу-ченности каждого ученика, а в конце года принимает реше­ние о переводе учащихся в следующий класс по своей дис­циплине;

• класс — это основная организационная форма объедине­ния учащихся приблизительно одного возраста и уровня подготовки (как правило, состав класса на протяжении учеб­ного года почти не изменяется);



2016-01-02 846 Обсуждений (0)
Современные подходы в специальном образовании 18 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Современные подходы в специальном образовании 18 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (846)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)