Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Социальные взаимодействия



2016-01-02 1095 Обсуждений (0)
Тема 3. Социальные взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок




Социология

Методические указания к практическим занятиям для студентов

очной и заочной формы обучения для всех направлений

 

 

Красноярск 2015

 

Издаётся по решению научно-методического совета НОУ ВПО СИБУП

 

Рецензент:

В.А. Козловская,

кандидат философских наук, доцент, профессор СИБУПа, зав. кафедрой общественных наук

 

Фомина Н.В.

Социология: методические указания к практическим занятиям для студентов очной и заочной формы обучения / НОУ ВПО СИБУП. – Красноярск, 2015. – 35 с.

 

В предлагаемом издании приведены темы и планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов, перечень контрольных вопросов, вопросов для зачета, тренировочные тесты, глоссарий и список основной и дополнительной литературы.

 

© НОУ ВПО СИБУП, 2015

© Фомина Н.В., 2015

 

 

Содержание

 

Введение
Содержание разделов
Тема 1. Социологическая мысль в ХХ в.: основные направления западной социологии
Тема 2. Социология как наука
Тема 3. Социальные взаимодействия
Тема 4. Социальные группы
Тема 5. Личность в системе социальных взаимодействий
Тема 6. Общество как объект социологии
Тема 7. Социальная стратификация и социальная мобильность
Тема 8. Культура как фактор социальных изменений
Вопросы для подготовки к зачету
Тренировочный тест
Список литературы

 

Введение

Социология как наука уникальна тем, что ею разработано несколько стратегических теорий развития общества, с позиций которых можно по-разному взглянуть и различным образом объяснить окружающий мир. Многообразие социологических подходов вызвано сложностью, многомерностью самого человеческого общества, равно как и сложностью внутреннего мира человека, который оценивает и познает реальность с самых разнообразных точек зрения. Только физический мир однозначен и последователен, поскольку он создан природой, а не человеческими существами. Социальная же реальность не только многомерна, но и многозначна. Создавая ее, человек не только измеряет и анализирует, он еще оценивает, переживает, критикует, принимает и отвергает, наделяет окружающее символическим значением, порождает иллюзии и вымыслы.

Двойственность того мира, который приходится изучать социологии, придала этой науке двойственный теоретический статус. Социология является не только социальной наукой, подобно экономике или психологии, но также и гуманитарным знанием, как философия или искусствоведение. Такое необычное размещение социологии в структуре научного знания безгранично расширяет круг ее возможностей.

Современная социологическая наука представляет собой базовую отрасль наук об обществе. Как учебная дисциплина, социология, в свою очередь ориентирована на формирование у студентов теоретического понимания и осмысления того многообразия социальных процессов и явлений, в которые молодые люди оказываются включенными в своей повседневной жизни.

Данная работа предназначена для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по курсу «Социология» и ориентирована на студентов всех специальностей очной формы обучения.

Семинарские занятия являются составной частью учебного курса социологии. Логика изложения основ социологической науки воспроизводит один из главных принципов современного социологического общественной жизни: социальная жизнь есть не что иное, как активное и целенаправленное созидание людьми социальных отношений, форм жизни. В соответствии с этим тематическое содержание практических занятий включает темы, которые помогут студентам выработать навыки саморефлексии и осознать себя активными участниками социальных процессов и явлений.

Целью работы является формирование систематизированных представлений о социальной жизни, законах и закономерностях функционирования общества, т.е. совокупного знания по социологии. Данная цель предполагает реализацию следующих практических задач:

– сформировать у студентов целостное видение общества и социальной жизни на основе теоретического понимания практического материала.

– выработать умения и навыки анализа социальных явлений, процессов и событий, а также предвидения их развития на основе привлечения теоретического знания.

– стимулировать общественную активность студентов как самостоятельных субъектов социальных отношений, способствовать их жизненной и профессиональной ориентации.

Структура пособия построена в соответствии с обозначенными задачами и включает перечень тем семинарских занятий. В свою очередь, структура каждой из тем, построена таким образом, чтобы максимально способствовать самостоятельной подготовке студентов. Главными ориентирами в этом процессе являются пункты плана, опираясь на которые студенты должны готовить основной материал. Отдельные вопросы и аспекты отражены в темах сообщений, которые студенты выбирают по собственной инициативе или инициативе преподавателя. Основной и дополнительный списки литературы должны помочь студентам с подбором литературы и источников для подготовки к занятию. Особое внимание следует уделить ответам на контрольные вопросы и выполнение заданий, т.к. это поможет студентам проверить, насколько хорошо и всесторонне изучен основной материал. Выполнение заданий, связанных с заполнением таблиц, обязательно и считается неотъемлемой частью самостоятельной подготовки студентов к семинарскому занятию. Для более глубокого и содержательного понимания темы обозначены основные понятия.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Тема 1. Социологическая мысль в ХХ в.: основные направления западной социологии

 

План:

1. Структурный функционализм Т. Парсонса, Р. Мертона.

2. Конфликтологическая концепция Р. Дарендорфа.

3. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

4. Символический интеракционизм: Дж. Г.Мид, Ч.Х.Кули, Г. Блумер.

 

Методические рекомендации:

Социологическая мысль была раньше и является сейчас ответом на кризис динамично развивающегося общества. На протяжении ХХ века западная социология претерпела значительную эволюцию и к настоящему времени представляет собой довольно сложную систему идей, концепций, теорий и методов. К наиболее крупным направлениям или, социологическим парадигмам, современности относят: структурный функционализм, теорию социального конфликта, этнометодологию, символический интеракционизм. Представители структурного функционализма Т.Парсонс и Р.Мертон рассматривали общество как саморегулирующуюся и самодостаточную систему. Все части этой системы интегрированы в целостный организм и выполняют соответствующие функции. Для Парсонса система – устойчивый комплекс повторяющихся и взаимосвязанных социальных действий, которые выступают как ячейка общества. Элементарная форма, при помощи которой действия людей вписываются в социальную систему, являются социальные роли. При посредстве социальной роли индивид интегрируется в структуру того или иного социального института и всей социальной системы в целом. Структуру социальной системы, таким образом, составляют четыре компонента: ценности, нормы, коллективы и роли. В своем развитии социальная система должна стремиться к самосохранению посредством интеграции своих элементов, укрепления внутреннего порядка, поддержания равновесия, в котором над конфликтом доминирует согласие. В отличие от Парсонса Р.Мертон делает акцент на изучении дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений в социальной жизни. Дисфункцию он понимает как такое последствие социальной деятельности, которое угрожает единству общества, ослабляет саморегуляцию этой системы. По мнению Мертона, для объяснения определенного общественного явления нужно искать не только те следствия, которые ожидаемы, но и побочные, непредвиденные (основано на различении Мертоном скрытых, или латентных функций), исследовать позитивные и негативные следствия этого явления (основано на различении функции и дисфункции). Противоположный структурному функционализму стиль социологического мышления – конфликтологическое направление. Теории социального конфликта рассматривают общество как совокупность конфликтующих группировок, исследуют роль различных факторов в конфликтах. Общество всегда находится в нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами. Поэтому в основе развития общества лежит не согласие, а конфликт. Одним из представителей конфликтологического направления является Р.Дарендорф. Конфликт, по Дарендорфу, - исходная клеточка социальной жизни. Социальный конфликт – не просто реальность, а норма развития социальной системы, средство реализации интересов. Поэтому проблема не в том, чтобы избежать конфликтов, а в том, чтобы направить развитие конфликта в определенное русло. Такой конфликт из разрушительного превращается в созидательный, не тормозит, а стимулирует позитивные изменения. Термин «этнометодология» был введен Г.Гарфинкелем. Сфера явлений, которыми занимается этнометодология, - это повседневные, обыденные, практические действия людей и их практическое мышление. Задача этнометодологии – показать существование общества в этих формах повседневного поведения и обнаружить в них скрытые общие структуры, поддерживающие существование всего общества. Это те модели, о которых люди сами не подозревают, но в соответствии с которыми в повседневности строят свои взаимоотношения и неосознанно соотносят свое поведение (классический пример такого социального порядка – очередь). Делая обыденную жизнь предметом своего исследования, этнометодология стремится обнаружить такие ее черты, которые становятся основой практического решения и действования. Гарфинкель именует эти черты повседневной деятельности «фоновыми ожиданиями». Это те представления индивида о социальном мире, которые в ходе взаимодействия выступают в качестве «правил». Эти правила лежат в основе норм социальной жизни. Поэтому их знание необходимо для воспитания и образования. Символический интеракционизм (от англ.interaction - взаимодействие) возник как реакция на структурно-функционалистские макротеории, пренебрегающие изучением роли межличностных взаимодействий (интеракций) в создании и функционировании социальных структур. Эта теория анализирует взаимодействия людей с помощью интерпретации символов, ее создателями являются американские социологи Дж.Г.Мид, Ч.Х.Кули, Г.Блумер. Представители этого направления полагают, что общественную жизнь можно понять только анализируя поведение индивидов. Основное понятие – понятие коммуникации, обозначающее общение с помощью языка и жестов. Взаимодействие отождествляется с коммуникацией (особенно подчеркивается роль лингвистической коммуникации). Практически все взаимодействия людей предполагают обмен символами. Важнейшие из символов находятся в языке, поэтому решающее значение человеческому общению придает язык. В символическом взаимодействии люди интерпретируют жесты, слова и действуют на основе значений, полученных в процессе интерпретации. Иными словами, надо определить смысл слов, действий и мотивов, чтобы выбрать правильную ответную реакцию. Таким образом, общение – это обмен взаимно понятными символами с целью достижения практических результатов в совместной деятельности.

 

Основные понятия:

Структурный функционализмнаправление в западной социологии ХХ в., представители которого рассматривают общество как саморегулирующуюся систему, все части которой интегрированы в целостный механизм и выполняют соответствующие функции.

Теория социального конфликта – направление в западной социологии ХХ в., рассматривающее общество как совокупность конфликтующих группировок и исследующее роль различных факторов в конфликтах.

Этнометодология– направление в западной социологии ХХ в., представители которого изучают существование общества в формах повседневного поведения и обнаруживают в них скрытые общие структуры, поддерживающие существование всего общества.

Символический интеракционизмтеория в современной западной социологии, представители которой анализируют взаимодействия людей с помощью интерпретации символов.

 

 

Вопросы и задания:

1. Какие концепции получили распространение в социологии ХХ века? Почему?

2. Как понимали общество представители структурного функционализма?

3. Что обеспечивает стабильность и устойчивость социальной системы в теории Т.Парсонса?

4. Почему Р.Мертон уделял особое внимание дисфункциональным явлениям в социальной системе?

5. Что имел в виду под латентными функциями социальной деятельности Р.Мертон?

6. Какое значение имеет для развития общества конфликт в концепции Р.Дарендорфа? Почему неизбежны конфликты в обществе?

7. Что является предметом исследования этнометодологии? Почему?

8. Приведите примеры моделей повседневного поведения людей, «фоновых ожиданий».

9. Как понимали взаимодействие людей представители символического интеракционизма?

10. На основе подготовленного по теме материала заполните таблицу (табл. 1).

 

Таблица 1

Характеристика основных направлений западной социологии в ХХ в.

 

Направление Представители Предмет изучения Основная идея
       
       

 

Темы докладов:

1. «Философия действия» П.Бурдье.

2. Гендерная социология.

 

Тема 2. Социология как наука

 

План:

1. Структура социологии и социологического знания.

2. Место социологии в системе наук.

3. Социология и другие науки: история, политология, психология.

4. Функции социологии.

5. Социальное действие: его типология и специфика.

 

Методические рекомендации:

Социология – сравнительно молодая наука, но за полтора с небольшим века своего существования ею накоплен огромный теоретический и эмпирический материал. В настоящее время структуру социологии разделяют на уровни: 1)уровень эмпирических социологических (или конкретно-исторических) исследований, главная научная цель которых – добыча конкретных фактов, их описание, классификация, интерпретация. 2)социологические теории среднего уровня, которые весьма многообразны и описывают фактически все более или менее значимые социальные подсистемы: социология семьи, социология религии, социология образования, социология организации, социология права, экономическая социология и т.п. 3)общесоциологические теории – образуют высший уровень социологического знания и исследуют общество как единую систему, взаимодействие ее основных элементов, основы функционирования и развития общества как социального организма. Структуру социологического знания составляют макросоциология и микросоциология, что отражает различные уровни анализа в социологической науке. Макросоциология – теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей – социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Микросоциология – это область социологического знания и познания, которой принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Социальные явления, человек в системе общественных связей являются предметом изучения двух комплексов наук – гуманитарных и социальных. Для последних характерно достаточно конкретное осмысление исследуемых проблем социальной жизни и именно к ним относится социология. История, политология, психология имеют единый с социологией объект исследования, но различаются конкретными интересами и подходами к ними, т.е. отличаются предметом исследования. С другой стороны, каждая из этих наук тесно связана с социологией, т.к. она изучает социальную реальность в совокупности ее множества проявлений. Социология как наука выполняет функции: теоретико-познавательную, преобразовательную, прогностическую, мировоззренческую. Отграничить сферу социальной жизни от более широкой от более широкой области жизнедеятельности человека позволяет понятие социального действия. Социальное действие – это преднамеренный, целенаправленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия. Т.е., по определению М. Вебера, для того, чтобы действие стало социальным оно должно отвечать двум условиям: 1)преднамеренность, мотивированность и 2)ориентированность на других. М.Вебер предложил типологию социальных действий. М. Вебер выделял различные типы социальных действий: целерациональный, ценностно-рациональный, традиционный, аффективный. С точки зрения структурного плана любое действие включает два обязательных элемента: субъект (того, кто совершает действие) и объект (того, на кого это действие направлено). В функциональном аспекте выделяют два этапа действия: 1)этап, на котором субъект ставит перед собой цель. Цель можно определить как образ процесса и результата, к которому должно привести действие. 2)этап, на котором он достигает (или пытается достичь) результата, используя определенные средства. Отбор средств может подчиняться как рациональным, так и ценностным критериям, а также осуществляться на основе традиции.

 

Основные понятия:

Макросоциология– это теоретические и эмпирические исследования больших социальных систем и структур.

Микросоциология– это область социологического знания и познания, в которой на первый план в изучении выступают механизмы поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений.

 

Вопросы и задания:

1. Какие уровни можно выделить в структуре социологической науки? Как вы объясните такое деление?

2. В чем различие исследовательских задач каждого из этих уровней?

3. Определите, к какому уровню социологического знания – макросоциологии или микросоциологии – относятся следующие теории и концепции: структурный функционализм, конфликтологическое направление, этнометодология, символический интеракционизм.

4. В ХIХ веке О. Конт во всеобщей классификации наук поставил социологию на самую вершину знаний – выше математики, физики и биологии. На какое место поставили бы вы современную социологию? Почему?

5. В чем сходство и различие социологии и других социальных наук?

6. Как вы думаете, смогла бы социология развиваться, не привлекая данные других наук?

7. Назовите и охарактеризуйте функции социологии. Приведите примеры выполнения социологией своих функций.

8. Что отличает социальное действие от простого действия человека?

9. Как характеризовал каждый из типов социального действия М. Вебер?

10. Охарактеризуйте ваши действия в течение дня с точки зрения отнесения их к социальным.

 

Темы докладов:

1. Социальный факт и социальная реальность в социологии Э. Дюркгейма.

2. Понимающая социология М. Вебера.

Тема 3. Социальные взаимодействия

 

План:

1. Понятие социального взаимодействия, его характеристики и особенности.

2. Теории социального взаимодействия (Дж. Хоманс, Дж.Г. Мид, Г.Блумер, Г.Гарфинкель).

3. Типология социальных взаимодействий.

4. Средства обмена в структуре социальных взаимодействий.

Методические рекомендации:

Тот факт, что любое действие всегда совершается в рамках общества, имеет отношение к другой категории социологии – социальному взаимодействию. Именно из социальных взаимодействий, которые субъекты направляют друг на друга, складывается социальное взаимодействие. Взаимодействие (интеракция) – это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого. Любое взаимодействие предполагает по меньшей мере двух участников. Социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь, которая предполагает наличие реакции, а, следовательно, социальное взаимодействие должно быть направлено на другого человека. П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия: 1)участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т.е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т.д. 2)участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т.е. использовать одни и те же символы для самовыражения. Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и на макроуровне. Взаимодействие на микроуровне – это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т.д. Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом. Не следует отождествлять взаимодействие с общением, коммуникацией. Это понятие гораздо более широкое, поскольку предполагает не только прямой обмен информацией, но и косвенный обмен смыслами. Проблемы и аспекты социального взаимодействия разрабатывают и трактуют различные социологические теории. Одной из наиболее известных и основательно разработанных концепций, описывающих социальное взаимодействие, считается теория обмена. Теория обмена была создана американским социологом Дж. Хомансом на основе психологической концепции бихевиоризма. Согласно теории обмена, поведение человека обусловлено ожидаемым результатом, а именно вознаграждением, которое он ожидает получить. Хоманс сформулировал и другие принципы, которые также могут применяться при анализе социального взаимодействия. Он предложил «принцип наименьшей заинтересованности», в соответствии с которым участник взаимодействия, наименее в нем заинтересованный, получает право диктовать формы данного взаимодействия. Теория социального взамодействия, предложенная символическими интеракционистами Дж.Г. Мидом и Г. Блумером, вносит коррективы в теорию обмена Хоманса. С точки зрения символического интеракционизма действие не может быть сведено к цепочке «стимул – реакция», поскольку человек должен интерпретировать стимул, прежде чем реагировать на него. Между стимулом и реакцией должен располагаться символ. Символом является практически любая вещь, любое явление, т.е. все то, чему мы придаем какое-то значение: выражение лица, поступки всегда интерпретируются в процессе взаимодействия: нам нужно понять, чего хочет человек, что он испытывает, какие намерения имеет и т.д. Без этого взаимодействие невозможно. С точки зрения Г. Гарфинкеля, основателя этнометодологии, взаимодействия между людьми регулируются правилами, которые люди принимают на веру, в готовом виде. Это обычно скрытые, неосознаваемые механизмы социальных взаимодействий. На примере своих экспериментов, где нарушались эти устойчивые механизмы и стереотипы поведения, Гарфинкель показывал, насколько тщательным образом сконструирован социальный порядок повседневной жизни. Классификация типов социальных взаимодействий, сформулированная П. Сорокиным, предполагает в качестве основания выделение различных факторов. 1)в зависимости от количества и качества индивидов, участвующих в процессе взаимодействия: между двумя одиночными индивидами, между одиночным индивидом и группой, между двумя группами; 2)в зависимости от характера актов (действий), совершаемых взаимодействующими субъектами: одностороннее и двустороннее, длительное и временное, шаблонное и нешаблонное, сознательное и бессознательное, интеллектуальное, чувственно-эмоциональное и волевое и т.д. 3)в зависимости от проводников: вербальное и невербальное, непосредственное и опосредованное. Под средствами обмена в социальных взаимодействиях следует понимать различные социальные ценности. К средствам обмена можно отнести материальные ценности (деньги, товары и т.д.), социальные ценности (безопасность, стабильность условий существования и т.д.), интеллектуальные ресурсы (знания, профессиональные навыки, опыт в виде пережитого знания и др.), уважение (признание заслуг, престиж, слава), уступки (изменение поведения, господство – подчинение).

 

Основные понятия:

Интеракция– взаимодействие людей – это процесс воздействия субъектов друг на друга, в котором каждое действие обусловлено как предыдущим действием, так и ожидаемым результатом со стороны другого.

Теория обмена– концепция, описывающая социальное взаимодействие как стремление людей к получению выгод и вознаграждений, а также к обмену этими выгодами и вознаграждениями.

Средства обмена – различные социальные ценности: материальные, социальные, интеллектуальные, и т.д.

 

Вопросы и задания:

1. Чем отличается взаимодействие людей от взаимодействия между другими живыми существами?

2. Почему взаимодействия людей называются социальными?

3. Какие условия необходимы для возникновения социального взаимодействия? Приведите примеры взаимодействия, которые не могут быть названы социальными.

4. Назовите и охарактеризуйте уровни социального взаимодействия.

5. На чем основана теория обмена Дж. Хоманса? Согласны ли вы с ее принципами?

6. Что отличает теорию обмена Дж. Хоманса от теории социального взаимодействия символических интеракционистов?

7. На основании чего, по мнению Г. Гарфинкеля, люди осуществляют социальные взаимодействия?

8. Какие основания и соответствующие типы социальных взаимодействий называл П. Сорокин?

9. Используя типологию социальных взаимодействий попытайтесь определить тип ваших взаимодействий с различными людьми.

10. Что понимают под средствами обмена в структуре социальных взаимодействий?

 

Темы докладов:

1. Сотрудничество и соперничество как формы социальных взаимодействий.

2. Конфликт как разновидность социального взаимодействия.

 



2016-01-02 1095 Обсуждений (0)
Тема 3. Социальные взаимодействия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Социальные взаимодействия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1095)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)